Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эрудиты Фрёбеля» для детей 3-5 лет
рабочая программа (младшая группа)

Сафарова Зульфия Кямиловна

При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, вестибулярный аппарат, психомоторная координация, концентрация внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, осуществляется первое знакомство с физическими явлениями, такими как механика, динамика, формируются конструктивные умения, навыки черчения, умение видеть формы прекрасного. Применение пособия в практической деятельности с дошкольниками  дает удивительные результаты.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_erudity_frebelya_23-24.docx45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия Кристаллик»

Кировский район г. Саратова

Рабочая программа дополнительного образования

«Эрудиты Фребеля»

для детей 3-5 лет

Воспитатель:

Сафарова З.К.

г. Саратов

 2023-2024гг.

Направленность программы: естественнонаучная  

Срок реализации программы: 2 года

Форма обучения: - очная

Уровень программы – стартовый

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на детей от 3 до 5 лет

Форма занятий

Ведущей формой организации – подгрупповая

Наряду с подгрупповой формой работы осуществляется индивидуальная работа

График образовательной деятельности и режим работы

Занятия проводится в течении 2023 – 2024 учебного года с октября по май месяц два раза в неделю во второй половине дня

Название группы

Возраст

День проведения

Время проведения

Нормативная\

фактическая наполняемость

Руководитель

«Эрудиты Фрёбеля»

1 год обучение

3 – 4

16:00 – 16:15

12 чел.

Сафарова З.К.

«Эрудиты Фрёбеля»

1 год обучение

4 – 5

16:00 – 16:20

12 чел.

Сафарова З.К.

Место проведения: Группа 2.2

 

 

 

№  п/п

 

СОДЕРЖАНИЕ

№ стр.

 

 

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Актуальность программы

4

1.2.

Основные принципы и направления программы

5

1.3.

Цель и задачи программы

7

1.4.

Ожидаемые результаты

9

 

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1.

Возрастные особенности развития детей 3 – 5 лет

10

2.2.

Учебный план

12

2.3.

Календарно-тематическое планирование  

13

 

 

 

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1.

Методическое обеспечение и условия реализации программы

19

3.2.

Список литературы

20

3.3.

Приложения

21

 

I. Пояснительная записка

 

В соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.  Развивающая образовательная среда призвана создавать условия для:  

  •  Формирования общей культуры, включающей аспект духовно-нравственного развития и воспитания;  
  •  Развития физических, интеллектуальных и личностных качеств;  
  •  Формирования предпосылок учебной деятельности;  
  •  Обеспечения возможности достижения социальной успешности;  
  •  Сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста;  
  •  Коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.  

 

При создании развивающей предметно-пространственной образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, необходимо учитывать содержательные, организационные, проектировочные условия в подборе элементов, составляющих содержание интерьера, окружающей обстановки, оборудования, игрушек и образовательных средств.  

     Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и др.)

Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Фрёбель.  

      Фридрих Фрёбель (1782 - 1852) - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал «дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение. «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» - говорил Ф. Фрёбель. «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры.  

 Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной частью во всю последующую педагогику», - Гессен С. И. «Основы педагогики».

 

 

Актуальность программы:

 

      При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, вестибулярный аппарат, психомоторная координация, концентрация внимания, сенсорное развитие, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, осуществляется первое знакомство с физическими явлениями, такими как механика, динамика, формируются конструктивные умения, навыки черчения, умение видеть формы прекрасного. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.  

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.  

 

Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ. Также он может найти применение при работе с авторскими методиками развития и воспитания дошкольников в различных организациях, оказывающих образовательные услуги, и в процессе семейного воспитания.  

Комплект является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка.  

Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фребеля» предназначен для воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, родителей, а также студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов.

 

 

Основные принципы программы:

 

В ФГОС ДО утверждены основные принципы дошкольного образования, полностью соответствующие принципам педагогики Фрёбеля, реализация которых способствует решению поставленных перед образовательными организациями задач.  

  • Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.  
  • Принципы педагогики Фрёбеля.  
  • Реализация принципов обеспечивает решение задач ФГОС ДО  

 

Реализация данных принципов с позиции авторов ФГОС возможна прежде всего в том случае, если создать в образовательной организации дошкольного образования соответствующие условия: психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые.

 

Направления программы:

 

Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.  

Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.  

Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.  

 

Организационно-методическая деятельность по реализации программы:

 

  • Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.  
  • Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.  
  • Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.

 

Создание условий для дополнительного образования.

 

Объекты программы  

  • Дети 3-5 лет.  
  • Семьи детей, посещающих детский сад.  
  • Педагогический персонал детского сада.  

 

Методы:  

  • Игровой метод (дидактические игры).  
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.  

 

Формы организации деятельности:  

  • групповая;  
  • подгрупповая;  
  • индивидуальная.  

 

Принципы комплектования группы и организации работы

  • Учет интересов и способностей детей.  

  • Желание родителей.  
  • Добровольное участие.  
  • Учет психофизических особенностей детей.  

 

Продолжительность реализации программы:

 

Для детей 3-4 лет

Данный курс состоит из 32 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев 

Цель программы:

 

       Обеспечение условий для построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка, и обеспечение возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей дошкольного возраста в образовательной организации, экспериментировании с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательной активности, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участия в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.  

 

Задача программы:

 

 Создать условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.  

 

Задачи обучения:

 

1.Социально-коммуникативное развитие:  

  • Развивать игровую деятельность детей;  
  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;  
  • Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;  
  • Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;  
  • Приобщать к правилам безопасности для человека и окружающего мира природы поведения;  
  • Передать детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;  
  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.  

 

2.Познавательное развитие: 

  • Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;  
  • Создать условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;  
  • Формирование начал самопознания.  

 

3.Речевое развитие: 

  • Развитие речевых способностей и умений;  
  • Формировать предпосылки чтения и письма;  

 

 

  • Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях.  

 

4.Художественно-эстетическое развитие:  

  • Развивать эстетическое мировидение;  
  • Обеспечить условия освоения эмоционально-нравственной культуры;  
  • Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;  
  • Формирование предпосылок общей художественно-конструктивной умелости.  

 

5.Физическое развитие: 

  • Психолого-педагогическая поддержка способностей к двигательному творчеству;  
  • Создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;  
  • Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);  
  • Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);  
  • Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;  
  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;  
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;  
  • Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.  

 

 

 Ожидаемые результаты:

 

Для воспитанников 3-4 лет: 

 

  • группировать предметы по цвету, размеру, форме.
  • при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же.
  • видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький или они одинаковые.
  • различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму.
  • понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя.
  • принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.

 

Для педагога: 

  • Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
  • Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуально-познавательному развитию воспитанников.

         

 Для родителей: 

  • Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.

 

                                                   Учебный план программы

 (младшая группа)

2023 – 2024 учебный год.

Месяц

Тема

Количество занятий

Время (мин)

Октябрь

Знакомство с «Дарами Фрёбеля».

1

15

Знакомство с «Дарами Фрёбеля».

1

15

«Что в мешочке?»

1

15

«Колобок»

1

15

Ноябрь

«Лови-лови»

1

15

 «У нас в квартире»

1

15

«Назови геометрическую фигуру»

1

15

«Угадай песню»

1

15

Декабрь

«Волшебный мешочек»

1

15

«Теремок из кубов»

1

15

«Воздушный футбол»

1

15

«Обводим глазками фигуры»

1

15

Январь

«Счётные         палочки»

1

15

«Что было раньше»

1

15

«Воздушный футбол»

1

15

«За окном»

1

15

Февраль

«Приглашаем в гости»

1

15

«Солнышко и цветок»

1

15

«Веселая карусель»

1

15

 «Золушка»

1

15

Март

«Волшебный мешочек»

1

15

«Умею-не умею»

1

15

«Магазин»

1

15

«Веселый и грустный»

1

15

Апрель

«Мышки, берегите хвостик»

1

15

«Дорожное движение»

1

15

«Аукцион»

1

15

«Ручеек»

1

15

Май

«Кот, Петух и Лиса»

1

15

«Веселая карусель»

1

15

«Волшебники»

1

15

«Эстафета»

1

15

ИТОГО

32

480

 

III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Вторая младшая группа 

  

 

Месяц

занятия

Тема, цель ОД

Октябрь

1

Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с цветами, первичное понимание формы

2

Знакомство с «Дарами Фрёбеля». Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие

исследовательских навыков

3

«Что в мешочке?» Цель: развивать сенсорные навыки, элементарные математические представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память

4

«Колобок» Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи

Ноябрь

5

«Лови-лови» Цель: учить координации движений, развивать двигательную активность, развивать игровую деятельность

6

 «У нас в квартире» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, первичных

представлений об объектах окружающего мира

7

«Назови геометрическую фигуру» Цель: развитие элементарных математических представлений

8

«Угадай песню» Цель: формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков в области пения

Декабрь

9

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных

математических представлений

10

«Теремок из кубов» Цель: знакомить с названиями геометрической фигуры куб, научить складывать теремок

11

«Воздушный футбол» Цель:  учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений

12

«Обводим         глазками         фигуры»         Цель:         развитие

координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

Январь

13

«Счётные         палочки»         Цель:         формирование элементарных         математических         представлений, изучение понятия «один-много»

14

«Что было раньше» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии

15

«Воздушный футбол» Цель:  учить придавать движение шарику ,развивать координацию движений

16

«За окном» Цель: развитие любознательности, воображения, знакомство с основами композиции

Февраль

17

«Приглашаем в гости» Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками, воображения, творческой активности

18

«Солнышко и цветок» Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру природы, развитие любознательности

19

«Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

20

«Золушка» Цель: развитие интереса к совместным играм, формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира

Март

21

«Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных

математических представлений  

22

«Умею-не умею» Цель: становление ценностей здорового образа жизни, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, развитие грамматически правильной речи

23

«Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности

24

«Весёлый и грустный» Цель: формирование первичных представлений о себе и других людях, эмоциональных состояниях, настроении

Апрель

25

«Мышки, берегите хвостик» Цель: овладение подвижными играми с правилами, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие координации движений

26

«Дорожное движение» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ

безопасного поведения на улице

27

«Аукцион» Цель: учить владеть речью как средством общения

28

«Ручеек» Цель:  развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими музыкально-художественными образами в музыкальных играх и танцах

Май

29

«Кот, Петух и Лиса» Цель: учить понимать на слух текст сказки, приобщение к художественной литературе, развитие воображения, речи, игровой деятельности

30

«Веселая карусель» Цель: развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук

31

«Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие фантазии, формирование грамматически правильного строя речи, развитие конструктивной деятельности

32

«Эстафета» Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, становление

саморегуляции в двигательной сфере

 

 

Методическое обеспечение и условия реализации программы

Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары

Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности

использования данного игрового набора в процессе реализации примерных

основных общеобразовательных программ дошкольного

образования

Комплект методических пособий по работе с игровым набором

 «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего

80 карточек):

1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном

образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.

3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт.

карточек-игр.

6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт.

карточек-игр.

Методическое обеспечение:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального

материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:

• Модуль 1 «Шерстяные мячики»

• Модуль 2 «Основные тела»

• Модуль 3 «Куб из кубиков»

• Модуль 4 «Куб из брусков»

• Модуль 5 «Кубики и призмы»

• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

• Модуль 7 «Цветные фигуры»

• Модуль 8 «Палочки»

• Модуль 9 «Кольца и полукольца»

• Модуль 10 «Фишки»

• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

• Модуль 13 (5B) «Башенки»

• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»

Литература:

 

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».  
  2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».  
  3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».  
  4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».  
  5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».  
  6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».  

7. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 

Приложение

Картотека игр с использованием «Даров Фрёбеля»

«Яблочко на тарелочке»

Используемые материалы

Дар №1

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

4 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель выбирает водящего. Дети становятся в круг, в центре находится водящий, он закрывает глаза. В этот момент воспитатель дает ребёнку, который находится справа от него, шар и предлагает передавать его по кругу со словами:

Яблочко, катись, катись.

Ты румяное, катись.

Мне в ладошки прикатись.

А теперь остановись!

В этот момент шар останавливается в руках у одного из детей, все дети быстро прячут руки за спину, делая вид, что он у них. Водящий пытается угадать, у кого находится шар, он просит показать руки того, кто, по его мнению, держит шар. Каждый спрашиваемый должен показать обе руки. Если водящий угадывает, то водящим становится тот, кто держал шар, если же нет, то игра продолжается без замены водящего.

«Чего не стало?»

Используемые материалы

Дар №7

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры (до 5шт). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называя каждую фигуру. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну из фигур. Дети открывают глаза и называют фигуру, которой не стало.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет добавления других геометрических фигур (ромб, полукруг, равносторонние и равнобедренные треугольники, и т.д.) и увеличения их количества (от 5 и более).

«Угадай фигуру»

Используемые материалы

Дар №7

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель кладет в мешочек несколько геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). По очереди каждый ребёнок опускает руку в мешочек, берет одну фигуру, ощупывает (не глядя) и описывает ее. Остальные дети угадываю, какая это фигура.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет добавления других геометрических фигур (прямоугольник, ромб, полукруг, равносторонние и равнобедренные треугольники, и т.д.)

 «Ручеек»

Используемые материалы

Дары №2, 9

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал. . .

Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал. . .          То снова он помчался вскачь, То будто бы уснул. . . Увидел речку - прыг туда И сразу утонул!

Педагог предлагает детям встать в круг. На полу разложены кольца – это лужицы. Воспитатель читает стихотворение, а в это время дети передают мяч – «ручеёк» друг другу по очереди. У кого в руках окажется «ручеёк» при произнесении слов «Лежал, лежал, лежал…», тот старается опустить его в лужу, держа за верёвочку. Затем передаёт его дальше. На словах «И сразу утонул!» ребёнок кидает мячик тому, кому захочет.

«Найди домик нужного цвета»

Используемые материалы

Дары №9, 10

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель кладет напротив каждого ребёнка кольца – «домики» разного цвета, и много маленьких разноцветных кругов. Задача детей разложить круги в «домики» соответствующего цвета.  

Игра усложняется для детей старшего дошкольного возраста, увеличением количества геометрических фигур и их цветов.

«Волшебный мешочек»

Используемые материалы

Дары №2, 3, 4, 5, 6, 7

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с

образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Собрались все дети в круг Я твой друг  ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.

Педагог заранее готовит мешочек, в которые кладет разные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник), а один набор фигур кладет на столе. Воспитатель показывает геометрическую фигуру и предлагает детям на ощупь найти в мешочке такую же геометрическую фигуру.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется за счет добавления других геометрических фигур (прямоугольник, ромб, полукруг, равносторонние и равнобедренные треугольники, и т.д.) или добавлением объемных геометрических тел (используя дары № 2, 3, 4, 5, 6).

«Золушка»

Используемые материалы

Дары №7, 8, 9, 10

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть дар №10 и дать описать фигурам по форме и цвету, после чего перемешивает их. Затем педагог предлагает детям разложить фигуры, классифицируя их по цвету.

Для детей старшего дошкольного возраста игра усложняется добавлением фигур, и их классификации не только по цвету, но и по форме (используя дары № 7, 8, 9).

«Светофор» 

Используемые материалы

Дары №7, 10

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Он висит над перекрестком И командует один. И направить может просто, Повернув поток машин.

Его видят все и сразу.

Он висит меж двух опор.

У него горит три глаза.

Он зовется…                                (Светофор) 

Воспитатель показывает детям светофор и предлагает поиграть в игру. Дети стоят напротив педагога, он поочередно (затем хаотично) показывает им круги красного, желтого и зеленого цвета (соответствующие сигналам светофора). Когда воспитатель показывает красный цвет – дети стоят неподвижно, желтый – ребята внимательно наблюдают за педагогом и ждут «разрешающий сигнал», а на зеленый цвет - дети выполняют движения имитирующие ходьбу.

«Разложи по цветам»

Используемые материалы

Дары №1, 7, 8, 9

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель ставит на полу контейнеры разного цвета, а в коробочке перед детьми лежат вперемешку «шары» из дара №1. По очереди дети подходят, берут шар, называют его и кладут в контейнер соответствующего цвета.

Для         детей         старшего         дошкольного         возраста         игра         усложняется добавлением фигур, и их классификации не только по цвету, но и по форме (используя дары №7, 8, 9).

«Угадай по описанию»

Используемые материалы

Дары №2, 3, 4, 5, 6

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Собрались все дети в круг Я твой друг  ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.

Дети становятся в круг. Педагог заранее готовит мешочек, в который кладет разные объемные геометрические тела (куб, шар, цилиндр), и еще один набор оставляет себе. Воспитатель показывает образец объемного геометрического тела из своего набора и предлагает детям по очереди найти подобное в мешочке.

«Какого мяча нет?»

Используемые материалы

Дары №1

Возраст участников

От 3 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

Воспитатель показывает детям шары, обращает внимание, что все они разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. После предлагает детям поиграть. Педагог со словами: раз, два, три – наклонись и затворись, убирает один из мечей (в этот момент дети закрывают глаза ладошками и наклоняются). Раз, два, три – отворись (дети открывают глаза). Воспитатель, спрашивает: какого мяча не стало? Игра повторяется 2-3 раза.

«В мире фигур»

Используемые материалы

Дары №7, 11

Возраст участников

От 4 лет

Количество участников

2 и более

Интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие»,

«Социально-

коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Физическое развитие».

Ход игры

На первом столе разложены геометрические фигуры, а на втором - объемные геометрические тела. Воспитатель предлагает детям подойти к первому столу (они встают вокруг стола), обращает внимание на форму  расположенных на нем фигур, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному из детей назвать ее форму, затем найти на другом столе тело такой же формы, положить его рядом. Если ребёнок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому   ребёнку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель   предлагает   ребёнку   обвести пальцем фигуру и тело. Этот прием помогает ребёнку правильно выполнить задание.

Игра заканчивается, когда воспитатель поочередно покажет все фигуры и дети найдут тела соответствующих форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО» Возраст детей: 6-7 лет

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматная ладья» модифицирована и адаптирована для детей 6-7 лет на основе дополнительной образовательной программы «АЗБУКА ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Белая ладья» Возраст детей: 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Белая ладья» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 6-7 лет

Возраст детей  6 - 7 летСрок реализации: 1 год Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности  разработана в соответстви...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Веселые ножки» для детей младшего и среднего возраста (1-2 МОДУЛЬ)

В основу настоящей программы художественной направленности положены методические рекомендации программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир танца». Возраст детей 3-4 года

Современное образование требует активной целенаправленной работы с детьми старшего школьного возраста, требует использовать новые формы и методы воспитания и обучения: воспитание личности, способ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ледниковый период" для детей с ТНР

Адаптированная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Ледниковый период» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и  составлена в соответствии с нормативно-прав...