«Русские писатели и поэты. Сказки А.С. Пушкина»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Красноперова Оксана Анатольевна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой (старший дошкольный возраст). Выявить и обобщить знания по произведениям А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Красноперова Оксана Анатольевна – учитель-логопед, ДС № 346, Новосибирской области, город Новосибирск

«Русские писатели и поэты. Сказки А.С. Пушкина»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой (старший дошкольный возраст). Выявить и обобщить знания по произведениям А.С. Пушкина.

Программное содержание.

  • Продолжать формировать представления о русских писателях и поэтах; интерес к окружающему миру.
  • Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования поэтичности, лиричности русского языка в знакомых произведениях.  
  • Развивать эмоциональную сферу, умения воспринимать  художественные произведения; память, внимание; изобразительные навыки; речевую активность.
  • Воспитывать гордость за лучших представителей русской литературы прошлого века.

Словарная работа. Активизация словаря по теме «Русские писатели и поэты» - стихотворение, рифма, поэтичность, доступность, образность языка, название сказок А.С.Пушкина и их героев, Санкт-Петербург, Петр Великий, рукописи, богатыри, волшебники.

Обогащение словаря -  экранизированы, Царскосельский лицей, Царское село, няня Арина Родионовна, название стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», посватался, Наталья Николаевна Гончарова, дуэль; крылатыми  выражением «Слава поэта умножалась», «старинные придания».

Оборудование. Портрет А.С.Пушкина, няни Арины Родионовны;  книги сказок А.Пушкина; иллюстрации к сказкам Пушкина, Царского села, Санкт-Петербурга; мультфильм сказки; мяч; чистые листы для рисования, фломастеры, карандаши, восковые мелки, трафареты.

Предварительная работа. Чтение и рассказывание сказок и стихотворений А.С.Пушкина; беседы о русских писателях (И.Крылове, М.Ю.Лермонтове, Л.Толстове, С.Есенине, С.Аксакове и др. согласно программе «Детство»);  рассматривание картин, открыток по разделу «В чудесном мире русского языка»; видеопросмотр мультфильмов по сказкам А.Пушкина.

Ход занятия. Организация начала занятия.

Логопед. Мы с вами знаем много стихов и сказок нашего великого поэта А.С.Пушкина (06.06.1799 – 10.02.1837). Давайте попробуем вспомнить строчки из некоторых его произведений и назвать их. Поможет нам игра. А вы хотите поиграть?

Дети. ДА.

(Дети образуют круг на ковре. Воспитатель читает строчки из произведений А.Пушкина, которые они знают, и бросает мяч игроку. Игрок должен вспомнить название произведения, и вернуть мяч логопеду).

Задания к игре с мячом.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

(сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

«Отпусти ты, старче, меня в море!

 Дорогой за себя дам откуп…»

(«Сказка о рыбаке и рыбке»).

«Жил-был поп-

 Толоконный лоб…»

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»).

«Ах ты, мерзкое стекло!

  Это врешь ты мне назло.

   Как тягаться ей со мною?..»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

«Кири-ку-ку.

 Царствуй лежа на боку!..»

(«Сказка о золотом петушке»).

«У лукоморья дуб зеленый,

  Златая цепь на дубе том,

 И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом…»

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

Логопед. Молодцы, вы хорошо справились.

Логопед. Александр Сергеевич родился в Москве. В гости к его отцу часто приходили наиболее известные писатели того времени. И маленький Саша мог видеть их и общаться с ними. В доме была огромная библиотека, в которой находились книги. А теперь внимательно посмотрите на портрет поэта… Он был смуглым, черноволосым, с голубыми глазами. В детстве  маленького Сашу в детстве  маленького Сашу нянчила Арина Родионовна, которая рассказывала ему народные придания и сказки о добрых и злых волшебниках, царях и царицах, разбойниках и богатырях. Когда же Пушкин вырос, то сам стал сочинять волшебные сказки в стихах, основами которых стали сказки его няни.

Почти все сказки поэта экранизированы – по одним сняты кинофильмы, а по другим – мультфильмы.

Когда Саша немного подрос, его отвезли в специальный лицей, который находился недалеко от Санкт-Петербурга в Царском селе, и назывался - Царскосельским. Там Пушкин начал писать стихи, которые начали печатать в журналах. Стихи поэта стали известными во всей России, а потом и во всем мире.

Надо отметить, что Александр Сергеевич ввел в поэзию обычный разговорный и народный язык. Поэтому его стихи написаны ясным, образным  и понятным для всех языком. В произведениях Пушкина встречаются разнообразные герои – животные и люди.

(Логопед предлагает детям встать в круг и превратиться в веселых, задорных, дружных животных. А поможет им слова в физминутке).

  • «Лесные жители».

Добрый лес, старый лес,

Широко развести руки в стороны.

Полных сказочных чудес!

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою Вас!

Ходьба.

Ждут нас на лесной опушке

Присесть.

Птички, бабочки, зверушки.

Медленно подняться, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Паучок на паутинке

Пальцами правой руки выполнить от плеча левой руки перебирающие движения вниз.

И кузнечик на травинке!

Пальцами левой руки выполнить от плеча правой руки перебирающие движения вниз.

Мышка тихо идет,

В норку зернышко несет.

Мягкий пружинистый шаг, «лапки» перед грудью.

А за мышкой шел медведь,

Да как начал он реветь.

Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловища из стороны в сторону.

А веселые зайчата-

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Легкие прыжки.

По тропинкам мы гуляли,

Подскоки.

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой,

Широко развести руки в стороны.

Нам теперь пора домой.

Ходьба.

Логопед. Ребята, давайте поиграем в игру «Назови героя сказки». (Показ слайдов, викторина по сказкам А.С. Пушкина).

«Назови героя сказки».

(Дети  образуют круг. Каждый игрок называет любого героя сказок поэта, и, передают мяч по цепочке).

Дети. Золотой петушок, царь Гвидон, царевна Лебедь и т.д.

Логопед. Александр Сергеевич стал известен и признан русским народом. «Слава поэта умножалась». Он написал стихи, посвященные своей доброй няне Арине Родионовне. Стихи называются «Зимний вечер». В 1831 году личная жизнь Пушкина изменилась. Он посватался к одной из первых красавиц того времени, Наталье Николаевне Гончаровой, и получил ее согласие. В Петербурге он задумал написать историю русского царя Петра Великого и много работал, изучая старинные документы и рукописи. Его семья росла, у них с Натальей Николаевной родилось четверо детей. Сам поэт, шутя, сложил из их имен рифмовку: Сашка, Машка, Гришка, Наташка.

Великий поэт погиб на дуэли, когда ему было всего 37 лет. Кто знает, сколько бы еще чудесных историй он смог сочинить, если бы остался жив! Проститься с любимым поэтом приходило очень много людей. Народ страдал оттого, что погиб любимый поэт России.

И теперь Пушкин остается автором, книг, которые знают и любят все – и взрослые и дети.

Подведение итога деятельности.

Логопед. В какой форме написаны знакомые вам произведения А.С.Пушкина?

Дети. Сказки Пушкина написаны в стихах…

Логопед. Каких людей высмеивает в своих произведениях поэт?

Дети. В сказке «Золотая рыбка» автор высмеивает старуху. Потому, что она злая, жадная и т.д.

Логопед. Назовите свою любимую сказку, автором которой является Александр Сергеевич?

В конце деятельности логопед предлагает нарисовать картину к своей любимой сказке, или того героя, который им понравился. Дети рисуют под фонограмму сказок А.С.Пушкина или под спокойную, умеренную музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности (для старшего дошкольного возраста, логопедической группы) Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов

Конспект непосредственной образовательной деятельности(для старшего дошкольного возраста, логопедической группы)  Родина  Россия в творчестверусских, современных писателей и поэто...

Конспект непосредственно образовательной деятельности, посвящённый году литературы - 2014 "Родина Россия в творчестве русских, современных писателей и поэтов.

Целью занятия является:  воспитание чувства патриотизма, гражданственности,гордости за свою Родину; любви и интереса к русским и современным писателям и поэтам  А.С.Пушкину,М.Ю. Лермотову, А...

Проект "Жизнь и творчество русского писателя сказочника А.С.Пушкина"

Проект " Жизнь и творчество русского  писателя сказочника А.С.Пушкина"...

Русские писатели и поэты

Материал для ознакомления дошкольников с русскими писателями и поэтами....

Знакомство с писателем и поэтом А. С. Пушкиным

Знакомство детей младшей группы с великим писателем и поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. «Мы читаем. Произведения детских писателей, поэтов, сказки.»

Познакомить детей с историей возникновения книги. Формировать у детей представление о значении книги в жизни людей, о назначении библиотеки, о правилах поведения в бмблиотеке. Воспитывать любовь и бер...