«Образовательная ситуация по ознакомлению дошкольников с традициями русского народа по картине «Масленица» (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Акинчиц Елена Вадимовна

 

Цель:

Расширение знаний о русских традициях, при помощи картины «Масленица»; формирование личности ребенка-дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Полярные Зори «Детский сад № 7»

Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» – «Воспитатель года Мурманской области» в 2025 году

«Образовательная ситуация по ознакомлению дошкольников с традициями русского народа  по картине «Масленица»

(подготовительная  к школе группа)

F:\картина 2.jpeg

Воспитатель Акинчиц Е.В.

г. Полярные Зори

2025г.

Актуальность.

Нравственно – патриотические качества стали наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В последние годы возник ценностный вакуум, бездуховность, отчужденность человека от культуры, как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у детей, мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры – все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно, они равнодушны к чужому горю, к родным, к окружающему миру. Все это ставит общество перед опасностью моральной деградации. Поэтому на современном этапе так актуально встала проблема в нравственно – патриотическом воспитании детей.

Целью Федеральной общеобразовательной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Образовательный процесс по нравственно-патриотическому воспитанию выстраиваю с учетом определенных принципов:

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека.

Принцип систематичности – имеется в виду непрерывность и регулярность занятий.

Принцип комплексности - предполагает взаимосвязь с разными видами деятельности ребенка.

Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, селу, краю.

Все названные принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию нравственно – патриотической деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Цель:

Расширение знаний о русских традициях, при помощи картины «Масленица»; формирование личности ребенка-дошкольника на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие творческого воображения — способность самостоятельно создавать речевые зарисовки по картине.
  • Способность делать самостоятельные выводы — установление и объяснение взаимосвязей между объектами на картине с учётом разных уровней связей.
  • Умение перевоплощаться — развитие через составление связного творческого рассказа от первого лица.

Обучающие:

  • Обогащение словаря — введение новых слов-определений, сравнение предметов.

Воспитательные:

  • формировать качества творческой личности — уверенности в собственных творческих способностях и самовыражении
  • воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни.

Используемые технологии, методы и приемы, активизирующие деятельность детей и обеспечивающие реализацию требований ФГОС ДО в организации образовательном процессе:

  • Личностно-ориентированное взаимодействие
  • Здоровьесберегающие
  • ТРИЗ
  • Использование элементов «Умной среды» (подзорная труба)
  • ИКТ

Оборудование: проектор, картина, муляжи подзорных труб, как элементы умной среды  (изготовлены детьми)

Организационный момент.

При рассматривании картины «Масленица» запланировала использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ); разнообразных игровых приемов, которые объединят общим сюжетом, обеспечив естественный переход от одного вида деятельности к другому.                                                          

Игровой прием «Подзорная труба» позволит ребенку сначала назвать объекты на картине.

Игровой прием «Введение в картину» - установить взаимодействие между изображенными объектами.

В заключении я использую игровой прием по составлению рассказов от лица разных героев. Воспитанники вживаются в образ и составляют рассказ от первого лица.

Предложив ребенку сделать рисунок к рассказу, мы научим его иллюстрировать собственные тексты.

Таким образом, в результате занятия с применением элементов ТРИЗ у воспитанников незаметно снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается логика мышления, воображение; даст воспитанникам способность ощущать, чувствовать, мыслить и выстраивать свою деятельность.

Предварительная работа:

  • беседы о народных праздниках, традициях
  • рассматривание иллюстраций, картин
  • чтение художественной литературы
  • разучивание народных игр
  • обогащение развивающей среды
  • просмотр мультфильмов, тематических роликов, презентаций

Ход занятия:

Организована игра «Блины».

Раз, два, три, четыре, пять

Будем блинчиком играть

Блинчик я себе не дам,

Ну а другу – передам (по кругу передаем блин).

Действие повторяется

Слышен звук мобильного телефона. Приходит сообщение от директора музея «Я люблю тебя, Русь». Она предлагает детям нарисовать картину для новой экспозиции музея, посвященной народным праздникам и традициям.

Воспитатель показывает детям картину; ведет диалог с детьми о содержании картины «Масленица».

В:  - что изобразил художник на своей картине?

- какие объекты вы отметили для себя как наиболее значимые?

 - что происходит?

- какой праздник изображен?

- как мы сможем написать такую картину за столь короткое время?

- что поможет нам рассмотреть детально  все объекты картины?

Ответы детей……(подзорная труба).

При помощи приема социоигровой технологии определяем фрагмент картины для рассматривания.

Воспитатель, используя прием ТРИЗ «Ожившая картина», мотивирует детей на  «вхождение» в картину.

В: Каждый из вас через подзорную трубу рассмотрит свою часть картины и расскажет какие же объекты он видит (каждому ребенку предложена свой фрагмент  картины);

Д: ответы детей….( Я вижу в верхнем правом углу картины…..)

В:  сколько всего  мы увидели!  Наша картина имеет много деталей, которые хочется с удовольствием рассматривать.

Вы  помните какой праздник отмечают горожане? Для чего они собрались на площади?

Д:   ответы  детей

В: Какое настроение у людей на картине? Какая она масленица?

Д:  ответы детей

В: Вы правы.  Чувствуется  веселье, счастье. Мне захотелось очутиться на этом празднике. У вас появилось такое желание?

Тогда закроем глаза и  представим себе, что мы перенеслись в картину. Откройте глаза,  ребята. Вот мы и в картине.

В: В какой объект бы вы хотели превратиться? Подумайте и расскажите каждый о себе: Для чего ты здесь? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?

Д: предполагаемые ответы детей (Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня…..»). Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа.

Воспитатель дополняет и распространяет ответы детей образными выражениями, определениями….

В: отлично! Вы так интересно о себе рассказывали.

«Вокруг себя мы покружились и в ребят мы превратились».

В: Молодцы! Вы все сегодня придумывали, фантазировали, интересно рассказывали об объектах.  А всему этому нас научила «волшебная» картина.

В: Ребята,  вы помните просьбу директора музея?  Готовы написать собственную картину? Каждый из вас зарисовывает свой объект, а дальше мы их соединим в одну общую картину и  подарим музею.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Картотека  образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями....

Картотека образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представ...

Проект на тему: Музей под открытым небом « Ангарская деревня», как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа.

Музей " Ангарская деревня", как средство ознакомление дошкольников с традициями русского народа....

Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению дошкольников с баснями И.А. Крылова ( подготовительная к школе группа)

Представленный конспект является авторской разработкой. Образовательная ситуация развивает интерес детей к басням И.А. Крылова, к слушанию литературных произведений; воспитывает чувство патриотизма че...

Знакомство детей с историей и традициями русского народа. Занятие «Масленица» в подготовительной группе

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.Задачи:Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, си...

Картотека игровых образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с профессиями.

Картотека игровых образовательных ситуаций  по ознакомлению дошкольников с профессиями....