Конспект занятия " Как вести себя дома"
план-конспект занятия

Шералиева Вероника Бахтиеровна

Актуальность данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и необходимостью более раннего информирования у ребенка правил безопасного поведения. Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Как вести себя дома"29.27 КБ

Предварительный просмотр:

1 блок проблемных ситуаций

Тема: «Как вести себя дома»

Цель: познакомить детей с правилами поведения дома.

1 проблемная ситуация

Вводная часть

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это?

- Незнайка!

- Молодцы, ребята. К нам в гости пришел Незнайка. А знаете, Незнайка сказал мне по секрету, что он очень спешил к вам, потому что ему нужна помощь. Незнайка очень хочет, чтобы мы его научили правилам культурного поведения. А вы знаете правила культурного поведения? (Ответы детей).

- Вот видишь, Незнайка, какие детки у нас умные. Ребята, а вы знаете правила поведения дома? (Ответы детей).

- А ты, Незнайка, знаешь?

Нет, но очень хочу знать.

- Ребята, а вы?

- Да!

- Давайте, скорее, узнаем об этих правилах.

Основная часть

- Сейчас я буду называть правила поведения дома и читать вам стишки, а вы внимательно слушайте.

1. Всегда следи за порядком в своей комнате

Игрушек много у меня,

- Я их не убираю,

Хотя они уже два дня

Всем проходить мешают!

И что же вышло? – Сам упал,

И было очень больно!

С тех пор я убираться стал -

И все теперь довольны!

- Посмотрите, пожалуйста, на рисунок и скажите мне, что же произошло? (Дети описывают картинку).

- Верно, Лисенок не убирал свои вещи и игрушки на место в своей комнате и, в конце концов, упал, споткнувшись об свои же разбросанные вещи. Как вы думаете, ему было больно?

-Да.

- Какой совет вы дадите Лисенку?

- Надо убирать свои вещи и игрушки на места.

- Верно. Вот мы с вами и познакомились с первым правилом, которое звучит как?

- «Всегда следи за порядком в своей комнате».

- А теперь следующее правило.

2. Никогда не ломай мебель

По дивану я скакал -

Седока изображал,

А диван скрипел, кряхтел

И конем быть не хотел.

Вдруг он треснул – и со звоном,

Будто черные вороны,

Кверху вылезли пружины

И торчат наполовину!!!

Конь мой бедный!!! Как же быть?

Как теперь тебя зашить?

Где я ночью буду спать?

Как же маме отдыхать?

Зря я выдумал коня….

Мой диван, прости меня!

- Что же ребята, мы видим на этой картинке? (Дети описывают картинку).

- Здесь Зайчонок сломал диван, потому что прыгал на диване, играя в свою любимую игру «Лошадки». Ребята, можно ли прыгать на диване?

- Нет.

- Какой совет вы дадите Зайчонку?

- Нельзя прыгать на диване, или на какой другой мебели.

- Как вы думаете, Мама Зайчиха расстроится, когда увидит что диван сломан и Зайчонку негде спать? (Ответы детей).

- Какое правило не знал Зайчонок?

- Никогда не ломай мебель.

- А ты Незнайка запомнил это правило?

- Да.

- Вот и молодцы. Слушаем следующее правило.

3. Не гоняй мяч по комнате

Я так люблю играть в футбол

И забивать в ворота гол!

Как жаль, что дома нет ворот,

Быть может, дверь мне подойдет?

Ура! Ура! Я гол забил!!!

Но мяч куда-то отскочил,

Со шкафа сбил большую вазу-

Осколки полетели сразу.

Вот ужас! Кто мог ожидать!

Не буду дома мяч гонять!

- Ребята, что же случилось со Щенком? (Ответы детей).

- Верно, Щенок разбил люстру, телефон, чашку. А что же могло произойти еще, как вы думаете? (Разбить окно, посуду и т.д.).

- Какое правило должен знать Щенок?

- Не гоняй мяч по комнате.

- Правильно. Незнайка, ты согласен с нами?

- Конечно.

- Давайте узнаем следующее правило.

4. Не разбрасывай вокруг острые предметы

Если кнопки из коробки

Разлетелись – собери,

Если гвозди на дороге

Ты увидел – подбери!

Эти острые предметы

Не бросайте на полу.

Сам наступишь незаметно-

С раной поведут к врачу.

- Что случилось со Слоненком, ребята? (Ответы детей).

- Верно, Слоненок разбросал вокруг гвозди и кнопки, и сам же на них наступил. Как вы думаете, ему больно?

- Да, он плачет.

- Что же вы посоветуете Слоненку?

- Нельзя разбрасывать острые предметы.

- Незнайка, ты согласен с ребятами?

- Конечно.

- Вот мы с вами и знаем уже 4 правила поведения дома. Давайте их повторим. (Дети повторяют правила).

- А сейчас я вам расскажу одну историю. Вы внимательно послушайте.

Петя пришел со школы домой. Переоделся, покушал и хотел пойти погулять. Выглянув в окошко, Петя расстроился, потому что на улице шел дождь. А он так хотел поиграть в футбол во дворе. И тут к нему пришла идея «поиграть в футбол дома». И пока родителей не было, Петя взял мяч и начал играть. В результате разбил мамину любимую вазу. Хорошая ли идея пришла Пете? Можно ли в доме играть в футбол? Как вы думаете, что еще могло произойти? (Ответы и предложения детей).

Заключительная часть                                                                                             - А сейчас, ребята, я хочу с вами поиграть. Я называю вам какую-нибудь ситуацию и кидаю мяч, а вы (кому я бросила мяч) должны продолжить мое предложение и вернуть мяч.

Если ты будешь разбрасывать игрушки в своей комнате, то..(Ответ ребенка).

Если ты будешь прыгать на диване, то ………………. (Ответ ребенка).

Если ты будешь разбрасывать острые предметы в своей комнате,   то….(Ответ ребенка).

Если ты будешь гонять мяч по комнате, то …………….(Ответ ребенка).

Если ты будешь раскачиваться на стуле, то …………...(Ответ ребенка).

- Ну как тебе, Незнайка, понравилось наше занятие? А вам ребята?

- Да.

- Это еще не все правила, которые мы с вами должны знать. Об остальных мы узнаем с вами на следующем занятии. Приходи, Незнайка, к нам в следующий раз и мы будем знакомиться с другими правилами.

- Хорошо я обязательно приду.

- А вам ребята спасибо за внимание, все были молодцы. До свидания.

2 проблемная ситуация

Вводная часть

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите кто снова у нас в гостях!

- Незнайка, здравствуй.

- Здравствуйте, ребята.

- Ребята, с какой просьбой к нам обратился Незнайка?

- Он хочет знать о правилах культуры поведения.

- Верно. С какими правилами мы с вами познакомились на прошлом занятии?

- О правилах поведения дома.

- И какие правила, мы уже знаем? (Дети повторяют правила).

- Молодцы, а хотите узнать об остальных правилах?

- Да.

Основная часть

- Сейчас я вам назову следующее правило и прочитаю стихотворения, а вы внимательно слушайте.

1. Не играй в шумные игры

Мы с ребятами играли,

Мы слонов изображали:

Мы гуляли как слоны

От стены и до стены.

Грохот был, еще какой!

Шли слоны на водопой!

Но звонок раздался в дверь,

Заглянул сосед к нам в щель:

- Что у вас тут приключилось?

Люстра у меня свалилась!

И, того гляди, карниз

Оборвется тоже вниз!-

Он пожаловался маме….

Больше нам не быть слонами.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, что же здесь произошло? ( Дети описывают картинку).

- Все зверюшки вели себя очень шумно (прыгали, бегали, стучали в барабан, дудели). Они так громко себя вели, что к ним даже пришел сосед.

- И что он им сказал?

- Что у него свалилась люстра, потому что зверюшки прыгали и бегали.

- Соседу понравилось такое поведение?

- Нет, и он пожаловался их мамам.

- Дети, а разве можно себя так вести? Что бы вы посоветовали зверятам?

- Так вести себя нельзя. Потому что вы мешаете тем, кто находится с вами дома, соседям. Надо играть спокойно и никому не мешать.

- Незнайка, ты согласен с детками?

- Да, я так дома не шумлю.

- Хорошо слушаем следующее правило.

2. Не рисуй на обоях

Я стать художником мечтаю,

Все разукрашу о-го-го!

Свою мечту осуществляю,

Пока нет дома никого.

Недавно был ремонт у нас,

Обои дома – высший класс!

Я обратил на них вниманье

– Ну чем не холст для рисованья?

Я краски масляные взял,

Мелки, фломастеры достал

И начал рисовать пейзаж:

Дома, машину и гараж.

Все просто классно получалось!

Но вот от мамы мне досталось.

Она сказала мне серьезно:

- Сынок, учти, пока не поздно!

Хоть рисовать учиться важно,

Но только на листах бумажных.

Обои в доме не годятся,

Чтобы на них тренироваться!

Ведь ты испортил все вокруг!

Не делай больше так, мой друг.

- А что же Незнайка и ребята вы видите здесь?

- Котенок рисует на обоях.

- А разве можно так делать?

- Нет.

- Только на чем мы можем с вами рисовать?

- На листочках, в альбоме для рисования, на ватмане и т.д.

- Правильно, а Котенок не знал, что на обоях рисовать нельзя. Мама расстроилась?

- Конечно, ведь недавно был ремонт. Но Котенок понял свою ошибку и больше так поступать не будет.

- Незнайка и ребята, а вы рисуете на обоях дома?

- Нет. Так делать нельзя.

- Послушайте следующее правило.

3. Не включай музыку слишком громко

Громко музыка звучит,

У меня довольный вид.

Я лежу и отдыхаю,

Звук сильнее прибавляю.

В стену вдруг сосед стучит,

Недовольно мне кричит:

- Эй, пора давно понять:

 другим мешаешь спать!

В потолок стучит другой:

- Выключай приемник свой!

Громкой музыкой своей

Разогнал мне всех гостей!

Переполошился дом,

Все твердят лишь об одном;

Ты мешаешь людям спать,

Завтра рано всем вставать.

Надо думать о других и не беспокоить их!

- Ребята, чем занят Зайка?

- Лежит на диване и слушает громко музыку.

- Слушание громкой музыки к чему привело?

- Пришли соседи и поругали.

- Верно, своей музыкой он очень мешал соседям. Ведь кто-то отдыхает, кто-то спит, кто-то занимается или делает уроки. Верно ребята?

- Да.

- А ты Незнайка согласен с нами, что громкая музыка мешает соседям?

- Согласен.

- Следующее правило.

4. Не играй со спичками – это опасно!

Я спичек коробок нашел

И высыпал его на стол,

Хотел устроить фейерверк

– Все полыхнуло, свет померк!

Не помню больше ничего!

Лишь пламя жжет меня всего….

Я слышу крики, шум воды….

Как много от огня беды!

Меня спасти едва успели, а вот квартиру не сумели.

Теперь в больнице я лежу

И боль едва переношу.

Хочу напомнить всем, друзья:

Играть со спичками нельзя!!!

- Ребята, какая беда случилась здесь?

- Котенок играл со спичками и случился пожар.

- Верно, ребята. Котенок играл со спичками и оказался в беде.

- Можно ли детям играть со спичками, а тем более играться с ними?

- Нет, нельзя.

- Никогда ребята не берите в руки спички – это не игрушка. Мало того что вы можете обжечься, а еще может случится пожар, как случилось это с нашим героем. Вот мы с вами и узнали еще 4 правила поведения дома, которые мы обязательно должны знать и не забывать о них.

А сейчас я расскажу вам историю, вы внимательно ее послушайте.

Брат и сестра Саша с Таней пришли после детского сада домой, и решили поиграть конструктором. В это время их мама была на кухне и готовила ужин. Тут ребятам надоело играть, и они решили порисовать, но не могли найти ни листочка, ни альбома. Вдруг Саша предложил порисовать на обоях и заодно сделать их более красочными. Таня с удовольствием согласилась. Через некоторое время зашла мама и, увидев ребят, которые нарисовали на обои, она очень рассердилась. Как вы думаете, хорошая ли идея пришла Саше? Рассердилась ли их мама? ( Ответы и предположения детей).

- Конечно, мама очень расстроилась, и ребята поступили не правильно. Нельзя рисовать на обоях, для рисования предназначены листы или альбомы.

Заключительная часть

- А сейчас ребята давайте поиграем. Игра называется «Спокойной ночи». Вы сейчас между собой распределите между собой роли: мама, папа, бабушка, дедушка, внук, внучка. Затем вы представляете себе поздний вечер. Пора ложиться спать. Вы должны пожелать друг другу « Спокойной ночи». Вначале внук и внучка желают спокойной ночи, а затем бабушке и дедушке и т.д. Но пожелать надо так чтобы всем было приятно. Незнайка тоже желает с вами поиграть, не забудьте взять его в свою игру.

- Молодцы, ребята. Все занимались сегодня очень хорошо. А сейчас давайте повторим все правила, которые мы с вами узнали на наших двух занятиях. Незнайка будет нам помогать. (Дети повторяют правила).

- Хорошо, ребята. На следующем занятии я вас познакомлю с остальными правилами поведения дома, которые обязательно надо знать. А сейчас попрощайтесь с Незнайкой и пригласите его в следующий раз. Занятие окончено. Всем спасибо. (Дети прощаются до следующего раза).

3 проблемная ситуация

Вводная часть

- Здравствуйте, ребята. Как у вас настроение?

- Хорошее!

- Посмотрите кто снова у нас в гостях?

- Незнайка, мы очень рады видеть тебя!

- А о каких правилах мы с вами беседовали?

- О правилах поведения дома.

- А хотите узнать еще другие правила поведения дома?

- Да.

- Тогда давайте приступим. И следующее правило наше будет таким.

Основная часть

1. Сиди за столом спокойно

На себя не проливай суп горячий или чай.

Осторожней будь, когда горяча твоя еда.

Ешь спокойно, не вертись,

Над тарелкой не крутись.

- Ребята, что вы видите на этой картинке?

- Обезьянка пролила кружку чая.

- А почему так произошло?

- Сидела не спокойно и вертелась.

- А если суп горячий или чай, что может произойти?

- Можно обжечься.

- Правильно, ребята. Когда мы сидим за столом, необходимо сидеть спокойно, а не крутиться, тем более, если на столе горячая еда. Вы со мной согласны?

- Да.

- А ты Незнайка?

-Конечно, да и вообще за столом всегда вести себя хорошо.

2. Не катайся по перилам

Знай: по перилам опасно кататься!

Можешь случайно не удержаться

Или за что-нибудь вдруг зацепиться –

Больно, мой друг, на ступеньки свалиться!

Если сорвешься в проем – что тогда?! –

Это уже пострашнее беда!

Так что, прошу, не рискуй, не катайся,

А по ступенькам спокойно спускайся!

- Ребята, а скажите, пожалуйста, можно ли кататься на перилах?

- Нет.

- Может случиться трагедия, можно упасть и сильно ушибиться, а еще хуже упасть в проем. Ни в коем случае не катайтесь на перилах. Это очень опасно! Спускаться необходимо по ступенькам.

3. Не открывай дверь чужим людям

Если в дверь звонит звонок – посмотри сперва в глазок,

Кто пришел к тебе, узнай, но чужим не открывай!

Если нет глазка. Тогда «Кто там?» спрашивай всегда,

А не станут отвечать – дверь не вздумай открывать!

Если в дверь начнут ломиться – то звони скорей в милицию!

- Ребята, а вы часто остаетесь дома одни?

(Ответы детей)

- Посмотрите на картинку и скажите, что делает котенок?

- Смотрит в глазок двери.

- Верно, в дверь позвонили, и котенок не сразу открывает дверь, а вначале хочет узнать кто там. Он спрашивает «Кто там?» и смотрит в глазок. И если голос будет знакомым, а в глазке он увидит своего знакомого, то Котенок откроет. Так и мы должны с вами поступать. Это тоже одно из важных правил, которое мы должны с вами знать обязательно.

4. Не играй и не прыгай в лифте

В кабинете лифта не играй и кнопки зря не нажимай,

И прыгать тоже не годится, ведь может что-нибудь случиться:

Лифт опускаться перестанет, кабина на верху застрянет….

Не скоро явятся с подмогой, уж лучше лишнего не трогай!

- Ребята, что вы видите на картинке?

- Зверюшки собрались и катаются на лифте, а еще играют и рисуют.

- А разве можно так себя вести в лифте?

- Нет.

- А если мы будем баловаться лифтом, что может произойти?

- Лифт может сломаться.

- Верно, а еще ребята мы можем мешать нашим соседям, они не смогут ни спуститься, ни подняться. Ведь лифт это не место для игр. А правила пользования лифтом очень просты. С помощью кнопочки, которая находится рядом с дверцей лифта, мы вызываем лифт на свой этаж. Входим в лифт и нажимаем на кнопку с той цифрой, который этаж нам нужен. Спокойно спускаемся. Доехав туда, куда нам надо, мы выходим. На этом правила наши заканчиваются. Их еще очень много. Но мы с вами проговорили самые основные. Давайте их все повторим. (Дети повторяют все правила).

- Всегда ребята придерживайтесь этих правил и не нарушайте их. А сейчас послушайте рассказ про одного мальчика.

Как то солнечным днем мальчик Ваня пришел из школы. Он переоделся и решил пойти погулять. А жил Ваня на 3 этаже. Выйдя из квартиры, он решил не спускаться по ступенькам, а скатиться по перилам. Ваня очень любил кататься по перилам. Его много раз ругали взрослые, но он их не слушал.

Ребята, что может произойти с Ваней, если он и дальше будет продолжать кататься на перилах? О каком правиле необходимо напомнить Ване?

- Кататься на перилах нельзя, а иначе можно провалиться в проем или ушибиться. Это опасно!

- Правильно, ребята. Вот видите, какие вы молодцы.

Заключительная часть

- А сейчас давайте поиграем. Встали все в круг. У кого волшебный мяч в руках, тот называет правило и передает другому. Если кто-то из вас правило не вспомнит, то из игры выбывает. И в конце игры мы узнаем победителя.

- Ребята, вам понравилось играть?

- Конечно.

- А тебе Незнайка?

- Да, очень. Вы все ребята такие хорошие и умные. А можно я приду к вам еще?

- Конечно, приходи. На следующем занятии мы будем узнавать другие интересные правила. А занятия наши будут еще интереснее. Посмотрите, как я оформила наши правила, чтобы они вам быстрее запомнились и всегда были у вас перед глазами. Почаще к ним обращайтесь.

Спасибо вам за внимание, все были молодцы. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вести себя дома, если остался один

Презентация по ОБЖ  для детей старшего дошкольного возраста....

конспект занятия" Как вести себя с незнакомыми людьми"

Цели: Содействовать формированию у детей навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям ...

Консультация для родителей на тему: "Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?"

Данная консультация поможет родителям понять как вести себя с ребенком  СДВГ....

Конспект занятия: «Как вести себя во время проведения подвижных игр».

Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по привитию детям правил поведения....

Конспект занятия "Как вести себя в транспорте"

Конспект занятия "Как вести себя в транспорте" для детей средней группы. Цель:формирование осознанного отношения к правилам поедения в общественном транспорте.Занятие состоит из пяти ча...

Конспект занятия « Как вести себя в природе»

Цель: Формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения вприроде. Задачи:Формирование знаний у детей о правилах безопасного поведения в лесу.Методы и приемы: беседа, рассматривание илл...

Конспект занятия «Как вести себя в детском саду»

Актуальность проекта «Правила поведения в детском саду» связана с необходимостью воспитания культуры поведения дошкольников как одного из основных критериев формирования разносторонне...