Проект музейная деятельность.
материал (старшая группа)

Малявка Юлия Владимировна

патриотическое воспитание через музейную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_d-t_proekt.docx614.09 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей  дошкольного возраста»

 

 Тип проекта: групповой, практический.

Продолжительность: долгосрочный (3 месяца февраль –апрель 2024г).

Участники проекта: воспитатели группы, дети средней  группы, родители (законные представители) детей группы.

            Цель проекта состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

            Практическая значимость проекта заключается в возможности применения его в повседневной практике.

            Мы провели анкетирование и выяснили, что больше половины воспитанников нашей группы ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы создаем  с собственные «Мини-музей».

Для достижения цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музеев.

•         Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России;

•         Воспитывать патриотические чувства;

•         Обогащать предметно-развивающую среду группы;

•         Формировать художественно-эстетическое воспитание;

•         Формировать представления о взаимосвязях разных культур.

Предполагаемые результаты для детей:

•         Обогатится представление детей о народном искусстве и художественных промыслах.

•         Расширятся представления детей об истории семьи и истории родной страны.

•         Дети привлечены к созданию развивающей среды дошкольного учреждения.

•         Разовьются патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Расширятся представления о Родине — России.

Предполагаемые результаты для воспитателей:

•         Появится тесный контакт с родителями воспитанников;

•         Повысится статус группы;

•         Пополнится предметно - развивающая среда;

•         Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей:

•         родители станут активными помощниками в жизни группы;

•         отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.

 

C:\Users\Vip\Desktop\Юлина папка\photo_5393160523891200552_y.jpg

Воспитатель Малявка Юлия Владимировна.

Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики

Цель проекта : Создать условия в ДОУ для развития н

равственно-патриотических качеств у детейпосредствам музейной педагогики. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств. Формирование у дошкольников знаний о Великой Отечественной войне, уважения и гордости к  защитникам нашей Родины, воспитание патриотических чувств. Воспитание патриотизма у дошкольников средствами музейной педагогики.

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»  В. А. Сухомлинский.

Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитаниеПатриотическое воспитание дошкольников по  подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.

Любовь к Родине начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству. На каждом возрастном этапе проявления патриотизмапатриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Старинная мудрость напоминает нам«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания историиЛюбовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогом различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика.

Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.

Она дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.

Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений в творческой деятельности -изобразительной, интеллектуальной, речевой.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы  создаем экспозиции в мини-музее,  на определенную тему.Экскурсии в районный краеведческий музей имеют огромное влияние на формирование нравственно-патриотических качеств у воспитанников детского сада.

Создание   экспозиции мини-музея патриотического  воспитания дошкольников,  это суть которая , состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к чему то родному ,к дому ,  семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Задачи:

- сформировать у детей представления: что такое «Родина»«патриот»«патриотизм»;

- формировать у дошкольников уважения и гордости к защитникам нашей Родины;

воспитывать любовь к семье, родному дому, поселку, малой Родине;

- обогащать духовный мир через обращение к героическому прошлому нашей страны;

- расширять запас слов на военную тематику, заучивать стихи, песни, пословицы и поговорки о Родине;

- развивать творческие способности детей;

- развивать интерес к различным родам войск;

- привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям, сформировать активную позицию в патриотическом воспитании детей;

- проявлять уважение к ветеранам и желание оказывать им посильную помощь;

воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, желание защищать и совершать подвиги во имя Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На  конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников  войны) прививаются детям такие понятия, как «долг перед Родиной»«любовь к Отечеству», и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В процессе работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников может быть представлена следующим образом: семья-детский сад-Родина; улица-родной город- страна,её столица; символика-права и обязанности- Конституция.

Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети.

Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки»«рассматривать», манипулировать им. Он должен сохранять знаковость, образ-символ определённой эпохи, культуры, определённой позиции творца. Таким образом, музейный предмет выступает здесь как то, что значимо для воспринимающего его посетителя музея не только как пассивного наблюдателя, но и как преобразователя, активно познающего, использующего данный предмет.

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.

Вершиной нравственно-патриотического воспитания является осознание ребенком себя гражданином России.

Фотоотчет музейная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная деятельность в детском саду

Учить детей описывать экспонаты музея, сопереживать героям картин. Развивать у дошкольников интерес к музейной деятельности, способность наблюдать, сравнивать, анализировать. Воспитывать патреотизм, п...

ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».

ПРОЕКТ «Музейная педагогика в детском саду».Структура проекта:·        Пояснительная записка с обоснованием взятой темы проекта.·...

Проект «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутс...

Образовательный проект "Музейная жизнь игрушек"

данный проект представляет собой работу по созданию новой  предметно-развивающей среды в группе ДОУ в виде мини-музея. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых представлений о р...

Проект “ Большая культура маленьким детям” (приобщение детей к системе национально-культурных ценностей на материале музейной деятельности ДОУ)

На современном этапе  развития общества особую значимость приобретает проблема приобщения детей к духовно-нравственным   ценностям, обычаям и традициям Республики Бурятия. Базис всего э...

Проект по музейной деятельности "Чудо-фантик"

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста...