Картотека бесед для формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста
план-конспект занятия (средняя группа)

Мусаидова Жанна Владимировна

 

Картотека бесед для формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста

Беседы для формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста играют ключевую роль в их социализации и развитии. Убеждение является одним из самых эффективных способов, позволяющим ребенку понять и принять определенные моральные и этические нормы. Убедительная беседа, направленная на объяснение значимости дружбы, честности и доброты, помогает детям осознать их важность в жизни.

Разъяснение, как метод, превосходно дополняет процесс убеждения. В ходе воспитательных бесед мы объясняем различия между правильным и неправильным поведением, используя примеры из повседневной жизни. С помощью простых и доступных ребенку понятий формируем его понимание ценностей. Например, обсуждая, почему важно делиться игрушками, мы не только укрепляем его личные моральные установки, но и развиваем навыки эмпатии.

Диспут и дискуссия, например, во время утреннего круга также могут быть полезными инструментами, позволяя детям выражать свои мысли и мнения. Важно создать атмосферу доверия, где каждый ребенок сможет свободно делиться своими переживаниями и идеями. Это способствует развитию критического мышления и формированию активной позиции относительно моральных вопросов. В результате, посредством различных методов, мы помогаем детям не только осваивать ценностные ориентиры, но и уверенно применять их в повседневной жизни.

 

«Зачем говорят «здравствуй».

Цель: воспитатель напоминает детям вежливые слова, разъясняет, что они выражают доброе отношение к другим людям.

«Праздник вежливости.

Цель: обратить внимание детей на то, что вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения.

«Чего не знал воробышек».

Цель: напомнить детям правила вежливого обращения.

«Моя мама».

Цель: дать детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.

«Почему нужно уметь уступать».

Цель: учить детей избегать ссор, договариваться друг с другом.

«К чему ведут ссоры в игре».

Цель: напомнить ребятам, что ссора мешает игре и дружбе.

«Правила дружной игры».

Цель: объяснить детям, зачем нужны правила игры; учить решать спорные вопросы, избегать ссор.

«Как дружить дружно, без ссор».

Цель: в ходе беседы воспитатель вместе с детьми разобраться в причинах ссор.

«Доброе дело – правду говорить смело».

Цель: напомнить детям о том, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых.

«Не сиди сложа руки – так не будет скуки».

Цель: рассказать детям о полезности и значимости труда.

«Берегите книгу».

Цель: объяснить детям, как следует обращаться с книгой.

«Каждой вещи – своё место».

Цель: напомнить детям о бережном отношении к вещам, о том, что все вещи должны лежать на своих местах.

Подборка бесед с дошкольниками 5-6 лет

«Вежливая просьба».

Цель: помочь детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой.

«Фея учит вежливости»

Цель: вспомнить правила вежливого обращения.

«Семьи большие и маленькие»

Цель: обсудить с ребятами, что независимо от числа родных семья является для ребёнка родным домом, где его любят, заботятся о нем.

«Вместе тесно, а врозь скучно»

Цель: рассказать ребятам, как можно избежать ссоры, как помириться.

«Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Цель: помочь ребятам понять, что ссоры могут привести к беде.

«Каждая ссора красна примирением»

Цель: вспомнить с ребятами слова, которые помогают людям помириться.

«Урок дружбы»

Цель: напомнить детям о том, что с друзьями надо делиться.

«Не будь жадным»

Цель: воспитывать у детей отрицательное отношение к жадности.

«Зайчик, который всем помогал»

Цель: с помощью сказки Е. Бехлеровой объяснить детям, что помощь другим может приносить радость тем, кто ее оказывает.

«Умей увидеть тех, кому нужна помощь»

Цель: объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему.

«Добрые дела»

Цель: объяснить детям, что доброе дело доставляет радость тому, кто его делает.

«Он сам наказал себя»

Цель: объяснить детям, что человек, который совершил плохой поступок, сам себя наказывает.

«Хорошие товарищи»

Цель: обратить внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.

«Спасибо за правду»

Цель: формировать у детей представление о том, что всегда нужно говорить правду, что за правду хвалят.

«Правда всегда узнается»

Цель: помочь детям понять, что любая неправда всегда раскроется, что солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

«У ленивого Федорки всегда отговорки»

Цель: вспомнить с детьми правила, которые существуют в каждой семье: быть внимательными друг к другу, помогать родным, заботиться о них, выполнять просьбы старших.

«Кем быть?»

Цель: познакомить детей с различными профессиями.

«Надо вещи убирать- не придётся их искать»

Цель: познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам; напомнить о необходимости беречь своё время.

Подборка бесед с дошкольниками 6-7 лет

«Ещё один секрет вежливости»

Цель: напомнить детям о том, что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

«Воспитанность и вежливость»

Цель: напомнить детям правила вежливости.

«Как дети могут заботиться о взрослых»

Цель: показать детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых.

«Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам» Цель: продолжать формировать у детей привычку делиться с друзьями.

«Кто кого обидел»

Цель: познакомить детей с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам; продолжить воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

«Я самый главный»

Цель: продолжить воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.

«Обиженные друзья»

Цель: объяснить детям, с помощью стихотворения А. Барто, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью.

«Не завидуй другому»

Цель: объяснить детям, что нельзя обижаться и злиться на друга, если у него что-то получается лучше; что нельзя подвергать друга опасности.

«С чего начинается дружба»

Цель: объяснить детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться.

«Я задаром спас его»

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «взаимопомощь».

«Что такое бескорыстная помощь»

Цель: объяснить детям, опираясь на художественные произведения, что такое бескорыстная помощь.

«Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают»

Цель: познакомить дошкольников с ситуацией, в которой дети не могут своими силами оказать помощь товарищу.

«Почему нельзя дразниться»

Цель: продолжить воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости, стремиться объяснить, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред ( с таки человеком не хочется дружить)

«Добрейший носорог»

Цель: объяснить детям, что доброта скрыта внутри человека, что она раскрывается только в его поведении, в отношении к другим людям.

«Тайное всегда становится явным»

Цель: объяснить детям , что скрывать свой проступок бесполезно, что правда все равно будет известна.

«Злая неправда»

Цель: объяснить детям, что некоторые люди иногда специально обманывают других.

«Кто разбил большую вазу?»

Цель: объяснить детям, что особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.

«Без труда не будет и плода»

Цель: помочь детям в процессе беседы понять смысл пословицы «Без труда не будет и плода».

«Кто не работает, тот не ест»

Цель: помочь детям в ходе беседы постичь смысл пословицы «Кто не работает, тот не ест».

«За труд говорят «спасибо»

Цель: помочь ребятам понять, что труд на благо других людей заслуживает благодарности.

«Все работы хороши, выбирай на вкус»

Цель: познакомить детей с различными профессиями, объяснить, что каждой из них нужно учиться.

«Надо вещи убирать- не придётся их искать»

Цель: познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам; напомнить о необходимости беречь своё время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_nrav.docx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию правильного дыхания у детей дошкольного возраста

При обучении ребенка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки легких и улучшения их снабжения кислородом....

«Проблемы формирования пространственной ориентации у детей дошкольного возраста»

Аннотация:  работе раскрывается современный взгляд на проблему ориентации человека в пространстве. Проблема эта, включает в себя пространственное различение и восприятие пространства, пространств...

Картотека бесед по формированию основ безопасности для детей дошкольного возраста лет

Беседа: «Если в квартире начался пожар»Беседа: «Правила безопасного поведения детей на улице»          Беседа: «Правила ...

Картотека игр для формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Данная картотека может быть полезна воспитателям, методистам, родителям и всем кто хочет чтоб у ваших детей была развита коммуникативная компетентность....

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Картотека кроссвордов по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста...

Картотека бесед "Ознакомление с окружающим миром" для детей дошкольного возраста

Картотека бесед "Ознакомление с окружающим миром" для детей дошкольного возраста...