ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Волонтерское движение «ЭКОпатруль»
проект

Русанова Наталья Анатольевна

опыт волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekopatrul.docx91.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Сасовский детский сад № 3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Волонтерское движение «ЭКОпатруль»

Срок реализации: 2024-2025 учебный год (долгосрочный)

Образовательная область «Познавательное развитие»

Разработал:

Воспитатель

Высшей квалификационной категории Русанова Наталья Анатольевна

г.Сасово

2024 г

Паспорт проекта

Наименование проекта

Волонтерское движение «ЭКОпатруль»

Разработчики проекта

Русанова Наталья Анатольевна,

воспитатель подготовительной группы

Сроки реализации проекта

Начало реализации 02.09.2024 г.

Основания для разработки проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ Сасовский детский сад № 3»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические        требования        к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  •         Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
  •         Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); - Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.;
  •         Федеральный закон от 01.01.01 г. «Об общественных объединениях»; - Федеральный закон от 28 июня 1995 г.

«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

  • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
  • Постановление Главного государственного санитарного

врача РФ от 28 января 2021г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";

  • Методические рекомендации по обеспечению санитарно- эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. МР2.4.0242-21;
  • Методические рекомендации по обеспечению санитарно- эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим        субъектам,        реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях. МР 2.4.0259-21
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  • Рабочая        программа        воспитания        МБДОУ        Сасовский детский        сад №3» на 2024-2025 учебный год

Цель

Формировать у детей дошкольного возраста социально- значимые личностные качества в рамках участия в волонтерском движении.

Задачи

Задачи проекта:

  • Организовать        волонтерское движение в детском саду
  • Создать условия для формирования экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде всеми участниками образовательного процесса;
  • Воспитывать и развивать нравственные качества, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Этапы

реализации

I этап. Организационный

Изучение научно-методической литературы по проблеме.

проекта

Разработка        организационно-методической        базы использования волонтерства в работе с дошкольниками МБДОУ Сасовский детский сад №3. Выбор методов и форм работы. Разработка, обсуждение и утверждение наиболее благоприятных условий для успешной реализации проекта. Определение основных функций привлекаемых к реализации проекта специалистов. Организация и привлечение сотрудников в работу проекта, уточнение числа участников, информирование о целях и задачах, формах работы, беседы и первичное анкетирование участников.

  1. этап. Внедренческий

Реализация проекта. Выпуск информационных плакатов, памяток, разработка и проведение социально значимых акций. Трансляция хода реализации проекта в группе WhatsApp.

  1. этап. Результативный

Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания программы сопровождения с учетом полученных результатов.

Перечень

использованных форм

Беседы, презентации, мастер-класс, ярмарка педагогических идей, акции, выставки, союз единомышленников, семинар- практикум; консультации; круглый стол; родительское собрание, индивидуальные консультации; открытые

просмотры НОД и др.

Ожидаемые результаты

  • Внедрение методики Волонтерское движение «ЭКОпатруль» в систему работы дошкольного учреждения будет способствовать развитию у дошкольников определенных жизненных качеств: ответственности, милосердия, самостоятельности, умения общаться с разными социальными группами людей, личностного позитивизма.
  • Налажена работа по волонтерскому движению среди дошкольников, сотрудников, родителей.
  • Важнейшим итогом инновационной деятельности может служить создание методической платформы для организации волонтерского движения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Целевая группа проекта

Воспитатель,        воспитанники        подготовительной        группы,

родители (законные представители), сотрудники детского сада.

ВВЕДЕНИЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сасовский детский сад №3 г.Сасово Рязанской обл. В данном проекте участвуют дети подготовительной группы «Затейники» в количестве 19 человек, все родители группы и сотрудники детского сада.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, обилия рекламы и подмены ценностей, дети старшего дошкольного возраста должны приобрести первичные навыки как противостоять соблазнам жизни, как сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт волонтерского движения в дошкольном образовании – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

В России сегодня действует много волонтерских объединений, которые занимаются проблемой загрязнения окружающей среды. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который подготовит ребенка к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности, милосердия, самостоятельности, умение общаться с разными социальными группами людей, личностный позитивизм.

Проблема заключается в отсутствии экологического поведения у детей старшего дошкольного возраста в воспитании такой позиции и практических дел в условиях волонтерского движения.

Гипотеза: уровень реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей правильному формированию экологического поведения дошкольников.

Объект исследования: духовно-нравственная составляющая система образовательной деятельности ДОУ;

Предмет исследования: новый вид совместной организованной деятельности взрослых и детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Цель:

Формировать        у        детей        дошкольного        возраста        социально-значимые личностные качества в рамках участия в волонтерском движении

Задачи проекта:

  • Организовать волонтерское движение в детском саду.
  • Создать условия для формирования экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде всеми участниками образовательного процесса;
  • Воспитывать и развивать нравственные качества, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении. На данный момент в ДОУ не было волонтерских организаций, поэтому задача нашего волонтерского движения привлечь своей задумкой как можно больше добровольцев.

Новизна темы состоит в том, что в ходе реализации проекта предполагается поиск новых, современных форм волонтерского движения, как например организация «цифрового» волонтерства, создание на базе детского сада постоянно действующих благотворительных акций и вовлечение в них всех участников образовательного процесса. Это поможет дошкольникам принимать волонтерское движение, как естественную и необходимую часть своей жизни.

Практическая значимость проекта

  • Осуществление диссеминации опыта на различных уровнях;

Ожидаемый результат:

  • Налажена        работа

волонтерского

движения

«ЭКОпатруль

 среди

дошкольников,

сотрудников,

родителей        и

разных социальных групп.

  • Сформирована экологическая культура и ответственное отношение к окружающей среде у всех участников волонтерского движения.
  • Создана методическая платформа        для организации волонтерского движения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Формы организации работы

теоретические:

  • анализ литературы по теме проекта;
  • изучение и анализ программных документов по волонтерскому движению;
  • составление анкеты для родителей;
  • подбор диагностического материала на предмет готовности дошкольников к участию в волонтерском движении, сформированности у них необходимых социально - коммуникативных навыков

эмпирические:

  • изучение и обобщение практического опыта;
  • педагогический эксперимент в естественных условиях;
  • самооценка, анализ результатов выполнения творческих заданий, практических заданий;
  • педагогическое наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседа;
  • метод экспертной оценки;
  • разработка системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы способствующей экологическому воспитанию дошкольников.

Материально-техническое оснащение проекта

Материально-техническая база ДОУ соответствует современным требованиям. Все условия для реализации инновационного проекта созданы. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическими нормами.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Поэтапный план реализации проекта

Этап проекта

Мероприятия

Ответственный исполнитель

I

организационный (02.09.2024-

30.09.2024)

  • изучение проблемы в педагогической литературе;
  • подбор информационных технологий для просвещения участников проекта (плакаты, буклеты,        листовки, презентации и т.д.)
  • организация        работы волонтерской группы
  • проведение        стартовой диагностики
  • составление        анкеты        для родителей группы;
  • продумывание        девиза, логотипов, тем для акций.

Воспитатель

Русанова Наталья Анатольевна

II

внедренческий

  • Анкетирование        родителей

«Экологическое        воспитание

Воспитатель

Русанова Наталья Анатольевна

(01.10.2024        -

30.12.2024)

детей в семье»

  • Согласие от родителей на участие детей в волонтерской деятельности
  • Приобретение отличительной символики: желтых галстуков и значков эколят
  • Беседы для детей «Добрые дела дошколят», «Дети - волонтеры»,
  • Презентации      для       детей

«Животные просят о помощи», «Мусор людям не игрушка»

  • Создание группы WhatsApp

между    ДОУ     и     родителями

«ЭКОпатруль»

  • Выставка        детских экологических рисунков на тему «Не загрязняй природу»
  • Родительское собрание

«Экологическое воспитание дошкольников»

  • Беседы и консультации для родителей на тему «Будь примером для своего ребенка»,        «Детское волонтерство в России», «Что вы знаете о волонтерских организациях?
  • Чтение экологических сказок
  • НОД        лепка «Лебединое озеро»
  • Среди        сотрудников        создан союз единомышленников
  • Акции        «Нет        мусору!»,

«Каждой соринке свое место»,

«Отходы в доходы», «Сумка своими руками»

III

результативный (03.02.2025-

  • итоговая диагностика
  • анализ        результатов

реализации        проекта,

Воспитатель

Чусовитина        Елена Николаевна

30.05.2025)

корректировка        содержания программы сопровождения;

  • разработка и корректировка программы действий на следующий период реализации проекта с учетом полученных результатов;
  • трансляция опыта работы детского сада.

Механизм реализации проекта

Проект реализуется через разные формы работы, с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к развитию волонтерского движения среди дошкольников, родителей и сотрудников МБДОУ Сасовский детский сад №3, что отвечает современным требованиям ФГОС ДО.

Кроме устных консультаций, собраний, семинаров и бесед, объявления о проведении акций все участники будут получать полезную информацию на печатных (буклеты, памятки, плакаты, а также фото и видео в чат

«Экопатруль»).

Функциональная обязанность участников проекта

Участники проекта

Функциональные обязанности

Воспитатель подготовительной группы

Главный        исполнитель.        В        его        задачи        входит планирование, организация выполнения проекта,

отслеживание,        контроль        и        корректировка результатов.

Воспитанники

Набираются        опыта        участия        в        волонтерской деятельности,                развивают        лидерские        навыки,

дисциплину, инициативность.

Родители (законные представители)

Создавать в семье благоприятные условия для организации        совместной        деятельности, способствующей эффективному развитию

волонтерского духа и желание оказывать помощь.

Сотрудники ДОУ

Принимают        активное        участие        в        волонтерском

движении        (распространение        брошюр,        участие        в акциях и др.);

Оценка эффективности деятельности по реализации проекта

Создание волонтерского движения в ДОУ «Экопатруль» принесли такие результаты:

  • Увеличение участников волонтерского экологического движения
  • Формирование экологических нравственных установок, бережного отношения дошкольников, сотрудников, родителей и жителей села к окружающей среде.
  • Создание условий для проведения акций по очистке территорий села от мусора

Оценка показывает, что заявленные цели и задачи организации по работе с волонтерами прошли успешно, и работа будет продолжаться далее.

Перечень достигнутых результатов

  1. Создано волонтерское движение в ДОУ «Экопатруль»
  2. Проведено анкетирование участников проекта
  3. Привлечено как можно больше участников волонтерского движения.
  4. Организованы и проведены различные акции, как внутри детского сада, так и за его пределами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, формирование новых видов деятельности оказывают существенное влияние на развитие социально значимых качеств дошкольников. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России

//Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладныхисследований : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Самара, 2017. –С. 80-81

  1. Гришаева Н.. П. Анализ социальных проблем дошкольного воспитания// Управление в дошкольном образовании. 2002 № 5.

  1. Козель, В.Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в        системную        волонтерскую        деятельность.        –        М.:        ГБУ        г.        Москвы

«Мосволонтёр», 2018. – 98 с.

  1. Микляева        В.Н.        Нравственно-патриотическое        и        духовное        воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2013г.

  1. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Движение - кладовая жизни"

Краткосрочный проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Учит детей здоровому образу жизни:  быть физически активными, осознавать пользу двигательной активности для укрепления и сохр...

Педагогический проект "Движение +движение= формула здоровья"

Педагогический проект во второй младшей группе. Формирование у ребёнка представления о здоровье человека средствами двигательной активности....

Педагогический проект по правилам дорожного движения " Правила дорожного движения достойны уважения"

Цель: организация активного досуга старших дошкольников.Задачи: 1. Закрепить знания правил дорожного движения, дорожных знаков.2. Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания дет...

Педагогический проект "Движение+воображение"

Цель данного педагогического проекта: формирование у дошкольников осмысленной моторики, творческого двигательного воображения, осознанного отношения к своему здоровью и навыков самостоятельной  з...

Педагогический всеобуч "Движение - это жизнь"

Двигательная активность детей проявляется в разных формах: физкультурные и музыкальные занятия, плавание и хореография, подвижные игры, динамические паузы, физкультурные досуги и праздники, дни здоров...

Методическая разработка: Квест-игра для дошкольников "Экопатруль спешит на помощь"

Конспект педагогического мероприятия с дошкольниками «Эко-патруль спешит на помощь» (квест-игра)....