«ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (старшая группа)

Введение……………………………………………………………………………

 1.Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….

1.1 Характеристика эстетического воспитания в дошкольном образовании……………………………………………………………………….

2 Основные формы и методы эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit_1.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

«ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение……………………………………………………………………………

#1058;еоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….

Характеристика эстетического воспитания в дошкольном образовании……………………………………………………………………….

2 Основные формы и методы эстетического воспитания дошкольников……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы определена тем, что одной из ярких черт современного этапа развития культуры в нашей стране является растущий интерес общества к теории и практике эстетического воспитания подрастающего поколения.

Проблемы воспитания дошкольников призван осуществлять всестороннее воспитание детей дошкольного возраста. Физические, умственные и нравственные воспитание значительное место в работе детского сада занимает эстетическое воспитание. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического воспитания - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Занятия проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям детей рисование, лепки, слушать художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое воспитание (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения

Система эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей. «Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из значимых в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»

Именно эстетическое воспитание является прочным связующим звеном между детскими дошкольными учреждениями и начальной школой. Если у ребёнка сформирован высокий уровень эстетической воспитанности, то и адаптация к обучению в школе у него происходит значительно легче. В дошкольном возрасте более ярко начинает проявляться гибкость и самостоятельность мышления, у детей формируется познавательный интерес и любознательность. Поэтому особенную актуальность получает воспитание у дошкольников художественных умений, формирование у них эмоционального отклика на красоту окружающего мира, а также осознание ими чувства прекрасного.

Эстетическое воспитание является одним из самых важных составляющих общего воспитания любого ребенка. Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей.

Многие педагоги и психологи считают, что формировать эстетическую культуру, также как и личность, необходимо с раннего возраста, так как этот возраст наиболее благоприятен. Данная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Т.С. Комарова, Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

Специалист в области эстетического воспитания дошкольников Т.С. Комарова пишет: «Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного…»

1 Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика эстетического воспитания в дошкольном образовании.

Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности является одной из важнейших проблем педагогики. Эстетическое воспитание образует основу восприятия личности, стремление к преобразованию мира, произведений искусства и умению наслаждаться ими.

«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты».

Содержание эстетического воспитания – это система знаний, умений и навыков, главная цель которой – научить человека понимать и ценить прекрасное. На содержание эстетического воспитания влияет множество факторов. Но сначала необходимо дать определение самому понятию «эстетического воспитания». Ниже представлены некоторые из определений:

эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачёв);

эстетическое воспитание – знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире. (Мамедова И. М.).

Ниже представлено, как определяли эстетическое воспитание разные ученые, педагоги, психологи.

«Эстетическое воспитание» – воспитание способности целенаправленно воспринимать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в явлениях искусства» (В. Н. Шацкая)

«Эстетическое воспитание» – это просвещение ума, образование сердца – утонченность обращения». (В. Г. Белинский)

«Никакие моральные поучения, как бы мудро они ни были освещены жизненным опытом и чувством благоговения перед человеческой красотой, не могут утвердить в юных сердцах благородные, высокие чувства, если рядом со словом не стоит искусство». (В. А. Сухомлинский)

«Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, жить и творить по «законам красоты». К. Маркс

Эстетическая воспитанность – результат, качественный показатель эффективности осуществления процесса эстетического воспитания.

Как полагает специалист в области эстетического воспитания дошкольников Комарова Тамара Семёновна, одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

Восприятие – способность видеть прекрасное в любом его проявлении: природе, искусстве, межличностных отношениях и др.

Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.

Потребности – желание получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного.

Вкусы – умение оценивать проявления окружающего мира с точки зрения его соответствия эстетическим идеалам.

Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачи эстетического воспитания

Формирование эстетического отношения к окружающему миру

Формирование художественных умений

умение видеть красоту в природе, поступках, искусстве;

понимать прекрасное;

воспитание художественного вкуса.

обучение рисованию, лепке;

обучение пению, движениям под музыку;

развитие словесного творчества.

Существует определенная классификация средств приобщения к прекрасному. К таким универсальным средствам относятся: изобразительное искусство (живопись, скульптура); драматургия (театр); архитектура; литература; телевидение, СМИ; музыка различных жанров; природа.

Таким образом, эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

2 Основные формы и методы эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста может быть организовано в различных формах. Под формой воспитания детей понимают сложившийся образ взаимодействия педагога и детей. Он характеризуется сочетанием средств и методов, которые у всех педагогов разные. Именно они определяю индивидуальность и неповторимость воспитательного процесса.

Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. Эта деятельность принесет пользу, если при её осуществлении будут использованы оптимальные формы организации эстетического воспитания.

Методы эстетического воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

Выбор конкретного метода зависит от многих условий. К ним относятся: объем художественной информации; качество художественного материала; форма организации деятельности; вид деятельности; возраст и особенности ребенка; уровень подготовки педагога, его способности и мастерство.

Вопросы эстетического воспитания и сущности творческой деятельности рассматривались многими философами, искусствоведами, культурологами, психологами и педагогами. В российской педагогике также подробно рассматривались различные методы эстетического воспитания детей.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен, прежде всего, на игру, необходимо широко использовать разнообразные игровые методы:

  • игровые ситуации и воображаемые (помогают развить познавательно-творческую активность);
  • песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;
  • демонстрация эпизодов кукольных спектаклей;
  • рассказ-рисование с элементами сказки.

Существует классификация методов эстетического воспитания, определенная Н.А. Ветлугиной (советский деятель в области музыкального образования и воспитания). Ветлугина выделяет методы в зависимости от: источника знаний; вида художественно-творческой деятельности; задач развития художественно-творческих способностей; индивидуальных особенностей детей; этапов художественных занятий.

Таким образом, замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания детей могут достичь своих целей правильным подбором, а также комбинированием различных методов.

Кроме того, исследователи и ученые предлагают использование в эстетическом воспитании дошкольников как можно больше игровых методов, игровых ситуаций. Это создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками, повышает качество работы и способствует развитию интереса к художественно-творческой деятельности.

Эстетическое воспитание – задача не только воспитателей и учителей. Это непрерывный процесс, который берет свое начало в семье, а продолжается педагогами.

Содержание эстетического воспитания в семье включает:

  • личный пример родителей (именно родители являются первыми эстетическими идеалами ребенка);
  • воспитание музыкального вкуса (начинается с пения колыбельных песен, потешек, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребенком);
  • умение ценить произведения искусства (знакомство с цветами, их сочетаниями, развитие способности видеть форму и содержание);
  • чтение книг (помогает ребенку освоить богатство родного языка);
  • беседы (ответы на вопросы ребенка, возникающие во время познания окружающего мира);
  • эстетика быта (дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства – картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота).

Все это с самого раннего детства формирует у ребенка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдет своё выражения в эстетическом сознании.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов говорил «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...