Сюжетно–ролевая игра «Моя семья»
материал (средняя группа)

Казакова Татьяна Александровна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс методических разработок

по гражданскому и патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста

Номинация: «Мероприятие для воспитанников»

Сюжетно–ролевая игра «Моя семья»

Автор: 1. Казакова Татьяна Александровна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей», микрорайон 9 строение 7А, воспитатель, первая квалификационная категория, kazakova.tatyana85@bk.ru, 8-923-293-25-64, дата проведения мероприятия 14 декабря 2022 г.

 

Пояснительная записка

     Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

     Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

     Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, ознакомлению с профессиями горожан, с имеющимися предприятиями и учреждениями города, на которых работают люди. А что способствует накоплению опыта в дошкольном возрасте? Одним из важных средств является игра. По словам В. А. Сухомлинского «Игра — это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».

     Мы используем сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей.

     Тема воспитательного мероприятия: сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

     Актуальность: в последнее время семья переживает не лучшие времена: стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неблагополучных, неполных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад. Поэтому необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать. Эти задачи мы можем реализовать через сюжетно-ролевую игру «Семья». 

    Целевая аудитория воспитательного мероприятия – 2 младшая группа

(3-4года).

    Говоря о месте и роли сюжетно – ролевой игры в педагогическом процессе, С.А. Шмаков отмечал: «Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».

   Цель: закрепление знаний детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге.

Задачи:

1. Учить обогащению социально - игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Планируемые результаты: дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек.

    Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
    Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
     Именно сюжетно- ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.

      Педагогическая технология/методы/приемы:

  1. Обогащение содержания игры путем внесения новой игрушки - пупса 

(в семье появился малыш);

2. Введение проблемной ситуации (малыш заболел);

3. Задания по подбору игрового оборудования, по изготовлению игрушек - самоделок;

4. Напоминание о прошлых играх, о том, что уже видели;

5. Беседа по поводу дальнейшего хода игры;

6. Советы;

7. Беседа-рассказ о возможных действиях детей в той или иной роли;

8. Напоминания по использованию в игре знаний, полученных на занятиях;

9. Индивидуальные задания, поручения;

10. Наводящие вопросы;

11. Своевременное изменение игровой среды;

12. Создание практических ситуаций, где дети проявляют чувство ответ -ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения;

13. Косвенное руководство игрой;

14. Раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка, поддержка его предложений;

15. Поощрение;

16. Подведение итогов - аналитик – синтетический метод.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения сюжетно-ролевой игры: игровой уголок «Семья», кукла-пупс, машина «Скорой помощи», игрушечные мед. инструменты, белый халат для врача и фармацевта, игрушечный телефон, игрушки – заместители и д. р.

Данную методическую разработку рекомендуем использовать во второй младшей группе.

Предварительная работа:

1. Беседы на тему: «Моя семья»«Как я маме помогаю»«Кто кем работают»;

2. Рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»;

3. Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме;

4. Наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;

5. Обучающие игры «Приготовим куклам обед»«Купание куклы»«Даша проснулась»«Кукла хочет спать»«Куклы собираются на прогулку»;

6. Совместные игры детей с воспитателем;

7. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Алёнушка» Е. Благининой, «Мой Мишка» З. Александровой, «Бабушка - забота» Е. Благининой, Корней Чуковский «Айболит», А. Крылов «Заболел петух ангиной»;

8. Сюжетно ролевые игры: «Угощение»«Стройка»«Маленький помощники»«Дочки - матери»

Словарная работа: фармацевт, педиатр, врач «Скорой помощи»

Игровые роли: мама, папа, бабушка, старшая дочь, врач «Скорой помощи», дежурная мед. сестра, фармацевт, шоферы, строители.

Ход совместной деятельности.

(Слышится плач ребенка)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?

Дети: малыш!

Воспитатель: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?

Дети: ему нужны мама и папа.

Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.

Дети высказывают желания по распределению ролей.

Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.

Ребенок – мама. Я буду заботится о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду.

Ребенок – папа. Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.

Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой?

Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Ребенок - дочь: помогаю маме и папе.

Воспитатель: Очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?

Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»)

Воспитатель: Ребята, у нас много детей, все хотят с нами играть. У нас еще будет работать аптека и пункт скорой медицинской помощи.

Идет распределение ролей.

Воспитатель: Кто из вас хочет быть врачом? Кто мед. сестрой? Кто водителем скорой помощи? А кто фармацевтом?

Воспитатель: Врач, что ты будешь делать на своем рабочем месте?

Ребенок – врач: я буду оказывать помощь больным, назначать лекарства, мерить давление и температуру.

Ребенок – медсестра: я буду помогать доктору, выписывать рецепты, ставить уколы, принимать вызов по телефону.

Ребенок – водитель «скорой помощи»: я буду следить за тем, чтобы машина работала, была чистой и возить врача на вызовы.

Ребенок – фармацевт: я буду делать и продавать лекарства.

Дети выбирают для игры место и готовят атрибуты.

Бабушка: доброе утро! Как хорошо, что сегодня выходной день. Как вам всем спалось?

Мама: доброе утро, вот и детки проснулись. Мы спали хорошо, только сыночку не спалось, он капризничал, наверное, ему нужна новая соска.

Папа: я могу съездить в аптеку купить сыночку новую соску.

Бабушка: может - быть еще что-нибудь нужно купить в аптеке для малыша?

Мама: да, вот еще закончилось детское питание, памперсы и клеёночку нужно купить.

Папа обращается к бабушке: А Вам, что купить?

Бабушка: Мне доктор выписал рецепт на новые очки. Купи мне их, пожалуйста. Вот возьми рецепт. Дима ты хорошо запомнил, что нужно купить? Алёна, напиши ему список, а то он что-нибудь забудет.

Мама пишет список и перечисляет, что нужно купить.

Папа идет в гараж - протирает машину, заводит ее, едет в «Аптеку».

Бабушка: посмотри, внученька, мне кажется - маленький опять капризничает.

Дочка: а он мокрый, его нужно искупать и переодеть.

Мама: дочка мне нужна твоя помощь, пойдем в ванную, поможешь мне купать малыша.

Бабушка напоминает, что нужно постелить пелёночку и полотенце.

Купая ребенка, мама приговаривает: водичка, водичка, умой мое личико…

Затем куклу одевают и укладывают в кроватку.

Папа вернулся с покупками.

Бабушка: Алёна, разбери сумки и посмотри: Дима ничего не забыл?

Мама. Вот: новая соска, очки для бабушки, детское питание, клеёночка и памперсы.

Мама просит дочку помыть соску, а сама идет накрывать стол к обеду.

Бабушка спрашивает«Что у нас сегодня на обед?»

Мама: борщ, котлета, пюре и салат. А для маленького - молочная кашка.

Накрывает на стол, и семья садится обедать.

После обеда бабушка предлагает маме остаться дома и навести порядок, а она с внуками пойдет на прогулку. Мама помогает бабушке собрать детей на прогулку.

После возвращения с прогулки мама обнаружила, что маленький заболел.

Папа: ребенок заболел! Нужно срочно вызывать скорую помощь.

Папа по телефону вызывает «скорую помощь».

- Здравствуйте! Можно вызвать врача на дом.

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Заболел ребенок.

Врач: Назовите ваш адрес.

Папа: 9 микрорайон, дом № 26.

Врач: Ждите, выезжаем!

Приезжает бригада «скорой помощи», папа встречает и приглашает в дом.

Бабушка предлагает вымыть руки.

Врач осматривает ребенка, ставит градусник, выписывает рецепт, медсестра делает укол, капает в ротик микстуру от температуры. Желают скорейшего выздоровления.

Семья провожает доктора.

Мама радостно объявляет, что ребенок выздоровел.

Бабушка с мамой наводят порядок в комнате и укладывают детей спать, напоминая о том, что завтра рабочий день и всем рано вставать.

Итог игры: игра закончена, наводим порядок.

В какую игру мы играли?

Какие роли вы выполняли в игре?

Что делали ваши персонажи?

Молодцы, ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам! Бабушки все любят радовать своих близких пирогами. Вот и я испекла пирог, будем вместе пить чай и угостим наших гостей

Литература:

1. Березенкова Т.В: Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. Младшая группа (от 3 до 4 лет) Издательство: Учитель 2018.-32с.

2. Харченкова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации  детей: методическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.:АРКТИ, 2012. – 64 с.

3.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 164 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Картотека сюжетно-ролевых игр на тему "Семья"

Данный материал помогает закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивает интерес к игре. Учит детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, разв...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...