Адаптация - информация для педагогов (часть 1)
материал (младшая группа)

Смолина Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Радость встречи» или как правильно встречать детей в детском саду

 Тон всего дня, как правило,

задается уже с самых

первых его минут.

Прием детей – начало рабочего дня воспитателя. Как насыщен этот промежуток времени самыми разнообразными делами. Педагог осуществляет одновременно сложные разноплановые задачи: принимает детей, организует игры, встречается с родителями своих воспитанников.

Дети приходят в садик с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями от событий раннего утра. И поэтому очень важна приветливая встреча, она влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад.

Наблюдательный воспитатель всегда видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.

Есть дети, которым надо несколько минут «доспать» на диванчике или в кресле посидеть, в этом случае лучше дать им эту возможность.

По тому, как дети раздеваются, разговаривают с родителями, товарищами, воспитатель узнает, кто из них взволнован или спокоен, возбужден или вял. Если воспитатель учитывает состояние своих питомцев, понимает причину возбуждения отдельных детей, ему нетрудно решить, как обратиться к каждому.

Во время утреннего приема можно включать веселые детские песни: «Буратино», «С голубого ручейка», они очень хорошо поднимают настроение.

Особого внимания требует ребенок, впервые пришедший в детский сад или медленно привыкающий, плохо адаптирующийся ребенок. Воспитатель занимает его игрушкой, отвлекает от грустных мыслей, стремится сделать переход из домашней обстановки в детский сад менее болезненным.

Нежелание идти в сад иногда проявляется и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, невыполнении взрослыми обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. Воспитателю следует поговорить с такими родителями, убедить их в том, что все это отрицательно действует на малыша, отражается на его настроении и что после ухода близких он долго не может успокоиться.

Чтобы быстрее отвлечь ребенка, следует переключить, его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными приемами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным и др.

Например, Денис пришел в детский сад нахмуренный, ни с кем не поздоровался. Воспитатель, обращаясь ко всем детям, говорит: «Ребята, вот и Денис пришел! Мы с вами его ждали: он поможет нам построить красивый корабль». Мальчик, обрадованный общим вниманием, включается в игру.

Прием детей начинается обычно с 7 и длится до 8 часов.

Чтобы подготовиться к приему детей, воспитатель должен прийти в детский сад заблаговременно.

Во время приема детей следует обратить внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, воспитатель предлагает ребенку привести себя в порядок, помогает ему. Он приучает детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным.

С младшей группы воспитатель приучает детей здороваться со всеми, кто их встречает, следит, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом.
Утренний прием в детском саду начинается с профилактического осмотра детей медицинской сестрой или врачом. В случае их отсутствия за состоянием здоровья малышей следит воспитатель. Если воспитатель внимателен, хорошо знает индивидуальные особенности детей, он может определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, много двигаются.

Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы малышам было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Педагог поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении.

Выбор игр зависит от того, какое занятие с детьми будет проводиться первым. Если оно связано со значительной физической нагрузкой, нужно предложить игры менее подвижные, проследить за тем, чтобы дети не перевозбуждались и не переутомлялись. Если намечено провести музыкальное занятие, то воспитатель организует игры с мелким строительным материалом, настольно-печатные. Перед занятием, требующим умственной активности, целесообразнее предложить малышам физкультурный инвентарь для развития движений: обручи, мячи, кегли.

Закончив прием детей, педагог приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится во всех группах на участке или в хорошо проветренном помещении (в зависимости от времени года).

После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят столы, остальные дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться.

В первую половину дня воспитатель проводит большую индивидуальную работу с малышами. Например, организует специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях. Он занимается с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям поручаются интересные наблюдения (например, за синичками, которые прилетели на участок, полюбоваться красотой зимнего утра и т. п.).

В заключении хочу сказать, что улыбка на лице воспитателя, располагающий к общению тон, доброжелательность и особая чуткость к детям – все влияет на создание хорошего, бодрого настроения, обстановки теплоты и уюта. Жизнерадостное настроение воспитателя передается детям.



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год

Воспитателя МКДОУ «Детский сад №15» Смолиной Елены Николаевны

Тема, цель, задачи

Раздел плана

Формы работы

Практические выходы / результат

Сроки /отметка о выполнении

Тема: Использование технологии «Хеппенинг» в процессе

адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Цель: изучить влияние инновационной технологии «хеппенинг» на развитие индивидуальных познавательных способностей детей.

Задачи: - определить эффективность технологии «хеппенинг» в успешной адаптации детей к условиям ДОУ; - создать ситуации успеха для каждого ребенка; - формировать у детей представления о свойствах и качествах некоторых веществ, предметов (песок, краски, бумага и др.); - поддерживать и развивать детскую творческую и познавательную инициативы; - формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, объем, фактура); - формировать предпосылки к развитию воображения; - развивать мелкую моторику, тактильное восприятие Скрыть

- Совместная деятельность с родителями воспитанников воспитанию детей с помощью технологии Хеппенинг;

- оформление собственного опыта по данной теме и его трансляция

Самореализация

- Анализ  литературы по данной теме.

- Разработка перспективного плана

- Тезисы

Сентябрь

2023г

Ноябрь

2023г

Январь 2024г

Февраль

2024г

Работа с детьми

-Выставки детских работ

- Участие в творческих конкурсах

- портфолио детских рисунков

Работа с родителями

Работа с педагогами

Март, май

2024г.

        Цель темы самообразования «Хеппенинг как инновационная технология в работе с детьми раннего возраста» — изучить влияние инновационной технологии «хеппенинг» на развитие индивидуальных познавательных способностей детей.

Задачи:

  • определить эффективность технологии «хеппенинг» в успешной адаптации детей к условиям ДОУ;
  • создать ситуации успеха для каждого ребёнка;
  • формировать у детей представления о свойствах и качествах некоторых веществ, предметов (песок, краски, бумага и др.);
  • поддерживать и развивать детскую творческую и познавательную инициативы;
  • формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, объём, фактура);
  • формировать предпосылки к развитию воображения;
  • развивать мелкую моторику, тактильное восприятие, пространственную ориентировку;
  • развивать изобразительные навыки;
  • воспитывать интерес к творческой и познавательной деятельности;
  • укрепить связь детского сада и родителей.



Предварительный просмотр:

 «Сохранение и укрепление здоровья детей раннего и младшего дошкольного возраста в адаптационный период»

 Актуальность:

С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его

психическое и физическое здоровье. Выход из зоны комфорта это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для

него среду и приспособление к её условиям.

Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, "проникнуть в духовный мир ребенка", чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

Приоритетной базовой ценностью ФГОС ДО выступает направленность образовательного процесса на поддержание и укрепление здоровья дошкольников и его компонентов: психофизического, эмоционального здоровья. Особенную важность данная задача приобретает в адаптационный период.

Так как я работаю с детьми раннего и младшего возраста

Цель моей работы:

Создание благоприятных условий, направленных на успешную адаптацию

ребёнка в ДОУ. Сохранение и укрепления здоровья детей раннего и младшего возраста.

 Задачи:

  • Создать условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический

комфорт для облегчения периода адаптации к условиям в ДОУ.

  • Обеспечить развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учётом

возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

  • Повышение компетентности родителей в вопросах адаптации ребёнка в ДОУ.

На протяжении всего периода адаптации для детей нашей группы были созданы благоприятные условия: гибкий режим дня, соответствующая предметно – развивающая среда, учет индивидуальных особенностей детей, спокойная музыка перед дневным сном, оздоровительные мероприятия и  организованная игровая деятельность.

При входе в группу на стене ребят ждут три смайлика на которые ребенок может вместе с воспитателем прикрепить свой значок и тем самым показать какое у него сегодня настроение.

С целью обеспечения детям психологического комфорта в группе создан уголок уединения. Который наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства. Также в уголке есть специальные подушки для битья, смайлики с разными эмоциями, иллюстрации различных эмоциональных переживаний, кружка, куда выбрасывают злость и обиду и т. п. Имеется небольшой "домик», где ребенка ждет игрушка Губка Боб в которой находится сюрприз, мягкие красивые подушки и игрушки, которые позволят малышу отвлечься и расслабиться.

В группе организована непосредственное взаимодействие с объектами природы в ходе наблюдений и практической деятельности. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.  Помогает снять напряжение после занятий, понижает враждебность и негодование у расположенных к негативным эмоциям детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии малышей.

Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорное восприятие, развитие мелкой моторики, воображения. 

Для общего развития ребенка важно своевременно приобщать его к физической культуре по мере привыкания к детскому саду. Для этого в группе оборудован спортивный уголок, который оснащен разными атрибутами, в том числе нетрадиционным оборудованием. Например: для того чтобы ребенок успокоился и перестал плакать может помочь дыхательная гимнастика (глубокий вдох и выдох несколько раз), можно принести красочный ветерок и предложить подуть на него. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности, в том числе и игровой. Игры с ребёнком организуются с первой минуты появления его в детском саду. Более эффективного метода в педагогике пока не придумано, особенно это касается самых маленьких. Малыши охотнее идут в группу, мгновенно перестают плакать, если с ними играют и переключают их внимание на активную двигательную деятельность, да ещё с игрушкой. Совместные движения приносят детям много радости. Общение и процесс адаптации в процессе выполнения различных игр складывается значительно быстрее. Чтобы ребенок не перевозбуждался, необходимо своевременно переключать его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой и игровой ситуацией.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка  не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге помогает нам решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством,

стабилизирующим эмоциональное состояние.

Театральный уголок. Используя сказкотерапию, как метод адаптации, мы  решаем одновременно ряд задач:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, тревоги;

-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

-развития внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

        Воспитатель является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий. 

         Важное значение в период адаптации имеет музыка. Музыка оказывает положительное влияние на психоэмоциональное состояние детей. В группе имеется сборник музыкальных произведений , которые используются в разные режимные моменты.                            

 

Таким образом, с первых дней пребывания малыша в саду, он попадает в атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Получив положительную установку, у ребенка появляется желание идти в детский сад снова и снова. Ребенок с первых дней чувствует это тепло, исчезают его волнения и страхи, намного легче проходит адаптация.

Для родителей в период адаптации организованы следующие мероприятия: индивидуальные памятки и стендовая информация по адаптации детей, консультации по организации режима дня в период адаптации, рекомендации по профилактики заболеваемости, родительские собрания по возрастным особенностям детей и др. Ежедневно родители могли получить индивидуальные консультации по любым интересующим вопросам.

С родителями проведены консультации на темы: «Адаптация ребенка», «Как помочь ребенку», «Как подготовить ребенка к детскому саду» и другие.

Итоги адаптации: сделать за три года

20-21                                                         21-22                                          22-23

Списочный состав: 24 ребенка

Легкой степени: 19 детей

Средней степени: 5 детей

Тяжелой степени: 0

Результаты течения адаптации детей в нашей группе свидетельствуют об успешном психолого-педагогическом сопровождении детей раннего возраста.

Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями –  все это показатели успешной адаптации. Таим образом, можно говорить об эффективности нашей работы по сохранению и укреплению здоровья малышей в адаптационный период.

 

Волобуева Н.А., Климова Т.В., Ширшова В.М. Адаптация детей к условиям

дошкольного учреждения // Вестник Новосибирского государственного

педагогического университета. 2012. № 5 (9). С. 14–17.

Шашко Л.В., Корзунин В.А. Роль эмоционального состояния ребѐнка раннего

возраста при адаптации к условиям дошкольного учреждения // Universum:

Психология и образование: электрон. научный журнал. 2014. № 7(7).

3. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста.

Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: Скрипторий

2003, 2006.