Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 
методическая разработка (старшая группа)

Высоцкая Рамина Альмировна

 

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высоцкая Рамина Альмировна
       Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье – это активная гармоничная деятельность всех органов и систем организма. Нарушение гармонии взаимодействия ведет к различного рода осложнениям, возникновению болезни.

На состояние здоровья человека влияют множество факторов: наследственность, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей.

В последние годы появились дополнительные факторы, негативно влияющие на здоровье подрастающего поколения: чрезмерное использование технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, недостаточно сбалансированное и полноценное питание, психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе состояние экологии, агрессивная социальная среда.

Дети – это особая часть популяции, которым свойственна особая ранимость и чувствительность к воздействию окружающей среды. Здоровый ребёнок – дошкольник, говорят врачи – педиатры, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. Показатели здоровья детей определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

Ребёнок – дошкольник всё познаёт в деятельности. В реальном предметном действии он является и теоретиком, познающим мир, и практиком, этот мир преобразующим. Знания по основам здорового образа жизни, умения и навыки по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья, полученные в дошкольном возрасте, являются фундаментом формирования основ здорового образа жизни. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое образование дошкольников, т. е. обучение детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья, в процессе которого они овладеют системой научных знаний и познавательных умений и навыков, культурой здоровья личности.

Укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога учреждения дошкольного образования. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно - оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Система знаний и умений, которые старший дошкольник получит в процессе своей деятельности, раскрыта в учебной программе дошкольного образования в образовательных областях «Физическая культура»«Ребенок и общество»«Ребенок и природа». Они обеспечивают реализацию таких направлений образовательного процесса, как воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества; установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой; воспитание привычек личной гигиены; закаливание ребенка и повышение его двигательной активности; профилактика и устранения вредных привычек.

Цель нашей работы - формирование у дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, помощь в раскрытии и реализации природных потенциалов каждого воспитанника, создание устойчивой потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

При реализации учебной программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг» : в сторону здоровья или болезниВ этой связи мы поставили перед собой следующие задачи:

• Расширить и углубить представления детей о себе, своем теле, внутренних органах организма, их функциональных особенностях, средствах защиты;

• Формировать у детей убеждение – «Природа – мой друг, я её частица»;

• Познакомить детей с правилами безопасной жизни в окружающем;

• Упражнять в умении управлять своим здоровьем;

• Формировать устойчивый интерес и потребность в двигательной деятельности;

• Осознание основных примет здоровья (когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, весёлое настроение и т. д.).

Составляющие здорового образа жизни :

• Двигательная активность, физическая культура и спорт

• Закаливание

• Рациональный режим

• Рациональное питание

• Личная гигиена

• Благоприятная психологическая обстановка в детском саду и семье

• Экологически грамотное поведение

Создание и пополнение развивающей среды по формированию навыков здорового образа жизни у старших дошкольников играет решающее значение в работе педагога. Развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения. Мы добивались того, чтобы среда обеспечивала активность детей, их саморазвитие, способствовала физическому развитию наших воспитанников, сохраняла право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. При организации пространственной среды мы исходили из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей.

Мы пополнили в группе центр двигательной активности, стараясь разместить оборудование так, что бы дети могли подойти к нему, не мешая друг другу,

оформили «Уголок здоровья»,

 

где разместили дидактические и развивающие игры по формированию ЗОЖ, ОБЖ «Как избежать неприятностей?»«Валеология или здоровый малыш. Кожа, питание, сон»«Валеология или здоровый малыш. Зубы, уши, глаза»,

 

Ребусы «Моя безопасность»,

 

 

 

 

 

 

 

 

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

 

 

 

«Мой режим дня»,

 

«Составь рассказ по картине», «Составь предложение на тему «Здоровье»,

 

«Придумай чистоговорку на тему «Здоровье»,

 

«Полезно – вредно»,

 

«Учимся оказывать первую медицинскую помощь»«Выполняй правила безопасности», Лабиринты «Мое здоровье, моя безопасность», «Викторина «Что ты знаешь о безопасности и здоровье«Расскажи об опасной ситуации».

В уголке здоровья имеется демонстрационный материал «Виды спорта»,

 

«Лекарственные растения»,

 

познавательная литература для рассматривания «Природа и здоровье»«Как уберечь себя от беды»«Питание и здоровье»,

 

иллюстрированные рассказы «Непослушный Стобед или детям о правилах безопасности».

 

Для организации работы с детьми нами собран практический материал по ЗОЖ, ОБЖ, составлена картотека подвижных и пальчиковых игр, физкультминуток, игротека и фильмотека здоровья. Для реализации намеченных задач мы используем пособия к сюжетно-ролевым играм «Больница», "Аптека",

 

атрибуты и шапочки к подвижным играм,

 

 

 

 

 

 

 

детскую художественную и научную литературу.

 

В целях обеспечения эколого-гигиенических условий в группе созданы условия для соблюдения санитарных норм – ежедневная уборка групповых помещений, соблюдение температурного режима. Обеспечению психологического комфорта каждого воспитанника группы способствуют условия для свободного выбора деятельности. Обеспечению оптимальной активности детей в течение дня способствуют условия для самостоятельной двигательной деятельности,

 

включение движений во все виды детской деятельности.

Особое внимание мы уделяем организации закаливания наших воспитанников.

 

Строго следим за слойностью одежды в группе и на прогулках, организуем кратковременное хождение босиком до и после дневного сна, при всех переодеваниях. Пропагандируем виды закаливания среди родителей. Из индивидуального опроса родителей и детей мы выяснили, что 23% воспитанников посещают занятия по плаванию, 68% родителей стараются ежедневно организуют совместные прогулки и игры с детьми на воздухе (в парке, в зоопарке, на детской площадке, за городом, на даче). Все это также способствует формированию навыков здорового образа жизни у детей.

Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения дошкольниками суммой определенных знаний, применения различных форм, методов и приемов работы с детьми. Мы используем следующие методы и приемы: игровые комплексы по эмоциональному, социальному, познавательному и нравственному развитию, минутки психологической разгрузки, опыты, эксперименты и наблюдения в рамках познавательно-практической деятельности детей, проблемные ситуации, релаксационные паузы, элементы психогимнастики и сказкотерапии, игры-драматизации, игры-тренинги «Искусство быть здоровым», игры и упражнения на обучение простейшим способам саморегуляции, беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, плакатов, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций, слушание аудиозаписей, ознакомление с художественной и научной литературой, минутки размышления, комплексы общеразвивающих упражнений, корригирующей гимнастики, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, подвижные, спортивные, дидактические, театральные, настольные, сюжетно-ролевые, пальчиковые, логоритмические игры, конкурсы и викторины, музыкально-ритмические и физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, физкультпаузы, инсценирование и анализ литературных произведений, обсуждение опасных ситуаций.

В содержании работы по формированию ЗОЖ значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т. д. Все виды занятий мы условно разделили на 3 блока: 1блок – «Здоровье – бесценный дар природы» – направлен на уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье, его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни. 2 блок – «Движение – путь к здоровью» – направлен на формирование у детей представлений и знаний об одном из основных факторов здоровья – движение; способах достижения полноценного здоровья через организацию оптимального двигательного режима и физкультурно-оздоровительную, спортивную деятельность. 3 блок – «Если хочешь быть здоров – закаляйся» – направлен на ознакомление детей со способами закаливания организма с целью противостояния различным заболеваниям.

Познавательные занятия проходят с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала используем потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.

На занятиях знакомим детей с элементарными научными знаниями о внешних и внутренних органах человека, с основами первой помощи при травмах, с правилами безопасного поведения в быту и на природе. Тематика занятий разная«Наши помощники – глаза»,

image

«Наши помощники – уши»,

 

«Эти опасные животные»«Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу«В гостях у Лесовичка»«Витамины на грядке»«Путешествие в страну Огородию»«В школе юного пешехода»«Путешествие в природу»«Дорога к здоровью»«Золотой ключик страны Здоровья»,

 

«Мое сердечко – удивительный мотор»«Беседа о хорошем настроении»«Опасные предметы»«Красивые зубы – красивая улыбка»,

 

«Что такое микроб и как он попадает в рот?»«Уроки Мойдодыра»,

 

«Забочусь об окружающей среде, а значит о самом себе» и др.

Познавательные занятия разнообразны по форме : дидактические игры, конкурсы знатоков, самостоятельные исследования, «круглые столы», викторины, игровые путешествия. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Очень любят наши воспитанники познавательные видеопрезентации. С помощью родителей мы собрали большую «Фильмотеку здоровья» : «Если хочешь быть здоров»«Что такое хорошо и что такое плохо на современный лад»«Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте»«Полезные привычки»«Школа дорожных наук»«Почему нужно чистить зубы и мыть руки» и др.

Очень нравятся детям минутки размышлений, например: Почему важно быть здоровым? Возможна ли жизнь без движений? Какие движения полезны? Зачем человеку сохранять здоровье? Какие предметы опасны? Можно ли жить без воздуха? Почему полезны овощи и фрукты? Зачем нужен спорт? Что такое активный отдых? Что детям можно делать? Что детям нельзя делать?

Интересно детям решать проблемные ситуации, например«Хрюша любит овощи и фрукты, но у него болит от них живот. Что делать?»«Легко ли жить, если наши глаза ничего не видят?»«Чем ребенок похож на взрослого»«Что будет, если не лечить болезнь?»«Что будет, если исчезнут врачи?»«У тебя заболел зуб, а дома никого нет»«Пропала вода из крана, что делать?».

Воспитанники с удовольствием обсуждают проблемные вопросы «Сколько воды нужно человеку?»«Чистая ли вода в стакане?»«Почему надо отдыхать детям и взрослым?»«Зачем нужен сон?».

Постоянно включаем в работу с детьми чтение художественной литературы по данной теме: К. Чуковский «Мойдодыр»«Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая» и др.

Разработаны игры-тренинги на тему «Искусство быть здоровым». Их цель – формирование у дошкольников привычки к ежедневному выполнению действий, направленных на укрепление своего здоровья. Вот некоторые из них «Пять дел перед сном»«Как мыть руки»«Как ухаживать за зубами»«Зоркий глаз – гимнастика для глаз»«Чтобы горло не болело» и др.

Воспитанию потребности в физических упражнениях способствуют ежедневные двигательные и музыкально-ритмические минутки, ежедневная утренняя зарядка. С помощью бесед с ребятами, через рассматривание иллюстраций о физкультуре и спорте, через настольные и дидактические игры «Если хочешь быть здоров»«Узнай вид спорта», мы стараемся привить всем нашим воспитанникам интерес и любовь к спорту. 41% воспитанников нашей группы посещают спортивные секции.

Чтобы сформировать у детей навыки культуры питания, мы провели следующие занятия «Приятного аппетита»«Овощи и фрукты – полезные продукты» и др., организовали беседы о культуре еды, о культуре поведения за столом, упражнялись правильно сервировать стол. Эти знания закрепляем во время приема пищи, в сюжетно-ролевых играх «Дом»«Семья»«Дочки-матери».

В процессе работы с детьми стараемся соблюдать все режимные моменты. Даем детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняем детей в навыках личной гигиены и самообслуживания. Каждый режимный момент для нас это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой наши воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизниправильно организованный распорядок дня дают свои результаты: наши дети спокойны, активны, у них отсутствует напряжение и возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Так, шаг за шагом воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевают соответствующей компетентностью, стремятся проявлять её.

Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни невозможно без помощи родителей. Родители помогают в обогащении развивающей среды группы, в приобретении познавательной литературы по проблеме, развивающих игр. С их помощью была собрана коллекция видеопрезентаций для детей, загадок, картотека пословиц и поговорок о здоровье, оснащен «Уголок здоровья», уголок по ПДД «Зеленый огонек», уголок сюжетно-ролевых игр «Мы играем», игровой центр «Учимся ухаживать за телом», составлен «Каталог витаминов».

 

С целью повышения компетенции родителей в вопросах сохранения и оздоровления детей дошкольного возраста составлены тематические папки «Формирование основ здорового образа жизни»«Вредные привычки»«Физическое развитие ребенка в семье»«Воспитание правильной осанки»«Копилка советов о здоровье ребенка»«Что надо знать о закаливании детей».

 

Благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно владеют основными культурно-гигиеническими навыками, знают правила личной безопасности, основные правила здорового образа жизни. На протяжении значительного времени в группе низкий уровень заболеваемости воспитанников. Как показала практика, планомерная работа по формированию навыков ЗОЖ приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки ребенка, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор дошкольников. У родителей формируется активная позиция в вопросах физического развития и здоровья детей, повышение компетентности в данной области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 

Высоцкая Рамина Альмировна
      Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Здоровье – это активная гармоничная деятельность всех органов и систем организма. Нарушение гармонии взаимодействия ведет к различного рода осложнениям, возникновению болезни.

На состояние здоровья человека влияют множество факторов: наследственность, состояние окружающей среды, медицинское обеспечение, условия и образ жизни людей.

В последние годы появились дополнительные факторы, негативно влияющие на здоровье подрастающего поколения: чрезмерное использование технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров, недостаточно сбалансированное и полноценное питание, психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе состояние экологии, агрессивная социальная среда.

Дети – это особая часть популяции, которым свойственна особая ранимость и чувствительность к воздействию окружающей среды. Здоровый ребёнок – дошкольник, говорят врачи – педиатры, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития. Показатели здоровья детей определяют состояние не только медицинских, но и педагогических, социальных, экономических проблем общества. Сохранить здоровье подрастающего поколения в процессе получения образования – это государственная задача, от которой зависит будущее нации.

Ребёнок – дошкольник всё познаёт в деятельности. В реальном предметном действии он является и теоретиком, познающим мир, и практиком, этот мир преобразующим. Знания по основам здорового образа жизни, умения и навыки по сохранению, поддержанию и укреплению здоровья, полученные в дошкольном возрасте, являются фундаментом формирования основ здорового образа жизни. Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое образование дошкольников, т. е. обучение детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья, в процессе которого они овладеют системой научных знаний и познавательных умений и навыков, культурой здоровья личности.

Укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога учреждения дошкольного образования. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно - оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Система знаний и умений, которые старший дошкольник получит в процессе своей деятельности, раскрыта в учебной программе дошкольного образования в образовательных областях «Физическая культура»«Ребенок и общество»«Ребенок и природа». Они обеспечивают реализацию таких направлений образовательного процесса, как воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества; установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой; воспитание привычек личной гигиены; закаливание ребенка и повышение его двигательной активности; профилактика и устранения вредных привычек.

Цель нашей работы - формирование у дошкольников понимания ценности здоровья человека и способов его достижения через разумный образ жизни, помощь в раскрытии и реализации природных потенциалов каждого воспитанника, создание устойчивой потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

При реализации учебной программы особенно важно не только передать знания и сформировать практические умения и навыки, но и научить детей осознанному выбору правильного решения в каждой конкретной ситуации. От результата этого выбора будет зависеть, куда ребенок сделает «шаг» : в сторону здоровья или болезниВ этой связи мы поставили перед собой следующие задачи:

• Расширить и углубить представления детей о себе, своем теле, внутренних органах организма, их функциональных особенностях, средствах защиты;

• Формировать у детей убеждение – «Природа – мой друг, я её частица»;

• Познакомить детей с правилами безопасной жизни в окружающем;

• Упражнять в умении управлять своим здоровьем;

• Формировать устойчивый интерес и потребность в двигательной деятельности;

• Осознание основных примет здоровья (когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, весёлое настроение и т. д.).

Составляющие здорового образа жизни :

• Двигательная активность, физическая культура и спорт

• Закаливание

• Рациональный режим

• Рациональное питание

• Личная гигиена

• Благоприятная психологическая обстановка в детском саду и семье

• Экологически грамотное поведение

Создание и пополнение развивающей среды по формированию навыков здорового образа жизни у старших дошкольников играет решающее значение в работе педагога. Развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. Предметная окружающая среда является частью социальной среды. Она во многом определяет темпы и характер развития и воспитания ребёнка. Окружающие предметы являются источником знаний, эмоций, одним из условий межличностного общения. Мы добивались того, чтобы среда обеспечивала активность детей, их саморазвитие, способствовала физическому развитию наших воспитанников, сохраняла право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. При организации пространственной среды мы исходили из необходимости учета возрастных, полоролевых и индивидуальных особенностей детей, их интересов, предпочтений, возможностей.

Мы пополнили в группе центр двигательной активности, стараясь разместить оборудование так, что бы дети могли подойти к нему, не мешая друг другу,

оформили «Уголок здоровья»,

где разместили дидактические и развивающие игры по формированию ЗОЖ, ОБЖ «Как избежать неприятностей?»«Валеология или здоровый малыш. Кожа, питание, сон»«Валеология или здоровый малыш. Зубы, уши, глаза»,

Ребусы «Моя безопасность»,

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»,

«Мой режим дня»,

«Составь рассказ по картине», «Составь предложение на тему «Здоровье»,

«Придумай чистоговорку на тему «Здоровье»,

«Полезно – вредно»,

«Учимся оказывать первую медицинскую помощь»«Выполняй правила безопасности», Лабиринты «Мое здоровье, моя безопасность», «Викторина «Что ты знаешь о безопасности и здоровье«Расскажи об опасной ситуации».

В уголке здоровья имеется демонстрационный материал «Виды спорта»,

«Лекарственные растения»,

познавательная литература для рассматривания «Природа и здоровье»«Как уберечь себя от беды»«Питание и здоровье»,

иллюстрированные рассказы «Непослушный Стобед или детям о правилах безопасности».

 

Для организации работы с детьми нами собран практический материал по ЗОЖ, ОБЖ, составлена картотека подвижных и пальчиковых игр, физкультминуток, игротека и фильмотека здоровья. Для реализации намеченных задач мы используем пособия к сюжетно-ролевым играм «Больница», "Аптека",

атрибуты и шапочки к подвижным играм,

детскую художественную и научную литературу.

В целях обеспечения эколого-гигиенических условий в группе созданы условия для соблюдения санитарных норм – ежедневная уборка групповых помещений, соблюдение температурного режима. Обеспечению психологического комфорта каждого воспитанника группы способствуют условия для свободного выбора деятельности. Обеспечению оптимальной активности детей в течение дня способствуют условия для самостоятельной двигательной деятельности,

 

включение движений во все виды детской деятельности.

Особое внимание мы уделяем организации закаливания наших воспитанников.

Строго следим за слойностью одежды в группе и на прогулках, организуем кратковременное хождение босиком до и после дневного сна, при всех переодеваниях. Пропагандируем виды закаливания среди родителей. Из индивидуального опроса родителей и детей мы выяснили, что 23% воспитанников посещают занятия по плаванию, 68% родителей стараются ежедневно организуют совместные прогулки и игры с детьми на воздухе (в парке, в зоопарке, на детской площадке, за городом, на даче). Все это также способствует формированию навыков здорового образа жизни у детей.

Формирование навыков ЗОЖ у дошкольников - это целостный процесс. Он требует овладения дошкольниками суммой определенных знаний, применения различных форм, методов и приемов работы с детьми. Мы используем следующие методы и приемы: игровые комплексы по эмоциональному, социальному, познавательному и нравственному развитию, минутки психологической разгрузки, опыты, эксперименты и наблюдения в рамках познавательно-практической деятельности детей, проблемные ситуации, релаксационные паузы, элементы психогимнастики и сказкотерапии, игры-драматизации, игры-тренинги «Искусство быть здоровым», игры и упражнения на обучение простейшим способам саморегуляции, беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, плакатов, просмотр мультфильмов, видеопрезентаций, слушание аудиозаписей, ознакомление с художественной и научной литературой, минутки размышления, комплексы общеразвивающих упражнений, корригирующей гимнастики, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, подвижные, спортивные, дидактические, театральные, настольные, сюжетно-ролевые, пальчиковые, логоритмические игры, конкурсы и викторины, музыкально-ритмические и физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, физкультпаузы, инсценирование и анализ литературных произведений, обсуждение опасных ситуаций.

В содержании работы по формированию ЗОЖ значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т. д. Все виды занятий мы условно разделили на 3 блока: 1блок – «Здоровье – бесценный дар природы» – направлен на уточнение и систематизацию представлений детей о здоровье, его факторах, причинах возникновения болезней и формирование у детей понятия о здоровом образе жизни. 2 блок – «Движение – путь к здоровью» – направлен на формирование у детей представлений и знаний об одном из основных факторов здоровья – движение; способах достижения полноценного здоровья через организацию оптимального двигательного режима и физкультурно-оздоровительную, спортивную деятельность. 3 блок – «Если хочешь быть здоров – закаляйся» – направлен на ознакомление детей со способами закаливания организма с целью противостояния различным заболеваниям.

Познавательные занятия проходят с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала используем потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.

На занятиях знакомим детей с элементарными научными знаниями о внешних и внутренних органах человека, с основами первой помощи при травмах, с правилами безопасного поведения в быту и на природе. Тематика занятий разная«Наши помощники – глаза»,

Фото №18 где разместили дидактические и развивающие игры по формированию ЗОЖ ОБЖ Как избежать неприятностей Валеология или здоровый малыш

«Наши помощники – уши»,

«Эти опасные животные»«Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу«В гостях у Лесовичка»«Витамины на грядке»«Путешествие в страну Огородию»«В школе юного пешехода»«Путешествие в природу»«Дорога к здоровью»«Золотой ключик страны Здоровья»,

«Мое сердечко – удивительный мотор»«Беседа о хорошем настроении»«Опасные предметы»«Красивые зубы – красивая улыбка»,

«Что такое микроб и как он попадает в рот?»«Уроки Мойдодыра»,

«Забочусь об окружающей среде, а значит о самом себе» и др.

Познавательные занятия разнообразны по форме : дидактические игры, конкурсы знатоков, самостоятельные исследования, «круглые столы», викторины, игровые путешествия. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Очень любят наши воспитанники познавательные видеопрезентации. С помощью родителей мы собрали большую «Фильмотеку здоровья» : «Если хочешь быть здоров»«Что такое хорошо и что такое плохо на современный лад»«Детям о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте»«Полезные привычки»«Школа дорожных наук»«Почему нужно чистить зубы и мыть руки» и др.

Очень нравятся детям минутки размышлений, например: Почему важно быть здоровым? Возможна ли жизнь без движений? Какие движения полезны? Зачем человеку сохранять здоровье? Какие предметы опасны? Можно ли жить без воздуха? Почему полезны овощи и фрукты? Зачем нужен спорт? Что такое активный отдых? Что детям можно делать? Что детям нельзя делать?

Интересно детям решать проблемные ситуации, например«Хрюша любит овощи и фрукты, но у него болит от них живот. Что делать?»«Легко ли жить, если наши глаза ничего не видят?»«Чем ребенок похож на взрослого»«Что будет, если не лечить болезнь?»«Что будет, если исчезнут врачи?»«У тебя заболел зуб, а дома никого нет»«Пропала вода из крана, что делать?».

Воспитанники с удовольствием обсуждают проблемные вопросы «Сколько воды нужно человеку?»«Чистая ли вода в стакане?»«Почему надо отдыхать детям и взрослым?»«Зачем нужен сон?».

Постоянно включаем в работу с детьми чтение художественной литературы по данной теме: К. Чуковский «Мойдодыр»«Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая» и др.

Разработаны игры-тренинги на тему «Искусство быть здоровым». Их цель – формирование у дошкольников привычки к ежедневному выполнению действий, направленных на укрепление своего здоровья. Вот некоторые из них «Пять дел перед сном»«Как мыть руки»«Как ухаживать за зубами»«Зоркий глаз – гимнастика для глаз»«Чтобы горло не болело» и др.

Воспитанию потребности в физических упражнениях способствуют ежедневные двигательные и музыкально-ритмические минутки, ежедневная утренняя зарядка. С помощью бесед с ребятами, через рассматривание иллюстраций о физкультуре и спорте, через настольные и дидактические игры «Если хочешь быть здоров»«Узнай вид спорта», мы стараемся привить всем нашим воспитанникам интерес и любовь к спорту. 41% воспитанников нашей группы посещают спортивные секции.

Чтобы сформировать у детей навыки культуры питания, мы провели следующие занятия «Приятного аппетита»«Овощи и фрукты – полезные продукты» и др., организовали беседы о культуре еды, о культуре поведения за столом, упражнялись правильно сервировать стол. Эти знания закрепляем во время приема пищи, в сюжетно-ролевых играх «Дом»«Семья»«Дочки-матери».

В процессе работы с детьми стараемся соблюдать все режимные моменты. Даем детям необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Постоянно упражняем детей в навыках личной гигиены и самообслуживания. Каждый режимный момент для нас это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой наши воспитанники начинают осознавать: почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизниправильно организованный распорядок дня дают свои результаты: наши дети спокойны, активны, у них отсутствует напряжение и возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Так, шаг за шагом воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевают соответствующей компетентностью, стремятся проявлять её.

Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни невозможно без помощи родителей. Родители помогают в обогащении развивающей среды группы, в приобретении познавательной литературы по проблеме, развивающих игр. С их помощью была собрана коллекция видеопрезентаций для детей, загадок, картотека пословиц и поговорок о здоровье, оснащен «Уголок здоровья», уголок по ПДД «Зеленый огонек», уголок сюжетно-ролевых игр «Мы играем», игровой центр «Учимся ухаживать за телом», составлен «Каталог витаминов».

С целью повышения компетенции родителей в вопросах сохранения и оздоровления детей дошкольного возраста составлены тематические папки «Формирование основ здорового образа жизни»«Вредные привычки»«Физическое развитие ребенка в семье»«Воспитание правильной осанки»«Копилка советов о здоровье ребенка»«Что надо знать о закаливании детей».

Благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно владеют основными культурно-гигиеническими навыками, знают правила личной безопасности, основные правила здорового образа жизни. На протяжении значительного времени в группе низкий уровень заболеваемости воспитанников. Как показала практика, планомерная работа по формированию навыков ЗОЖ приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки ребенка, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор дошкольников. У родителей формируется активная позиция в вопросах физического развития и здоровья детей, повышение компетентности в данной области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад по самообразованию: «формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»...

Проект по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста «Здоровячек»

Новизна и теоретическая значимость данного проекта заключаются в преобразовании стандартного обучения детей здоровому образу жизни, в формировании осознанного отношения к своему здоровью. Практическая...

Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста».

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных образовательных технологий».

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе различных образовательных технологий...