Организация проектной деятельности: аспекты управления
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шаповалова Светлана Владимировна

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл руководство проектом в ДОУ31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности: аспекты управления

(из опыта работы старшего воспитателя)

Шаповалова Светлана Владимировна
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 55
Центрального  района Санкт-Петербурга

     

 Инновационная модель  развития поисково-исследовательской активности дошкольников возможна в  результате экспериментальной работы детского сада по организации проектно-исследовательской деятельности детей, педагогов и родителей.  

            В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.     Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.  

       В дошкольном детстве ребенок не готов усваивать знания в научных системах, но в этом возрасте закладывается отношение к миру, на которое будут накладываться приобретаемые в последующем исследовательские знания, которые в свою очередь формируют поисково-исследовательскую активность дошкольников.

Теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

       На начальном этапе эксперимента создается  творческая группа по разработке и внедрению инновационного проекта. Педагоги осуществляют  поиск продуктивных методов и технологий  обучения дошкольников, способствующих развитию поисково-исследовательской активности у дошкольников,  приоритетным, безусловно, является проектная деятельность. 

      Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

      В период функционирования проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении у коллектива появляется определенная свобода действий в области творческих начинаний. Ведь педагогам, как правило, хочется творить не только в рамках интересов конкретного исследования. Каждый, пропуская цели и задачи проекта через себя, открывает и изобретает что-то свое.

      Следовательно, чтобы проект состоялся у субъектов этого процесса (педагоги, дети, родители) должен быть серьезный мотив заинтересованного участия, равнодушие влечет за собой формализм и искажение результатов проектной деятельности. Отсутствие интереса, а то и негативное отношение с их стороны может в корне изменить ход проекта.

     

            Использование проектной деятельности в дошкольной образовательной практике рассматривается  как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности  исследовательской деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей  над определённой практической проблемой (темой).

      Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

      Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

     Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

           Методическое руководство и ее значение в системе проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

            Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении- это процесс подготовки и включения педагогов в экспериментальную работу, повышения компетентности и мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного процесса.(3,с. 46)

        Содержание методического руководства старшего воспитателя по проектной деятельности (по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)

 Функции управления

Содержание методической работы старшего воспитателя

1.Информационно - аналитическая

Формирует банк данных о профессиональных качествах педагогов, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике.

2. Мотивационно - целевая

Совместно с руководителем ДОУ и педагогами определяет цели и задачи метода проектов. Помогает педагогам в организации проектной деятельности.

3.Планово- прогностическая

Прогнозирует развитие проектной деятельности.

4. Организационно – исполнительская

Анализирует выполнение плана работы по проектной деятельности. Оказывает методическую помощь педагогам. Готовит и проводит заседания творческой группы: выявляет недостатки, упущения, демонстрирует положительные наработки в реализации проектов. Организует открытые занятия, мероприятия. Проводит педагогическое обследование детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с социумом.

5.Контрольно – диагностическая.

Осуществляет с заведующей ДОУ, творческой группой педагогов контроль за организацией и проведением проектов, оценивает положительное, недоработки проектной деятельности.

6.Регулятивно – коррекционная (оперативно - функциональное регулирование)

Обеспечивает оперативную помощь педагогам в организации проектов, повышения компетентности педагогов по вопросам проведения проектной деятельности

Приоритетными направлениями развития проектной деятельности ДОУ определены:

-повышение качества дошкольного образования;

-личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.

      Таким образом, методическое руководство заключается в планировании, организации проектной деятельности, учете объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты, обеспечении содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения качества дошкольного образования.

Содержание основных работ по руководству проектами:

  • инициация - обдумывание идеи, разработка концепции проекта, создание команды специалистов, распределение обязанностей между участниками проекта;
  • планирование - определение методов и средств достижения поставленных целей, результатов проекта, определение работ и их взаимосвязей, перспективное планирование, планирование коммуникаций в проекте;
  • выполнение - организация и координация выполнения плана;
  • контроль и регулирование - представление отчетов о ходе выполнения работ проекта, управление изменениями; контроль выполнения задач и сроков выполнения проекта.
  • закрытие - завершение проекта, его презентация.

           Условия, содержание, формы методического руководства проектной деятельностью.

    Творческой группой педагогов определяются  основные направления работы и темы проектов, главное условие которых - интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Воспитатель, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов.

Методическое руководство проектной деятельности включает в себя контроль за:

  • влияние проектной деятельности на профессиональную компетентность педагогов.
  • качество и уровень образования детей дошкольного возраста через проектную деятельность;

Планирование и организация проектной деятельности детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении включает в себя четыре  последовательных этапа:

  • Выбор темы проекта
  • Планирование проектной деятельности
  • Реализация проекта
  • Результативность проекта

I этап –подготовительный. Выбор темы проекта, определение целей, задач проектной деятельности, назначение ответственных.

     

II этап –организационный. При планировании проектной деятельности  определяются:

  • сроки проектов (от 1 до 3 месяцев), в соответствии со сложностью выбранной темы, количества включенных в нее событий, интереса детей к теме.
  • задачи развития детей в проектной деятельности.
  • Воспитатели прослеживали, какие задачи воспитания и обучения должны быть решены с детьми в проектной деятельности.
  • план проектной деятельности. Для эффективного выполнения проекта, а также своевременной и качественной подготовки педагогов к событиям или мероприятиям, воспитатели четко определяли все этапы реализации проекта, что и в какой день планируется организовать, проводили наиболее значимые события, мероприятия.
  • психолого-педагогическое и методическое сопровождение проектной деятельности. На этапе планирования воспитатели продумывали участие в проектной деятельности других специалистов образовательного учреждения: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по труду, медицинских работников и других сотрудников дошкольного учреждения.
  • методическое обеспечение проектной деятельности. Воспитатели определяли, какие пособия, атрибуты им необходимы для реализации проекта. Особое внимание уделяли информационному обеспечению темы: подборка художественной литературы, наглядные пособия, технические средства обучения, музыкальное сопровождение.

III этап – основной. Реализация проектных задач, проживание темы проектов, проведение основных мероприятий по плану, разработанному детьми, педагогами и родителями.

IV этап- заключительный - защита проекта, подведение итогов, оценка полученных результатов и рекомендации, определение перспектив.

       

Вывод. Таким образом, использование метода проектов в методической работе позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы в ДОУ, вывести на более высокий уровень интегрированное взаимодействие всех участников образовательного пространства ДОУ: педагогов, детей, родителей, социум.

           Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно и во взаимодействии с воспитателями, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

          Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Результаты эффективности методического руководства экспериментальной проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

     

           Проектная деятельность в образовательном процессе:

В отношении педагогов:

  • способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.
  • даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.

 В отношении детей:

  •  обеспечивает индивидуализацию для каждого ребенка, условия для самоопределения и самореализации личности;
  • реализует право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
  • привлекает детей к образовательной деятельности  без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
  • обеспечивает эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка,
  • способствует  сохранению и укреплению здоровье детей.

В отношении родителей:

  • Способствует становлению родительской общественности непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

         Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать, творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения

Литература

  1. Третьяков, Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение:

                     управление по результатам. М.: Новая школа, 2001

  1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ / К.Ю. Белая – Москва : ТЦ Сфера, 2013 – 89 с.
  2. 5. Бодрова, М.А. Проектное управление развитием дошкольного образовательного учреждения как средство повышения эффективности деятельности / М.А. Бодрова. –URL: http://www.mdousun.caduk.ru/DswMedia/proektnoeupravlenierazvitiemd oshkol-nogoobrazovatelnogouchrejdeniyakaksredstvopovyisheniyayeffektivnostideyatelnostibodrovama.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».

Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...

Организация проектной деятельности в рамках опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию «Лук – зеленый друг» в подготовительной к школе группе

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека....