Программа дополнительного образования «Русская изба»
рабочая программа (старшая группа)

Сукач Марина Юрьевна

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей, ведь не даром говорят: «Все начинается с детства». Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Чтобы научить ребенка, педагогу надо сначала самому погрузиться в атмосферу народной культуры, почувствовать глубину и содержание изучаемого материала. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkaya_izba.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

 Принято                                                                             УТВЕРЖДАЮ                                                

Педагогическим советом                                                                         Заведующий  МБДОУ

МБДОУ «Детский сад «Снежинка»                                                 «Детский сад «Снежинка»

                                                                             _____________ Зорина Е.В.

                                                                                                         Приказ № ___  от ___ 2022   г.

Программа дополнительного образования

интерактивный проект

 «Русская изба»

(старшая группа)

Разработал:

Воспитатель Сукач М.Ю.

 

г. Гагарин

2022   г.

                                                     

 Меняются времена, эпохи, люди,

 но вечным остается стремление человека

                                                                 к добру, любви, свету, красоте, истине.

    Натарова В.И.

 

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей, ведь не даром говорят: «Все начинается с детства». Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Чтобы научить ребенка, педагогу надо сначала самому погрузиться в атмосферу народной культуры, почувствовать глубину и содержание изучаемого материала. Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

 Чтобы пробудить в детских сердцах подлинный интерес к своей Родине, ее истории, обычаям, языку, культуре, очень важно найти близкие душе и природе детей формы работы.  

Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства.    

Задачи:

1. Познакомить дошкольников с видами русского фольклора (сказки, пословицы, потешки, хороводы).

2. Познакомить с народными традициями и праздниками.

3. Познакомить с декоративно-прикладными промыслами.

4. Прививать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, художественный вкус.

5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

6.  Воспитывать духовно-нравственные качества: уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, доброту.

Примерное планирование обучающе- познавательной деятельности в старшей группе.

Сентябрь

            Тема

         Задачи

       Содержание

             ИЗО

                     ИГРА

1 «Сентябрь – рябинник»                       Муз рук .

Уточнить знание о приметах осени.

Познакомить с народными поговорками. приметами сентября.

Загадки.

Поговорки

Приметы

 Русская народная песня «Яблочко». Хоровод «Вейся капуста»

 

 Игра                            «Ручеёк»

2 «Вершки да корешки»

Закрепить знания детей об овощах, способах их употребления. Продолжать загадывать загадки. Воспитывать желание слушать русские народные сказки.

Загадки.

Сказка «Мужик и медведь»

Дидактическая игра «Вершки и корешки».

 

Р.н. игра «Огородник»

3 «Семёнов день».

Рассказ о Семёновом дне, народных приметах и обычаях. Воспитывать желание участвовать в р. н. играх, умение отгадывать загадки.

Загадывание загадок: муха,

комар, блоха, таракан.

Рассказ сказки.

Игры детей.

 

Р.н. игра «Муха»

 4 «Народная вышивка.»

Познакомить детей с искусством вышивки. Восхищаться многообразием предметов прикладного искусства, любить его, испытывать уважение к народным мастерам.

Рассматривание вышивки: полотенце, дорожка, подушка - думочка, фартук

Обратить внимание на цвет, элементы узора (растительные узоры)

Рисование + аппликация

«В саду горит огонь рябины красной»

(листья вырезать, ягоды – пальцем)

«Кружева»

Октябрь

Октябрь                                 1 «Октябрь – свадебник                      Муз рук.

 Продолжать знакомить детей с русскими обрядами Воспитывать желание участвовать в русских народных играх.  

 Поговорки. Загадки Инсценировка                                                                 Р. н. и «Ай  гучу»  

 

Р.н. игра                                 « Бояре»

2 «Октябрь пахнет капустой»

 Беседа о характерных для октября явления природы . народных   обычаях и праздниках (Покров,  Сергеев день)    Воспитывать желание участвовать в русских народных играх, слушать сказки, отгадывать загадки.

Знакомство с предметами обихода деревянным корытцем, тряпкой.

Русская народная игра «Баба Яга».

Загадывание загадок    Пальчиковая гимнастика:

Рубка капусты.

 

Р.н.  игра «Баба  Яга»

 3  «Весёлая ярмарка»

Рассказать детям об истории возникновения дымковской игрушки. Воспитывать желание знакомиться и гордиться игрушкой, созданной нашими земляками. Развивать эстетическое и эмоциональное восприятие.

Рассматривание игрушек

Чтение стихов о дымковской игрушке.

«Гуси на прогулке» - игра.

Словесная игра «Назови игрушку».

Рисование «Ярмарка»

Р  н . игра «Карусели»

 4  «Хлеб  всему голова»

 Беседа с детьми: «Откуда хлеб пришёл?» Знакомство со старинным   орудием труда (серп)

Рассматривание иллюстраций.   Чтение пословиц и поговорок о хлебе.

 

 Р.н игра

1    « Нитки и ткачества»

 Продолжать знакомство детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме «Нитки и Ткачество». Обогащать опыт детей, развивать зрительные и тактильные анализаторы. Воспитывать интерес к русской культуре.

Наблюдение за прядением ниток. Рассматривание веретена, прялки. Загадки о прялке, о веретене. Игра» Смотай клубочек» Дидактическая  игра: «Для чего нужна нитка»

 Плетение »Коврик»

Игра                         «Иголка, нитки, узелок»

 2 «Гусли»                    Муз. рук

 Дать представления детям о русском инструменте –  Гуслях ,о способах игры  на нём , о его  тембровым звучанием

Загадки. Слушание фрагментов  музыкальных произведений :                       « Русские гармошки»  « Я   с     комариком      плясала»                                        « Уральские самоцветы»

 

 И гра                           « Какой инструмент звучит – изобрази ?»

3«Кузьминки об осени одни поминки»

(итоговое развлечение)

Обобщить знание об осени через загадки, поговорки, пословицы. Продолжить знакомство с праздником «Кузьма – Демьян». Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с этим праздником. Загадывание загадок, повторить р. н. игры «Кузнецы», «Куры и ворон». Воспитывать желание водить хороводы и петь частушки.

Рассказывание сказки.

Пальчиковая игра «Кашка - малашка»

Р.н. игра «Кузнецы»

Р.н. игра «Куры и ворон»

Загадки о гармошке и дудочке.

Пение частушек.

 

 Игра  «Куры и ворон»

4 «Бабушкин сундук»

(женский костюм).

Показать различие девичьей и женской одежды. Развивать художественный вкус, творческое воображение

 ( на примере вышивки)

Рассматривание сарафана

Рассматривание рубахи.

Головные уборы.

Примерка костюма девочкой.

   

Игра «Золотые ворота».

1« Здравствуй зимушка – зима»  Муз. рук

 Беседа о характерных  особенностях декабря с использованием  пословиц и поговорок .

Разучивание заклички:                                           «Приходи  зима , приходи красна» Разучивание с детьми  мелодии и слова   1-го куплета  песни «Как на тоненький ледок»

 

   

 Игра                                 « Ты Мороз»  

2   «Бабушкин сундук « (мужской костюм)

Познакомить с русской народной одеждой мужчин. (Рубаха-косоворотка, штаны – порты, кушак-пояс). Отразить красоту, пользу, прочность.

Рассматривание рубаха, порты, картуз.

Примерить костюм мальчику.

 

«Бояре»-игра

3 «Проказы старухи зимы»

Развивать интерес детей к природе родной страны, через сказки, загадки,    Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Пословицы о декабре, зиме.

Загадки о снеге, морозе, льде.

Чтение сказки: К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

 

 

4« Новогодняя ёлка»

  Зажечь искорку интереса к жизни народа в разные времена на Руси. Дать представление о традиции встречи Нового года. Украшение ёлки в Русской избе.  

Беседа о праздновании Нового года.  Чтение сказки « Нового  дня ёлка» Коллективная работа ; « Ёлочка нарядная»  

  Украшение для ёлочки из бумаги   » Новогодняя игрушка»        

  Р.н игра             « Два       мороза «

 

1« Пришла коляда – открывай ворота» Муз .рук                                                  

 

Познакомить детей с рождественскими праздниками, колядованием. Разучивание колядок.

 Рассказывание о рождестве. Разучивание колядок.

 

 

Р.  Н.  игра «Бабка Ёжка»

2 «Гончары»

 Познакомить детей   с гончарным промыслом. Учить детей по внешнему виду различать крынку, творожницу, носоватик. Воспитывать бережное отношение к труду гончаров.

   

 Путешествие в город мастеров. Дидактическая игра «Назови правильно» Знакомство со старинной глиняной посудой: носоватик, творожница, крынка

 

 Вырезывание из бумаги - «Творожница»

« Крынка» Роспись .

  Р. Н игра                            «Горшки»

 3 «Гуляй ,да приговаривай! Январь –просинец»

 Беседа о характерных особенностях января, приметы, пословицы.

 Знакомство со сказкой                                     « Морозко» .

 

 Хоровод  -         «Ходит Ваня»

 4«Друг за дружку держаться – ничего не бояться».

Уточнить представления детей о дружбе, взаимовыручке на основе сказки, пословиц. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Чтение р.н. сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный»,

Беседа по сказке – что, значит, быть друзьями?

Вспомнить пословицы о дружбе.

  Февраль    

 

 

Игра -«Дрозд».

1 «Кукла-скатка».

Познакомить детей с куклой, имеющей для наших предков обереговое значение, охранительную силу. Помочь детям уловить дух русского костюма, его колорит, яркость и содержательность одновременно. Воспитывать доброжелательное отношение к рукоделию наших бабушек.

Рассматривание корзины рукоделия.

Рассматривание куклы-скатки.

Воспитатель делает куклу.

Дети участвуют в подборе одежды.

Рассказ об обереговом значении куклы.

 

«Жмурки».

2 Куклы из бабушкиного сундука

 

 

 Экскурсия в музей

 

3 «Богатыри».

Расширять кругозор детей на основе исторического материала, картины, доступного пониманию детей. Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время.

Рассказ воспитателя о защитниках земли русской.

Рассматривание картины «Богатыри» В.Васнецова.

Беседа по картине, обратить внимание на одежду, доспехи, оружие.

 «Доспехи»

 Обрывная аппликация

 

«Петушиный бой».

 4 «Февраль зиму замыкает»                 Муз . рук .

  Познакомить детей с характерными особенностями февраля с народными праздниками этого периода, с песнями, народными прибаутками и традиции связанные с ними.  

 

 Прибаутки. Слушании  песен:                              «Я вам ребята старину расскажу»                                      «Как у нашей Дуни»

 

 Игра                     «Жмурки»

1 «В воде купался сухим остался»

 Дать детям возможность понаблюдать процесс изготовления игрушки «Гусь» скульптурным способом.  Закрепить знания детей в процессе заготовки из глины.

 Наблюдение за изготовлением игрушки. Р.н  игра «Гуси – Гуси» Игровое упражнение «Гуси- Гуси»

  Лепка » Гусь»

 Игра «Гуси –Гуси»

 2«Ходят гуси вереницей»

акрепить знания о дымке. Рассказать детям о современных способах беления дымковской игрушки.    

 Беление игрушки Рассматривания узора дымковской игрушки

Уточнить цвет. Наблюдение за работой.

  Роспись игрушки « Гусь»

   

 3 «Госпожа честная масленица»                                         Муз рук.

 Познакомить детей с праздником масленица, с народными приметами, обычаями, связанными с ним. Разучить хороводные песни, масленичные песни.    

 

Просмотр мультфильма «Снегурочка»                                      Заучивание заклички                                        «Солнышко»                                              Слушание  и разучивание  русской народной песни                                 «Блины»  

 

 Игра                          «Гори – гори ясно»

4«Чудесный сундучок».

 

Продолжить знакомство с чудесным сундучком. Закреплять знания о предметах обихода в деревне.

Загадки: зеркало, шапка, лапти.

Игра «Отгадывание».

 

 

Игра -«Отгадывание».

1«Никитин день»- 16 апреля

Познакомить детей с днём Никиты – это праздник озёр, рек, ручьёв, которые олицетворяют сказочный образ Водяного. Продолжить знакомство детей с русским фольклором: сказкой, игрой, обрядами.

Рассказывание об обрядах, связанных с этим днем (гостинец водяному)

Р. н. игра «Озеро, ручеёк».

Сказка «Никитин день».

Р.н. игра «Водяной».

 

Игра -«Водяной».

2«Благовещение»  Муз рук.

Познакомить детей с празднованием одного из любимых народных праздников: третьей, решающей встрече весны – Благовещенье. Заучивание заклички                        « Жаворонушки»

Рассказ о празднике   «Благовещенье». Заучивание заклички «Весна приди» , «Жаворонки прилетайте»

 Р.н. игра «Жаворонок».

Игра «Воробушек».

 

 

  Игра                                 «Тетера»

3 «Вербное воскресение»- 25 апреля

Познакомить детей с празднованием «вербного воскресения». Дать знания о лечебном значении вербы. Воспитывать желание принимать активное участие в беседе и русской народной игре.

Рассматривание веток вербы.

Рассказ о лечебной силе веток.

Р.н. игра «Займи место».

 

Аппликация из подручных материалов (вата, салфетки)«Ветка вербы».

«Ручеёк».

 4  «Гуляй, да присматривайся

(итоговое)

Продолжить знакомство с культурным наследством: сказкой. Знакомить с народными приметами весны.  Закрепить знания детей о характерных признаках весны.  

Вспомнить приметы весны (на основе наблюдений)

Познакомить с народными приметами.

Чтение сказки «Как весна зиму поборола».    

 

 Игра -«Воробей».

1 « Святая Пасха  « Муз рук

Познакомить детей с праздником пасхи. Рассказать об обычае на пасху – обмениваться яйцами, о значении этого действия. Воспитывать желание играть в р. н. игры.

Приметы на пасху.

Закличка «Солнышко-вёдрышко». Слушание русской народной прибаутки Патока с имбирем.

 

 

Игра                                «Катание яиц с горки».

2 «Кукла-засыпанка»

Показать детям способ изготовления Куклы-засыпанки, (по способу Куклы-Скатки). Продолжать знакомить детей с культурным наследием русского народа, через колыбельные песни. Воспитывать положительные эмоции.

Показ куклы-засыпушки.

Рассматривание, обследование.

Показ способа изготовления.

Пение колыбельных песен.

 

Игра «Займи место».

3 «Ковёр    самолёт»

Показать детям, что лоскутное шитье-это художественная работа, приносящая в дом пользу и красоту, бытовое удобство и духовность настоящего искусства. Воспитывать вкус, фантазию.

Мини-выставка «Лоскутная сказка»

Показ способа  изготовления  

Аппликация «Ковёр- самолёт», (из ткани)

Р.н. игра «Солнышко-вёдрышко».

4 «Посиделки у самовара»

Познакомить детей с русской культурой чаепитием. Воспитывать любовь к   культуре    русского народа.

Загадывание загадок о предметах   обихода.                                                   Игра: «Матрёшечка – матрёшка»  

 Заучивание частушек.

Игра на ложках.

Методическое обеспечение:

1. Парциальная программа  «  Приобщение детей детей к истоком русской народной культуры»О.Л.Князева , М.Д Маханева.

2. «Жаворонушки» Г. Науменко.

3. «Твои первые песни» В. Попов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Русский быт"

Рабочая программа дополнительного образования "Русский быт"...

Программа дополнительного образования "Русский язык в картинках" для старшего дошкольного возраста.

Программа предполагает обеспечить иноязычных детей уровнем владения русским языком таким, который достаточен для усвоения программного материала с неродным русским языком....

Мониторинг результатов освоения воспитанниками программы дополнительного образования «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на начало и конец 2019-2020 учебного года

Мониторинг результатов освоения воспитанниками  программы дополнительного образования  «Русский быт» для детей 6-7 лет (включительно) по итогам педагогической диагностики на нача...

Программа дополнительного образования «Русские народные подвижные игры»

Программа дополнительного образования   «Русские народные подвижные игры»...