Конспект ТИКО
методическая разработка (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация технологии ТИКО - моделирование в образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста»
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать»
Ян Амос Коменский
[Слайд.1-2]. В настоящее время в условиях модернизации дошкольного образования образовательный процесс немыслим без использования новых современных педагогических технологий. Поэтому сегодня в дошкольной образовательной организации перед педагогами стоит задача – не просто дать детям хороший багаж знаний и умений, но и проектировать образовательный процесс таким образом, чтобы он был увлекательным и обязательно имел развивающую направленность. Это, свою очередь, будет способствовать наиболее легкому и быстрому усвоению детьми материала образовательной программы.
Педагог находится в постоянном поиске, придумывании оригинальных способов решения педагогических задач, новых подходов к подаче материала, а также выстраивает образовательную деятельность так, чтобы каждый дошкольник активно и увлеченно занимался.
Одним из современных средств, используемых в образовательном процессе дошкольного образования, является инновационная игровая технология ТИКО-конструирование. [Слайд 3].
Использование технологии ТИКО-моделирование в образовательной деятельности позволяет решать ряд педагогических задач довольно легко, так как детей в данном случае не нужно увлекать процессом, всё происходит, само собой. В ходе занятия с конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работая парами или группой, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие. ТИКО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, моделировать и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. [Слайд 5].
В своей практике мы активно используем возможности ТИКО-конструктора в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
ТИКО конструктор можно использовать в разных направлениях: [Слайд 6]. Использование конструктора ТИКО в познанавательном развитии позволяет формировать познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, речь) и приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение).
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Приведу конкретные примеры использования ТИКО-конструктора в образовательной деятельности дошкольного учреждения.
На занятиях по окружающему миру дети, работая со схемами, конструируют обитателей животного мира, цветы, транспорт, человека и т. д.
Результаты творческой деятельности с конструктором ТИКО можно наглядно продемонстрировать, что повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к познанию.
-в формировании элементарных математических представлений
(ФЭМП); [Слайд 6].
Использование конструктора ТИКО в формировании элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего возраста позволяет в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.
Набор «ТИКО „Геометрия“» помогает запомнить названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники, восьмиугольники). Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, дети знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание».
Набор «ТИКО „Арифметика“» [Слайд 7] содержит цифры и арифметические знаки, предназначен для обучения детей счёту (количественному и порядковому), позволяет составлять примеры на арифметические действия. Также с помощью данного набора конструктора можно записывать решение задач с различными вычислительными действиями.
Некоторые задания для разных разделов ФЭМП с использованием конструктора ТИКО: [Слайд 8]
«Количество и счёт»: «Цифровая дорожка» (закрепление умения составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно), «Цифровой конструктор» (запоминание цифр через выкладывание их из отдельных деталей конструктора), «Какое число рядом» (упражнение в определении последующего и предыдущего числа к названному), «Найди пару» (закрепление умения детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой), «Назови целое число» учить состав числа. Интересным для детей является то, что, благодаря шарнирному соединению деталей, у домиков можно открывать окошки, и узнать, кто же там живет.
«Геометрические фигуры»: «Найди предмет» (обучение сопоставлять формы предметов — плоскостные с объёмными), «Мастерская форм» (формирование умения воспроизводить разновидности геометрических фигур). «Ориентировка в пространстве»: «Расскажи про свой узор» (способствует овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина), «Что изменилось?» (закрепление знания пространственных представлений «справа-слева», «впереди — сзади»). «Величина»: «Похож — не похож» (формирование умения сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине), «Умные квадраты» (формирование умения сравнивать отрезки различной длины).
- в конструировании; [Слайд 9] При использовании конструктора в конструировании работа строится по принципу постепенного усложнения и углубления предлагаемого материала. На начальных этапах дети учатся собирать плоскостные фигуры по образцу, позже конструируют по схеме или на слух (устные диктанты). Самый сложный этап – самостоятельно придумать и смоделировать объемную тематическую конструкцию.
Деятельность на занятиях предполагает последовательность (методику) конструирования:
- Изучение деталей конструктора.
- Работа с полными схемами (развиваем умения): - внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру; делить схему на составные части; собирать по схеме конструкцию:
1 уровень - детали для конструирования педагог заранее готовит и раскладывает по контейнерам;
2 уровень – педагог выкладывает на столы, дети самостоятельно находят детали, необходимые для сборки конструкции;
3 уровень – дети не находят в коробке (в контейнере) необходимой детали, педагог предлагает сконструировать ее из других деталей;
- раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией (цвет деталей конструкции должен совпадать с цветом деталей на схеме);
- находить и раскрашивать отдельные детали конструкции;
- дорисовывать недостающую деталь конструкции (логические задания).
3. Работа с контурными схемами
Закрепляем умения:
- внимательно рассматривать схему и узнавать фигуру;
- делить схему на составные части;
- раскрашивать схему в соответствии с собранной конструкцией;
- рисовать детали, из которых собрана конструкция;
-соединять различные ТИКО-фигуры в единую композицию, объединенную тематически.
[Слайд 10]. 4.Объемное моделирование «Мой красивый дом». Цель мероприятия: развитие умения видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение: определять, какие детали конструктора ТИКО больше всего подходят для создания образа, как их целесообразнее скомбинировать.
Задачи: расширить представление детей о строительных профессиях;
- закрепить умение выделять основные части и характерные детали конструкций; - действовать по алгоритму с опорой на схему;
- действовать по словесной инструкции;
- совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения;
ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ С ТИКО [Слайд 11].
Ко всем заданиям изготавливаются яркие цветные схемы с ТИКО-деталями в качестве образцов.
- Расположите фигуры в пространстве:
- равносторонний треугольник в левом верхнем углу
- прямоугольник в правый нижнем углу
- шестиугольник в центре
- маленький квадрат в правом верхнем углу
- ромб в левом нижнем углу
Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором ( показ папок):
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению
Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
Предлагаю немного поиграть.
- [Слайд 12].
- в театральной деятельности. [Слайд 13]. Некоторые преимущества использования конструктора ТИКО в театрализации: Развитие мелкой моторики и усидчивости. Также конструктор помогает развить воображение, пространственное и логическое мышление, внимание, сообразительность, фантазию и речь. Создание дружного детского коллектива. Для работы с ТИКО нужно уметь договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь друг другу. Использование конструктора ТИКО в театрализации для детей старшего возраста позволяет: формировать познавательную активность, навыки общения и сотворчества. Например, после прочтения сказки «Мешок яблок», дети строят из ТИКО героев и атрибуты сказки. Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, сделанные своими руками. Развивать умение передавать содержание литературного произведения, используя оригинальные ТИКО-конструкции. Конструировать декорации. Например, построить домик, мебель, море, лес и т. д.
- в игровой деятельности для сюжетно-ролевых и режиссерских игр [Слайд 14].
Использование конструктора «ТИКО» в сюжетно-ролевой игре для детей старшего возраста. Цель: стимулировать у детей желание отображать в игре действия людей различных профессий, объединяя их в единый игровой замысел
и позволяет решить следующие задачи: Образовательные. Закреплять знания о деталях конструктора, знакомить с новыми терминами, учить создавать игровые ситуации и творчески использовать свои замыслы и приобретённые навыки. Развивающие. Развивать фантазию, конструкторские способности, воображение, обогащать словарь и развивать речь. Воспитательные. Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважительное отношение к труду взрослых и навыки культурного поведения в общественных местах.
Один из примеров сюжетно-ролевой игры с использованием конструктора — «ТИКО-ферма». Дети исполняют роль фермеров. Задача фермера — вырастить урожай, обменять его на пластины конструктора «ТИКО» и построить дополнительные предметы (трактор, амбар и т. д.) для использования в своём фермерском хозяйстве. «ТИКО-магазин». Дети (продавцы) расставляют прилавок, витрину, таблички, весы и кассу, раскладывают товар и ценники. Конструируют продукты, которые можно продать в магазине. Также можно организовать игру «Гараж» побуждая детей самостоятельно подбирать и создавать необходимые предметы и атрибуты из конструктора «ТИКО».
- в изобразительной деятельности. [Слайд 15]. Использование конструктора ТИКО в изо-деятельности для детей старшего возраста позволяет: развивать творческое воображение и фантазию; формировать интерес к самостоятельному созданию композиции; учить детей конструировать из конструктора ТИКО; развивать мелкую моторику, логическое мышление, умение работать по образцу; воспитывать усидчивость, стремление самостоятельно справиться с заданием.
Например, к празднику День Матери на занятии по рисованию нарисовать «Цветок для мамы» детям предлагают перенести на бумагу цветы, созданные из деталей конструктора ТИКО. Для этого на листах заранее готовят сердцевину цветка, а дети выбирают, какую им больше нравится, находят фигуру сердцевины в деталях конструктора и создают свой цветок. Затем переносят его на бумагу, совмещая сердцевину своего цветка с нарисованной сердцевиной, прикладывают цветок шероховатой стороной к листу и обводят его. Чтобы нарисованный цветок ничем не отличался от цветка из конструктора, его раскрашивают точно так же. Также с помощью ТИКО-конструктора можно конструировать красочные узоры и орнаменты.
- в развитии речи: [Слайд 16]. Мы активно развиваем речь с помощью ТИКО-конструктора. Использование конструктора ТИКО в развитии речи детей старшего возраста позволяет: Изучать практическую фонетику и обучать грамоте. Ребёнок собственными руками создаёт модели (схематические изображения) звуков, букв, слогов, слов и с лёгкостью оперирует ими. Корректировать звукопроизношение. Детали конструктора с рисунками-символами помогают сформировать осознанные представления о положении органов артикуляции при произнесении звука, выработать тактильные и кинестетические ощущения, развить речеслуховое внимание и память. Расширять словарный запас. Работа с конструктором ТИКО «Грамматика» обогащает словарный запас, развивает интерес к слову, расширяет знания и кругозор.
Кроме того, взаимодействие с конструктором ТИКО развивает мелкую моторику, что оказывает воздействие на работоспособность коры головного мозга и, следовательно, на развитие речи. Например, для развития монологической и диалогической речи на материале русских народных сказок используется игра «Расскажи сказку». Перед дошкольником разложены ТИКО-детали с изображением героев сказки «Мешок яблок». Педагог просит ребенка начать рассказ сказки, каждый сюжетный момент выкладываемой ТИКО-деталью с картинкой по предложенной схеме.
Одним из приоритетных направлений педагогической деятельности считаю, применение технологии мнемотехники в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей старшего дошкольного возраста . (Слайд 17) Мнемотехника в конструировании с конструктором ТИКО для детей старшего возраста может включать следующие задания: Задание «Запомни расположение». Перед детьми появляется схема, в течение 30 секунд они её рассматривают и запоминают, после схема убирается, и дети по представлению создают данную фигуру. Через анализ сконструированной фигуры и схемы проходит работа над формированием логического пространственного мышления. К процессу обучения подключается мелкая моторика (работа пальчиками), что способствует дополнительному развитию памяти. Также в процессе игры с конструктором ТИКО стоит называть ребёнку все фигуры. Так можно обогатить его словарный запас и помочь в будущем легче овладеть геометрией.
Например, слушайте и запоминайте, только быстро, мне некогда, сказала б.Яга и улетела. Вам нужно всего лишь сказать и запомнить такие слова: Вы любите лес: Ёлки до небес, Берёзы, дубы, ягоды, грибы, Ручеёк лесной, - Будет лес живой!.
[Слайд 18]. Использование конструктора «ТИКО» в физическом развитии детей старшего возраста позволяет: Развивать мелкую моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора. Использовать атрибуты для физических упражнений. Например, для утренней гимнастики можно применять оздоровительную ходьбу по массажному коврику, а для развития равновесия и координации движений — упражнения с конусными тико-колпачками. Проводить зарядку после дневного сна. Например, ходьба по дорожке здоровья из конструктора поможет предотвратить плоскостопие. Делать массаж. Например, массаж друг другу с помощью тико-массажёров или самомассаж рук с помощью «тико-ёжиков». Проводить подвижные игры. Кроме того, использование конструктора «ТИКО» позволяет разнообразить и улучшить совместную образовательную и свободную деятельность, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры.
Таким образом, (Слайд 19) применение конструктора ТИКО в образовательном процессе дошкольного учреждения развивает у дошкольников самостоятельность мышления, формируют обобщенные представления о создаваемых объектах, пространственную ориентировку, которая неразрывно связана с мышлением и речью, позволяет непринужденно получать элементарные знания об окружающей действительности и приобретать социальный опыт
(Слайд 20). Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по конструированию из Тико-конструктора: «Знакомство с Тико-страной» для детей 5-6 лет.
Познакомить детей со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры....
План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»
Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ТИКО-конструированию «Знакомство с Тико-страной» для детей 5–6 лет
Знакомство детей с ТИКО-конструктором, со способами соединения ТИКО-деталей при создании фигуры....

08.04.2020.Конспект ТИКО конструирований Снеговик
Конспек занятия Тема Снеговик поТИКО конструированию мл.группа...

конспект Тико-конструирование "Кормушка для птиц"
Объёмное конструирование "Кормушка для птиц"...

Конспект ТИКО-моделированию для детей 6-7 лет «Магическое превращение бабочки»
Цель: Продолжать развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.Задачи:1. Научиться определять форму геометрических фигур...

Конспект ТИКО
«Реализация технологии ТИКО - моделирование в образовательной деятельности с дошкольниками старшего возраста»...






