План работы по самообразованию "Подготовка детей к обучению грамоте"
материал (подготовительная группа)

Атаманова Светлана Алексеевна

Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_-.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27

План работы по самообразованию

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей

   старшего возраста в разновозрастной

 группе детского сада»



  Воспитатель:  
Атаманова Светлана Алексеевна
                                                                                                                                       


г. Красноярск

2023 – 2024 г.

Актуальность

       Основой для обучения грамоте является речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

  1. Учить детей выделять в произношении заданный звук.  Сравнивать

 (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении;

      2.  Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

      3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

     4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

     5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Группа: разновозрастная (6 -7) лет

Сроки: 2023-2024 учебный год

  • Планируемые результаты воспитателя:

- повышение своего теоретического познания в области подготовки к обучению грамоте детей;

- умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Планируемые результаты детей:

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать  буквы.

по слоговые и слитные способы чтения

Этапы работы:

1.Организационный этап

Изучение литературы по теме.

    В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.

2 этап: План работы на 2023 – 20234 учебный  год

 Сентябрь

  1. 1. Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте;
  2. Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки;
  3. Консультация для педагогов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»;
  4. Беседа «Артикуляционная гимнастика»;

Октябрь

  1. Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»;
  2. Использование новых дидактических игр по обучению грамоте;
  3. Консультация для педагогов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»;
  4. Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди

           место звука в слове», «Схемы слов»;

  1. Дидактический материал для занятий с детьми 6-7 лет по развитию речи.

Ноябрь

  1. Консультация для педагогов «Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте»;
  2. Подбор материала по формированию графических умений;
  3. Консультация для педагогов «Формирование аналитико-синтетической активности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте»;
  4. Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми играми;
  5. Беседа «Как подготовить руку к письму?»;

Декабрь

  1. Использование пальчиковых игр;
  2. Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»;
  3. Отчет о проделанной работе за 1 полугодие;
  4. Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Январь

  1. Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»;
  2. Знакомство с обводками и штриховками;
  3. Презентация «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте;
  4. Использование специальных символов в играх по формированию навыка

звукового анализа»;

  1. Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово».

 Февраль

  1.  Обновление обводок, штриховок;
  2.  Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»;
  3. Беседа «Определение гласных звуков»;
  4. Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

 Март

  1. Мастер – класс по подготовке дошкольников к обучению грамот;
  2. Обновление наглядно го материала на звуки;
  3. Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»
  4. Изготовление дидактических игр

 Апрель

  1.  Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»;
  2. Оформление памятки для родителей «Страна букв»;
  3. Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
  4. Досуг «В стране звуков»;

Май

  1. Итоговое родительское собрание;
  2. Отчет о проделанной работе.


3.Заключительный этап

Подготовить отчет по теме самообразования

Методическая литература


  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.
  2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
  3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .
  4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в старшей группе.
  5. Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят.
  6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно.
  7. Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
  8. Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 5 – 7 лет по развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционно - логопедической работы по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

Представляю перспективное планирование в подготовительной к школе группе по разделу "Формирование произношения и обучение грамоте. В плане указаны: тема занятия, количество часов, навыки звуковог...

Презентация "Из опыта работы по подготовке детей к обучению грамоте".

В презентации представлены дидактические материалы, используемые в работе с детьми....

"Система работы по подготовке детей к обучению грамоте"

Система занятий с детьми в подготовительной группе....

Индивидуальный план работы по самообразованию. «Повышение профессионального уровня по подготовке детей к обучению грамоте»

Цель: Повышение собственного уровня  знаний  путём изучения необходимой литературы....

Элементы логопедической работы по подготовке детей к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Секрет».

Дисграфия начинается не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у некоторых детей с нач...

План работы по самообразованию « Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста».

laquo; Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»....

Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте.

Методика работы по подготовке детей к обучению грамоте....