Развитие речи
методическая разработка (средняя группа)

Киселева Оксана Александровна

Развитие речи посредством загадки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством загадки

Подготовила: воспитатель Киселева О.А.

Введение

Речь является одним из ключевых аспектов развития личности ребенка. В дошкольном возрасте формируется основа для будущего речевого общения, которое станет основой для успешного обучения и социальной адаптации. Одним из эффективных методов развития речи у детей является использование загадок. Загадки не только обогащают словарный запас, но и способствуют развитию мышления, творческого подхода, а также эмоциональному восприятию языка.

Загадки обычно состоят из рифмованных строк и имеют скрытый смысл. Они требуют от слушателя внимательности, логического мышления и креативности для разгадки. Это способствует активизации речевых процессов, обучая детей формулировать вопросы и строить предложения. Использование загадок способствует разностороннему развитию речи у детей.  Применение различных художественных приёмов в загадках формирует у детей дошкольного возраста образное мышление.
 Анализ загадки помогает лучше понимать и запоминать образные характеристики. Дети учатся создавать точные и яркие образы, что положительно влияет на их речевое развитие.

Загадки могут быть использованы в различных формах - в играх, на занятиях по развитию речи, в виде самостоятельного развлечения. Педагоги могут комбинировать загадки с визуальными и аудиовизуальными материалами, что также способствует лучшему восприятию.

Разгадывание загадок требует от детей не только логического мышления, но и эмоционального отклика. Включение элементов игры и соревнования делает процесс забавным и увлекательным, что существенно повышает интерес детей к языку.

Загадки присутствуют в культуре человечества с древних времен. Они используются для обучения, развлечения и даже в ритуалах. В русской народной культуре загадки занимают особое место, передаваясь из поколения в поколение. На протяжении веков роль загадок изменялась, но их функция как средства активизации мышления и развития речи оставалась неизменной.

Сегодня в дошкольном образовании наблюдается возрождение заинтересованности в использовании загадок. Педагоги и психологи признают важность креативность в обучении. Учебные программы включают элементы игры, включая загадки, что позволяет сочетать обучение и творчество. Однако существуют и проблеммы: не у всех детей одинаковый уровень развития речи и мышления, и некоторые дети могут испытывать трудности при разгадывании загадок. Это может привести к фрустрации, это такое состояние вызванное непреодолимыми трудностями  и соответственно снижению интереса к языковой деятельности.

Одной из главных проблем является различие в уровне развития речи у детей одной группы. Необходимость адаптации загадок по сложности может быть затруднительной. Некоторые дети могут не проявлять интереса к разгадыванию загадок, особенно если они не понимают их значение или контекст.

Но как же выйти из затруднительного положения воспитателю? Внедрение технологий, таких как приложения и интерактивные игры, может сделать процесс разгадывания загадок более интересным и доступным. Учитывая то, что загадка – это интеллектуальная игра, можно научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ.

Учим детей сравнивать предметы: «На что похоже?» Сравниваем  предметы по одному и тому же признаку. Например: «Желтое, как цыпленок, круглое как блин, греет как печь» Таким образом, дети постепенно учатся придумывать загадки, анализируя свойства окружающих  предметов. И постепенно включаются в игру большее количество детей.

 Еще один момент, это включение родителей в процесс обучения, где они могли бы рассказывать загадки дома, может усилить связь между дошкольным обучением и семейной жизнью, а также приучает детей мыслить и анализировать.

Изучив большое количество материала, мне очень понравилась методика «Загадка дня».

Опыт

Так как группа у меня разновозрастная и на «пятиминутках» по разгадыванию загадок работают в основном старшие дети, младшие отвлекаются, им становится не интересно. Нужно было срочно менять методы работы.  В программе «ПРОдетей» я нашла методику «Загадка дня». Целью которой является вовлечение детей в образовательный процесс. Изучив методику, я решила ее апробировать, со своими детьми.  Подготовила  нужный материал. Первое это загадки. Загадки я делала в виде картинок,  мнемотаблиц, схем по теме недели, пройденной с детьми.  Для каждого ребенка приготовила жетон, на липкой ленте. Рассмотрев загадку, разобравшись с ней ребенок приклеивает свой жетон на смайлик. «Веселый»- положительный ответ, «грустный» отрицательный. Рассказывала ребятам в процессе алгоритм работы. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняли  задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем при  необходимости, и наконец, без помощи взрослого, дети приучались к самостоятельности. Обратила внимание, что старшие ребята, рассказывают, объясняют  младшим о том, что загадано. Подсказывают куда клеить жетон ответа. Ребята между собой рассуждали над правильным ответом. Младшие ребята, в свою очередь проявляли интерес, задавали вопросы. Таким образом, я не только привлекла внимание детей разного возраста, но и наглядно увидела, есть ли пробелы в изученной теме у старших ребят. В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.

Могу отметить, что загадки могут стать основой для более глубокой работы в будущем. Использование загадок в дошкольном обучении – это не только традиционный, но и современный метод активного вовлечения детей в процесс обучения, который способствует их всестороннему развитию.

Заключение

Использование загадок является эффективным способом развития речи у детей дошкольного возраста. Это не только традиционный элемент фольклора, но и современный метод активизации мышления и увлечения языком. С учетом вышеописанных проблем и вызовов, а также внедрения современных технологий и подходов, загадки могут сыграть ключевую роль в современном образовательном процессе для дошкольников.


Список использованной литературы.

Бодрова Е. В. Юдина Е. Г. (2020) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей»

Петрова, Н. А. (2015). Развитие речи у детей дошкольного возраста: теория и практика. Москва: Просвещение.

Костюк, Н. И. (2017). Игровые методики в обучении детей: от загадок до диалогов. Санкт-Петербург: Речь.

Зимняя, И. А. (2016). Креативные подходы в обучении дошкольников: загадки и игры. Омск: Омское издательство.

Соловьева, Т. В. (2018). Методы активизации речевой деятельности у детей. Киев: Издательство «Академия».

Эвентова, Н. В. (2014). Загадки и развивающие игры для детей дошкольного возраста. Москва: Развитие.

Статьи и исследования

Морозова, Е. Л. (2019). "Влияние загадок на развитие речевой активности у детей дошкольного возраста". Психология образования, 3(2), 45-58.

Коваленко, И. В. (2020). "Роль загадок в формировании когнитивных и коммуникационных навыков у детей". Научные записки, 54(1), 12-19.

Тихонова, А. Ю. (2021). "Загадки как средство развития языковых умений у дошкольников". Вопросы дошкольного образования, 5(4), 78-84.

Литература для родителей и педагогов

Семёнова, Л. И. (2018). Загадки для детей: развиваем речь и мышление. Москва: Издательство «Мир».

Ширшова, Н. А. (2017). Как воспитать умного ребенка: игры, загадки и занятия. Санкт-Петербург: Речь.

Онлайн-ресурсы

Федеральный информационный центр по образованию. (2022). "Методические материалы по развитию речи у детей". Доступно на сайте federal-education.ru

Научные публикации в журнале «Психология и образование» доступны на платформе cyberleninka.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...