Проект: "Знай и люби свой край"
проект (подготовительная группа)

Гогина Татьяна Владимировна

Долгосрочный проект по нравственно- патриотическому и духовному воспитанию старших дошкольников:

«Знай и люби свой  родной край»

Паспорт проекта

· Тип проекта: информационно –творческий.

По характеру координации: открытый

По количеству участников: групповой

Срок реализации: 9 месяцев

· Участники

дети старшего дошкольного возраста

педагоги ДОУ (воспитатели групп. Инструктор по физвоспитатнию,музыкальный руководитель)

родители воспитанников

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цели проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

 

Задачи проекта:

· Дидактические задачи:

· Дать знания детям о родном крае: истории и культуре, символике, достопримечательностях.

· Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ .

· Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

· Познакомить с народными промыслами Родного края.

Для педагога методического содержания:

 

· Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного края.

· Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном крае.

· Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

· Организовать мониторинг педагогического процесса по познавательному развитию.

·

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

· Вовлекать родителей в активную жизнь группы

 

Прогнозируемый результат:

· Обогащенные и систематизированные знания детей об истории родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

· Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

· Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

· Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.

· Следовательно, данный проект способствует формированию

Этапы проведения проекта:

  • Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.

              Обращение к специалистам и педагогам ДОУ.

  • Составление тематическое планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 96.07 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ лицей имени героя России В. Волошиной

( дошкольное отделение)

ПРОЕКТ:

«Знай и люби свой  родной край»

Подготовила:

Гогина Т.В.

C:\Users\User\Desktop\нр.jpg

Долгосрочный проект по нравственно- патриотическому и духовному воспитанию старших дошкольников:

«Знай и люби свой  родной край»

 Актуальность.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста.

Подмена ценностей в современном обществе вызвала острейший дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу. Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, эмоциональная холодность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст является  периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственным миром. Это период, когда формируется чувство патриотизма: любовь и привязанность к родному краю,Родине и  преданность её гражданам, желание беречь и умножать её богатство. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

Началом нашего проекта послужила годовая задача нашего детского сада .

Реализация проекта направлена на решение задач ФОП ДО:

- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой и большой Родине.

- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

Аннотация к проекту:

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Проведенные среди детей и родителей нашей группы исследования показывают:

к 5-6 годам у 53% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родного края;

у 70% детей отмечается низкий уровень знаний истории  края;

54 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

35% родителей затрудняются в знании истории края;

6 % родителей не знают и не хотят знать историю  края.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного  края. Решение данной проблемы мы видим в реализации проекта: «Знай и люби свой  родной край»

Паспорт проекта

  • Тип проекта: информационно –творческий.

По характеру координации: открытый

По количеству участников: групповой

Срок реализации: 9 месяцев

  • Участники

дети старшего дошкольного возраста

педагоги ДОУ (воспитатели групп. Инструктор по физвоспитатнию,музыкальный руководитель)

родители воспитанников

Основной раздел программы: познавательное развитие

Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Цели проекта:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города и края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

  • Дидактические задачи:
  • Дать знания детям о родном крае: истории и культуре, символике, достопримечательностях.
  • Дать знания о подвиге советского солдата в годы ВОВ .
  • Воспитывать любовь к родному  краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с народными промыслами Родного края.

Для педагога методического содержания:

  • Вести поиск эффективных форм и методов нравственно- патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с историей, культурой и природой родного края.
  • Пополнить предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обогащение представлений детей о родном крае.
  • Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Организовать мониторинг педагогического процесса по познавательному развитию.

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

  • Вовлекать родителей в активную жизнь группы

Прогнозируемый результат.

  • Обогащенные и систематизированные знания детей об истории родного края его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному краю.
  • Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Этапы проведения и реализации проекта:

  • Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта.

           Обращение к специалистам и педагогам ДОУ.

  • Составление тематическое планирования.

 II. Организационно-практический

  • Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Наро-Фоминск– прошлое и настоящее», «Моя Родина – Московская область!»
  • Разучивание стихов песен о  родном крае.
  • Оформление патриотического уголка
  • Оформление дидактических игр по краеведению:
    “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
  • Развлечения и праздники- «Родной свой край люби и знай!»

                                                - «День народного единства»

                                                - «Моя Россия!»

Познавательная и речевая деятельность:

1. Провели цикл познавательных занятий, на темы:

- “Город Наро-Фоминск – прошлое и настоящее»,

- «Памятники и достопримечательности города Наро-Фоминска»,

- « ВОВ на Головковской земле»»

- «Моя Родина – Московская область!»

«Моя малая Родина»

-Цикл занятий в русской избе.

Речевая деятельность:

1. Составление рассказов на тему: «О нашей малой родине мы свой ведем рассказ»

2. Чтение произведений Соколова-Микитова «Соль земли» и Г.В. Вершинина «Моя малая Родина»

3. Заучивание стихотворений:
С.Я.Маршака «Лучше нет родного края»

4.Рассматривание тематических папок:Достопримечательности моего города”,  «Хлеб – всему голова!», «Птицы и животные Московской области»,

Участие детей в конкурсе стихов в ДК Головково ( по плану работы ДК)

К 9 мая в группе оформили Мини - Стенд «Этот День Победы»

          Провели цикл занятий по теме «Подвиг советского солдата в годы ВОВ»

  • Дети подготовили стихотворения посвященные героям танкистам, летчикам, артиллеристам, пехоте.
  • Прослушали песни военных лет: «Катюша», «День победы», «Синий платочек», «Вставай, страна огромная»…
  • Оформили в группе уголок по патриотическому воспитанию: «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней», «Слава героям землякам»
  • Конкурс плакатов «ВОВ»

С детьми была проведена Экскурсия в музей памяти В. Волошиной

Экскурсии в природу «Флора и фауна нашего края»

Возложение цветов к мемориалу В.Волошиной

Художественно-эстетическая деятельность (продуктивная):

-Создание коллективного макета«Улица моего города»

- Конструирование по теме: «Мой город будущего»

- Лепка с использованием природного материала .

- Создание коллективных плакатов к календарным праздникам

Взаимодействие с музыкальным руководителем.

  • На музыкальных занятиях:

- Разучивали песни о родном крае.

- музыкальный  досуг «Край свой родной люби и знай».

Совместная деятельность детей и родителей

Выставка совместных работ по теме «Мой любимый город»

  • - В течении года с родителями проводилось анкетирование по теме проекта.

- Педагогами также были предложены консультации «Как правильно знакомить ребенка с историей родного края», «Как воспитать патриота своей Родины»…

- В раздевальной комнате были оформлены папки – передвижки «Родной свой край люби и знай»,« С чего начинается родина»...

- С родителями организован  досуг«Край свой родной люби и знай».

-Родительское собрание «Роль семьи в воспитании нравственных , патриотических и духовных качеств у ребенка дошкольника»

Результативность

  • Дети

1. У детей появился устойчивый интерес к изучению культуры и истории родного  края;

2. Сформировался необходимый минимум исторический знаний , чувство национального достоинства.

3. Появились знания о культуре и исторических событиях края, его значимости в истории Московской области

 4. Расширились знания о традициях , достопримечательностях, памятниках архитектуры нашего края.

5. Расширились знания о народных промыслах .

  • Родители:
  1. Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в жизни группы, участвовать в совместных мероприятиях: досугах, праздниках и развлечениях.
  2. Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессе в группе.
  3. Повысилась заинтересованность к возрождению народной культуре своего края.
  4. Приняли активное участие в создании предметно – развивающей среды в группе.

Педагоги:

1. Разработали комплексно – тематическое планирование по  проекту.

  1. Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.

2. Разработали и провели развлечение.

Предложения по возможному распространению проекта:

  • Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

Итоговое мероприятие

Фольклорный досуг «Край свой родной люби и знай».

Результат проекта

  • По результатам итоговой диагностики было выявлено:

- 78% дошкольников показали высокий познавательный интерес к истории и культурному наследию родного  края;

- у 62% детей отмечается высокий уровень знаний истории края;

- у 28% детей отмечается средний уровень знаний истории края;

-   10% детей с низким уровнем.

  • у 64 % родителей повысился уровень познавательной активности по теме проекта.

По результатам итоговой диагностики было выявлено

  • Дети имеют представление о населенном пункте, в котором они живут. Знают, свою «малую» Родину, испытывают чувство гордости за свой край.
  • Знают историю возникновения Наро-Фоминска, его достопримечательности.
  • Имеют представления о памятниках родного края.
  • Проявление интереса к родному краю находит отражение в детских рисунках, рассказах.
  • Знают культуру, обычаи и традиции родного края.
  • Знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
  • Привиты нравственно-патриотические чувства к истории, культуре, природе родного края.

Перспективы в работе

  • Продолжать работу по обогащению и систематизации знаний по теме: «Знай свой родной край» в подготовительной группе.

• Рекомендовать родителям ознакомиться с материалом по данной теме, имеющимся в группе.

И постараться дать более полные ответы на вопросы детей о родном городе, ВОВ, о природе, о народных промыслах…

● Поощрять и поддерживать интерес детей и родителей к данной теме.

Используемая литература

1.Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.

2.А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.

3.Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?»: М., Просвещение, 2007.

4.М.Д Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М.: АРКТИ, 2005

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативная и познавательная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе экологическая викторина «Знай и люби свой край»

Экологическая викторина проводится в подготовительной к школе группе. Уточнение, расширение и закрепление знаний детей о диких животных, о насекомых Краснодарского края....

Викторина по экологии «Знай и люби свой край».

Викторина по экологии «Знай и люби свой край». Цель: формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Задачи:1. Систематизировать знания по экологии2. Формирован...

программа "Знай и люби свой край"

Знакомство с Санкт-Петербургом...

Итоговая викторина «Знай и люби свой край, своё село».

1. Учить узнавать по иллюстрациям свой поселок и уметь рассказывать о достопримечательностях родного села.2. Познакомить со стихами и песнями про  Новосёлово.3.Воспитывать любовь к своему селу....

"Знай свой край, люби свой край"

Наблюдая за детьми, я отметила, что, дети старшего дошкольного возраста очень любят играть в «Мемори». Мне пришла идея создать пособие, которое познакомит детей с родным   городом, и ...