Проект «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»
проект (подготовительная группа) на тему

Исаева Оксана Анатольевна

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутствие поликультурной компетентности привели наше общество к чёрствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.

Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребёнка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

                 

                  Проект

«Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников»

                                                                                                           

                                                                                   Воспитатель:

                                                                                    Исаева О.А.

 

                                 

                            С.Лямбирь

 

 

 «Музейная педагогика и базисные компоненты ДОУ как средство формирования патриотических качеств дошкольников».

 Основная цель данного проекта: создание условий для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп   средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ.

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, любовь к Родине, уважение к представителям других народов, потеря народных корней, отсутствие поликультурной компетентности привели наше общество к чёрствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения.

Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребёнка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

 Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. В этом нам, несомненно, помогает музейная педагогика.  

 Мини-музей в детском саду - особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма.

 Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры.

 Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества, литература, открытки, альбомы по краеведению). В помощь педагогам   созданы «Картинная галерея» и «Татарская изба».

 Музейная педагогика помогает:

  • Знакомить детей с основами национальной культуры, приобщать к языку, литературе, истории своего этносоциума.  
  • Воспитывать понимание самобытности культур разных народов, бережное отношение к национальным ценностям, этническим особенностям.
  • Воспитывать   детей в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания уважения к представителям других народов, необходимости сохранения культуры мира.
  • Обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями.
  •  Воспитывать положительное нравственное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Работа по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики реализуется в соответствии со следующими принципами:

  • доступность содержания
  • актуальность
  • разнообразие

 При реализации данного проекта мы используем игры музейного содержания на формирование художественной культуры.

Игры-упражнения: «Раскрась поднос», «Закончи узор».

Игры-развлечения: «В царстве дымковской игрушки», «Матрёшку принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука».

Дидактические игры: «Расписное лото» (на закрепление орнамента русской, татарской и мордовской росписи), «Собери целое из частей».

В рамках проекта проводим с детьми беседы о Родине и её символике.

 

Знакомим с национальным народным костюмом.

Читаем русские, татарские, мордовские сказки, мифы, произведения устного, народного творчества.

Знакомим детей с мордовскими композиторами;

художниками;

спортсменами;

другими известными людьми нашей республики.

Проводим в мини-музее тематические занятия, образовательные и обзорные экскурсии, конкурсы и викторины. Например «Край ты мой любимый», «Секреты старины» (знакомство с люлькой, бытом крестьян, старинной утварью).

 Реализация проекта проходит в тесном взаимодействии с педагогическим составом

 В декабре, в нашем детском саду проводились недели татарского, мордовского и русского народов. Для детей были показаны

театрализованные и кукольные постановки по народным сказкам  с использованием музейной утвари.

 Совместно с инструктором по физической культуре разучиваем народные игры- забавы, такие как «Палочка-выручалочка», «Коршун», «Хитрая лиса», «Продаем горшки», «Кто первый», «Тимербай», и др.  

 С музыкальным руководителем рассматриваем картины для знакомства с жанрами музыкальных произведений, прослушиваем музыкальные национальные композиции, проводим фольклорные развлечения с участием родителей, разучиваем и исполняем национальные песни, стихи, танцевальные композиции.

Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей.

Помощь родителей для достижения целей по патриотическому воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

В реализации проектной деятельности мы используем следующие формы работы с семьей:

-Выпуск семейных газет.

-Проектная деятельность.

- Выставки совместных поделок.

- Фотовыставки, конкурсы поделок, семейные фоторепортажи.

-Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.

- Консультации с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.

 

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появляется познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. У детей развивается способность учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников

какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....

« Народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»

Неотъемлемой  частью физического воспитания дошкольников, приобретения ими определенных навыков являются народные игры.В народных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявит...

Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Проект « Музыкальная деятельность как средство формирования патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста»

ull;Патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Ф...

Статья "Приобщение дошкольников к шедеврам мирового музыкального искусства как средство формирование личностных качеств дошкольника"

Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, ...