РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ раннего возраста
статья (младшая группа)

Казакова Галина Владимировна

Некоторые задачи, которые помогают развивать эмоциональную отзывчивость у детей:

Способствовать развитию эмпатии и умения выражать поддержку сверстнику.

Расширять представления об эмоциях и эмоциональных состояниях.

Развивать выразительность движений, наблюдательность и воображение.

Научить распознавать основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, удивление).

Побуждать учитывать настроение сверстника и проявлять сочувствие и сострадание к обиженному, слабому, плачущему.

Для решения этих задач можно использовать, например, такие игры:

«Художники». Детям предъявляют пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточку и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета.

«Четвёртый лишний». Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребёнок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным.

«Кого — куда». Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребёнку нужно выбрать тех детей, которых можно посадить за праздничный стол, нужно успокоить, подобрать. Он должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображённого на рисунке ребёнка.

«Волшебный стул». Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ раннего возраста

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад №278»

Казакова Галина Владимировна

Дошкольный возраст – это время познания мира для себя, особый период социальной и эмоциональной чувствительности. В этом возрасте решаются важные задачи, это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, развитие межличностных отношений.

Неотъемлемой частью воспитания дошкольников является развитие человечности, эмпатии, отзывчивости. Ребенок, понимающий чувства другого, активно реагирующий на переживания окружающих, стремящийся помочь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебности и агрессии. Чувства (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.) ребенку не даются с рождения. Ребенок дошкольного возраста не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специальной помощи, потому что способность к произвольному управлению своими действиями и эмоциями формируется на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции идут по пути прогрессивного развития, приобретая тем самым более богатое содержание и более действенные формы выражения, на которые влияют различные социальные условия жизни и воспитания.

Поэтому проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в современном мире стоит достаточно остро. Эмоциональная отзывчивость является первоначальной точкой развития нравственных чувств у ребенка, отношений между сверстниками и взрослыми. Доброта в настоящее время является дефицитом, данное явление имеет непосредственное отношение к наиболее значимой проблеме - психологическому здоровью детей. Всем хорошо известно, что когда близкие взрослые любят ребенка, относятся к нему с уважением, признают его права, проявляют к нему внимание, такой ребенок испытывает эмоциональное благополучие - у него развиваются чувства уверенности и защищенности. В таких условиях развивается жизнерадостный, активный, психически здоровый ребенок.

Но, к сожалению, в современной жизни у взрослых остается все меньше времени на живое общение со своими детьми. Ребенок не чувствует себя защищенным от многообразия переживаний, которые он получает в повседневном общении со взрослыми и сверстниками. В результате с каждым годом растет количество эмоционально неблагополучных детей, что требует особого внимания со стороны педагогов и психологов.

Под эмоциональной отзывчивостью дошкольников мы понимаем способность дошкольника проявлять эмоциональную реакцию и реагировать на состояние другого человека, сопереживать и сочувствовать другим людям, понимать их внутреннее состояние.

Совместная деятельность наиболее эффективно способствует развитию эмоциональной отзывчивости, так как положительные отношения с другими людьми - взрослыми и детьми вызывают у ребенка самые сильные эмоциональные переживания. В совместной деятельности дошкольник может наблюдать за эмоциональным состоянием другого, понимать его интересы и потребности, а также реагировать на них. Таким образом, у ребенка старшего дошкольного возраста формируется способность распознавать эмоциональные переживания другого человека, что в свою очередь способствует формированию эмоциональной отзывчивости дошкольников.

Для развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста нами была составлена программа «Я твой друг!».

В программе «Я твой друг!» организуем с детьми совместную деятельность, в которой ребенок и взрослый приобретают новый способ ее организации; новый общий способ работы; непредсказуемый маршрут путешествия по зоне более тесного развития ребенка, такая совместная деятельность доставляет удовольствие.

Нами применялись следующие методы развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста:

- беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;

- игровая деятельность: словесные, настольные, подвижные, ролевые игры;

- психоэмоциональная гимнастика;

- проигрывание этюдов;

- сказкотерапия и т.д.

Мотивационный и социально-коммуникативный компоненты модели развития эмоциональной отзывчивости, объединяются в подготовительный этап программы «Я твой друг!».

Мотивационный компонент, мы реализуем с помощью наиболее эффективных форм и методов работы с детьми: игровая психогимнастика, игровые импровизации, игры-имитации, и т. д.

Например, игровая психогимнастика «Солнышко».

Цель: помочь детям сблизится друг с другом, побуждать детей к проявлению интереса к эмоциям других детей.

Педагог показывает солнышко и предлагает детям познакомиться с ним. У кого из детей в руках будет солнышко, тот назовёт своё имя ласково (Маша – Машенька) и рассказывает какое у него сейчас настроение.

С целью избавления от нервно-эмоционального напряжения и расслабления мышцы в игровой форме используются мини-этюды.

Например, «Цветок» детям предлагают представить, что они превратитесь в маленькие семена. Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семена. Из них медленно проклюнулся росток, появился стебелёк, листочки и бутоны. Но вот цветы распускаются. Нежится цветок на солнце, радуется ему, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает цветочек вслед за солнцем. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет, - педагог собирает детей в круг, - и сплету веночек - все обнимают друг друга за талию.

Таким образом, данные формы работ позволяют проявлять интерес к эмоциональным состояниям других детей, побуждает к проявлению эмоциональной реакции на других.

Социально-коммуникативный компонент программы решаем так же с помощью игровых форм и методов: психогимнастические упражнения, игровые и музыкальные этюды. Этюды — это упражнения на восприятие внешнего выражения эмоций. Этюды помогают детям научиться определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по мимике выразительным движениям мышц лица, пантомимике – выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике – выразительным свойствам речи.

Имитация дошкольниками в этюдах различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

В данной программе представлены игровые и музыкальные этюды. Например, под музыкальное сопровождение мы превращаемся с детьми в усталую пчелу, она целый день летала за медом и принесла его в улей очень много; в грустного жука: кто-то наступил на его дом – маленькую норку в земле – и сломал его; в злого комара: он так и хочет кого-нибудь укусить, наверное, потому, что он голодный. Мы постарались сделать задания более интересными и перед каждым «превращением» выкрикивали с детьми волшебные «кричалки», например, такие «Вот я, вот я превращаюсь я в жука!».

Таким образом, с помощью организации игровых и музыкальных этюдов, мы учим детей воспринимать внешние выражения эмоций («удивление», «радость», «грусть», «страх»).

Основной этап реализации программы включает в себя познавательный и поведенческий компонент.

На данном этапе создаются следующие педагогические условия: обогащение эмоционального опыты ребенка в игровой деятельности; специально организованное эмоционально насыщенное общение ребенка со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.

Главная задача основного этапа программы: познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом; знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей.

Основной этап реализуется через организацию игровой образовательной деятельности дошкольников, которая распределена по основным разделам «Общение без слов», «Внимание друг к другу», «Общие переживания», «Взаимопомощь в игре», «Добрые слова и пожелания», «Помощь в совместной деятельности». По данным разделам мы разработали перспективный план программы.

Главной целью первого раздела «Общение без слов» является переход к непосредственному общению, отказ от привычных вербальных и предметных способов взаимодействия. Существует общее правило для организации игр данного раздела - дети не должны разговаривать между собой, общение проходит с помощью невербальных средств. В каждой игре вводится свой язык «условных сигналов», которыми дети пользуются во время игр.

Цель второго раздела «Внимание друг к другу» является формирование способности видеть сверстника, обращать внимание на его эмоциональное состояние.

Для этого детям предлагались игры, в которых требуется внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам, настроению и пр. В процессе игры ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Игры данного раздела направлены на развитие способности видеть другого ребенка, почувствовать его настроение и эмоциональное состояние. Такие игры, как «Зеркало», «Эхо», «Общий круг», «Испорченный телефон».

Следующий раздел «Общие переживания» состоял из игр, которые направленные на переживания общих эмоций. В данных играх, уделяется внимание на совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) детей объединяются, что порождает чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.

В четвертом разделе «Взаимопомощь в игре» применяются игры, требующие от детей взаимопомощи, проявления сопереживания и эмоциональной отзывчивости. Игры данного раздела способствуют развитию желания помочь другому человеку, они создают благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной отзывчивости.

Пятый раздел «Добрые слова и пожелания» реализуются с помощью игр, которые направленные на словесное выражение своего отношения к другому. Цель данного раздела: показать детям положительные качества и достоинства других. Делая сверстнику комплименты, выражая ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. Во многих играх данной программы мы применяем пиктограммы эмоций, так как детям еще трудно выразить эмоции словами, так же данная работа направлена на дифференциацию эмоций.

Оценочно-рефлексивный этап нашел отражение в заключительном этапе программы.

Цель этапа: совершенствовать способность детей управлять своими чувствами, обучая приемам регуляции и саморегуляции, анализировать причины различных настроений.

На данном этапе, мы используем методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей. Также в работе с детьми мы применяем самомассаж и взаимомассаж для детей с использованием массажных мячиков, грецких орехов, каштанов и т. д.

Нами был создан «Круг друзей». Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей. «Круг друзей» отражает основную направленность: учит ребенка, видеть эмоциональное состояние другого ребенка, помочь ему, проявить сопереживание и сочувствие. Благодаря «Кругу друзей» дети могут анализировать и обсуждать свои поступки, проблемы, ссоры, в результате такая форма работы побуждает детей отказаться от драк, споров, заменяя их, обсуждением проблемы друг с другом.

Конечно, результат реализации данной программы напрямую зависит от родителей воспитанников, поэтому на данном этапе реализуется следующее педагогическое условие - сотрудничество с родителями на основе их готовности к развитию эмоциональной отзывчивости в семье.

В данной программе реализуются различные формы работы с родителями: индивидуальная работа, направленная на контроль просмотра телепередач, компьютерных игр, обсуждение ситуаций правильного поведения, проявление родителей эмпатии в своем поведении; просвещение родителей в вопросах эмоционального развития детей, воспитание сострадательных чувств, проведение анкетирования с целью выявления стиля семейного воспитания и путей коррекции, стендовая информация, тренинги; консультации на сайте учреждения, выпуск газет, буклетов.

Таким образом, все разделы программы взаимосвязаны и реализуются постепенно с целью достижения результата: развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников, приобретение ими эмоционального опыта.

Некоторые задачи, которые помогают развивать эмоциональную отзывчивость у детей:

Способствовать развитию эмпатии и умения выражать поддержку сверстнику.

Расширять представления об эмоциях и эмоциональных состояниях.

Развивать выразительность движений, наблюдательность и воображение.

Научить распознавать основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, удивление).

Побуждать учитывать настроение сверстника и проявлять сочувствие и сострадание к обиженному, слабому, плачущему.

Для решения этих задач можно использовать, например, такие игры:

«Художники». Детям предъявляют пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточку и нарисовать историю, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета.

«Четвёртый лишний». Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребёнок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным.

«Кого — куда». Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Ребёнку нужно выбрать тех детей, которых можно посадить за праздничный стол, нужно успокоить, подобрать. Он должен объяснить свой выбор, называя признаки, по которым он понял, какое настроение у каждого изображённого на рисунке ребёнка.

«Волшебный стул». Один из детей садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Список использованной литературы:

1. Бреслав, Г.М. Психология эмоций: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» /Г.М. Бреслав. - М.: Академия, 2007. 542 с.

2. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности: монография /И.В. Груздова. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 203 с.

3. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1.: учеб. метод. пособие: в 2 ч. / Н.С. Ежкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого общения и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста

В период с 2 до 3 лет расширяются функции речи, и она становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством его общения с детьми....

Технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора

Технология развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора...

Проект "Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами музыкального фольклора"

Эмоции – важнейшая сторона психического совершенства. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств. Существуют определенные возрастные п...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста

В этой статье Вы узнаете об эмоциональной отзывчивости и ее роли в становлении личности ребенка...

Опыт работы воспитателя Паткиной С.Д. МБДОУ №3 по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию  «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»...

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»

Опыт работы по социально-коммуникативному развитию «Развитие  эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста через игровую деятельность и мини-праздники»Игровая деятельность...

Из опыта работы "Использование игровых приемов для развития музыкальности и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста"

Данный материал может использоваться педагогами и специалистами, работающими с детьми раннего и младшего возраста....