Проект музейная деятельность.
материал (старшая группа)
патриотическое воспитание через музейную деятельность
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 614.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Тип проекта: групповой, практический.
Продолжительность: долгосрочный (3 месяца февраль –апрель 2024г).
Участники проекта: воспитатели группы, дети средней группы, родители (законные представители) детей группы.
Цель проекта состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Практическая значимость проекта заключается в возможности применения его в повседневной практике.
Мы провели анкетирование и выяснили, что больше половины воспитанников нашей группы ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы создаем с собственные «Мини-музей».
Для достижения цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музеев.
• Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России;
• Воспитывать патриотические чувства;
• Обогащать предметно-развивающую среду группы;
• Формировать художественно-эстетическое воспитание;
• Формировать представления о взаимосвязях разных культур.
Предполагаемые результаты для детей:
• Обогатится представление детей о народном искусстве и художественных промыслах.
• Расширятся представления детей об истории семьи и истории родной страны.
• Дети привлечены к созданию развивающей среды дошкольного учреждения.
• Разовьются патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Расширятся представления о Родине — России.
Предполагаемые результаты для воспитателей:
• Появится тесный контакт с родителями воспитанников;
• Повысится статус группы;
• Пополнится предметно - развивающая среда;
• Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей:
• родители станут активными помощниками в жизни группы;
• отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
Воспитатель Малявка Юлия Владимировна.
Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики
Цель проекта : Создать условия в ДОУ для развития н
равственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств. Формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне, уважения и гордости к защитникам нашей Родины, воспитание патриотических чувств. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание дошкольников по подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика.
Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.
Она дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.
Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.
Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений в творческой деятельности -изобразительной, интеллектуальной, речевой.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы создаем экспозиции в мини-музее, на определенную тему.Экскурсии в районный краеведческий музей имеют огромное влияние на формирование нравственно-патриотических качеств у воспитанников детского сада.
Создание экспозиции мини-музея патриотического воспитания дошкольников, это суть которая , состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к чему то родному ,к дому , семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Задачи:
- сформировать у детей представления: что такое «Родина», «патриот», «патриотизм»;
- формировать у дошкольников уважения и гордости к защитникам нашей Родины;
- воспитывать любовь к семье, родному дому, поселку, малой Родине;
- обогащать духовный мир через обращение к героическому прошлому нашей страны;
- расширять запас слов на военную тематику, заучивать стихи, песни, пословицы и поговорки о Родине;
- развивать творческие способности детей;
- развивать интерес к различным родам войск;
- привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям, сформировать активную позицию в патриотическом воспитании детей;
- проявлять уважение к ветеранам и желание оказывать им посильную помощь;
- воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников войны) прививаются детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом: семья-детский сад-Родина; улица-родной город- страна,её столица; символика-права и обязанности- Конституция.
Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.
Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.
Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Вершиной нравственно-патриотического воспитания является осознание ребенком себя гражданином России.
Фотоотчет музейная деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная деятельность в детском саду
Учить детей описывать экспонаты музея, сопереживать героям картин. Развивать у дошкольников интерес к музейной деятельности, способность наблюдать, сравнивать, анализировать. Воспитывать патреотизм, п...

Проект "Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"
Дети в музее...

ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».
ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».Структура проекта:· Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.·...

Проект «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутс...

Образовательный проект "Музейная жизнь игрушек"
данный проект представляет собой работу по созданию новой предметно-развивающей среды в группе ДОУ в виде мини-музея. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых представлений о р...
Проект “ Большая культура маленьким детям” (приобщение детей к системе национально-культурных ценностей на материале музейной деятельности ДОУ)
На современном этапе развития общества особую значимость приобретает проблема приобщения детей к духовно-нравственным ценностям, обычаям и традициям Республики Бурятия. Базис всего э...

Проект по музейной деятельности "Чудо-фантик"
Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста...



