Проект "Свойства воды и песка"
проект (старшая группа)

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody_i_peska.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Свойства воды и песка»

Тип проекта:

групповой (дети, родители, педагоги).

Вид проекта – исследовательский.

Возраст детей: 4-5 лет

Участники реализации проекта

Воспитанники: дети средней группы

Родители детей средней группы

Срок работы по исследовательской: краткосрочный (1 месяц)

Актуальность: 

Проблема: опыты и экспериментирование – это то, что помогает узнать окружающий мир полнее, взглянуть на него по новому, обеспечивает разностороннее развитие и доставляет радость?

     Одним из самых  эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники почувствуют себя учеными, исследователями. Узнают о свойствах воды и песка.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

 

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.

 Именно ФГОС ДО способствует поддержанию разнообразия детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способствовать расширению знанию детей о свойствах сухого и мокрого песка, о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами песка, воды.

Учить обращаться с песком осторожно, не рассыпать.

Развивающие:

Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия

Развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности. Обогащать словарный запас.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества ребёнка во время его общения с природой

Воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей (опрятность, аккуратность).

Области образовательного процесса:

Коммуникация: дети общаются между собой в ходе эксперимента, делают выводы, в процессе обсуждения выбирают правильное решение поставленных задач.

Познание: дети получают знания о свойствах воздуха.

Чтение художественной литературы: чтение стихотворений, загадывание загадок, знакомство с пословицами, поговорками о природе.

Музыка: слушание музыкальных произведений из цикла «Звуки воды, воздуха и  песка».

Физическая культура: проведение подвижных игр.

Безопасность: соблюдение правил безопасности при проведении опытов и экспериментов Художественное творчество: рисование на тему “Вода, воздух и песок”

Труд: помощь воспитателю при подготовке к проведению опытов.

Социализация: освоение правил и норм поведения во время бесед,

проведении игр, занятий .

 

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

1.Подбор методической литературы.

2.Составление плана проектной деятельности.

3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком,

 

Оборудование для экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, песок, вода, трубочки, мыло.

 

 

Основной этап:

Проведение опытов и экспериментов в летний период

 

 

Заключительный этап:

 

Организация фотовыставки работ детей по экспериментированию. Представление презентации родителям.

 

 

 

Содержание проекта

 

Дата Тема

Цели

Материал

2.08.2022

«Узнаем, какая вода» 

Цель: познакомить со свойствами воды – текучестью.

Таз с водой, стаканчики

4.08.2022

«Свойства воды»

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода бывает тёплая, горячая, холодная.

Чайник с горячей водой, таз с холодной водой

5.08.2022

«Вода прозрачная»

Цель: познакомить со свойствами воды – прозрачностью.

Стаканы с водой, маленькие игрушки

8.08.2022

«Тонет – не тонет»

Цель: приобщать к навыкам экспериментирования; высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: из каких материалов предметы тонут, а из каких – нет.

Стаканы с водой, небольшие игрушки

10.08.2022

«Разноцветная вода»

Цель: уточнить знания о свойствах воды, показать, как можно сделать воду цветной.

Стаканы с водой, краски, кисточки.

12.08.2022

«Сухой песок»

Цель: познакомить со свойствами сухого песка (состоит из песчинок, мелкий, легко сыплется).

Ведерки, воронки, ситечко.

 

15.08.2022

«Мокрый песок»

 

 

 

 

Цель: познакомить со свойствами мокрого песка (рыхлый, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

 

Ведерки, таз с водой.

17.08.2022

«Вода очень полезна для растений»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды через поисково-исследовательскую деятельность. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Ведерки с водой.

19.08.2022

Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, делать выводы.

Вывод: Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, сухой песок рассыпается

Таз с водой, формочки

 

 

 

 

 




22.08.2022

«Растворимость веществ в воде»




Цель: раскрыть понятие о том, что один вещества растворяются в воде, а другие нет.

 

Стаканы с водой, сахар, песок, земля, глина.

23.08.2022

«Следы»

Цель: дать детям представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).

Поднос, вода, песок.

24.08.2022

«Сеем, сеем, просеиваем




Цель: учить действовать ситечком – просеивать песок;

В данной игре воспитатель учит детей просеивать песок через сито: нужно крепко держать сито за ручку,  аккуратно делать движения рукой в разные стороны, таким образом, песок просеивается.

Ситечко, сухой песок.

25.08.2022

« Рисуем палочкой на песке»




Цель: побуждать детей  к творчеству

    Воспитатель предлагает ребенку порисовать, только не карандашами, а волшебной палочкой

Разносы с мокрым песком, палочки.

26.08.2022

«Речка и ручеёк»

 

 

 

 Закрепить   знания детей о свойстве песка - удерживать воду.

Формировать понятия «широкий», «узкий», «большой», «маленький».

Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитывать аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами.

Песок.

Узкий и широкий совок.

Мерные стаканчики.

Ведро с водой.

Большой и маленький бумажные кораблики.

29.08.2022

«Изготовление творческих работ из песка»

 

 

 

 

 

Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Закрепить  умение пользоваться ситом.

Развивать  общую и мелкую моторику.

Воспитывать положительное отношение к персонажу, желание помочь.

 

 

Картон по количеству детей, клей пва

Ожидаемые результаты по проекту:

 для детей:

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично.

Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой.

Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

для родителей:

Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.

 

Используемая литература

1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – Владимир БОИУУ, 2001.

3. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. №2.

4. Рыжова Н.А. Волшебница – вода /Текст/ Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

5. Подьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с водой и песком

Изучаем свойства песка и «печем куличи»         Любому ребенку игра с песком доставляет большое удо­вольствие. Предложите малышу инструменты: совочек, ведер­ко,...

Оборудование для игр с ветром, водой и песком

Летнюю работу с детьми в детском саду принято называть оздоровительной, она имеет свою специфику. Важно всемерно использовать благоприятные для укрепления здоровья детей...

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

КОМПЛЕКС РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ В ЦЕНТРЕ «ВОДЫ И ПЕСКА» 2-3 лет

Данный комплекс расчитан для детей 1 младшей группы (ясельный возраст)...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ И ПЕСКА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ   СО СВОЙСТВАМИ  ВОДЫ   И    ПЕСКА...

Игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития

игры с водой и песком для детей с задержкой психического развития...