Мастер-класс
план-конспект занятия

ТИХОНОВА (КЛЕЙМЕНОВА) ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Цель мастер-класса:

повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 города Ельца»

Мастер - класс

«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»

Подготовила:

воспитатель

Тихонова Т.Н.

г. Елец, 2020 г.

Цель мастер-класса:

повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.

Задачи:

- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;                         
- обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.

Оборудование: игра « Сложи узор » ,  блоки Дьенеша, символы свойств,  карты к играм, игрушки-персонажи, обручи,  палочки Кюизенера, условное числовое обозначение комплекта «Палочки Кюизенера», методическая литература.

Ход мастер-класса:

 

Сегодня у нас необычный мастер-класс. Все знают, что развивающие игры  — неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр и определим, какие развивающие игры в детском саду, для чего и в каком возрасте мы можем использовать, чтобы наши дети получили от нас прекрасное образование и воспитание.

Игры и занятия с кубиками Никитина, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша доставляют детям интеллектуальное удовольствие. Воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли. Положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек и кубиков реальный предмет с помощью творческого воображения. 

В играх Никитина заложен огромный потенциал в развитии творческих способностей детей. Ведь из предложенного набора деталей можно придумать самостоятельно бесконечно много игр.

1)  «Внимание», « Внимание – угадай-ка».  Эти задания служат развитию главным образом внимания и зрительной памяти ребенка.

2) «Сложи квадрат». Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Здесь  происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

3) «Точечки» прекрасный материал для развития математического мышления, для обучения счету и усвоения нумерации, причем материал, к которому можно возвращаться много раз и на протяжении 5–6 лет, добавляя к знакомым уже и разгаданным задачам все новые и более сложные.

4)Игра «Сложи узор»

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

1.Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.

2.Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.

3.И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Для начала необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.

Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки (одноцветные, после разноцветные). Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности.

После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков.

Задание №1: Сложите узоры из предложенного набора кубиков по карточкам – схемам («Дом», «Ёлочка», «Фонарик», «Цветок», «Бабочка», «Лесенка», «Лодка», «Золотая рыбка»).

Задание №2: Придумайте сказку. Составьте предложение с учётом того образа, что у вас получилось. Прислушивайтесь при этом друг к другу, чтобы уловить сюжет сказки.

«Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

Уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша. С помощью них можно решать следующие задачи:

-  Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

-  Развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

-  Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

-  Развитие творческих способностей.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.

Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом (красные, желтые, синие), размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

                Кроме логических блоков для работы необходимы карточки , на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек и  11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный, не тонкий и т.д.

        Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал  -  игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

        Переходим к практическим действиям коллеги.

Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста.  Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе.

              Игры для детей младшего возраста

        1. «Поиск одинаковых фигур». Откройте коробки с блоками. Рассмотрите их. Что можно с ними сделать? Молодцы! Дети делают также.

Ну а теперь, разложите блоки по цвету: красные,  желтые, синие. Выберите все квадратные, а теперь все треугольные. Верните блоки на свои места.

2. «Угости игрушку». Разложите фигуры таким образом, чтобы у мишки были фигуры только одинаковой толщины, у львенка только одинакового размера, а у собачки  только одинаковой формы. Верните блоки на свои места.

3. «Что лишнее». Раскладываю перед вами 5 блоков (1 стол – 4 крас.+1 син.; 2 стол – 4 кв.+1 прям.; 3 стол – 4 б. прям.+1 м. прям). В ряду один лишний. Объясните, какая фигура лишняя и почему вы так думаете. Верните блоки на свои места.

4. «Игра с кругом». (Раздаю нарисованные круги). Расположите все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

5. «Дорожки». Выложите полоску из  5 блоков, сверху над каждой фигурой разложите фигуры  1 стол - другого цвета, 2 стол - другой формы, 3 стол другого - размера.

6. «Покажи».   Покажите – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

7. «Цепочка». Постройте цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по  иллюстрации. Каким вышел 1ряд? (цветовой: желтый-красный-желтый) . А каким вышел 2ряд?

8. «Угадай-ка». Я спрятала одну фигуру. Вы должны угадать, какой именно блок спрятан. Задайте наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. И т. д

                 Игры для детей старшего возраста

Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно.

 «Кондитерская фабрика»

Цель: развивать умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету).

Материал: два обруча, блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты»- не прямоугольные, маленькие, не синие, а во вторую – треугольные, не красные. Обосновать свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.

«Шерлок Холмс ищет преступника».

Цель: освоение способа декодирования.

Материал: блоки, знаки-символы.

Краткий сценарий. Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.

1. Квадратный, большой, красный, толстый.

2. Треугольный, маленький, синий, толстый.

3. Треугольный большой, желтый, толстый.

4. Квадратный большой, желтый, тонкий.

«Найди три ошибки»

Цель: закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма- цвет), используя таблицу. Научить анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.

Краткий сценарий. В новый дом поселялись жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?

А сейчас я вам предлагаю, немного подвигаться. Проведем подвижную игру с блоками Дьенеша.

«Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.

На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают в ту

 Вот и посмотрели мы с вами работу с логическими блоками Дьенеша. Скажите мне пожалуйста, где мы можем использовать эти блоки, в каких играх?

1) В подвижных играх 

2) Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм)

3) В сюжетно-ролевых играх:

Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много и одна из них - дети быстро теряют интерес к самому предмету.

Поэтому начиная обучать их математике, «поиграйте» с ними в математику.

Помогут вам в этом: Палочки Кюизенера

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети подходят на основе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений.

Задание 1: Постройте лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой). Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.

При этом ребёнок замечает, что «шагая по лесенке» вверх – числа увеличиваются, а, спускаясь – уменьшаются, начинает понимать порядок следования чисел в двух направлениях и способ получения числа путём увеличения или уменьшения на 1.

Задание 2: Назовите, какого цвета палочка стоит пятой (жёлтая), восьмой (бордовая), второй (розовая)? Какая палочка справа от синей (оранжевая), слева от жёлтой (красная)? Какая палочка короче синей, но длиннее чёрной (бордовая)? Какая палочка выше, чем синяя (оранжевая); ниже, чем жёлтая (красная)?

Задание 3: Положите голубую палочку между жёлтой и красной, а оранжевую слева от жёлтой, розовую справа от красной. Найдите любую палочку, которая короче чёрной (белая), длиннее красной (фиолетовая).

Выполняя данные задания дети осваивают состав цвета, соотношение палочек по размеру. Осваивают порядковый счёт, понятие «между», пространственные отношения (слева, справа, короткий, длинный, длиннее, короче; выше, чем; ниже, чем), порядковый счёт.

Задание 4: Назовите, какое число обозначает розовая и красная палочки.

Белый кубик (число 1) выступает в качестве мерки (единицы измерения). Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. Представим себе, что ребёнок затрудняется в определении количественного значения розовой и красной палочек. Узнать это очень просто. Он берёт белые кубики и накладывает (или прикладывает) их на палочку, обозначающую число 4 (красную) и число 2 (розовую). Сосчитывает количество кубиков, убеждается в том, что одна из палочек – число 4, вторая обозначает число 2. Таким образом, ребёнок устанавливает связь между цветом, длиной палочек и числом, а главное, он всё это запоминает! Помимо этого, ребёнок убедился ещё и в количественном отношении этих двух чисел (одно больше (меньше) другого на 2).

Задание 5: У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как оранжевая (синюю)? Из каких палочек можно составить число 9 (из розовой и чёрной (2+7=9); белой, голубой и жёлтой (1+3+5=9); трёх голубых (3*3=9) и т.д.)? Из каких палочек можно составить число 6 (из розовой и голубой (2*3=6); оранжевой и красной (10-4=6) и т.д.), число 3(из фиолетовой и розовой (6:2=3) и т.д.)

В процессе таких упражнений с цветными палочками дети легко начнут выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления.

Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе. Благодарю за внимание. Желаю удачи.

Литература:

1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. - сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015

3. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

4. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. – СПб «Детство - Пресс»

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра, М., «Просвещение», 1988);

6. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. Носова Е.А.(из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду», Л., 1990).

7. «Логика и математика для дошкольников. Методическое издание Е.А.Носова; Р.Л. Непомнящая (Библиотека программы «Детство», «Санкт-Петербург», «Акцидент» 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...