Статья: "Использование элементов режиссерской игры в работе логопеда"
методическая разработка (старшая группа)

Елена Михайловна Данилюк
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в педагогической литературе мало внимания уделено теме развития речи через режиссерскую игру. Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста, и тем более для ребят с ТНР, ведь в режиссерской игре РЕЧЬ- главный компонент. Режиссерская игра- "хрупкое творение" ребенка, которое при неправильной позиции взрослого, может мгновенно исчезнуть, оставив у него разочарование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaord.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Использование элементов режиссёрской игры в работе логопеда».

Составитель материала: Данилюк Елена Михайловна, учитель - логопед МБДОУ  д/сада №58 г.Иркутска.

Учителю-логопеду в своей деятельности часто приходится совмещать различные методики и их элементы. Подбирая наиболее оптимальный вариант взаимодействия с ребёнком (отталкиваясь от индивидуальных особенностей и предпочтений конкретного ребёнка, близости темы и компетенции в выбранных методиках),  логопед, владеющий наибольшим количеством техник и методов работы, значительно расширяет диапазон своей деятельности  и имеет больше возможностей подобрать именно тот метод, который будет наиболее действенным в коррекционной работе с конкретным ребёнком. Режиссёрская игра, всегда являющаяся нестандартной в проведении, а потому требующая от педагога профессионального опыта и мастерства, в некоторых случаях, может вызывать затруднения в использовании, но (тем не менее), возможна в качестве метода для работы с детьми с ТНР.  Игра, исполняя роль своеобразного мостика из Мира Детства в Мир Взрослых. Позволяет ребёнку «выполнять» определённые социальные роли взрослых. Дети проигрывают знакомые сказки, мультфильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.  Наряду с обычными игрушками дети используют предметы-заместители, что способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических процессов. Линия развития режиссёрской игры по сюжетам сказок требует прямого руководства со стороны взрослого.

На первых этапах работы выявляются интересы ребёнка и устанавливаются особенности взаимодействия с ним, намечаются возможные темы этой игры. Это могут быть неодушевлённые предметы (их строение, различные процессы, возникающие в мире). Темы могут возникать очень неожиданные и непредсказуемые педагогом. Для выявления темы могут быть использованы такие методы как эксперимент, наблюдение, беседа - как с ребёнком, так и с окружающими его взрослыми. Педагог не предлагает темы, а следует за ребёнком, спокойно поддерживая интересующую ребёнка тему, а также «нащупывает» варианты работы с ней. Этот этап работы специалиста является самым сложным, потому что перед педагогом возникает сразу несколько довольно непростых задач: определить интересующую ребёнка тему; поддержать её искренним интересом (без чрезмерной эмоциональности, которая может отпугнуть ребёнка); осторожно направлять эту тему в нужном направлении. Вот тут могут довольно успешно использоваться элементы сказкотерапии, позволяя вовлечь ребёнка в сказочный сценарий, разыгрываемый на листе бумаги, или в игровом уголке с игрушками, или с персонажами настольного, пальчикового  театра вместе с ребёнком. Как правило, вначале ребёнок наблюдает за действиями взрослого, вслушиваясь в его комментарии, затем начинает «помогать» взрослому или изображению, и даже полностью забрать инициативу на себя. Взрослый же изменяет при необходимости направление игры, привнося новых персонажей или события, внимательно наблюдая при этом за ребёнком (мимикой, жестами, принимаемой позой, комментариями). Ребёнок при этом становится основным индикатором правильности выбранной темы, темпа работы, направления, смены сценарной постановки. В режиссёрской игре – одновременном выполнении разных ролей – от ребёнка требуется умение регулировать поведение, обдумывать слова и действия, сдерживать или активизировать свои движения.

При занимаемой педагогом позиции «рядом» -  дети активизируются, чаще пользуются речью для комментариев деятельности, могут вариативно давать вербальные ответы, продолжить неоконченные педагогом фразы, что очень значимо для развития и коррекции речи.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Через игру дошкольники усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведение в быту. Это всё говорит о том, что ребёнок, играя, развивает речь и включается в процесс социализации. В игровой деятельности дошкольников существует двусторонняя связь между Речью и Игрой: речь развивается и активизируется в игре, и сама игра развивается под влиянием развития речи.

Литература:

1.Белкина В.Н. Развитие творчества ребёнка в режиссёрской игре. М., Прометей.1995г.

2.гаспарова Е.М., Режиссёрские игры дошкольников. М., АПН СССР,1990г.

3.Творческие игры дошкольников, Минск.,  Учпедгиз БССР, 1997г.

4.Трифонова Е.В.Режиссёрские игры дошкольников. М., Ирис-пресс, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Элементы театрализованной деятельности в работе логопеда"

Доклад предназначен для практической деятельности учителей-логопедов. В нем определяются цели, задачи, этапы проведения театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми старшего дошкольно...

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

В статье описывается важность использования элементов театрализации, импровизации  в работе логопеда, как средства коррекции речевых нарушений в условиях детского сада....

Конспект интегрированного занятия с элементами режиссерской игры "Как два снеговика солнце искали"

Программное седержаниеЗакреплять у детей знания о приметах зимы, развивать речь. Развивать творческие способности детей в театрализованной деятельности. Поощрять желание детей самостоятельно различать...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе логопеда

Примерно сорок лет назад логопед и психолог Джейн Айрес в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем - теория дисфункции сенсорной интеграции, которая прив...

Статья "Использование игровых технологий как основного метода работы учителя-логопеда" https://drive.google.com/file/d/1EAEPH0VosfNizqgwsEHSzRdKT14TPVK9/view

В статье представлен опыт использования игровых технологий в работе учителя-логопеда ДОУ....

Презентация "Режиссерская игра в работе с детьми с нарушением речи"

Значение режиссерской игры в развитии ребёнка с нарушением речи...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

*Копия печатного издания*Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации"Речевое развитие является ...