Кружковая работа "Эковичок"
материал (подготовительная группа)

Карижская Марина Николаевна

Кружковая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_6-7_let_podgot.gr_.docx137.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 21 «РАДУГА»

357001, Ставропольский край, с. Кочубеевское ,        тел. 865(50) 3-85-75

ул. Спортивная,4/2        e- mail: ds-21-raduga@yandex.ru

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МКДОУ Детский сад №21«Радуга» (протокол от 30.08.2024 г № 1)


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МКДОУ Детский сад № 21 «Радуга»

         И.Б.Керус (приказ от 30.08. 2024г. №        -од )

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

естественно-научной направленности

«Эковичок».

Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Составитель:

Карижская М.Н. - воспитатель  высшей квалификационной категории

с. Кочубеевское, 2024 г.

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка                                                                                         3
  2. Цель и задачи.                                                                                                       4
  3. Принципы и подходы к формированию программы                                        4
  4. Возрастные и индивидуальные особенности детей                                          6
  5. Планируемые результаты.                                                                                    7
  1. Содержательный раздел                                                                                          8

2.1Описание образовательной деятельности8

2.2.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников                                11

3. Организационный раздел

3.1Организация деятельности                                                                                   14

3.2Формы и методы организации реализации программы кружка                       15

3.3Тематический план                                                                                                15

  1. Перспективное планирование                                                                            18
  2. Материально-техническое обеспечение программы                                       26
  3. Методическое обеспечение                                                                                28

1.Целевой раздел

«Любовь к природе, впрочем,

Как и всякая человеческая любовь Несомненно, закладывается в нас с детства» И. Соколов-Никитов.

1.1Пояснительная записка.

Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления,

«экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.

Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование? Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка.

Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.

Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью.

Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.

В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.

Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).

  1. Цели и задачи реализации программы Цель:

Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности

Задачи:

  • Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через проектную деятельность, а также практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек- природа» и в самой природе;
  • Развитие интереса к миру природы;
  • Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы;
  • Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
  • Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;
  • Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;
  • Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.
  1. Принципы и подходы к формированию Программы

  • Проектные технологии - дает возможность ребенку работать над проблемой и самостоятельно получать ответы на свои вопросы в результате деятельности.
  • Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. В процессе поисково-исследовательской деятельности идет

обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

  • Личностно-ориентированная технология- это педагогика сотрудничества, равенства во взаимопонимании, когда я и ребёнок общаемся и действуем «на равных». Цель - содействовать становлению ребенка как личности. Задача – помочь детям самостоятельно найти ответы на все интересующие их вопросы.
  • Игровая технология

Цель: повышение уровня познавательных и творческих способностей; формирование базиса личностной культуры.

В результате игровых технологий у детей формируется бережное отношение ко всему живому на Земле, навык экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

  • Информационно-коммуникационные        технологии - помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную

деятельность детей, мотивируют детей к действию, обеспечивают прочность усвоения знаний дошкольника.

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Это позволяет за незначительное время, отведённое для непосредственно образовательной деятельности, охватить материал шире, представить его интереснее и актуальнее. К тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме.

  • Здоровьесберегающая технология – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников - это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе.

  • Индивидуальный подход - ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных        этнокультурных        особенностей,        семейно-социальных

возможностей и условий для полноценного развития.

  • Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.
  • Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных        познавательных        способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.
  • Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
  • Конкретность - объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы

ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых

«букашками», все водные растения водорослями.

  • Воспитательная - формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  • Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.
  • Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.
  • Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.
  • Регионализм - необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).
  • Гуманность - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
  • Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребёнка.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности детей от 6 до 7 лет

Подготовительная группа (6 - 7 лет)

В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более

сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.

  1. Планируемые результаты по итогам реализации программы дети смогут:

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

дети, возрастом 6-7 лет

  • Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.
  • Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.
  • Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.
  • Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни

Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

Ожидаемые результаты к концу года

Дети

  1. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  2. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  3. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  4. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Педагоги

  1. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  2. Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  3. Пополнится развивающая среда в группе.
  4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Родители

  1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  4. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
  1. Содержательный раздел

Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа – растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.

Программа представляет собой целостную систему экологических проектов, включает пять разделов.

I раздел проект «Где мы живем?»

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение города (села, поселка), климат округа, наш город, район, округ на карте мира, почва, полезные ископаемые.

  1. раздел проект «Многообразие растительного и животного мира села Кочубеевского»

Дается характеристика основных групп животных и растений округа, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений леса, водоема, луга.

  1. раздел проект «Сезонные изменения в природе села Кочубеевского»

Обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины.

Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе.

  1. раздел проект «Природа и человек в условиях нашего округа»

Информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования. Дети знакомятся с правилами поведения в природе. Детям также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека.

Раздел V проект «Человек и его здоровье»

Важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы.

  1. Описание образовательной деятельности.

  1. Где мы живём? Место положения города (села, посёлка). Климат

Систематизировать у детей представления о нашем селе. Показать наше край, нашу область на глобусе, карте.

Познакомить детей с тем, что на Земле существуют различные времена года, области с разным климатом. Все это зависит от погоды. Облака, ветер, дождь, снег, жара и холод - от них зависит погода, какой мы ее воспринимаем. Погодные явления зависят от трех факторов: солнца, дающего свет, тепло; воздуха, окутывающего как оболочка планету, мы живем в нем, как рыбы; воды, существующей в морях, реках, озерах, прудах, в облаках и самом воздухе.

Учить определять изменения в состоянии погоды по барометру, термометру, флюгеру, народным приметам. Обобщать представления о воздухе и его свойствах (невидимость, прозрачность, вес, движение). Определять характер осадков (дождь мелкий, моросящий, затяжной, холодный, ливень, теплый; снег сухой, мокрый, рыхлый, ноздреватый, зернистый).

Знакомить с опасными атмосферными явлениями нашего края (туманы, метели, грозы, шквалы, сильные морозы, жара).

Познакомить детей с полезными ископаемыми нашего края (нефть, газ, торф), их качественными характеристиками, применением.

  1. Многообразие растительного и животного мира

Систематизировать представления детей об основных жизненных формах (человек, растения, животные, грибы, микробы).

Расширять и систематизировать представления детей о многообразии растений и животных, раскрывать их принадлежность к миру живого. Показать растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (видоизмененные стебли, листья, корни и корнеплоды), разное расположение частей — стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков, способов размножения (живородящие, размножающиеся черенками, листьями, луковицей, деление куста).

Познакомить с животными, представителями тайги и тундры (белый медведь, олень, сова, горностай и др.).

Обобщать представления о системе потребностей растений и животных как живых организмов в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище; об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям.

Дать конкретные представления о проявлениях чувств животными: чувствуют изменение условий среды, воздействие человека и изменяют поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с человеческими (голод, боль, радость, привязанность и др.). Конкретные представления о проявлениях чувств у кошки, собаки, оленя, морской свинки.

Дать детям представление о микробах. Это мельчайшие организмы, различимые только под микроскопом. Они размножаются очень быстро в больших количествах при благоприятных условиях. Одни микробы встречаются в молочных продуктах, другие обитают в воздухе, воде, почве. Формировать конкретные представления у детей о человеке как живом существе. Он питается, дышит, двигается, чувствует, растет и изменяется, рождает детей (размножается). Познакомить с системой биологических потребностей (в пище, свете, тепле, влаге и т.д.), научить сравнивать их с потребностями других живых существ, видеть сходство и своеобразие, способы удовлетворения. Назвать потребности,

отличающие человека от растений и животных: познание нового, общение с другими людьми, растениями и животными, потребность в деятельности, эстетические потребности и др.

Расширять представления детей о жизни живых существ в условиях экологических систем

Познакомить детей с природными зонами нашего края.

  1. Сезонные изменения в природе

Обобщенное представление о том, что особенности приспособления к среде обитания у живых организмов нашего края изменяются по сезонам: изменение условий приводит к появлению соответствующих механизмов приспособления.

Формировать обобщенное представление о признаках сезона: состоянии неживой природы; основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; состоянии растений и животных, характерные явления в их жизни; особенности жизнедеятельности человека.

Осень начинается в нашем крае примерно в середине августа: удлиняется ночь и становится короче день; часто выпадают заморозки на почве; резкий холодный ветер несет низкую пелену туч, начинаются холодные дожди.

Но бывают безоблачные дни и сухая погода. В прозрачном воздухе ярко проявляются краски золотой осени - золотые кроны берез, багряные осины и рябина. Еще темнее становятся ели, кедры, пихты. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг.

С началом октября быстро понижается температура воздуха. Все больше светлеет лес. Периодически выпадает и тает снег, идут моросящие дожди.

В начале октября устанавливается снежный покров, замерзают реки и озера.

Зима самое холодное время года. Для зимы характерны снег, морозы, замерзшие реки, глубокое промерзание почвы, хмурое небо, студеные ветры. Сильные морозы бывают уже в ноябре-декабре. Они сопровождаются сильными ветрами и метелями. Самые морозные месяцы - январь и февраль, а самый снежный

- декабрь. В любой зимний месяц возможны оттепели и метели.

Холодная и суровая зима является суровым испытанием для всех обитателей нашего города. Запасает корма на зиму таежное зверье: бурундуки, белки - кедровые орехи; бобры - сено и ветви. Лоси кормятся корой и ветвями, олени добывают мох- ягель из-под снега.

Трудно приходится птицам: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время птицы не успевают подкормиться). Они по-разному приспособились к зиме. Насекомоядные и водоплавающие улетели в теплые края, где нет снега и морозов; другие кормятся семенами растений, остатками пищи человека. Они приближаются к его жилью (сорока, ворона, синица, снегирь, дятел). Кедровки запасают кедровые орехи, глухари питаются сосновой и кедровой хвоей. Рябчики, тетерева и белые куропатки предпочитают почки и березовые сережки.

Человек делает основательные запасы овощей и фруктов, ягод, грибов, топлива.

Весна в нашем крае приходит примерно к 20 марта. Однако приметы можно обнаружить раньше: в середине февраля слышна весенняя дробь дятла, прилетают

чечетки, поет весеннюю песню синичка-гаичка. Чаще случаются оттепели, после которых возвращаются морозы.

Весну у нас можно разделить на снежную, пеструю, голую и зеленую. Снежная весна (середина марта до начала апреля). Яркое солнце, оттаивает снег на пригорках и у стволов деревьев, звенит капель, но в тени холодно. Появляется крепкий наст (корочка на снегу).

Пестрая весна (март). Заснеженные участки чередуются с проталинами.

Прилетают скворцы, грачи, лебеди-кликуны. Бурундуки выходят из своих нор.

Голая весна (апрель). Снега уже практически нет. Но нет и настоящей зелени. Наступают безморозные ночи, пробуждаются растения. Начинается сокодвижение у березы. Наблюдается массовый прилет птиц, появление комаров, мошек и шмелей.

Зеленая весна (май). Появляется нежная зелень. Зацветают черемуха и луговые травы. Во все периоды весны характерны возвраты холодов.

Июль - самый теплый летний месяц. Но в течение лета возможны заморозки.

Лето в нашем крае — сезон частой смены погоды. Северные ветры приносят холодный и сухой воздух. Они сопровождают заморозками и ясной погодой. Летом часты и пасмурные дождливые дни. В летний период выпадает много осадков.

Летние периоды бывают холодными, дождливыми, теплыми, сухими. В жаркую солнечную погоду можно получить красивый загар и даже обгореть. Но в холодное лето нельзя обойтись без теплой кофты.

Летом природа готовится к длинной зиме - животные выращивают потомство; созревают плоды и семена растений. Люди ухаживают на огороде за посадками овощей, собирают ягоды, грибы.

  1. Природа и человек

Организовать деятельность детей и взрослых в экологической зоне дошкольного учреждения (зимнем саду, теплице, экологической тропе).

Познакомить детей с правилами поведения в экстремальных природных условиях (пожар, гроза, гололед,  наводнение, жара, мороз).

Формировать представления детей о Красной книге, знакомить с животными и растениями, встречающимися на территории Ставропольского края занесенными в Красную книгу

  1. Человек и его здоровье

Углублять представления о детском организме, уходе за ним, знать свои индивидуальные особенности (почему мне нельзя есть апельсин, клубнику). Показать детям, зачем и как нужно закаляться, как делать самомассаж.

Показать роль питания в сохранении здоровья. Рассказать о болезнях человека, связанных с загрязнением природной среды. Связывать охрану окружающей среды со здоровьем человека и на конкретных примерах показывать это.

  1. Особенности взаимодействия воспитателя с родителями по реализации программы

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями

проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного материала.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду, и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекции из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.

Взаимодействие с семьей:

  • анкетирование родителей на тему: «Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома»;
  • домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
  • привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
  • консультации на тему: «Консультация: "Формирования основ элементарных экологических представлений у детей", «Как научить ребенка беречь природу»;
  • индивидуальные консультации по осуществлению акций;
  • оформление наглядной информации в родительском уголке.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей

старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Месяц

Тема

1

Сентябрь

1. Анкета «Мы и природа. Правила поведения в лесу»

2. Консультация: «Воспитание любви к природе».

3. Семинар-практикум: «Что такое экологическая культура?»

2

Октябрь

1. Родительское собрание: «Проблема формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей».

2. Буклеты: «Правила и безопасное поведение в природе».

3. Конкурс по теме: «Экологические знаки».

3

Ноябрь

1. Творческий конкурс для детей и родителей, «Лекарственные

растения Красной книги».

2. Изготовление книжек – малышек по теме: «Лекарственные растения нашего края».

4

Декабрь

1. Участие в оформление группового тематического альбома

«Хвойные деревья».

2. Конкурс среди семей воспитанников на лучшую новогоднюю поделку – «Новогодняя ёлочка»

3. Проведение конкурса плакатов, буклетов «Сохраним ёлку – красавицу нашу».

5

Январь

1. Семинар Почемучек «Знаете ли вы?»

2. Консультация для родителей по теме: «Разнообразный мир экспериментирования».

3. Проведение опытов с водой.

6

Февраль

1. Родительское собрание КВН «Тайны природы животного мира».

2. Консультация для родителей: «Судьба природы - наша судьба».

7

Март

1. Природоохранная акция «Столовая для пернатых» (изготовление

кормушек, скворечников)

2. «Экологический десант» - совместный субботник родителей и детей по уборке территории д/с.

3. Домашнее задание: придумать речёвки, частушки по теме:

«Встреча с птицами».

8

Апрель

1. Выставка для родителей по дидактическим играм по экологии.

2. Эколого – спортивная эстафета с участием детей и родителей

«Мама, папа, я – экологическая семья!»

9

Май

1. Консультация для родителей: «Подвижные игры на свежем

воздухе».

2. Мастер класс по теме: «Экологическая игра для детей».

3. Изготовление дидактической игры на экологическую тему.

10

Июнь

1. Проведение высадки семян и рассады на участке д/с.

2. Семинар «Экологическая культура дошкольников».

3. Консультация для родителей: «Знай, люби и береги».

  1. Организационный отдел

  1. Организация деятельности

Сроки реализации программы – 1 год

Объем программы: 36 часов

Режим работы кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня,четверг.

Продолжительность ОД:

  • Подготовительная группа –30 мин

Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю.

  1. Формы и методы организации реализации программы кружка Формы проведения:

  • экскурсии,
  • игровые,
  • сюжетные        занятия        с        использованием        опытно        –        экспериментальной деятельности,
  • с использованием мультимедийного сопровождения
  • беседы –наблюдения
  • чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности,
  • беседы,
  • рассматривание картин, видео- и аудиозаписи,
  • разнообразные сюжетно-ролевые игры,
  • настольные игры,
  • обсуждение и проигрывание экологических ситуаций

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный

(беседы и рассматривание, чтение и любование природой).

  • репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  • частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
  • исследовательский        (опыты,        эксперименты,        изучение        природы,        анализ, сравнение, самостоятельная творческая работа).
  • словесные        методы        (устное        изложение,        беседы,        чтение        произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
  • Наглядные: показ видеофильмов, наблюдения, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки).
  • Практические        методы:        эксперименты,        продуктивная        деятельность, трудовая деятельность.

  1. Тематический план

Тематическое планирование обучения подготовительная к школе группа (возраст 6-7 лет) (72 часов)

№ п\п

Тема

Общее количество        часов

Теория

Практика

1

«Наш дом -природа»

1

1

2

Осенние явления в неживой природе

1

1

3

«Почему бывают разные

времена года»

1

1

4

«Как растения готовятся к зиме»

/целевая прогулка/

1

1

5

Цветущие растения

1

1

6

Сравнение диких и

домашних животных

1

1

7

«У воды, на воде»

1

1

8

Беседа о перелетных

птицах

1

1

9

«Овощи и фрукты на

нашем столе»

1

1

10

«Планета Земля в

опасности»

1

1

11

«Беседы об осени»

1

1

12

«Лес –многоэтажный дом»

«Цепочка в лесу»

1

1

13

Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку

–красавицу наших лесов»

1

1

14

«Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»

1

1

15

«Что мы знаем о воздухе»

1

1

16

«Зимние явления в

неживой природе»

1

1

17

Поход в лес

«Зимнее царство»

1

1

18

«Как растения приспособились

зимовать»

1

1

19

Комнатные растения –

1

1

живой организм

20

«Как животные проводят

зиму в лесу?»

1

1

21

«Беседа о зимующих

птицах»

1

1

22

«Зимовка диких и

домашних животных»

1

1

23

«Красная книга

Ставрополья»

1

1

24

«Мой край родной,

заповедные места»

1

1

25

«Как солнце жизнь дает

земле»

1

1

26

«Весенние явления в

неживой природе»

1

1

27

«Камни, песок, глина»

1

1

28

«Зеленая служба Айболита: посев семян

на рассаду»

1

1

1

29

Размножение растений

1

1

30

«Особенности жизни

зверей весной»

1

1

31

«Встречаем птиц»

1

1

32

«Море бывает в беде»

1

1

33

«Мы в ответе за тех, кого

приручили»

1

1

34

«Этот удивительный мир

насекомых»

1

1

35

Беседа о

Весне.

1

1

  1. Перспективное планирование кружка «Эколята».

Перспективное планирование кружка «Эколята».

Первый год обучения. Подготовительная к школе группа (возраст 6-7 лет)

3.5 Материально-техническое обеспечение программы Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими

центрами:

«Маленький ученый»

Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;

Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, и фрукты

Групповой уголок природы, в котором комнатные растения;

Гербарий растений;

Огород, клумбы, находящиеся опилки, стружка;

Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

Детские халаты, фартуки;

Схемы для проведения опытов;

Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

Календарь природы, модель календаря природы;

Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);

Воронки;

Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);

Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).

«Огород на подоконнике»

Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);

Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:

Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);

Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых;

Фигурки с домашними и дикими животными;

Муляжи и натуральные овощи на территории детского сада;

Кормушка для птиц;

Оборудование для проведения         опытнической         деятельности (палочки для      рыхления почвы, лупы, колбы и т. д.)

3.6 Методическое обеспечение программы

1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом: Экологическое воспитание дошкольников.– М.: Творческий Центр "Сфера",2008.–128 с.–(Приложение к журналу "Воспитатель ДОУ").

2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель,2002.– 184 с.–(Педагогика нового времени).

3.«Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб:

«Детство-пресс», 2000.

4.Рыжова Н.А. "Напиши письмо сове":Экологический проект для детских садов и начальной школы.–М.: ООО "Карапуз–дидактика", ТЦ "Сфера",2007.–272 с.: ил. .– В пер.

5.Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников)

/Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 1998.

6.Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007

7.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.

8.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Москва. Мозаика — Синтез - 2015.

9.Е.В. Гончарова Региональная программа экологического образования дошкольников: «Экология для малышей».: Тюмень:2000.

10.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей второй младшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.

11.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.

12.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.

13.Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.

14.Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование Кружковой работы в ДОУ(театрализованная деятельность)-часть вторая

Представляемый вашему вниманию материал-вторая часть планирования и содержания работы в кружке по театрализации(подготовительная к школе группа)...

Планирование Кружковой работы в ДОУ (театрализованная деятельность)-часть первая

Данный материал представляет собой перспективное планирование работы в кружке по театрализованной деятельности с детьми старшей группы(первый год обучения)...

План кружковой работы по ОБЖ "Познай себя"

Целью кружковой работы:Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как единому целому; расширение на этой основе адаптивн...

Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.

как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"

Конспект занятия по кружковой работе "Логика и мышление"...

Конспект кружкового занятия Воспитатель Бушмакина Е.Н. МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска Саратовской области» Программа по работе с одаренными детьми «Палитра» Возрастная группа: вторая младшая Тема кружкового занятия: «Приглашаем снегирей»

Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитиеЦель: Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке ряби...