Научная статья На тему: «Основные направления трудового воспитания детей дошкольного возраста»
статья

ДУДИНА Е.Г.

Актуальность исследования. В последнее время уделяется большое внимание воспитанию современному подрастающему поколению, в особенности обеспечению его трудового воспитания. Следует отметить, что детские дошкольные образовательные организации развивают и воспитывают детей, укрепляют и сохраняют их здоровье, прививают им любовь к трудовой деятельности, к своей стране, а также готовят детей к обучению в общеобразовательных учреждениях. За время пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, у них должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, определенная целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 25 «Солнышко» села Покойного Буденновского района Ставропольского края"

Научная статья

На тему: «Основные направления трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Подготовила: Дудина Елена Геннадьевна

Актуальность исследования. В последнее время уделяется большое внимание воспитанию современному подрастающему поколению, в особенности обеспечению его трудового воспитания. Следует отметить, что детские дошкольные образовательные организации развивают и воспитывают детей, укрепляют и сохраняют их здоровье, прививают им любовь к трудовой деятельности, к своей стране, а также готовят детей к обучению в общеобразовательных учреждениях. За время пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях, у них должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, определенная целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость.

Значимость трудового воспитания трудно переоценить в плане формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста. Для того чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к труду, чрезвычайно важно, чтобы он встал на позицию созидателя, ощутил удовольствие и гордость от результата своего труда. Труд ребёнка обязательно должен быть направлен на изготовление реального, ощутимого продукта, который может быть использован им по своему усмотрению, естественно, с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка-дошкольника.

Огромное значение в организации трудового воспитания детей в условиях ДОО имеет хозяйственно-бытовая трудовая деятельность, она связана непосредственно с самообслуживанием, поддержанием соответствующего порядка в комнате для занятий, а также с соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к своим вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам.

Проблемами трудового воспитания детей дошкольного возраста занимались ученые В.Г. Нечаева, Г.М. Киселева, К.П. Кузовкова,               М.В. Крулехт, Д.В. Сергеева, Л.И. Сайгушева и др. Систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания дошкольников проводили также Е.И. Радина, Г.Н. Година, Д.О. Дзинтере, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Именно эти исследования дают ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста.

Воспитание трудовой деятельности дошкольников, исследовались такими учеными как Р. Буре, Л. Образцовой, Т. Чушаковой, А. Иватовой и др. Они рассматривали в первую очередь труд, который связан с самообслуживанием: выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями, животными, работа на участке детского сада, выполнение заданий, развивающих ручную деятельность. Любое из перечисленных видов деятельности должно представлять для ребенка определенную сложность. Именно в таком труде и трудовой деятельности складывается характерная для каждого дошкольника способность достигать поставленные цели, преодолевать препятствия.

Актуальной проблемой для воспитателей в настоящее время в условиях ДОО является формирование трудовых навыков, нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности детей.

Проанализировав различные точки зрения, мы сделали вывод, что под трудовым воспитанием понимается целенаправленная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии. 

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности  одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Присоединяясь к точке зрения А.С. Макаренко мы считаем, что труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей. Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления.

По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов: хозяйственно-бытовой труд, труд «в природе», ручной труд. Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, соблюдая ряд важных педагогических требований: пример родителей, создание условий для детского труда, умение поощрить ребенка и т.д.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.

Радость трудовой деятельности является одним из высоких человеческих чувств. Своевременно развить данное чувство у детей дошкольного возраста – наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать значительно труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей дошкольного возраста, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программных задач по направлению трудового воспитания детей дошкольного возраста

Материал представлен в виде таблице на весь дошкольный возраст....

Статья на тему: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей....

Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."

Курсовая работа на тему:"Современные технологии трудового воспитания детей дошкольного возраста."...

Статья на тему «Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, форм...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профилизации и трудовому воспитанию детей дошкольного возраста

Данная программа апробирована и практикоориентированна. Она направлена на развитие у дошкольников позитивных установок и уважительного отношения к разным видам профессий. Формирование допрофессиональн...

Статья на тему «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье описывается роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста....

Статья на тему "Основы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМисюрина Анастасия Анатольевна Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это систематический процесс, ...