Конспект НОД на осеннюю тему в детском саду.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

данный материал будет полезен воспитателям при закреплении лексической темы «Осень», задания могут использовать родители.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_na_osennyuyu_temu_v_detskom_sadu.docx696.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на осеннюю тему в детском саду. Подготовительная группа



Аннотация: данный материал будет полезен воспитателям при закреплении лексической темы «Осень», задания могут использовать родители.
Программное содержание: закрепить словарь по теме «Осень»; согласовывать существительные с прилагательными и образовывать существительные в родительном падеже; закрепить умение пересказывать короткий рассказ по вопросам и без; согласовывать существительные с числительными; закрепить умение отвечать на вопросы полными предложениями; развивать память, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать умение слушать товарищей и не перебивать их.
Материалы: набор демонстрационного материала по теме «Осень», репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень»; вырезанные из бумаги осенние листья на веревочках, сюжетные картинки по теме «Осень»; набор листьев на каждого ребенка; раскраски к рассказу; набор цветных карандашей
Ход мероприятия:


Осень в гости к нам пришла, краски яркие взяла.
Стала желтою трава, разноцветною – листва.
Осень в гости к нам пришла, сильный ветер принесла.
Листья пестрые летят, осень любит листопад!


Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо от осеннего листочка: «Здравствуйте, ребята! Пишет Вам осенний листочек! Все лето я наблюдал за Вами и знаю, что Вы любите путешествовать! Я приглашаю Вас вместе со мною совершить осеннюю прогулку. Я приготовил для Вас интересные задания и желаю Вам успехов в их выполнении!»


Задание 1. Осенние вопросы
1. Скажи, сейчас лето или осень? Как можно догадаться, что сейчас осень?
Дети называют признаки осени (холодает, солнце светит меньше, день становится короче, часто идут дожди, дует холодный ветер, начинается листопад, убирают урожай, птицы улетают в теплые края, животные готовятся к зиме)
2. Что было бы, если бы следом за летом сразу наступила зима?
3. Что будет, если лиственные деревья не сбросят листья осенью?
4. Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир?
5. Что будет, если перелетные птицы не улетят осенью на юг?
6. Что будет, если дикие животные не заготовят на зиму запасы?
7. Что будет, если насекомые не успеют заснуть, оцепенеть?
8. Что будет, если осенью звери не будут линять и не заменят старый мех на новый?
9. Что будет, если люди на зиму не утеплят свои дома и квартиры?
10. Что будет, если осенью рано придут морозы без снега?
-Молодцы, все справились. Продолжаем наше путешествие.

Задание 2.Учимся говорить правильно, тренируем наши губы, зубы, язычки.
Артикуляционная гимнастика.
1. «Белочка грызет орешки»
2. «Наши осенние листочки ветер качает вправо- влево» («Часики»)
А ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на деревья пестрые подул, подул, подул
Красный, желтый, золотой облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно, листьев нет – лишь ветки видно.
Дыхательная гимнастика «Ветерок» с осенними листочками (сильный ветер, слабый ветерок)
Задание 3. Осенние игры
«Подбери признак»
Осень (какая?) ранняя, поздняя, золотая, дождливая, урожайная, солнечная, холодная
Листья (какие?) желтые, красные, разноцветные, сухие
Погода (какая?) дождливая, солнечная, хмурая, пасмурная , сырая, ветреная


Игра «Скажи ласково»
Белое облако – беленькое облачко; холодный дождь- …; темная туча - …; желтый лист - …; кленовый лист - …; прохладный ветер - …; прохладная погода - …; дубовый лист -…


Игра «Закончи предложение»
Мальчик промочил ноги, потому что…
Дети вернулись домой, потому что…
На улице много луж, потому что…
Мы пошли гулять, когда…
Листья осыпаются, когда…
Солнце прячется, когда…
-Проходим на свои места и присаживаемся! Наше путешествие продолжается!
Задание 4. Игра «Разложи листочки»
Детям предлагаются четыре листочка: дубовый, кленовый, каштановый и липовый. Разложить листочки по порядку, поменять местами липовый и дубовый, поменять местами первый и третий листочки и т.д.
Задание 5. Физминутка «Осень наступила»
Один, два, три, четыре, пять
Это должен каждый знать дети шагают на месте
Лето, осень и зима, а потом придет весна хлопают в ладоши
Мы теперь друг друга спросим разводят руки в стороны и смотрят друг на друга
-Что настало нынче? Осень!
От времени года зависит погода поднимают вверх указательный палец
Задание 6. Пальчиковая гимнастика
- Давайте с Вами поиграем в игру «Солнышко – тучка» Поставьте одну руку на стол (на локоть), раскройте ладошку, растопырьте свои пальчики – это у нас будет солнышко, а теперь сверните пальчики в кулачок – это у нас будет тучка. Солнышко – кулачок раскрывается, тучка – кулачок собирается (повторяем несколько раз). А теперь поставим рядом вторую руку. Одна рука у нас будет солнышко показывать, а другая рука – тучку. Потом наоборот (повторяем несколько раз).


Задание 7. Артикуляционная гимнастика.
Снова поучимся говорить правильно. Тренируем наши губы, зубы, язычки.
1. «Почистим зубы после угощения белочек» («Чистим зубы верхние и нижние»)
2. «Солдатик пробивается сквозь корень деревьев в домик»
3. «Упал листочек и греется на солнышке («Блинчик» под счет до 5)
Задание 8. Пересказ рассказа «Осенняя прогулка» Надежды Николаевны Созоновой
Осенняя прогулка.
Была осень. Таня и бабушка гуляли в парке. На улице было прохладно. Солнышка не было видно. По небу плыли тёмные тучи. Птиц не было слышно, они улетели на юг. Разноцветные листочки падали на мокрую землю. Таня собирала жёлтые и красные листики, а бабушка - коричневые. Вдруг заморосил мелкий дождик. Бабушка открыла зонт, и они пошли домой.
Ответить на вопросы: #1043;де гуляли Таня и бабушка? 2. Как было на улице? 3. Какие тучи плыли по небу? #1055;очему не слышно птиц? #1050;акие листочки падали на землю? 6. Какие листики собирала Таня? А какие - бабушка? 7. Почему Таня и бабушка пошли домой?
Дети раскрашивают рисунки по этому рассказу.


Игра «Найди нужное слово»
Осень – дождь, зима - …
Береза – лист, ель - …
Голова – шапка, ноги - …
Бабушка – внучка, мама - …
Тело – одежда, руки -…
-Наше путешествие подошло к завершению. Что вам понравилось? Какое задание было самым интересным? Что вам было трудно сделать? Что вы расскажете родителям вечером?

Конспект НОД с использованием игровых приёмов по развитию речи в старшей группе

Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей.

Образовательные задачи:

-развивать лексико-грамматический строй речи путём формирования умений, подбирать антонимы, определения;

-развивать мышление путём формирования умений обобщать, классифицировать, выделять лишнее;

-упражнять в подборе прилагательных и существительных уменьшительно-ласкательной формы;

-расширять словарный запас через участие в словарно-речевых играх.

Развивающие задачи:

-развивать связную речь;

-развивать логическое мышление, внимание, память;

-упражнять в координации речи с движениями.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к образовательной деятельности;

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;

-воспитывать нравственные качества: ответственность, дружбу, смелость, сочувствие.

Предварительная работа: знакомство с произведением В. Катаева «Цветик- семицветик», пересказ, словесное рисование, рассматривание иллюстраций к произведению.

Оборудование: изображение «цветик- семицветик», семь конвертов с заданиями, мольберт, мячик, предметные картинки, кубики, игрушки.

Форма проведения: игра.

I. Организационный момент.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: А как ещё можно поздороваться?

Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите отгадывать загадки?

Тогда отгадай те мою загадку.

Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвёшь лепесток,

Полетишь на восток,

И на север, и на юг,

И вернётся к нам он в круг.

Ты желанья загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Дети: Цветик -семицветик.

Воспитатель: Как у Жени оказался цветик -семицветик?

Дети: Жене цветок дала бабушка.

Воспитатель: Где бабушка взяла цветок, как вы думаете?

Воспитатель: В волшебной стране есть фея. Она выращивает волшебные цветы, которые исполняют желания. и она нам подарила один такой цветок.

Воспитатель отрывает мольберт. На нём цветик-семицветик с белыми лепестками.

Воспитатель: Ой что-то с ним случилось. Ребята, посмотрите письмо, давайте прочитаем его.

«Здравствуйте дети, пишет вам фея цветов, из сказочной страны. Я хотела вам подарит цветик - семицветик, но злая колдунья заколдовала его, забрав у него все цвета на его прекрасных лепесточках. Поэтому он не может исполнять желания. Чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь заданий колдуньи. Она спрятала задания в конверты и разбросала их по группе».

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Найти конверты.

Воспитатель: А потом что надо сделать?

Дети: Выполнить задания.

Воспитатель: Зачем мы будем выполнять задания?

Дети: Чтобы расколдовать цветок.

Дети в группе ищут конверты и приносят их на стол.

Воспитатель: Посмотрим, все ли мы конверты нашли. сколько должно быть конвертов?

Считаем конверты и складываем их по порядку.

II. Основная часть.

Конверт №1. Игра «Скажи наоборот».

Воспитатель: Для того, чтобы расколдовать первый лепесток, нам нужно сказать слова наоборот. Чтобы было интереснее играть возьмём мяч.

Большой - маленький

Злой -добрый

Грустный - весёлый

Длинный - короткий

Холодный - горячий

Тяжёлый - лёгкий

Весёлый - грустный

Чистый - грязный

Пустой - полный

Твёрдый- мягкий

Воспитатель: Молодцы, первое задание злой колдуньи мы выполнили. теперь мы можем расколдовать первый лепесток.

Дети переворачивают лепесток.

Конверт №2. Игра «Ласковое слово».

Воспитатель: А второй лепесток мы сможем расколдовать, если назовём ласковым словом игрушки, которые колдунья спрятала в "волшебный мешок".

Птица - птичка

Кошка - кошечка

Белка - белочка

Курица - курочка

Заяц - зайчик

Лиса - лисичка

Ёж - ёжик

Кукла - куколка

Собака - собачка

Цыплёнок- цыплёночек

Дети берут по одной игрушки из «волшебного мешка»и называют каждый свою игрушку ласково.

Воспитатель: Молодцы, игрушкам очень понравилось, как вы их назвали ласково, и они хотят остаться у нас в группе.

Воспитатель: Ещё одно задание злой колдуньи мы выполнили. Посмотрим, расколдовали мы второй лепесток?

Дети переворачивают второй лепесток.

Конверт №3. Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель: Чтобы расколдовать третий лепесток, злая колдунья приготовила задания для каждого из вас. Выберите удобное для себя место. А теперь внимание. Фея разложила картинки, а злая колдунья положила к ним четвёртую лишнюю. Давайте постараемся её найти.

На стол, каждый ребёнок, из конвертов выкладывает по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой.

Ряд картинок для игры.

#1056;убашка, туфли, брюки, пиджак.

#1071;блоко, крыжовник, смородина, малина.

#1058;елевизор, шкаф ,стул, кровать.

#1050;укушка, сова, бабочка, сорока.

#1058;арелка, хлеб, кастрюля, ложка.

#1056;омашка,берёза, ель, тополь.

7. Помидор, огурец, морковь, слива.

8. Шапка, берет, шляпа, носок.

9. Топор, пила, ручка, рубанок.

10. Медведь, лиса, мишка плюшевый, заяц.

Воспитатель: Посмотрим, третий лепесток стал цветным? Молодцы! Мы ещё один лепесток расколдовали.

дети переворачивают лепесток.

Конверт №4. Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, злая волшебница сомневается, что вы можете найти себе новых друзей. Поэтому в следующем задании мы постараемся их найти и расколдовать следующий лепесток.

Здравствуй друг!- вытягивают правую руку в сторону

Здравствуй друг!- вытягивают левую руку в сторону

Становись скорее в круг,- берутся за руки

Мы по кругу пойдём и друзей себе найдём- идут по кругу

Здравствуй зайка!- машут над головой правой рукой

Здравствуй ёж!- машут над головой левой рукой

До чего же день хорош!- поднимают обе

Воспитатель: Молодцы мы нашли новых друзей, и у нас получилось расколдовать лепесток.

Дети переворачивают лепесток.

Конверт №5. Игра «Колдунчики».

Воспитатель: Чтобы расколдовать пятый лепесток,нам надо быть очень внимательными и найти тот предмет, который прозвучит в волшебных словах. Выбирайте себе кубики и слушайте меня внимательно.

Дети берут себе кубики с картинками.Садятся на ковёр.Вертят кубики в руках, внимательно глядя на картинки. Воспитатель приговаривает:

Ветром я подую,

Кубик заколдую!

Кубик-кубик завертись.

Кубик-кубик превратись.

В овощ огородный (в игрушку, в электрический прибор, в транспорт, в жителя лесного, в домашнее животное).

Дети показывают кубик подходящей картинкой вверх.

Воспитатель: Ещё с одним заданием злой колдуньи мы справились. Посмотрим, лепесток стал цветным?

Дети переворачивают ещё один лепесток.

Конверт №6. Игра «Загадки».

Воспитатель: А шестой лепесток мы сможем расколдовать, если отгадаем необычные загадки злой колдуньи. Будьте внимательны, не ошибитесь.

Дети садятся на стулья.

В чаще голову задрав,

воет с голоду...жираф (волк)

Кто в машине знает толк,

Косолапый бурый...волк (медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать...муравей(свинья)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая ...лисица (белка)

Быстрее всех от страха несётся...черепаха(заяц)

По горной круче проходил,

Обросший шерстью...крокодил(баран)

В теплой лужице своей

Громко квакал...Бармалей (лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает...корова(обезьяна)

Воспитатель: Молодцы все загадки злой колдуньи отгадали. Посмотрим, лепесток мы расколдовали? Он стал цветным?

Дети переворачивают лепесток.

Конверт №7. Игра «Цветик-семицветик».

Воспитатель: Злая колдунья хочет, чтобы мы загадали желание для гостей. Какие волшебные слова нам могут помочь?

Дети: Волшебные слова из сказки.

Лети, лети лепесток.

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по моему вели!

Воспитатель: Вели, чтобы все гости были...

Дети: Здоровые, счастливые, весёлые, добрые, умные, красивые, модные, любимые, ласковые, нежные...

(Дети говорят стихотворение все вместе, а затем называют слова-пожелания гостям)

Воспитатель: Молодцы, вот и расколдовали мы последний лепесток.

Дети переворачивают лепесток.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и расколдовали мы с вами цветик- семицветик. Молодцы ребята, вы самые умные, внимательные, сообразительные.

Чьи задания мы выполняли?

Дети: Злой колдуньи.

Воспитатель: Зачем мы их выполняли?

Дети: Чтобы расколдовать цветок.

Воспитатель: Какое задание было самым сложным? Какое интересным?

Теперь цветик- семицветик сможет исполнить любое ваше желание. Прежде чем загадать желание, надо хорошо подумать. Чтобы все желания были полезными, а не получилось так, как у Жени, только одно желание из семи оказалось полезное.

А моё желание, чтобы дети в нашей группе были самыми добрыми, самыми честными, самым заботливыми и самыми дружными!

Список литературы.

  1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Старшая группа. ФГОС». Издательство: Мозаика-Синтез
  2. Микхиева Н. Ю., Мартин И. В. «Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников» Издательство: Детство-Пресс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с трудом взрослых в старшей группе детского сада на тему: "Волшебники детского сада"

Цель:- расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда.- развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения....

КОНСПЕКТ открытой прогулки осенью на участке детского сада в старшей группе «А» «Путешествие на другую планету»

Цель:-Способствовать двигательной активности детей на прогулке; продолжать учить самостоятельно организовывать знакомые  подвижные игры, игры с элементами соревнования;-развивать физические ...

Осенний праздник в детском саду «Осень, осень в гости просим!» в подготовительной группе.

Осенний утренник в подготовительной группе «Осень, осень в гости просим!»...

Занятие на осеннюю тему в детском саду. Старшая группа

Тема: Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды». (По произведениям Е. Трутневой «Осень», А. Плещеева «Осень наступила», А. Пушкина &laq...

Конспект занятия на зимнюю тему в детском саду на тему «Изучаем транспорт»

Цель — закрепить знания детей о транспортных средствах.Ход прогулкиНаблюдениеОбратить внимание детей на стоящий поблизости или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дет...

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему: Осень

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках....

конспект сценария осеннего праздника в детском саду "Осень на опушке краски разводила" в старшей группе

Расширять и закреплять у детей представления об осенних явлениях природы....