Статья " Формирование гражданственности и патриотизма в старшем дошкольном возрасте в условиях взаимодействия семьи и детского сада".
статья (старшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

Формы и методы взаимодействия с дошкольниками и семьей по патриотическому направлению воспитания в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада»

Ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к Родине, преданности своему Отечеству принадлежит системе образования.

Понимая важность данного вопроса, одним из приоритетных направлений в работе ДОО является гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. В детском саду имеется необходимое ресурсное обеспечение данного направления.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

Дошкольное детство является периодом открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. Именно педагоги детского сада могут заложить в детей то зерно патриотизма, которое в дальнейшей жизни уже взрослого человека будет твёрдой основой гражданственности, морали, воспитанности и любви к Родине.

В старшем дошкольном возрасте объем материала значительно расширяется. Воспитание любви к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности. Это, например, «спортивно-патриотическая игра «Зарница», ставшая традицией в нашем детском саду,  

Также традиционная акция «Письмо солдату» с организацией творческой мастерской - конструирование из бумаги «Фронтовой треугольник» (изготовление памятных подарков для ветеранов ВОВ и участников СВО).

Музыкальная гостиная: «Песни военных лет», Мероприятие. «Никто не забыт. Ничто не забыто», во время которого организуем познавательное рассматривание коллекции открыток о ВОВ, «Курская дуга», на объекте «Стена творчества и познания». То есть задействованы самые разнообразные виды детской образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество, физическая культура, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки) и другие.

Тематические блоки реализуются через ряд краткосрочных детско-взрослых проектов: «Мой родной город», «Русский народный костюм».

 Также, например, «Священный праздник – День Победы», «Россия - гордость» и другие проекты «Москва –столица», «Красная книга Белгородчины».

Важный воспитывающий потенциал несет в себе предметно-пространственная развивающая среда. В нашей группе организован патриотический центр, мини-музей воинской славы. Есть мобильный музей в чемодане, содержание которого наполняется в соответствие с тематическим модулем: это и русская народная игрушка, и техника на защите Родины, музей матрешки, мини-музей боевой славы.

Оформлена с непосредственным участием семей воспитанников «Книга памяти» (ко Дню Победы в ВОВ).

Экспозиции в Уголке боевой славы – это макет «Дерево славы», «Памятная книга о Героях-Лебединцах».

Оформляются папки или тематические альбомы для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город», «Губкин и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Народные умельцы».

Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок. Например, Выставка рисунков «ТЕБЕ, РОССИЯ, ПОСВЯЩАЕТСЯ!»

Творческая мастерская с детьми старшего дошкольного возраста по изготовлению объемных макетов Прохоровского танкового сражения «Военная техника».

- природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и другие.

Другие формы взаимодействия с родителями это - поддержание групповых традиций совместным участием в них. Например, «День Защитников Отечества», мастер - класс от гостя группы «Оказание первой помощи», «Сладкий вечер», «Готовим вместе с бабушкой»;

- конкурсы к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы, создание рисунков, аппликаций, тематических плакатов;

 Кроме того, проходят «Встречи с интересными людьми».

Непосредственно для информирования и просветительской деятельности с родителями организуем:

- информационные стенды, папки-передвижки, библиотека для родителей;

- опросные методы (анкеты, тесты);

- педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие);

- круглые столы, мастерские;

Для родителей систематически оформляются и обновляются информационные стенды: «Широка страна моя родная», «Воспитываем маленького патриота», «Мой город». Пользуется популярностью библиотека выходного дня (родители могут взять книгу для чтения на дом).

Выстраивая совместную деятельность с родителями воспитанников, нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальное исследование по теме: «Формирование просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста в условиях коррекционного детского дома».

    В данной работе, представлена система логопедической работы по формированию просодической стороны речи детей дошкольников в условиях детского дома. Для  проведения данной раб...

Методические рекомендации для педагогов по формированию навыков ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия воспитателя с семьей

Предложенные, рекомендации по формированию навыков ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении, для администрации и педагогов детского сада. Из чего следует, что родители должны уделять больше в...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Круглый стол (открытое занятие для родителей и детей) в группе среднего дошкольного возраста по теме: «Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников».

       Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЕТСКАЯ АНИМАЦИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ рассматривается проектная деятельность государственного дошкольного образовательного учреждения по вопросам воспитания патриотизма и гражданственности старших дошкольников. ...

Формирование эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмо­ционального интеллекта сформировалась достаточно не­давно, но с каждым годом ей уделяется в...

«Развитие гражданственности и патриотизма у детей младшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и детского сада»

Одной из актуальных проблем на сегодня является воспитание в детях основ гражданственности и патриотизма. Ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании любви к Родине, пре...