Развитие речи
методическая разработка (средняя группа)
Развитие речи посредством загадки
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством загадки
Подготовила: воспитатель Киселева О.А.
Введение
Речь является одним из ключевых аспектов развития личности ребенка. В дошкольном возрасте формируется основа для будущего речевого общения, которое станет основой для успешного обучения и социальной адаптации. Одним из эффективных методов развития речи у детей является использование загадок. Загадки не только обогащают словарный запас, но и способствуют развитию мышления, творческого подхода, а также эмоциональному восприятию языка.
Загадки обычно состоят из рифмованных строк и имеют скрытый смысл. Они требуют от слушателя внимательности, логического мышления и креативности для разгадки. Это способствует активизации речевых процессов, обучая детей формулировать вопросы и строить предложения. Использование загадок способствует разностороннему развитию речи у детей. Применение различных художественных приёмов в загадках формирует у детей дошкольного возраста образное мышление.
Анализ загадки помогает лучше понимать и запоминать образные характеристики. Дети учатся создавать точные и яркие образы, что положительно влияет на их речевое развитие.
Загадки могут быть использованы в различных формах - в играх, на занятиях по развитию речи, в виде самостоятельного развлечения. Педагоги могут комбинировать загадки с визуальными и аудиовизуальными материалами, что также способствует лучшему восприятию.
Разгадывание загадок требует от детей не только логического мышления, но и эмоционального отклика. Включение элементов игры и соревнования делает процесс забавным и увлекательным, что существенно повышает интерес детей к языку.
Загадки присутствуют в культуре человечества с древних времен. Они используются для обучения, развлечения и даже в ритуалах. В русской народной культуре загадки занимают особое место, передаваясь из поколения в поколение. На протяжении веков роль загадок изменялась, но их функция как средства активизации мышления и развития речи оставалась неизменной.
Сегодня в дошкольном образовании наблюдается возрождение заинтересованности в использовании загадок. Педагоги и психологи признают важность креативность в обучении. Учебные программы включают элементы игры, включая загадки, что позволяет сочетать обучение и творчество. Однако существуют и проблеммы: не у всех детей одинаковый уровень развития речи и мышления, и некоторые дети могут испытывать трудности при разгадывании загадок. Это может привести к фрустрации, это такое состояние вызванное непреодолимыми трудностями и соответственно снижению интереса к языковой деятельности.
Одной из главных проблем является различие в уровне развития речи у детей одной группы. Необходимость адаптации загадок по сложности может быть затруднительной. Некоторые дети могут не проявлять интереса к разгадыванию загадок, особенно если они не понимают их значение или контекст.
Но как же выйти из затруднительного положения воспитателю? Внедрение технологий, таких как приложения и интерактивные игры, может сделать процесс разгадывания загадок более интересным и доступным. Учитывая то, что загадка – это интеллектуальная игра, можно научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью всем известных методов ТРИЗ.
Учим детей сравнивать предметы: «На что похоже?» Сравниваем предметы по одному и тому же признаку. Например: «Желтое, как цыпленок, круглое как блин, греет как печь» Таким образом, дети постепенно учатся придумывать загадки, анализируя свойства окружающих предметов. И постепенно включаются в игру большее количество детей.
Еще один момент, это включение родителей в процесс обучения, где они могли бы рассказывать загадки дома, может усилить связь между дошкольным обучением и семейной жизнью, а также приучает детей мыслить и анализировать.
Изучив большое количество материала, мне очень понравилась методика «Загадка дня».
Опыт
Так как группа у меня разновозрастная и на «пятиминутках» по разгадыванию загадок работают в основном старшие дети, младшие отвлекаются, им становится не интересно. Нужно было срочно менять методы работы. В программе «ПРОдетей» я нашла методику «Загадка дня». Целью которой является вовлечение детей в образовательный процесс. Изучив методику, я решила ее апробировать, со своими детьми. Подготовила нужный материал. Первое это загадки. Загадки я делала в виде картинок, мнемотаблиц, схем по теме недели, пройденной с детьми. Для каждого ребенка приготовила жетон, на липкой ленте. Рассмотрев загадку, разобравшись с ней ребенок приклеивает свой жетон на смайлик. «Веселый»- положительный ответ, «грустный» отрицательный. Рассказывала ребятам в процессе алгоритм работы. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Выполняли задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем при необходимости, и наконец, без помощи взрослого, дети приучались к самостоятельности. Обратила внимание, что старшие ребята, рассказывают, объясняют младшим о том, что загадано. Подсказывают куда клеить жетон ответа. Ребята между собой рассуждали над правильным ответом. Младшие ребята, в свою очередь проявляли интерес, задавали вопросы. Таким образом, я не только привлекла внимание детей разного возраста, но и наглядно увидела, есть ли пробелы в изученной теме у старших ребят. В ходе решения загадок дети помогают друг другу и почти не нуждаются в помощи воспитателя, благодаря чему он может больше внимания уделять наблюдению за детьми, что является основным методом педагогической диагностики.
Могу отметить, что загадки могут стать основой для более глубокой работы в будущем. Использование загадок в дошкольном обучении – это не только традиционный, но и современный метод активного вовлечения детей в процесс обучения, который способствует их всестороннему развитию.
Заключение
Использование загадок является эффективным способом развития речи у детей дошкольного возраста. Это не только традиционный элемент фольклора, но и современный метод активизации мышления и увлечения языком. С учетом вышеописанных проблем и вызовов, а также внедрения современных технологий и подходов, загадки могут сыграть ключевую роль в современном образовательном процессе для дошкольников.
Список использованной литературы.
Бодрова Е. В. Юдина Е. Г. (2020) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей»
Петрова, Н. А. (2015). Развитие речи у детей дошкольного возраста: теория и практика. Москва: Просвещение.
Костюк, Н. И. (2017). Игровые методики в обучении детей: от загадок до диалогов. Санкт-Петербург: Речь.
Зимняя, И. А. (2016). Креативные подходы в обучении дошкольников: загадки и игры. Омск: Омское издательство.
Соловьева, Т. В. (2018). Методы активизации речевой деятельности у детей. Киев: Издательство «Академия».
Эвентова, Н. В. (2014). Загадки и развивающие игры для детей дошкольного возраста. Москва: Развитие.
Статьи и исследования
Морозова, Е. Л. (2019). "Влияние загадок на развитие речевой активности у детей дошкольного возраста". Психология образования, 3(2), 45-58.
Коваленко, И. В. (2020). "Роль загадок в формировании когнитивных и коммуникационных навыков у детей". Научные записки, 54(1), 12-19.
Тихонова, А. Ю. (2021). "Загадки как средство развития языковых умений у дошкольников". Вопросы дошкольного образования, 5(4), 78-84.
Литература для родителей и педагогов
Семёнова, Л. И. (2018). Загадки для детей: развиваем речь и мышление. Москва: Издательство «Мир».
Ширшова, Н. А. (2017). Как воспитать умного ребенка: игры, загадки и занятия. Санкт-Петербург: Речь.
Онлайн-ресурсы
Федеральный информационный центр по образованию. (2022). "Методические материалы по развитию речи у детей". Доступно на сайте federal-education.ru
Научные публикации в журнале «Психология и образование» доступны на платформе cyberleninka.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...

