Адаптация - информация для педагогов (часть 2)
материал (младшая группа)

Смолина Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15», г Зима

Консультация для воспитателей

«Оптимизация процесса адаптации  ребёнка

к детскому саду»

Смолина Елена Николаевна

Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО  в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.

        Повышение возрастного порога начала посещения детского сада (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника  к условиям ДОО особенно актуальной.

        При рассмотрении оптимизации условий для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке в семье.

        Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

        При поступлении в детский сад все дети без исключения переживают стресс, поэтому очень важно помочь им преодолеть  эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

        В связи с этим, специалисты выделяют три периода привыкания ребёнка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

        При этом два первых периода  можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжёлая и крайне тяжёлая.

        Частой причиной неуравновешенного поведения  служит неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

        Срывы в поведении ребёнка могут произойти и в результате того, что своевременно  не удовлетворены его органические  потребности – не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение  всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных  подходов к ним – залог формирования правильного поведения ребёнка. Создания у него позитивного настроения.

        Успешная адаптация ребёнка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители  были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

        В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный подход  к ребёнку обуславливается знанием его психических и физических особенностей, учётом его эмоционального настроения в данное время и состояния здоровья.

        Для сбора  сведений о ребёнке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребёнку. В свою очередь, сотрудники ДОО  анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребёнка, сформированности его навыков, интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный  период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям.

        До приёма детей в группу необходимо провести собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и конечно, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты  раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.

        Для успешной организации адаптации детей раннего возраста воспитатели составляют план   воспитательно-образовательной работы. При этом выбираются разнообразные  направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновению положительных  эмоций, элементы устного народного творчества.

         Основные принципы работы по адаптации детей:

- постепенное заполнение групп (приём 2-3 детей в неделю);

- неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой);

- гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
- ежедневный контроль  за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью  на каждого ребёнка заполняется так называемый  «адаптационный лист»);

- сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

         В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определённого режим: укладывание, кормление, а  также общения. Поэтому для оптимизации  процесса привыкания необходима чёткая и последовательная  работа всех сотрудников ДОО с привлечением родителей.

         Адаптационный период  считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром состоянии, играет один или со сверстниками.

(источник: журнал «Управление в ДОУ» №2/2016 год, стр.101)



Предварительный просмотр:

«Здоровье – это вершина, которую должен каждый покорить сам»

Восточная мудрость

        На сегодняшний день в России остро стоит проблема ухудшения здоровья детей. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия».

        Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.

        Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

        Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду. Поэтому мы, как педагоги, обязаны обращать внимание на создание здоровьесберегающего пространства в дошкольных учреждениях.

        Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим. Одним из направлений, предусмотренным здоровьесберегающей технологией в ДОУ, является строгое соблюдение режима дня в соответствии с гигиеническими требованиями.

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.         Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения ЗОЖ;

- коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 минут, по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. 

Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение.

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю (традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Игровые занятия «Быть здоровыми хотим!» – система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни. Внедрение занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволит повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку; способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях.

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения.

Коррекционные технологии

Артикуляционная гимнастика  упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности). Широко используют музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.). Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используют перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться

Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читают, но и обсуждают с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать.

        Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

        Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка –  стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.