ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Волонтерское движение «ЭКОпатруль»
проект
опыт волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 91.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сасовский детский сад № 3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Волонтерское движение «ЭКОпатруль»
Срок реализации: 2024-2025 учебный год (долгосрочный)
Образовательная область «Познавательное развитие»
Разработал:
Воспитатель
Высшей квалификационной категории Русанова Наталья Анатольевна
г.Сасово
2024 г
Паспорт проекта
Наименование проекта | Волонтерское движение «ЭКОпатруль» |
Разработчики проекта | Русанова Наталья Анатольевна, воспитатель подготовительной группы |
Сроки реализации проекта | Начало реализации 02.09.2024 г. |
Основания для разработки проекта |
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
|
врача РФ от 28 января 2021г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
| |
Цель | Формировать у детей дошкольного возраста социально- значимые личностные качества в рамках участия в волонтерском движении. |
Задачи | Задачи проекта:
|
Этапы реализации | I этап. Организационный Изучение научно-методической литературы по проблеме. |
проекта | Разработка организационно-методической базы использования волонтерства в работе с дошкольниками МБДОУ Сасовский детский сад №3. Выбор методов и форм работы. Разработка, обсуждение и утверждение наиболее благоприятных условий для успешной реализации проекта. Определение основных функций привлекаемых к реализации проекта специалистов. Организация и привлечение сотрудников в работу проекта, уточнение числа участников, информирование о целях и задачах, формах работы, беседы и первичное анкетирование участников.
Реализация проекта. Выпуск информационных плакатов, памяток, разработка и проведение социально значимых акций. Трансляция хода реализации проекта в группе WhatsApp.
Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания программы сопровождения с учетом полученных результатов. |
Перечень использованных форм | Беседы, презентации, мастер-класс, ярмарка педагогических идей, акции, выставки, союз единомышленников, семинар- практикум; консультации; круглый стол; родительское собрание, индивидуальные консультации; открытые просмотры НОД и др. |
Ожидаемые результаты |
|
Целевая группа проекта | Воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители (законные представители), сотрудники детского сада. |
ВВЕДЕНИЕ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сасовский детский сад №3 г.Сасово Рязанской обл. В данном проекте участвуют дети подготовительной группы «Затейники» в количестве 19 человек, все родители группы и сотрудники детского сада.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, обилия рекламы и подмены ценностей, дети старшего дошкольного возраста должны приобрести первичные навыки как противостоять соблазнам жизни, как сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
В России сегодня действует много волонтерских объединений, которые занимаются проблемой загрязнения окружающей среды. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который подготовит ребенка к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности, милосердия, самостоятельности, умение общаться с разными социальными группами людей, личностный позитивизм.
Проблема заключается в отсутствии экологического поведения у детей старшего дошкольного возраста в воспитании такой позиции и практических дел в условиях волонтерского движения.
Гипотеза: уровень реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей правильному формированию экологического поведения дошкольников.
Объект исследования: духовно-нравственная составляющая система образовательной деятельности ДОУ;
Предмет исследования: новый вид совместной организованной деятельности взрослых и детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста социально-значимые личностные качества в рамках участия в волонтерском движении
Задачи проекта:
- Организовать волонтерское движение в детском саду.
- Создать условия для формирования экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде всеми участниками образовательного процесса;
- Воспитывать и развивать нравственные качества, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении. На данный момент в ДОУ не было волонтерских организаций, поэтому задача нашего волонтерского движения привлечь своей задумкой как можно больше добровольцев.
Новизна темы состоит в том, что в ходе реализации проекта предполагается поиск новых, современных форм волонтерского движения, как например организация «цифрового» волонтерства, создание на базе детского сада постоянно действующих благотворительных акций и вовлечение в них всех участников образовательного процесса. Это поможет дошкольникам принимать волонтерское движение, как естественную и необходимую часть своей жизни.
Практическая значимость проекта
- Осуществление диссеминации опыта на различных уровнях;
Ожидаемый результат:
| волонтерского | движения | «ЭКОпатруль |
среди | дошкольников, | сотрудников, | родителей и |
разных социальных групп.
- Сформирована экологическая культура и ответственное отношение к окружающей среде у всех участников волонтерского движения.
- Создана методическая платформа для организации волонтерского движения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
Формы организации работы
теоретические:
- анализ литературы по теме проекта;
- изучение и анализ программных документов по волонтерскому движению;
- составление анкеты для родителей;
- подбор диагностического материала на предмет готовности дошкольников к участию в волонтерском движении, сформированности у них необходимых социально - коммуникативных навыков
эмпирические:
- изучение и обобщение практического опыта;
- педагогический эксперимент в естественных условиях;
- самооценка, анализ результатов выполнения творческих заданий, практических заданий;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- беседа;
- метод экспертной оценки;
- разработка системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы способствующей экологическому воспитанию дошкольников.
Материально-техническое оснащение проекта
Материально-техническая база ДОУ соответствует современным требованиям. Все условия для реализации инновационного проекта созданы. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическими нормами.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Поэтапный план реализации проекта
Этап проекта | Мероприятия | Ответственный исполнитель |
I организационный (02.09.2024- 30.09.2024) |
| Воспитатель Русанова Наталья Анатольевна |
II внедренческий |
«Экологическое воспитание | Воспитатель Русанова Наталья Анатольевна |
(01.10.2024 - 30.12.2024) | детей в семье»
«Животные просят о помощи», «Мусор людям не игрушка»
между ДОУ и родителями «ЭКОпатруль»
«Экологическое воспитание дошкольников»
«Каждой соринке свое место», «Отходы в доходы», «Сумка своими руками» | |
III результативный (03.02.2025- |
реализации проекта, | Воспитатель Чусовитина Елена Николаевна |
30.05.2025) | корректировка содержания программы сопровождения;
|
Механизм реализации проекта
Проект реализуется через разные формы работы, с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к развитию волонтерского движения среди дошкольников, родителей и сотрудников МБДОУ Сасовский детский сад №3, что отвечает современным требованиям ФГОС ДО.
Кроме устных консультаций, собраний, семинаров и бесед, объявления о проведении акций все участники будут получать полезную информацию на печатных (буклеты, памятки, плакаты, а также фото и видео в чат
«Экопатруль»).
Функциональная обязанность участников проекта
Участники проекта | Функциональные обязанности |
Воспитатель подготовительной группы | Главный исполнитель. В его задачи входит планирование, организация выполнения проекта, отслеживание, контроль и корректировка результатов. |
Воспитанники | Набираются опыта участия в волонтерской деятельности, развивают лидерские навыки, дисциплину, инициативность. |
Родители (законные представители) | Создавать в семье благоприятные условия для организации совместной деятельности, способствующей эффективному развитию волонтерского духа и желание оказывать помощь. |
Сотрудники ДОУ | Принимают активное участие в волонтерском движении (распространение брошюр, участие в акциях и др.); |
Оценка эффективности деятельности по реализации проекта
Создание волонтерского движения в ДОУ «Экопатруль» принесли такие результаты:
- Увеличение участников волонтерского экологического движения
- Формирование экологических нравственных установок, бережного отношения дошкольников, сотрудников, родителей и жителей села к окружающей среде.
- Создание условий для проведения акций по очистке территорий села от мусора
Оценка показывает, что заявленные цели и задачи организации по работе с волонтерами прошли успешно, и работа будет продолжаться далее.
Перечень достигнутых результатов
- Создано волонтерское движение в ДОУ «Экопатруль»
- Проведено анкетирование участников проекта
- Привлечено как можно больше участников волонтерского движения.
- Организованы и проведены различные акции, как внутри детского сада, так и за его пределами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, формирование новых видов деятельности оказывают существенное влияние на развитие социально значимых качеств дошкольников. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России
//Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81
- Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.
- Козель, В.Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность. – М.: ГБУ г. Москвы
«Мосволонтёр», 2018. – 98 с.
- Микляева В.Н. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.
- Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Движение - кладовая жизни"
Краткосрочный проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Учит детей здоровому образу жизни: быть физически активными, осознавать пользу двигательной активности для укрепления и сохр...

Педагогический проект "Движение +движение= формула здоровья"
Педагогический проект во второй младшей группе. Формирование у ребёнка представления о здоровье человека средствами двигательной активности....

Педагогический проект по правилам дорожного движения " Правила дорожного движения достойны уважения"
Цель: организация активного досуга старших дошкольников.Задачи: 1. Закрепить знания правил дорожного движения, дорожных знаков.2. Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания дет...

Педагогический проект на тему: «Взаимодействие с родителями по реализации целевого ориентира «у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими»».
для работы воспитателя младшей группы...

Педагогический проект "Движение+воображение"
Цель данного педагогического проекта: формирование у дошкольников осмысленной моторики, творческого двигательного воображения, осознанного отношения к своему здоровью и навыков самостоятельной з...

Педагогический всеобуч "Движение - это жизнь"
Двигательная активность детей проявляется в разных формах: физкультурные и музыкальные занятия, плавание и хореография, подвижные игры, динамические паузы, физкультурные досуги и праздники, дни здоров...

Методическая разработка: Квест-игра для дошкольников "Экопатруль спешит на помощь"
Конспект педагогического мероприятия с дошкольниками «Эко-патруль спешит на помощь» (квест-игра)....

