Проект: "Знай и люби свой край"
проект (подготовительная группа)
Долгосрочный проект по нравственно- патриотическому и духовному воспитанию старших дошкольников:
«Знай и люби свой родной край»
Паспорт проекта
· Тип проекта: информационно –творческий.
По характеру координации: открытый
По количеству участников: групповой
Срок реализации: 9 месяцев
· Участники
дети старшего дошкольного возраста
педагоги ДОУ (воспитатели групп. Инструктор по физвоспитатнию,музыкальный руководитель)
родители воспитанников
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цели проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
· Дидактические задачи:
· Дать знания детям о родном крае: истории и культуре, символике, достопримечательностях.
· Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ .
· Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
· Познакомить с народными промыслами Родного края.
Для педагога методического содержания:
· Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного края.
· Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном крае.
· Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
· Организовать мониторинг педагогического процесса по познавательному развитию.
·
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
· Вовлекать родителей в активную жизнь группы
Прогнозируемый результат:
· Обогащенные и систематизированные знания детей об истории родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
· Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
· Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
· Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
· Следовательно, данный проект способствует формированию
Этапы проведения проекта:
- Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
Обращение к специалистам и педагогам ДОУ.
- Составление тематическое планирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ лицей имени героя России В. Волошиной
( дошкольное отделение)
ПРОЕКТ:
«Знай и люби свой родной край»
Подготовила:
Гогина Т.В.
Долгосрочный проект по нравственно- патриотическому и духовному воспитанию старших дошкольников:
«Знай и люби свой родной край»
Актуальность.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.
Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю,Родине и преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.
Началом нашего проекта послужила годовая задача нашего детского сада .
Реализация проекта направлена на решение задач ФОП ДО:
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и большой Родине.
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
Аннотация к проекту:
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Проведенные среди детей и родителей нашей группы исследования показывают:
к 5-6 годам у 53% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родного края;
у 70% детей отмечается низкий уровень знаний истории края;
54 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
35% родителей затрудняются в знании истории края;
6 % родителей не знают и не хотят знать историю края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: «Знай и люби свой родной край»
Паспорт проекта
- Тип проекта: информационно –творческий.
По характеру координации: открытый
По количеству участников: групповой
Срок реализации: 9 месяцев
- Участники
дети старшего дошкольного возраста
педагоги ДОУ (воспитатели групп. Инструктор по физвоспитатнию,музыкальный руководитель)
родители воспитанников
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Цели проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Дидактические задачи:
- Дать знания детям о родном крае: истории и культуре, символике, достопримечательностях.
- Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ .
- Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с народными промыслами Родного края.
Для педагога методического содержания:
- Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного края.
- Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном крае.
- Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
- Организовать мониторинг педагогического процесса по познавательному развитию.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Вовлекать родителей в активную жизнь группы
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
- Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Этапы проведения и реализации проекта:
- Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.
Обращение к специалистам и педагогам ДОУ.
- Составление тематическое планирования.
II. Организационно-практический
- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Наро-Фоминск– прошлое и настоящее», «Моя Родина – Московская область!»
- Разучивание стихов песен о родном крае.
- Оформление патриотического уголка
- Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» - Развлечения и праздники- «Родной свой край люби и знай!»
- «День народного единства»
- «Моя Россия!»
Познавательная и речевая деятельность:
1. Провели цикл познавательных занятий, на темы:
- “Город Наро-Фоминск – прошлое и настоящее»,
- «Памятники и достопримечательности города Наро-Фоминска»,
- « ВОВ на Головковской земле»»
- «Моя Родина – Московская область!»
«Моя малая Родина»
-Цикл занятий в русской избе.
Речевая деятельность:
1. Составление рассказов на тему: «О нашей малой родине мы свой ведем рассказ»
2. Чтение произведений Соколова-Микитова «Соль земли» и Г.В. Вершинина «Моя малая Родина»
3. Заучивание стихотворений:
С.Я.Маршака «Лучше нет родного края»
4.Рассматривание тематических папок:“Достопримечательности моего города”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы и животные Московской области»,
Участие детей в конкурсе стихов в ДК Головково ( по плану работы ДК)
К 9 мая в группе оформили Мини - Стенд «Этот День Победы»
Провели цикл занятий по теме «Подвиг советского солдата в годы ВОВ»
- Дети подготовили стихотворения посвященные героям танкистам, летчикам, артиллеристам, пехоте.
- Прослушали песни военных лет: «Катюша», «День победы», «Синий платочек», «Вставай, страна огромная»…
- Оформили в группе уголок по патриотическому воспитанию: «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней», «Слава героям землякам»
- Конкурс плакатов «ВОВ»
С детьми была проведена Экскурсия в музей памяти В. Волошиной
Экскурсии в природу «Флора и фауна нашего края»
Возложение цветов к мемориалу В.Волошиной
Художественно-эстетическая деятельность (продуктивная):
-Создание коллективного макета«Улица моего города»
- Конструирование по теме: «Мой город будущего»
- Лепка с использованием природного материала .
- Создание коллективных плакатов к календарным праздникам
Взаимодействие с музыкальным руководителем.
- На музыкальных занятиях:
- Разучивали песни о родном крае.
- музыкальный досуг «Край свой родной люби и знай».
Совместная деятельность детей и родителей
Выставка совместных работ по теме «Мой любимый город»
- - В течении года с родителями проводилось анкетирование по теме проекта.
- Педагогами также были предложены консультации «Как правильно знакомить ребенка с историей родного края», «Как воспитать патриота своей Родины»…
- В раздевальной комнате были оформлены папки – передвижки «Родной свой край люби и знай»,« С чего начинается родина»...
- С родителями организован досуг«Край свой родной люби и знай».
-Родительское собрание «Роль семьи в воспитании нравственных , патриотических и духовных качеств у ребенка дошкольника»
Результативность
- Дети
1. У детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного края;
2. Сформировался необходимый минимум исторический знаний , чувство национального достоинства.
3. Появились знания о культуре и исторических событиях края, его значимости в истории Московской области
4. Расширились знания о традициях , достопримечательностях, памятниках архитектуры нашего края.
5. Расширились знания о народных промыслах .
- Родители:
- Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в жизни группы, участвовать в совместных мероприятиях: досугах, праздниках и развлечениях.
- Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессе в группе.
- Повысилась заинтересованность к возрождению народной культуре своего края.
- Приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды в группе.
Педагоги:
1. Разработали комплексно – тематическое планирование по проекту.
- Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.
2. Разработали и провели развлечение.
Предложения по возможному распространению проекта:
- Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Итоговое мероприятие
Фольклорный досуг «Край свой родной люби и знай».
Результат проекта
- По результатам итоговой диагностики было выявлено:
- 78% дошкольников показали высокий познавательный интерес к истории и культурному наследию родного края;
- у 62% детей отмечается высокий уровень знаний истории края;
- у 28% детей отмечается средний уровень знаний истории края;
- 10% детей с низким уровнем.
- у 64 % родителей повысился уровень познавательной активности по теме проекта.
По результатам итоговой диагностики было выявлено
- Дети имеют представление о населенном пункте, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.
- Знают историю возникновения Наро-Фоминска, его достопримечательности.
- Имеют представления о памятниках родного края.
- Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках, рассказах.
- Знают культуру, обычаи и традиции родного края.
- Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
- Привиты нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.
Перспективы в работе
- Продолжать работу по обогащению и систематизации знаний по теме: «Знай свой родной край» в подготовительной группе.
• Рекомендовать родителям ознакомиться с материалом по данной теме, имеющимся в группе.
И постараться дать более полные ответы на вопросы детей о родном городе, ВОВ, о природе, о народных промыслах…
● Поощрять и поддерживать интерес детей и родителей к данной теме.
Используемая литература
1.Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
2.А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
3.Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?»: М., Просвещение, 2007.
4.М.Д Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе экологическая викторина «Знай и люби свой край»
Экологическая викторина проводится в подготовительной к школе группе. Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о диких животных, о насекомых Краснодарского края....

Викторина по экологии «Знай и люби свой край».
Викторина по экологии «Знай и люби свой край». Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи:1. Систематизировать знания по экологии2. Формирован...

Итоговая викторина «Знай и люби свой край, своё село».
1. Учить узнавать по иллюстрациям свой поселок и уметь рассказывать о достопримечательностях родного села.2. Познакомить со стихами и песнями про Новосёлово.3.Воспитывать любовь к своему селу....

"Знай свой край, люби свой край"
Наблюдая за детьми, я отметила, что, дети старшего дошкольного возраста очень любят играть в «Мемори». Мне пришла идея создать пособие, которое познакомит детей с родным городом, и ...



