«Гуманность как основа нравственного воспитания»
статья
Гуманистическая направленность современного Российского образования ориентирована на человека как высшую ценность социального бытия и отношение к нему как субъекту познания, общения, коммуникации и творчества. Поэтому сегодня одной из первостепенных задач педагогики высшей школы является выявление гуманистического потенциала педагога как гражданина и профессионала, формирование специалиста через детерминацию значимо смыслового отношения к социально-духовным ценностям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Гуманность как основа нравственного воспитания»
Гуманистическая направленность современного Российского образования ориентирована на человека как высшую ценность социального бытия и отношение к нему как субъекту познания, общения, коммуникации и творчества. Поэтому сегодня одной из первостепенных задач педагогики высшей школы является выявление гуманистического потенциала педагога как гражданина и профессионала, формирование специалиста через детерминацию значимо смыслового отношения к социально-духовным ценностям.
Анализ работ, посвященных данной проблеме, показывает довольно широкий спектр изучения вопроса, как в историческом плане, так и в контексте современных представлений. В этой связи необходимо, прежде всего, рассмотреть содержание основополагающих понятий «гуманизм» и «гуманность».
Точный период представлений о понятии «гуманизм» (humanus, humanitas – «человечный», «человечность») наукой не установлен [9, с. 8-12]. Римляне (Цицерон) называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. В эпоху Возрождения (XIV-XVII вв.) давали понятие «гуманизму», как совокупности взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью, как учение, защищающее достоинство и права человека, свободу и всестороннее развитие личности.
Понятие «гуманизм» в науке истолковывается по-разному. Характерными признаками в энциклопедическом изложении являются человечность, человеколюбие, моральные качества; в философии - духовные ценности, нормы поведения, мораль, мировоззрение; в логике - общечеловеческие ценности, высшие критерии человечности; в политологии - стержень императива выживаемости общества; в юриспруденции - важнейшая сфера гуманистической регуляции действий человеческого общества; в лингвистике - гуманистичность, гуманность, гуманизм, гуманитарность; в психологии - комплекс качеств личности, определяющих ее поведенческую сторону, выражающуюся в отношении человека к человеку; социально-нравственное развитие; самореализация личности; развитие творческих возможностей, в педагогике - достоинство, добродушие, милосердие, общительность.
В практическом применении «гуманизм» является основополагающим для нормативно-правовых и законодательных документов; позволяет выбирать гуманистическое мировоззрение как инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и общества (философия); определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты - человека, группу, живое существо (логика); служит базой для формирования политических идеалов общества, предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает право личности как внешний критерий оценки общественной деятельности (политология); лежит в основе Конституции, становления новой государственности в России (юриспруденция); является базовым в индивидуальном подходе к обучающимся и в теории свободного воспитания (психология); составляет основу функционирования и развития педагогических систем, позволяет решать педагогические задачи с гуманистических позиций (педагогика).
В этом отношении основная гуманитарная цель общества и науки (в частности, педагогики) заключается в формировании мировоззрения гуманизма через систему знаний, убеждений и потребностей, создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс гуманистически ориентированного образования.
Гуманность - производное от понятия «гуманизм», которое, по В. Далю, означает «человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердный».
Не может быть сомнения в том, что наиболее яркое отражение содержания гуманности человека находится в его нравственном идеале. Об этом свидетельствуют многие философские и психологические исследования, в которых идеал рассматривается как высшее проявление целевой детерминации человеческой деятельности. Именно в сфере деятельности по отношению к идеалу разрешается главная проблема нравственности - соотношение общественного и личного.
С другой стороны, специфика гуманистического нравственного идеала состоит в определяющем характере отражения исторически и духовно сложившейся действительности. В ее содержании выражаются все стороны нравственных отношений между людьми, субъекта к обществу и общества к нему.
Таким образом, множество определений сущностных характеристик понятия «гуманизм», с одной стороны, обусловливает необходимость его обобщения, уточнения предмета рассмотрения и выведения однозначной дефиниции его характеристики, с другой - не позволяет дать ему емкое, краткое и четкое определение. И все же следует признать, что каждое из известных в науке понятий «гуманизм» в определенной степени раскрывает его сущность, а из всей суммы обобщенных признаков наиболее часто выделяются следующие: человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека и забота о его благе, право на свободу, равенство, счастье, любовь, справедливость, развитие своих способностей; отчуждение эгоизма, отношения между людьми, система (совокупность) взглядов, идей, мировоззрение, прогрессивное направление общественной мысли, исторически развивающаяся система воззрений.
Исходя из этого, данное определение понятия предлагается нами в следующей формулировке: гуманизм – социально - исторически сложившаяся и развивающаяся система взглядов, формирующая мировоззрение, относящееся к духовно-нравственным качествам личности. Данная система взглядов регулирует поведение людей во всех сферах общественной жизни, их отношения, основанные на человечности, человеколюбии, доброте, сострадании, равенстве, справедливости, уважении к достоинству и правам каждого человека, являющегося высшей социальной ценностью; права человека на счастье, здоровье, благо и свободное развитие законодательно охраняются государством.
К этому можно добавить и то, что гуманизм - это высшая социально-духовная ценность, основа и движущая сила развития человечества, то есть то, что его отличает от животного мира и обеспечивает сохранность на земле.
На наш взгляд, в представленном определении понятия «гуманизм» черты, стороны вещей не находятся в хаотичной взаимосвязи, а строго структурно и логично последовательно организованы, следовательно, содержание данного понятия имеет свой способ взаимосвязи существенных признаков.
Ситуация множества характеристик наблюдается и в отношении «гуманности» (латинское слово - humanitas), определяемой как человеческая природа, человеческое достоинство: человеколюбие, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, качество личности.
Данное понятие необходимо рассматривать с двух сторон: как социальное явление и феномен и как качество личности. Гуманность с позиции социального явления целесообразно характеризовать как отношение общества и государства к человеку, отношения между людьми, основанные на идеях гуманизма.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как – мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений.
Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д.
Нравственность – это сфера норм отношений с людьми, с обществом, функционирующая не на основе «писанных» правил, юридических документов, а на основе сложившихся идеалов, оценок, образов, существующих в общественном и групповом сознании, с соответствующими общественно-групповыми и индивидуальными санкциями: оценками, одобрением, осуждением.
Перейдем к понятию «нравственное воспитание». По своей сути оно всеобъемлюще, так как пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, результатом которого является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.
Нравственное воспитание включает:
- формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
- ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
- превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
- формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям;
- формирование нравственных привычек.
По нашему мнению, основой нравственности является гуманность.
Гуманность как нравственное качество – это сложное интегративное психическое образование, включающее понимание и осознание норм морали, наличие нравственного поведения и гуманных чувств. Воспитание гуманности как интегративного качества личности происходит в структуре различных социальных институтов: семья, система образования, церковь и др.
Базовой категорией воспитания гуманности является понятие «гуманные чувства», т.е. эмоциональное переживание реальных гуманных отношений и взаимодействий.
Обращение педагога к гуманным чувствам, таким, как чувство доброты, сочувствия, сострадания, милосердия, справедливости, чуткости, отзывчивости, эмпатии, жалости, дает информацию о нравственной зрелости воспитанника. Образовавшись, гуманное чувство не обособляется в структуре личности, а тесно связывается с другими гуманными чувствами, тем самым, создавая предпосылки для процесса их дальнейшей интеграции.
Современная стратегия модернизации российского образования обращает внимание педагогов на проблемы нравственного воспитания молодёжи. В национальной доктрине образования Российской Федерации одной из основных стоит задача воспитания молодого поколения в духе высокой нравственности.
Отечественная дошкольная педагогика накопила огромный потенциал в области нравственного воспитания детей. Анализ современного педагогического процесса ДОУ показывает, что при общем понимании важности работы по формированию начал нравственного сознания дошкольников, педагоги часто испытывают затруднения в её реализации. Это связано с недостатком знаний о возможностях, специфике, средствах, методах и приёмах такой работы, а главное с отбором содержания этой деятельности. Воспитатели сталкиваются с необходимостью самостоятельно определять объем и содержание знаний о нравственности, которые следует формировать в дошкольном возрасте.
Наблюдения показывают, что, несмотря на богатые традиции дошкольной педагогики в области нравственного воспитания, в современных ДОУ процесс формирования начал нравственного сознания схематизирован и ограничен. Иногда воспитатели ограничиваются морализированием, не всегда разъясняя детям сущности этических норм, значения чувств и эмоций, не показывают связи и зависимости во взаимоотношениях, не раскрывают причины и следствия того или иного действия или поступка. При отсутствии планомерной работы слово ребенка часто расходится с его делом. Дети могут давать прекрасные ответы на вопросы о том, что нужно делать в той или иной ситуации, но в реальной жизни будут действовать иначе.
Ещё одна проблема организации современного процесса нравственного воспитания выражается в размытости, стертости связей между нравственным развитием ребенка и развитием других сторон его личности.
Педагоги испытывают трудности, связанные с отсутствием комплекса программно - методических материалов, в которых полно отражена система занятий, игр, бесед, обеспечивающих комплексную реализацию задач нравственного воспитания.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности.
Показателями нравственной воспитанности человека являются:
- проявления отзывчивости, доброжелательности и дружелюбия, готовность придти на помощь другому человеку, внимательность к нему;
- в рефлексии - умение понять другого человека, поставить себя на его место;
- в эмпатии – сочувствие, сопереживание;
- в толерантности - терпимость к чужому мнению и поведению.
В совокупности указанные нравственные свойства определяют собой понятие гуманность, которое является важнейшим качеством личности и формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гуманность многоплановое понятие рассматривается как свойство личности, выражается в постижении эмоциональных состояний другого человека, в понимании его чувств и переживаний, а также стремлении к оказанию поддержки, как личностное качество начинает формироваться с дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя ДОУ с семьей, как основа нравственного воспитания дошкольников
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию...
« Семья-основа нравственного воспитания»
Формирование семейных ценностей у детей подготовительной к школе группе посредством драматизации татарской народной сказки "Три дочери"...

Семья - основа нравственного воспитания
Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому. (В. Брант)...

"Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей"
Интегрированное занятие "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей" для младшего дошкольного возраста...

Тезисы доклада на Педагогических чтениях "Антология гуманной педагогики". Название работы:"Формирование навыков правильного общения - основа нравственного воспитания".
Оптимальным возрастным периодом дя зарождения и интенсивного развития общения является дошкольный возраст. О нравственных качествах личности говорит и характер общения....

Семья - основа нравственного воспитания дошкольников
Детство - счастливейшее время жизни: время простой непосредственности; время уже начавшегося и еще ожидаемого «огромного счастья»; время высокой доверчивости и сильной впечатлительности, время душевно...
Интерактивная дидактическая игра по основам нравственного воспитания "Мы такие разные"
Интерактивная дидактическая игра "Мы такие разные". Данная дидактическая игра расчитана для детей 3-4 летнего возраста....