Кружковая работа "Эковичок"
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 21 «РАДУГА»
357001, Ставропольский край, с. Кочубеевское , тел. 865(50) 3-85-75
ул. Спортивная,4/2 e- mail: ds-21-raduga@yandex.ru
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МКДОУ Детский сад №21«Радуга» (протокол от 30.08.2024 г № 1)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МКДОУ Детский сад № 21 «Радуга»
И.Б.Керус (приказ от 30.08. 2024г. № -од )
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
естественно-научной направленности
«Эковичок».
Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Составитель:
Карижская М.Н. - воспитатель высшей квалификационной категории
с. Кочубеевское, 2024 г.
- Целевой раздел
- Пояснительная записка 3
- Цель и задачи. 4
- Принципы и подходы к формированию программы 4
- Возрастные и индивидуальные особенности детей 6
- Планируемые результаты. 7
- Содержательный раздел 8
2.1Описание образовательной деятельности8
2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 11
3. Организационный раздел
3.1Организация деятельности 14
3.2Формы и методы организации реализации программы кружка 15
3.3Тематический план 15
- Перспективное планирование 18
- Материально-техническое обеспечение программы 26
- Методическое обеспечение 28
1.Целевой раздел
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь Несомненно, закладывается в нас с детства» И. Соколов-Никитов.
1.1Пояснительная записка.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления,
«экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка.
Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью.
Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
Цели и задачи реализации программы Цель:
Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности
Задачи:
- Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через проектную деятельность, а также практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек- природа» и в самой природе;
- Развитие интереса к миру природы;
- Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы;
- Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
- Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;
- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;
- Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
Принципы и подходы к формированию Программы
- Проектные технологии - дает возможность ребенку работать над проблемой и самостоятельно получать ответы на свои вопросы в результате деятельности.
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. В процессе поисково-исследовательской деятельности идет
обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
- Личностно-ориентированная технология- это педагогика сотрудничества, равенства во взаимопонимании, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». Цель - содействовать становлению ребенка как личности. Задача – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.
- Игровая технология
Цель: повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры.
В результате игровых технологий у детей формируется бережное отношение ко всему живому на Земле, навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
- Информационно-коммуникационные технологии - помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную
деятельность детей, мотивируют детей к действию, обеспечивают прочность усвоения знаний дошкольника.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.
- Здоровьесберегающая технология – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников - это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе.
- Индивидуальный подход - ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных
возможностей и условий для полноценного развития.
- Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
- Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных познавательных способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
- Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
- Конкретность - объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы
ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых
«букашками», все водные растения водорослями.
- Воспитательная - формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
- Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
- Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
- Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.
- Регионализм - необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).
- Гуманность - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
- Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 6 до 7 лет
Подготовительная группа (6 - 7 лет)
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более
сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.
Планируемые результаты по итогам реализации программы дети смогут:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
дети, возрастом 6-7 лет
- Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.
- Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.
- Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни
Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.
Ожидаемые результаты к концу года
Дети |
|
Педагоги |
|
Родители |
|
Содержательный раздел
Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа – растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Программа представляет собой целостную систему экологических проектов, включает пять разделов.
I раздел проект «Где мы живем?»
Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города (села, поселка), климат округа, наш город, район, округ на карте мира, почва, полезные ископаемые.
раздел проект «Многообразие растительного и животного мира села Кочубеевского»
Дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, водоема, луга.
раздел проект «Сезонные изменения в природе села Кочубеевского»
Обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины.
Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе.
раздел проект «Природа и человек в условиях нашего округа»
Информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования. Дети знакомятся с правилами поведения в природе. Детям также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека.
Раздел V проект «Человек и его здоровье»
Важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы.
Описание образовательной деятельности.
- Где мы живём? Место положения города (села, посёлка). Климат
Систематизировать у детей представления о нашем селе. Показать наше край, нашу область на глобусе, карте.
Познакомить детей с тем, что на Земле существуют различные времена года, области с разным климатом. Все это зависит от погоды. Облака, ветер, дождь, снег, жара и холод - от них зависит погода, какой мы ее воспринимаем. Погодные явления зависят от трех факторов: солнца, дающего свет, тепло; воздуха, окутывающего как оболочка планету, мы живем в нем, как рыбы; воды, существующей в морях, реках, озерах, прудах, в облаках и самом воздухе.
Учить определять изменения в состоянии погоды по барометру, термометру, флюгеру, народным приметам. Обобщать представления о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, вес, движение). Определять характер осадков (дождь мелкий, моросящий, затяжной, холодный, ливень, теплый; снег сухой, мокрый, рыхлый, ноздреватый, зернистый).
Знакомить с опасными атмосферными явлениями нашего края (туманы, метели, грозы, шквалы, сильные морозы, жара).
Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края (нефть, газ, торф), их качественными характеристиками, применением.
Многообразие растительного и животного мира
Систематизировать представления детей об основных жизненных формах (человек, растения, животные, грибы, микробы).
Расширять и систематизировать представления детей о многообразии растений и животных, раскрывать их принадлежность к миру живого. Показать растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (видоизмененные стебли, листья, корни и корнеплоды), разное расположение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков, способов размножения (живородящие, размножающиеся черенками, листьями, луковицей, деление куста).
Познакомить с животными, представителями тайги и тундры (белый медведь, олень, сова, горностай и др.).
Обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.
Дать конкретные представления о проявлениях чувств животными: чувствуют изменение условий среды, воздействие человека и изменяют поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с человеческими (голод, боль, радость, привязанность и др.). Конкретные представления о проявлениях чувств у кошки, собаки, оленя, морской свинки.
Дать детям представление о микробах. Это мельчайшие организмы, различимые только под микроскопом. Они размножаются очень быстро в больших количествах при благоприятных условиях. Одни микробы встречаются в молочных продуктах, другие обитают в воздухе, воде, почве. Формировать конкретные представления у детей о человеке как живом существе. Он питается, дышит, двигается, чувствует, растет и изменяется, рождает детей (размножается). Познакомить с системой биологических потребностей (в пище, свете, тепле, влаге и т.д.), научить сравнивать их с потребностями других живых существ, видеть сходство и своеобразие, способы удовлетворения. Назвать потребности,
отличающие человека от растений и животных: познание нового, общение с другими людьми, растениями и животными, потребность в деятельности, эстетические потребности и др.
Расширять представления детей о жизни живых существ в условиях экологических систем
Познакомить детей с природными зонами нашего края.
Сезонные изменения в природе
Обобщенное представление о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов нашего края изменяются по сезонам: изменение условий приводит к появлению соответствующих механизмов приспособления.
Формировать обобщенное представление о признаках сезона: состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.
Осень начинается в нашем крае примерно в середине августа: удлиняется ночь и становится короче день; часто выпадают заморозки на почве; резкий холодный ветер несет низкую пелену туч, начинаются холодные дожди.
Но бывают безоблачные дни и сухая погода. В прозрачном воздухе ярко проявляются краски золотой осени - золотые кроны берез, багряные осины и рябина. Еще темнее становятся ели, кедры, пихты. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг.
С началом октября быстро понижается температура воздуха. Все больше светлеет лес. Периодически выпадает и тает снег, идут моросящие дожди.
В начале октября устанавливается снежный покров, замерзают реки и озера.
Зима самое холодное время года. Для зимы характерны снег, морозы, замерзшие реки, глубокое промерзание почвы, хмурое небо, студеные ветры. Сильные морозы бывают уже в ноябре-декабре. Они сопровождаются сильными ветрами и метелями. Самые морозные месяцы - январь и февраль, а самый снежный
- декабрь. В любой зимний месяц возможны оттепели и метели.
Холодная и суровая зима является суровым испытанием для всех обитателей нашего города. Запасает корма на зиму таежное зверье: бурундуки, белки - кедровые орехи; бобры - сено и ветви. Лоси кормятся корой и ветвями, олени добывают мох- ягель из-под снега.
Трудно приходится птицам: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают подкормиться). Они по-разному приспособились к зиме. Насекомоядные и водоплавающие улетели в теплые края, где нет снега и морозов; другие кормятся семенами растений, остатками пищи человека. Они приближаются к его жилью (сорока, ворона, синица, снегирь, дятел). Кедровки запасают кедровые орехи, глухари питаются сосновой и кедровой хвоей. Рябчики, тетерева и белые куропатки предпочитают почки и березовые сережки.
Человек делает основательные запасы овощей и фруктов, ягод, грибов, топлива.
Весна в нашем крае приходит примерно к 20 марта. Однако приметы можно обнаружить раньше: в середине февраля слышна весенняя дробь дятла, прилетают
чечетки, поет весеннюю песню синичка-гаичка. Чаще случаются оттепели, после которых возвращаются морозы.
Весну у нас можно разделить на снежную, пеструю, голую и зеленую. Снежная весна (середина марта до начала апреля). Яркое солнце, оттаивает снег на пригорках и у стволов деревьев, звенит капель, но в тени холодно. Появляется крепкий наст (корочка на снегу).
Пестрая весна (март). Заснеженные участки чередуются с проталинами.
Прилетают скворцы, грачи, лебеди-кликуны. Бурундуки выходят из своих нор.
Голая весна (апрель). Снега уже практически нет. Но нет и настоящей зелени. Наступают безморозные ночи, пробуждаются растения. Начинается сокодвижение у березы. Наблюдается массовый прилет птиц, появление комаров, мошек и шмелей.
Зеленая весна (май). Появляется нежная зелень. Зацветают черемуха и луговые травы. Во все периоды весны характерны возвраты холодов.
Июль - самый теплый летний месяц. Но в течение лета возможны заморозки.
Лето в нашем крае — сезон частой смены погоды. Северные ветры приносят холодный и сухой воздух. Они сопровождают заморозками и ясной погодой. Летом часты и пасмурные дождливые дни. В летний период выпадает много осадков.
Летние периоды бывают холодными, дождливыми, теплыми, сухими. В жаркую солнечную погоду можно получить красивый загар и даже обгореть. Но в холодное лето нельзя обойтись без теплой кофты.
Летом природа готовится к длинной зиме - животные выращивают потомство; созревают плоды и семена растений. Люди ухаживают на огороде за посадками овощей, собирают ягоды, грибы.
Природа и человек
Организовать деятельность детей и взрослых в экологической зоне дошкольного учреждения (зимнем саду, теплице, экологической тропе).
Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных природных условиях (пожар, гроза, гололед, наводнение, жара, мороз).
Формировать представления детей о Красной книге, знакомить с животными и растениями, встречающимися на территории Ставропольского края занесенными в Красную книгу
Человек и его здоровье
Углублять представления о детском организме, уходе за ним, знать свои индивидуальные особенности (почему мне нельзя есть апельсин, клубнику). Показать детям, зачем и как нужно закаляться, как делать самомассаж.
Показать роль питания в сохранении здоровья. Рассказать о болезнях человека, связанных с загрязнением природной среды. Связывать охрану окружающей среды со здоровьем человека и на конкретных примерах показывать это.
Особенности взаимодействия воспитателя с родителями по реализации программы
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями
проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного материала.
Главная задача родителей
- поддерживать интерес детей к природе;
- поощрять их экологически грамотные поступки;
- проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду, и, конечно же, быть во всем примером.
Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекции из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.
Взаимодействие с семьей:
- анкетирование родителей на тему: «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома»;
- домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
- консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей", «Как научить ребенка беречь природу»;
- индивидуальные консультации по осуществлению акций;
- оформление наглядной информации в родительском уголке.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей
старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет
№ | Месяц | Тема |
1 | Сентябрь | 1. Анкета «Мы и природа. Правила поведения в лесу» |
2. Консультация: «Воспитание любви к природе». |
3. Семинар-практикум: «Что такое экологическая культура?» | ||
2 | Октябрь | 1. Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей». |
2. Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе». | ||
3. Конкурс по теме: «Экологические знаки». | ||
3 | Ноябрь | 1. Творческий конкурс для детей и родителей, «Лекарственные растения Красной книги». |
2. Изготовление книжек – малышек по теме: «Лекарственные растения нашего края». | ||
4 | Декабрь | 1. Участие в оформление группового тематического альбома «Хвойные деревья». |
2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка» | ||
3. Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу». | ||
5 | Январь | 1. Семинар Почемучек «Знаете ли вы?» |
2. Консультация для родителей по теме: «Разнообразный мир экспериментирования». | ||
3. Проведение опытов с водой. | ||
6 | Февраль | 1. Родительское собрание КВН «Тайны природы животного мира». |
2. Консультация для родителей: «Судьба природы - наша судьба». | ||
7 | Март | 1. Природоохранная акция «Столовая для пернатых» (изготовление кормушек, скворечников) |
2. «Экологический десант» - совместный субботник родителей и детей по уборке территории д/с. | ||
3. Домашнее задание: придумать речёвки, частушки по теме: «Встреча с птицами». | ||
8 | Апрель | 1. Выставка для родителей по дидактическим играм по экологии. |
2. Эколого – спортивная эстафета с участием детей и родителей «Мама, папа, я – экологическая семья!» | ||
9 | Май | 1. Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем воздухе». |
2. Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей». | ||
3. Изготовление дидактической игры на экологическую тему. | ||
10 | Июнь | 1. Проведение высадки семян и рассады на участке д/с. |
2. Семинар «Экологическая культура дошкольников». | ||
3. Консультация для родителей: «Знай, люби и береги». |
Организационный отдел
Организация деятельности
Сроки реализации программы – 1 год
Объем программы: 36 часов
Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня,четверг.
Продолжительность ОД:
- Подготовительная группа –30 мин
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю.
Формы и методы организации реализации программы кружка Формы проведения:
- экскурсии,
- игровые,
- сюжетные занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности,
- с использованием мультимедийного сопровождения
- беседы –наблюдения
- чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности,
- беседы,
- рассматривание картин, видео- и аудиозаписи,
- разнообразные сюжетно-ролевые игры,
- настольные игры,
- обсуждение и проигрывание экологических ситуаций
Методы:
- объяснительно-иллюстративный
(беседы и рассматривание, чтение и любование природой).
- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
- исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
- словесные методы (устное изложение, беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
- Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).
- Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.
Тематический план
Тематическое планирование обучения подготовительная к школе группа (возраст 6-7 лет) (72 часов)
№ п\п | Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | «Наш дом -природа» | 1 | 1 | |
2 | Осенние явления в неживой природе | 1 | 1 | |
3 | «Почему бывают разные времена года» | 1 | 1 | |
4 | «Как растения готовятся к зиме» /целевая прогулка/ | 1 | 1 | |
5 | Цветущие растения | 1 | 1 | |
6 | Сравнение диких и домашних животных | 1 | 1 | |
7 | «У воды, на воде» | 1 | 1 | |
8 | Беседа о перелетных птицах | 1 | 1 | |
9 | «Овощи и фрукты на нашем столе» | 1 | 1 | |
10 | «Планета Земля в опасности» | 1 | 1 | |
11 | «Беседы об осени» | 1 | 1 | |
12 | «Лес –многоэтажный дом» «Цепочка в лесу» | 1 | 1 | |
13 | Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов» | 1 | 1 | |
14 | «Круговорот воды в природе» «Это волшебница - вода» | 1 | 1 | |
15 | «Что мы знаем о воздухе» | 1 | 1 | |
16 | «Зимние явления в неживой природе» | 1 | 1 | |
17 | Поход в лес «Зимнее царство» | 1 | 1 | |
18 | «Как растения приспособились зимовать» | 1 | 1 | |
19 | Комнатные растения – | 1 | 1 |
живой организм | ||||
20 | «Как животные проводят зиму в лесу?» | 1 | 1 | |
21 | «Беседа о зимующих птицах» | 1 | 1 | |
22 | «Зимовка диких и домашних животных» | 1 | 1 | |
23 | «Красная книга Ставрополья» | 1 | 1 | |
24 | «Мой край родной, заповедные места» | 1 | 1 | |
25 | «Как солнце жизнь дает земле» | 1 | 1 | |
26 | «Весенние явления в неживой природе» | 1 | 1 | |
27 | «Камни, песок, глина» | 1 | 1 | |
28 | «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» | 1 | 1 | 1 |
29 | Размножение растений | 1 | 1 | |
30 | «Особенности жизни зверей весной» | 1 | 1 | |
31 | «Встречаем птиц» | 1 | 1 | |
32 | «Море бывает в беде» | 1 | 1 | |
33 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 1 | 1 | |
34 | «Этот удивительный мир насекомых» | 1 | 1 | |
35 | Беседа о Весне. | 1 | 1 |
Перспективное планирование кружка «Эколята».
Перспективное планирование кружка «Эколята».
Первый год обучения. Подготовительная к школе группа (возраст 6-7 лет)
3.5 Материально-техническое обеспечение программы Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими
центрами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, и фрукты
Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;
Гербарий растений;
Огород, клумбы, находящиеся опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы;
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);
Воронки;
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);
Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;
Фигурки с домашними и дикими животными;
Муляжи и натуральные овощи на территории детского сада;
Кормушка для птиц;
Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)
3.6 Методическое обеспечение программы
1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом: Экологическое воспитание дошкольников.– М.: Творческий Центр "Сфера",2008.–128 с.–(Приложение к журналу "Воспитатель ДОУ").
2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель,2002.– 184 с.–(Педагогика нового времени).
3.«Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб:
«Детство-пресс», 2000.
4.Рыжова Н.А. "Напиши письмо сове":Экологический проект для детских садов и начальной школы.–М.: ООО "Карапуз–дидактика", ТЦ "Сфера",2007.–272 с.: ил. .– В пер.
5.Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников)
/Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 1998.
6.Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007
7.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
8.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез - 2015.
9.Е.В. Гончарова Региональная программа экологического образования дошкольников: «Экология для малышей».: Тюмень:2000.
10.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей второй младшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
11.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
12.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
13.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
14.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая
Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая
Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"
Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"
Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...

