Комплексно-тематический план
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематический план
Тема: «Зима. Зимующие птицы.
Сроки: 4.12.2023 – 8.12.2023 г.
Итоговое событие: Акция «Накормите птиц зимой»
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Расширять знания детей о зимующих птицах, представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Ввести в активный словарь: — существительные: зима, декабрь, январь, февраль; снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, оттепель; ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм;— прилагательные: холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, красногрудый, теплый, резвый;— глаголы: падать, покрывать, сковывать, оттаять, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, спать; однокоренными словами (снег, снежинка, снежок, снеговик, подснежник, снежный, заснеженный). Совершенствовать грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, мышление, память. Совершенствовать навык составления рассказов по серии сюжетных картин.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Виды образов. деятельности по теме недели | Понедельник 4.12 | Вторник 5.12 | Среда 6.12 | Четверг 7.12 | Пятница 8.12 |
Зима. Зимующие птицы. | 1. Кор. - разв. деят. Логопедическое (по плану логопеда) 2. Познав. развитие. (позн. - исслед. деят.) + ОД «Люби и знай, родной свой край» Тема: «Зимние приметы. Пернатые друзья. Свойства снега» 3.Физическая культура на прогулке | 1. Кор. - разв. деят. Логопедическое (по плану логопеда) 2. Познав. развитие. ФЭМП. Тема: «Птицы на кормушке» 3.Физическая культура (по плану преподавателя) | 1. Худ. – эст. развитие (муз. деятельность) + рисование Тема: «Птицы на ветке» 2. Речевое развитие + Худ. – эстет. развитие (восп. худ. литер.) Тема: «Птицы у кормушки + В. Бианки «Синичкин календарь» (сост. рассказа по серии сюжетных картин) 3. Познав. развитие + худ. эст. развитие (конст. – мод. деят.) | 1. Кор. - разв. деят. Логопедическое (по плану логопеда) 2. Познав. развитие. ФЭМП. Тема: «Угадай какая птица» 3. Физическая культура (по плану преподавателя) | 1. Кор. - разв. деят. Логопедическое (по плану логопеда) + Логоритмика 2. Худ. - эст. развитие (лепка \ аппликация) Тема: «Синички» (объёмные фигуры) 3. Худ. – эст. развитие (муз. деятельность) |
Создание условий для сам. деят-ти (ППРС) | ВНЕСТИ: Центр «Наша библиотека»: Энциклопедии, картины «Зимующие птицы», книги с загадками, пословицами и поговорками о птицах, выставка книг В. Бианки. Центр «Будем говорить правильно»: предметные картинки с зимующими птицами, д\и «лото» и меморина «Птицы», мнемотаблица «Расскажи о птице», стихи. Центр худ. творчества: листы тонированной бумаги и др. для коллажа на тему «Птицы на кормушке», раскраски, трафареты, шаблоны на тему зимующие птицы, алгоритмы рисования и лепки птиц, репродукции картин художников, фотографий. Центр с\р игр: кормушки, ветки, набор «Птицы». Центр музыки: коллекция произведений о птицах и детские песенки, запись голосов птиц. Центр науки и природы: перья птиц, лупы. Центр конструирования: схемы, квадраты бумаги для оригами, танграм. | ||||
Взаимодействие с родителями | 1. Разместить в родительском уголке: Нищева Н.В. для родителей – «Декабрь», «Письмо от детей» - об одежде. Папку передвижку: «Чем покормить зимующих птиц» 2. Предложить родителям: вместе с детьми понаблюдать за повадками зимующих птиц на улицах города. 3.Совместно с родителями принять активное участие в акции «Накормите птиц зимой». |
Дата 4.12 | Совместная деятельность | Индивидуальная работа, кор.-развив. деятельность | Примечание* |
Понедельник «Зима. Зимующие птицы» | Утро | ||
1. Утренний круг: «Танцы дружных ребят…» - включить детей в общий ритм дня, сказать, что запись песни будет в музыкальном центре и дети могут использовать её в игре. Новость дня: «Звуковое письмо» - предложить обсудить щебет птиц на улице, о чем они щебечут, как можно преподнести эту новость для родителей. 2. Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы» - учить проговаривать в заданном темпе и ритме стихотворение через отражательную речь. 3.Артикуляционная гимнастика: «Клювики», «Птицы поют», на выдохе пять названий птиц – развитие речевого дыхания и голоса. (Пожиленко Е.А., стр.75) 4.Д/и на ЗКР: игры «Звук потерялся», «Определи место звука» - развитие фонем. слуха. | И\р «Объясни значение слова» - Аня, Макар, Матвей. | Внести коллекцию открыток с изображением птиц, Ярик предложил сделать выставку из них и выделить среди них зимующих | |
ООД | |||
1. Коррекционно - развивающая деятельность. Логопедическое. (по плану логопеда) 2. Познавательное развитие. (Познавательно - исследовательская деят.) + ОД «Люби и знай, родной свой край!» Тема: «Зимние приметы. Пернатые друзья. Свойства снега» Цель: Систематизация знаний детей о зиме, о зимних явлениях природы. Знакомство детей с зимними месяцами. Закрепление знания детей о зимующих птицах нашего края. Расширение представления о их поведении и повадках. 3. Физическая культура на прогулке |
| Поддержка инициативы Макара: поискать в энциклопедиях информацию чем кормить птиц зимой. | |
Дневная прогулка | |||
1.Наблюдение за снегом - формировать представление о свойствах снега. Исследовательская деятельность: измерение глубины снежного покрова палочкой или линейкой, отмечать его высоту после каждого снегопада, сравнить свежевыпавший снег и тот, который выпал давно. 2. П/и с бегом: "Вороны"- развивать ловкость, быстроту. 3. Труд в природе – очистить тропинки от снега. | И\р «Повторение времен года, месяцев зимы» - София, Яра, Адам Отработать скользящий шаг на лыжах с Аней, Яриком. | ||
Вечер | |||
Оздоровительные процедуры после дневного сна: закаливание + гимнастика. 1. Чтение фольклорных произведений, стихов: «Зимующие птицы в загадках» - воспитывать эмоционально - образное восприятие, умение понимать образные выражения, подвести к пониманию жанровых особенностей стихотворения. 2.Подготовка к мероприятиям: разучивание новогодней песни. 3 Вечерний круг: вспомнить всё интересное за прошедший день. Обсудить найденную новость из журналов. | К\р по плану логопеда | Внести дет. журналы, энциклопедии, книги о зим. птицах. Поддержка инициативы Адама, который придумал выкладывание из фасоли фигурок птиц. | |
Вечерняя прогулка | |||
1.Наблюдение за небом в зимний день. Худ. слово: «Белый снег пушистый в воздухе кружится…» 2.Взаимодействие с родителями: обратить внимание родителей на информацию по теме недели в родительском уголке. | И\р «От 1 до 5 и обратно» - птицы (Ярик, Яра) | Игры по желанию детей. |
Дата 5.12 | Совместная деятельность | Индивидуальная работа, кор. – развив. деятельность | Примечание* |
Вторник «Зима. Зимующие птицы» | Утро | ||
1.Утренний круг: «Утро с Развивайкиным» - а) я знаю 5 зимующих птиц. б) «Сорока на хвосте принесла» - объясни выражение. в) Упр. поддержки: (Ты не один в мире”) Когда кто-то устал или огорчился, все становятся в круг и передают ему по цепочке рукопожатие и сдувают с ладошки поцелуй. 2. Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы» - ч\з отражательную речь учить проговаривать в заданном темпе и ритме стихотворение. 3.Артикуляционная гимнастика: «Клювики», «Птицы поют», на выдохе пять названий птиц – развитие речевого дыхания и голоса. (Пожиленко Е.А., стр.75) 4. Обогащение словаря: игра «Кто как голос подаёт?» (Филимонова О.Ю., стр. 107) | И\р с мемориной «Птицы» с Яриком, Адамом - развитие зрительного внимания, памяти, формирование самоконтроля за звукопроизношением | Уход за комнатными растениями. | |
ООД | |||
1. Коррекционно - развивающая деятельность. Логопедическое. (по плану логопеда) 2. Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «Птицы на кормушке» Цель: Совершенствование навыка порядкового и обратного счета в пределах десяти. Формирование навыка сравнения предметов по величине (высоте, ширине) Актуализация прилагательных высокий, низкий, широкий, узкий, наречий выше, ниже, шире, уже. 3. Физическая культура (по плану преподавателя) | И\р по закреплению знаний о соседях числа с Аней, Софией, Ярой, Матвеем | ||
Дневная прогулка | |||
1. Наблюдение за рябиной. Худ. слово: «Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев, а рябина зиму празднует, бусы красные, надев» Рассмотреть есть ли ягоды, почему их нет? Кто прилетает полакомиться рябиной, как быть птицам? 2. П/и с прыжками: «Совушка – сова» - Развивать культуру движений, воспитывать выдержку, настойчивость. 3. Народные п/игры: «Снежная карусель» - учить действовать по сигналу, постепенно убыстряя темп бега в хороводе. | И\р игра «Что сначала, что потом…» - закрепить сезонные изменения у деревьев с Макаром, Ярой, Дамирой, Димой | Сам. деятельность с вынос. мат. – катание с горки на ледянках, расчистка дорожек лопатками и т. д. | |
Вечер | |||
Оздоровительные процедуры после дневного сна: закаливание + гимнастика. 1. Образов. ситуация «Письмо от зимующих птиц», объявить о подготовке к участию в акции «Накормите птиц зимой», 2.Вечерний круг - вспомнить о вопросах, возникших о снегирях сегодня, предложить дома найти ответы с родителями. Обсудить проблемные ситуации на прогулке, по соблюдению правил на горке и в группе, что поможет соблюдать правила в группе. | К\р по плану логопеда | Внести атрибуты к с\р игре «Репортёры», предложить взять интервью и рассказать «Зима, зимушка, зима – нам готовит чудеса!» | |
Вечерняя прогулка | |||
1.Наблюдение за снегопадом. 2.Взаимодействие с родителями – вручение памяток «Чем можно кормить птиц» | Д/и «Опиши птицу» Яра, София | П/и по выбору детей.
|
Дата 6.12 | Совместная деятельность | Индивидуальная работа, кор.- развив. деятельность | Примечание* |
Среда «Зима. Зимующие птицы» | Утро | ||
1. Утренний круг: Упр. «Японская машинка» - предложить, под ритм движений вспомнить названия зим. птиц. Новость дня – в группе появилась книга – самоделка! 2.Пальчиковая гимнастика: с волчками – формирование правильного захвата и вращения волчка тремя пальцами, «Зимующие птицы» - ч\з отражательную речь учить проговаривать в заданном темпе и ритме стихотворение. 3.Артикуляционная гимнастика: «Клювики», «Птицы поют», на выдохе пять названий птиц – развитие речевого дыхания и голоса. (Пожиленко Е.А., стр.75), проговаривание чистоговорки «Зимующие птицы» 4 Речевые логические задачи: «Подбери предмет к призраку, к словам этот, эта…», «Я начну, а ты продолжи…» - развивать умение определять прич.- след. связи. | И\р «Меморина со звуком А» - – согласование слов с числительными с Ярой, Ярославом | Макар принёс из дома книгу – самоделку «Птицы зимой». Мальчики предложили сфотографировать птиц, на территории дет. сада, которые прилетят. | |
ООД | |||
1.Художественно - эстетическое развитие (музыкальная деятельность) (по плану преподавателя) 2. Речевое развитие + Художественно – эстетическое развитие (восприятие худ. литературы) Тема: «Птицы у кормушки + В. Бианки Синичкин календарь» (сост. рассказа по серии сюжетных картин) Цель: Обучение составлению рассказа по серии сюж. картин, умению придумывать предшествующие события. Развитие умения грамматически правильно строить своё высказывание. Воспитание заботливого отношения к тем, кто в этом нуждается. 3. Познавательное развитие + художественно – эстетическое развитие. (конструктивно – модельная деятельность) в ДДТ | И\р по звукопроизношению во время составления описательного рассказа. И/р по активизации словаря, закрепить употребление в речи предлогов - Яра | Дети по предложению Макара и Матвея решили придумать свои загадки-ребусы о приметах зимы. | |
Дневная прогулка | |||
1. Наблюдение за предметным миром - за следами на снегу. Чьи следы мы можем определить? Как их отличить друг от друга? Где больше всего следов – возле кормушки. Почему? 2. Подвижные игры: «Тише едешь - дальше будешь», «Следопыты» - совершенствование координации движений, развитие двигательных навыков. | И\р закрепление скользящего шага с Дамирой, Ярой, Матвеем, Яриком | Инициатива Адама: устроить соревнование – кто больше забросит шайб в ворота. | |
Вечер | |||
Оздоровительные процедуры после дневного сна: закаливание + гимнастика. 1. Чтение стихов: С Алексеева «Снегирь» - подвести детей к пониманию того, что дикие птицы не могут жить в неволе. 2. Д/и «Найди ошибки художника» - развитие внимания, наблюдательности. 2. Вечерний круг: обсудить чем занимались в центрах активности и какие игры понравились. Что рекомендуют другим ребятам. | И\р с усложнением: отработать интонационную выразительность стихов с подгруппой детей.
| Внести «Доску выбора» - предложить выбрать самостоятельно с кем и в каком центре активности выполнят игры-задания. | |
Вечерняя прогулка | |||
1.Наблюдение за долготой дня. 2.Взаимодействие с родителями: беседа о том, как прошел день, наши успехи. |
| 1.Предложить детям выносной материал 2.Игры по инициативе детей. |
Дата 7.12 | Совместная деятельность | Индивидуальная работа, кор.- развив. деятельность | Примечание* |
Четверг «Зима. Зимующие птицы»
| Утро | ||
1.Утренний круг: «Добрая мысль миру» - На добрый привет — добрый и ответ. «Подарок к новогоднему празднику» - планирование интересных добрых дел и пожеланий. Предложить сделать открытки для участия в акции от БМК «Подари праздник» 2.Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы» - ч\з отражательную речь учить проговаривать в заданном темпе и ритме стихотворение. 3.Артикуляционная гимнастика: «Клювики», «Птицы поют», на выдохе пять названий птиц – развитие речевого дыхания и голоса. (Пожиленко Е.А., стр.75) 4.Приобщение к искусству: «Художники с любовью о зиме» - презентация. | И\р – упражнять в согласовании слов сложного слогового состава с числительными «2» и «5» с Кирой, Ярой, Аней. | По инициативе Макара: мастер – класс для всех детей группы: «Зимующие птицы». Внесение коллекции бумаги для самостоятельного выбора для поделок.
| |
ООД | |||
1. Коррекционно - развивающая деятельность. Логопедическое. (по плану логопеда) 2. Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «Угадай какая птица» (игра в танграм) Цель: Совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур: треугольника, прямоугольника, круга, квадрата. Умение находить предметы из этих форм в ближайшем окружении, конструировать по заданной теме. 3. Физическая культура (по плану преподавателя) | И/р «Кто знает, тот дальше считает» - задание с усложнением программного материала для Софии, Макара И/р активизации словаря, закрепить употребление в речи предлогов - Яра, Адам
| Предложить подготовить раздаточный материал к занятию. | |
Дневная прогулка | |||
1.Наблюдение за птицами: воробьём и синицей. Худ. слово: Серых перьев комок на морозе продрог, скачет по дорожке, собирает крошки (воробей). Непоседа, невеличка. Жёлтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку Кто узнал её? (синичка) Сравнить две птички, чем похожи и чем отличаются. 2.П/и с бегом: «Синичка» - упражнять в беге с увёртыванием, развивать быстроту, умение менять темп выполняемых движений. | И\р игра «Я знаю пять названий зимующих птиц» с Дамирой, Ярой, Матвеем. | Игры с выносным материалом (ледянками, клюшками, лопатками и т.д) | |
Вечер | |||
Оздоровительные процедуры после дневного сна: закаливание + гимнастика. 1.Познавательно-исследоват. деятельность (эксперименты) «Почему у птиц не мокнут крылья?» (Марудова Е.В. «Ознакомление с окр. миром», стр. 96) 2.Психогимнастика: «О чем поют птицы» - на ковре дружбы, развивать навыки расслабления. 3. Вечерний круг: обсуждение интересных событий, какие интересные изобретения получились в течение дня. Макар предложил научить делать птиц и других детей, и показать свои поделки ребятам из средней группы. | К\р по плану логопеда
| С\р игра «Путешествуем по миру».
Инициатива: Аня предложила использовать шумы из муз. центра, для озвучивания птиц. | |
Вечерняя прогулка | |||
1. Наблюдение за небом 2. П\и «Воробушки и автомобиль» - упражнять в беге, развивать ловкость. 3. Работа с родителями – предложить принять активное участие в акции «Накормите птиц зимой!». | И\р: деление на слоги слов по теме недели Кира, Дима, Дамира |
Дата 8.12 | Совместная деятельность | Индивидуальная работа, кор.- развив. деятельность | Примечание* |
Пятница «Зима. Зимующие птицы»
| Утро | ||
1.Утренний круг: «Утро дружных детей» - упр. «Газета» развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров, упр. «Фантастическая птица» развивать воображение, учить придумывать фантастических птиц. 2.Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы» - ч\з отражательную речь учить проговаривать в заданном темпе и ритме стихотворение. 3.Артикуляционная гимнастика: «Клювики», «Птицы поют», на выдохе пять названий птиц – развитие речевого дыхания и голоса. (Пожиленко Е.А., стр.75), заучивание чистоговорки «Птичка - синичка, воробью сестричка, воробей – воришка залез в домишко клевать просо тупым носом» 4. Д/и по ФЭМП закрепление знаний о днях недели в игре «сегодня, вчера, завтра» | И\р «Четвёртый лишний» - закрепление обобщающих слов, развитие лог мышления. (Дима, Яра, Кира) И\р по совершенствованию звукопроизношения с Яриком | Внести меморины: «Зимующие птицы», на контроль звуков, цифры, буквы и предложить ребятам выбрать, с помощью доски выбора, разный уровень сложности.
| |
ООД | |||
1. Коррекционно - развивающая деятельность. Логопедическое. (по плану логопеда) 2. Художественно - эстетическое развитие (аппликация) Тема: «Синички» («Цвет творчества, стр. 121) Цель: Закрепление умения вырезать форму круга и овала, составлять изображение птицы на основе двух кругов. Формирование чувства композиции, умения дополнять работу деталями. 3. Художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) | И\р «Я знаю 5 названий…птиц» - закрепить обобщающие слова – Аня, Яра, Кира, Матвей. | ||
Дневная прогулка | |||
1. Наблюдение за трудом шофёра. Что делает? Что должен знать? Какие машины приезжают на хоз. двор, что привозят? 2. П/и «Найди клад» - закреплять умение ориентироваться по схеме участка. 3. Хороводные игры: «Ровным кругом друг за другом» - закреплять умение держать единый темп, проговаривая слова, выполнять движения. |
| Проведение АКЦИИ «Накормите птиц зимой!» | |
Вечер | |||
Оздоровительные процедуры после дневного сна: закаливание + гимнастика. 1.Познавательно-исследоват. деятельность (эксперименты) «Почему у птиц не мокнут крылья?» (Марудова Е.В. «Ознакомление с окр. миром», стр. 96) 2. Хозяйственно-бытовой труд: «У нас порядок» - формирование желания помочь взрослым в наведении порядка в центрах, умения работать в микрогруппах. 3. Вечерний круг: продукты изучения темы - книга-самоделка, выставки коллекций открыток, что узнали нового. Выслушать ребят как прошли мастер-класс, акция. | К\р по плану логопеда
| Мастер-класс Макара для детей средней группы «Зимующие птицы нашего сада» (оригами) | |
Вечерняя прогулка | |||
1. Наблюдение за небом: ясное или нет, есть ли туман, изморозь? 2. Взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы по выполнению рекомендаций логопеда. Поделиться успехами детей. | П/и по инициативе детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей группе, составленный на основе ФГТ по формированию словаря
Предлагается примерный комплексно-тематический план психолого-педагогической работы во второй младшей группе по формированию словаря, составленный на основе ФГТ. Этот план дает возможность планировать...
Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе
В данной работе представлен подробный комплексно-тематический план образовательной работы для подготовительной группы детского сада....
Комплексно-тематический план
Комплексно-тематическое планирование на год по программе "От рождения до школы"....
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГБДОУ №696 Приморский район Санкт – Петербурга в средней группе №5 по теме: «ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ»
Задачи: -Учить видеть многообразие сказочного мира, развивать интерес к русским народным сказкам, чтению...
Комплексно- тематический план образовательной работы
Комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе ...
Перспективный план работы по экспериментированию своспитанниками в соответствии с комплексно тематическим планом ДОУ
Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений....
Комплексно-тематический календарный план по теме "Волшебный мир театра" в старшей группе.
Комплексно-тематический календарный план по теме "Волшебный мир театра" в старшей группе в форме мини-проекта. Театр – уникальное средство эмоционально-эстетического воспитания де...