Доклад по теме: «Пластилинография»
статья по аппликации, лепке

       Каждому ребенку знаком такой мягкий и податливый материал, как пластилин.  Его можно использовать не только для лепки, но и для создания красивых картин. Данная техника, или пластилинография, является необыкновенно увлекательным и интересным занятием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oplastilinografii.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ЦССВ «Сколковский»

Доклад по теме:

пластилинография

воспитателя Толстиковой Татьяны Владимировны

ноябрь 2024 года

Каждому ребенку знаком такой мягкий и податливый материал, как пластилин. Его можно использовать не только для лепки, но и для создания красивых картин. Данная техника, или пластилинография, является необыкновенно увлекательным и интересным занятием. Дети приобретают и совершенствуют полезные навыки: развивают мелкую моторику пальцев, творческие способности, самостоятельность и, одновременно с этим, социализацию. Наконец, создание лепных картин из пластилина снимает мышечное, эмоциональное напряжение и позволяет детям расслабиться. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает детей и не перегружает их ни умственно, ни физически.

Рисование пластилиновой картины я с детьми начала с создания коллективной композиции. Предварительно взяла лист белого картона и наклеила на него круглый картон голубого цвета, объяснила детям, что это будет наш аквариум. Использовала следующие приёмы обучения: скатывание пластилиновых шариков и колбасок, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности картона для создания изображения - камушек и водорослей. Я не только показывала приёмы, а при необходимости брала указательный пальчик ребёнка и помогала рисовать пластилиновую линию, поворачивая пальчик в нужном направлении.

Зная, что успех занятия будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя, а также от умения заинтересовать детей предстоящей работой, организовала просмотр пластилинового мультфильма, где дети увидели всю красоту и возможности пластилина. Был проведен сюрпризный момент. Использовала пальчиковую гимнастику, физминутку по теме работы. Лепку проводили на фоне музыки. Для развития внимания у детей, камушки предложила чередовать по цвету. Провела опыт с водой и камнями, чтобы дети знали, где правильно должны располагаться камушки (на дне аквариума), т.е. были закреплены понятия верх- низ. Для яркости впечатлений использовала художественное слово.

В конце подвела итог занятия: похвалила детей за помощь персонажу, за их труд, вместе отметили красоту созданной композиции.

Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от художественной фантазии и смелости творческой мысли.

Пластилиновые работы пронизаны теплом рук, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. А сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Каждому ребенку знаком такой мягкий и податливый материал, как пластилин. Из него можно лепить самые разнообразные фигуры, и ребята с удовольствием занимаются этим видом декоративно-прикладного искусства.

Между тем, пластилин можно использовать не только для лепки, но и для создания невероятно красивых картин с изображением выпуклых или полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Данная техника, или пластилинография, является необыкновенно увлекательным и интересным занятием.

В процессе создания картин из пластилина дети приобретают и совершенствуют следующие полезные навыки:

  • умение ориентироваться в горизонтальной плоскости;
  • знакомство и познание окружающего мира;
  • совершенствование навыков работы с пластилином;
  • пробуждение интереса к лепке и творческой деятельности в целом;
  • развитие мелкой моторики пальцев, фантазии и эмоционального восприятия;
  • воспитание художественного вкуса;
  • развитие творческих способностей и пространственно-образного мышления.

Кроме того, занятия пластилинографией способствуют развитию самостоятельности и, одновременно с этим, социализации. Наконец, создание лепных картин из пластилина снимает мышечное и психо-эмоциональное напряжение и позволяет детям расслабиться.

При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Рисование пластилиновых картин с детьми можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Так как у детей преобладает предметное мышление, в силу небогатого жизненного опыта, то и рисование идёт предметное. Однако постепенно мы можем расширить эти границы до несложного сюжета.

Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров (не более 3), их надавливание, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полурельефного изображения.

Задания с использованием описанных приёмов рисования можно разделить на следующие виды:

  1. Использование только приёма надавливания.
  2. Использование только приёма размазывания.
  3. Использование обоих приёмов.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием уровня сложности - от простого к сложному.

Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко - вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик).

Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В звисимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина.

Для работы с детьми лучше выбирать пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный. Основа - плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Хорошо иметь цветной картон или тонировать белый самостоятельно. Это придаст колорит вашим будущим композициям. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объёма и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчёски, стеки. Эти предметы способствуют развитию мелкой моторики.

На занятиях с детьми можно использовать простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д.

Ориентируясь на индивидуальные особенности детей своей группы воспитатель самостоятельно может решить, сколько занятий в месяц он может уделить рисованию карандашами, красками и пластилином. Если учитывать, что рисование пластилином замечательный вид изобразительного искусства, активно способствующий сенсорному развитию, не требующий длительной подготовки, а в дальнейшем и уборки рабочего места, то можно запланировать 2 занятия в месяц, или по усмотрению воспитателя перенести 1 занятие в свободную деятельность.

Каждое занятие проводится с группой длительностью 15 мин. и носит характер коллективного рисования в сотворчестве с воспитателем. Дети знакомятся с пластилином и его свойствами на специальных занятиях по лепке и вне занятий: отщипывают комочки, мнут их, прикрепляют. Поэтому вводить знакомство с пластическими материалами в занятия по рисованию пластилином вовсе не нужно. А нужно лишь показать приёмы рисования этим материалом.

Для этого перед занятием готовят необходимое оборудование: мольберт с иллюстрациями по теме, карточки с художественным словом, полуготовый рисунок - основу будущей композиции на картоне или бархатной бумаге (размер примерно 30х30), небольшие комочки мягкого пластилина на каждого(от 1 до 3), цвет выбирается в зависимости от замысла, досочки, тканевые салфетки, подручные материалы: колпачки, стеки, трубочки и т. д.

Для начала воспитатель подбирает сюжет для будущей совместной работы с детьми. Нужно учесть, что в работе должны принять участие все дети и поэтому картинка должна содержать множество мелких деталей, которые будут нарисованы всеми детьми, например: ёж - иголочки, дерево - листики, кораблик - волны, гусеница - бусинки и т. д. Далее изображение переносят с помощью копировальной бумаги на картон и вырезают трафарет. Трафарет прикладывают к цветному фону (картону) и покрывают пластилином нужного цвета; аккуратно снимают с основы, где остаётся красивое ровное изображение. Далее на этом пластилиновом рисунке рисуют дети в сотворчестве с воспитателем.

Успех каждого занятия будет зависеть от эмоциональной речи и доброжелательного тона воспитателя, а также от умения заинтересовать детей предстоящей работой.

Занятия по рисованию пластилином ничем не отличаются от традиционных занятий, только как сменой изобразительного материала. Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь нужно создать эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.

В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы рисования пластилином. Далее дети выполняют практическое задание - дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т. д.). При необходимости воспитатель помогает индивидуально, а также проводит физминутку, если дети устали.

В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.

Для рисования пластилином нет ограничений. Всё зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии.

С помощью пластилина, как и среди акварелей, масляных картин и гуашевых композиций вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь.

Литература

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006
  2. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1997
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991
  5. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
  6. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
  7. Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003
  8. Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Асрель – АСТ – Ермак, 2004
  9. Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»/ Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

Доклад на тему: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

Методическая разработка по пластилинографии на тему «Пластилинография — это интересно!»

laquo;Пластилинография — это интересно!»    Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины ...

Стендовый доклад Логоритмика и Пластилинография

Использование современных педагогических технологий в работе учителя-логопеда и воспитателя, их взаимодействие в работе....

Доклад по теме: "Пластилинография как средство развития речи дошкольников младшего возраста".

Как же пластилинография влияет на развитие речи детей младшего возраста...

Доклад на тему: «Пластилинография, как современное средство образовательного процесса».

                    Термин «пластилинография» образован от двух основ: пластилин – пластический материал определенн...