Нарушения в речевом развитии дошкольников и коррекция их посредством подвижных игр
методическая разработка (старшая группа)
Нарушения в речевом развитии дошкольников и коррекция их посредством подвижных игр
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушения в речевом развитии дошкольников и коррекция их посредством подвижных игр.
Звуки - основной строительный материал человеческой речи и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении детьми письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
У детей с нарушением речевого развития наблюдаются общая смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость.Эти нарушения речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата).Неправильные импульсы из коры или нарушение проведения их расстраивают функцию периферических органов речи. Действуя длительное время, такое нарушение может привести даже к мышечной атрофии.
Многие дети этой группы часто отличаются общей моторной неловкостью, они с трудом переключаются с одного вида движений на другой. Незрелость эмоционально-волевой сферы у этих детей сочетается с недостаточным уровнем умственной работоспособности, эмоциональной лабильности, иногда - двигательной расторможенностью, повышенной аффективной возбудимостью.Для некоторых из них, напротив, характерны повышенная неуверенность, медлительность, несамостоятельность.
Для обучения таких детей необходимы особые коррекционные методики, разработанные с учетом характера и механизмов выявленных нарушений. Ранняя профилактика, дальнейшая комплексная и индивидуальная коррекция нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи, учитывая распространенность указанной речевой патологии, становится всё более актуальной.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.Особую значимость в развитии детей дошкольного возраста имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, соревновательные и спортивные развлечения. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, способствующие саморазвитию личности на основе выявления интересов, склонностей, способностей детей к двигательной деятельности.
Виды используемых активных игр для речевого развития:
1.Игры с элементами логоритмики. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
2.Игры с элементами дыхательной и пальчиковой гимнастик. Исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
3. Подвижные игры. Освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста неподвижности на занятиях, включая в работу разные уровни регуляции. Развивают ориентировку в пространстве, активизируют непроизвольное внимание, а так же нормализуют эмоционально–волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Для успешной реализации разработанной системы занятий с данной категорией детей должны быть соблюдены следующие условия:
-игровая форма проведения занятий, с включением сюрпризных моментов;
-обучающие задания и упражнения должны быть увлекательны;
-использование большого количество наглядного материала;
-соблюдение временного режима проведения занятий;
- планирование по спирали: на каждом последующем занятии усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки детей должны не только закрепляться, но и усложняться;
- необходим учет эмоционального состояния ребенка;
- активная позиция педагога.
Во время организации занятий с элементами развития речи посредством подвижных игр, нужно исходить из того, что работа по формированию отдельных компонентов речи служит формированию высказывания, которое является единицей речевой деятельности. В связи с этим нужно подчеркнуть, что каждое занятие, помимо отработки самой техники речи, должно быть ориентировано на развитие коммуникативных возможностей ребенка, что отрабатываемые слова и словосочетания должны включаться в детские высказывания, что необходимо развивать речевую инициативу детей, поощрять их активность в работе над речью и общению друг с другом.
При создании комплекса подвижных игр для детей с нарушением речевого развития использовались методические материалы Дуровой Н.В.[1],Колесниковой Е. В.[2], Леоновой О.А. [4]. Данные игры могут быть использованы логопедами – практиками, воспитателями и специалистами дошкольного образования при коррекции общего недоразвития речи у дошкольников, а так же профилактики данных нарушений.
Примеры подвижных игр для развития речи
«Кто ты?»
Цель игры: развитие слухового внимания и памяти. Развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: карточки с изображением животных.
Описание игры: педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает движениям и крику животного, а остальные дети должны угадать, какое это животное.
«Стук по стук исправь звук»
Цель игры: различение слов, близких по звуковому составу.
Оборудование: резиновый средний мяч.
Описание игры: педагог произносит стихотворение:
«Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей».
Дети в такт отбивают мяч об пол. Если вдруг слышат «неправильное» слово,
останавливаются и исправляют «ошибку» педагога.
«Прыг-скок угадай слог»
Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.
Оборудование: синие и зеленые гимнастические обручи.
Описание игры: педагог произносит цепочки слогов с мягкими или твердыми согласными звуками. В зависимости от мягкости/твердости звука дети запрыгивают то в зеленые, то в синие обручи.
«То скачу, то жужжу»
Цель игры: дифференциация слогов с оппозиционными звуками.
Описание игры: педагог предлагает детям, если услышат слоги со звуком [З]- прыгать как Зайчики, если со звуком [Ж] летать как Жуки. Далее педагог произносит цепочки слогов с заданными звуками.
«Поймай слог»
Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.
Оборудование: резиновый средний мяч.
Описание игры: педагог произносит цепочку слогов(са-са-за-са…), ребенок ловит мяч на повторяющийся слог(са), но на слог(за), мяч НЕ ловит. (по принципу съедобное/несъедобное).
«То зеленый, то синий»
Цель игры: дифференциация слогов с твердым или мягким согласным.
Оборудование: синие и зеленые резиновые средние мячи.
Описание игры: педагог произносит слоги, то с мягкими, то с твердыми согласными. Ребенок в зависимости от согласного в слоге кидает педагогу то синий, то зеленый мяч.
«Синий мяч, зеленый мяч, звук ты верно обозначь».
Цель игры: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Оборудование: синие и зеленые резиновые средние мячи.
Описание игры: у детей, которые стоят в шеренге, в руках мячик(синий или зеленый). Педагог дает первому ребенку мяч (синий/зеленый) и произносит согласный звук (твердый/мягкий) в соответствии с цветом мячика. Если у ребенка получаются оба мячика синего(зеленого) цвета, он произносит только твердый(мягкий) согласный и передает мячик дальше. Если два мячика разного цвета(и синий, и зеленый), произносит любой звук, но передает соответствующий мячик.
«Заблудились в лесу-АУ!»
Цель игры: дифференциация гласных звуков.
Оборудование: средний резиновый мяч.
Описание игры: педагог нараспев произносит цепочку из гласных звуков: «ы-о-и-а-у-э-о-и-у-э-о-а-у-...». Дети передвигаясь на корточках по кругу катят мячи, но как только слышат в цепочке сочетание [ау], встают и повторяют это звукосочетание.
«Звуки гласные поем и играем мы с мячом »
Цель игры: выделение гласного звука на фоне слова.
Оборудование: резиновый красный мяч.
Описание игры: педагог катит мяч ребенку и произносит слово, если в слове есть заданный звук, ребенок катит мяч обратно утрированно пропевая гласный звук при произнесении слова, пока катится мяч.
«Стучалочка»
Цель игры: определение первого гласного звука в слове.
Оборудование: резиновый красный мяч.
Описание игры: педагог бросает мяч ребенку и произносит слово наинающееся с гласного звука (обувь, отдых, утка, утро, аист, август, Ира, Инна, эхо и т.д.), ребенок повторяет слово, ударяя мячиком об пол, делая акцент при произнесении первого гласного звука в слове и возвращает мяч педагогу.
«Мяч кидай и звуки поменяй»
Цель игры: определение звука в середине слова.
Оборудование: резиновый красный мяч.
Описание игры: педагог кидая мяч ребенку, произносит слово(из 3-х звуков: сок, бык, ток, мал, бак, лак,…) и просит заменить звук в середине слова, например на звук [у]. Ребенок кидает мяч обратно и произносит новое слово.
«Живые звуки»
Цель игры: определение последовательности звуков в слове.
Описание игры: например, одному ребенку дается — звук [С], другому — [О], третьему — [К]. Эти дети громко и четко называют свои звуки. Затем они прячутся, и педагог приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
Список литературы:
1. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М: Мозаика-Синтез, 2003- 112с.
2. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет - М.: Гном и Д. – 2012- 80 с.
3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, М.: Просвещение, 1967 (отредактирован 21.10.10) , (ссылка:http://www.twirpx.com)
4. Леонова О.А. Коррекция нарушений у дошкольников в играх с мячом: Практическое пособие- СПб, изд-во Детство-Пресс, 2013-96 с.
5.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000- 80с.
Структурное подразделение
«Тат-Пишленский детский сад»
МБДОУ «Детство»
Рузаевского муниципального района
Выступление
на методическом объединении
воспитателей коррекционных групп
на тему: «Нарушения в речевом развитии
дошкольников и коррекция их
посредством подвижных игр»
Подготовила: воспитатель Калякулина Н.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Коррекция нарушений в речевом развитии дошкольников посредством подвижных игр.
Нарушения ечечвого развития у дошкольников. Виды игр и комплекс игр для коррекции и прафилактики нарушений речевого развития дошкольников....

Коррекция нарушения опорно- двигательного аппарата разной этиологии посредством скандинавской ходьбы
В настоящее время становится все больше детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которое возникает из-за слаборазвитой мускулатуры у детей. Си...

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"...

Презентация «Развитие двигательной активности у детей с нарушениями ОДА посредством подвижных игр»
laquo;Развитие двигательной активности у детей с нарушениями ОДА посредством подвижных игр»...

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

