ДЕНЬ ЧАЯ
методическая разработка (старшая группа)
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА КО ДНЮ ЧАЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия «Международный день чая»
Цель:
• приобщать детей к русским народным традициям
Задачи:
• познакомить дошкольников с историей возникновения чая;
• познакомить детей с настоящим самоваром;
• пропагандировать здоровый образ жизни;
• расширять представления о полезных свойствах чая;
• создать радостное настроение у каждого участника развлечения.
Оборудование: тарелка с конфетами, два обруча, два ведерка, кубики, овощи, чайная и столовая посуда, скатерть, чай, фен, бублики, корзинки, трубочки, одноразовые стаканчики, молоко, лимон.
Ход развлечения:
1 Скоморох:
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние.
Торопись, честной народ!
Тебя развлеченье ждет.
2 Скоморох:
Дорогих гостей,
Ждет множество затей:
От души повеселиться,
Вкусного чайку напиться!
1 Скоморох: О, я вижу, к нам на чаепитие пожаловала почтенная публика! Вот тебе раз!
2 Скоморох: Ну что случилось? К чему эти крики?
1 Скоморох: Посмотри, сколько у нас гостей! И все пришли пить чай!
2 Скоморох: Сегодня же праздник!
1 Скоморох: Какой?
2 Скоморох: День чая!
1 Скоморох: Да ну? В таком случае – милости просим на угощение!
2 Скоморох: Эй вы, гости господа проходите все сюда!
1 Скоморох: Чай – это ведь самый распространенный напиток! Ты знаешь, откуда он появился у нас?
2 Скоморох: А ну-ка, расскажи! И все с интересом послушают!
1 Скоморох: Однажды, пять тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согревать воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листочков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.
Много старинных обычаев было и есть и на Руси. И один из самых добрых - это чаепитие. В русской избе под шум самовара велись душевные разговоры, и распивался ароматный чай. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Чай - это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Сейчас мы с вами рассмотрим, какой бывает чай, в каких баночках и пачках он попадает в магазин, а потом и к нам на чайную церемонию.
Чай бывает черный, зеленый, красный, фруктовый, травяной.
(Мини-выставка пачек и банок из-под чая).
По сложившимся традициям чай является завершением праздничного обеда. К нему подают сахар, лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники.
2 Скоморох : В России пили чай из самовара.
(Показ самовара).
На Урале самовар родился,
В девятнадцатом веке он в Туле очутился.
Самовары делали – медные, цветные.
А для очень богатых – даже золотые.
1 ребенок:
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром,
У него горят бока.
2 ребенок:
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар!
3 ребенок:
Самовар пыхтит, искрится.
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица,
Он своею добротой.
4 ребенок:
Лучше доктора любого,
Лечит скуку и тоску,
Чашка вкусного, парного
Самоварного чайку.
1 Скоморох:
А сейчас попробуйте отгадать мои загадки:
1. Был листок зеленым-
Черным стал, томленым:
Был листочек зубчатым -
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине -
Вот он в магазине. (Чай)
2. Бел как снег,
А в рот попал -
Там и пропал. (Сахар)
3. Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник —
Сам заварит, сам нальет. (Самовар)
4. Под одной крышей,
Четыре братца стоят. (Стол)
5. Как начнет говорить – разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать. (Чайник)
2 Скоморох: Мы с вами стихи читали, загадки загадывали, а теперь пора и поиграть.
Давайте вспомним, что мы делаем, когда ждем гостей? (Ответы детей). Правильно, наводим порядок.
Наш первый конкурс “Веселая уборка”.
Каждой команде мы дадим по ведерку, в котором лежат кубики. Первый ребенок добегает до обруча, высыпает кубики в обруч, бежит обратно, передает ведерко следующему ребенку. Второй бежит, собирает, бежит обратно, передает полное ведро следующему игроку. Тот высыпает и т. д.
Победительницей становится команда, которая справилась с “уборкой” быстрее.
1 Скоморох: Поздравляем чемпионов по уборке квартиры, у них, наверно в доме всегда чистота и порядок. А теперь давайте накроем на стол.
Игра «Сервировка стола».
Детям предлагаются различные принадлежности: овощи, чайная и столовая посуда, скатерть, чай, фен и другое. Задача ребенка правильно накрыть стол к чаепитию.
Игра «С чем пьем чай?».
Итак, что едим мы с чаем?
Торты и ватрушки? (Да)
Мягкие подушки? (Нет)
Сладкие конфеты? (Да)
Летящие ракеты? (Нет)
Пряник и печенье? (Да)
Клубничное варенье? (Да)
Итак, мы вспомнили, с чем же можно попить чай и сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Тарелка конфет».
Игра «Тарелка конфет».
Дети встают в круг и под музыку передают блюдце, до краев наполненное конфетами. Музыка умолкает, кто остался с тарелкой танцует в середине круга.
2 Скоморох: Чай можно пить с конфетами, лимоном, молоком. А еще можно пить чай с бубликами.
Игра «Перенеси бублики».
Играют двое участников. На стульях, стоящих напротив, стоят две корзинки и две тарелки. В корзинках – бублики. Задача: взять в руки корзинку, добежать до другого стула с тарелочкой, положить бублик на тарелочку и вернуться обратно.
Игра «Угадай по вкусу чай».
Дети с завязанными глазами должны угадать вкус чая: с лимоном или молоком.
Игра «Кто быстрее выпьет чай?».
Участвуют два человека. Садятся друг против друга. Нужно как можно быстрее выпить чашку чая, пользуясь ложкой. (Вместо ложки можно использовать трубочку).
1 Скоморох: Всем спасибо за внимание,
За игру, стихи и смех.
2 Скоморох: Говорим мы: «До свиданья!»,
Снова в гости ждем вас всех!
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «День чая»
(старшая группа)
РЕМНЕВОЙ ОКСАНЫ ИВАНОВНЫ
Программное содержание: рассказать детям об истории возникновения чая. Уточнить и расширить представление детей о разных сортах чая. Вызвать у детей положительные эмоции от приготовления чая.
Материал: зеленый чай, черный чай, чай каркадэ, мята, мелисса, зверобой, ромашка, черная смородина, листья малины, лимон, чайник, вода.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку: Зимой согревает, летом жажду утоляет? (чай)
Воспитатель: «В холодное время года нам хочется согреться чашечкой горячего чая, а когда жарко приятно отведать и холодный чай».
Все в Мытищах мы живем,
Каждый день все чай мы пьем.
Что же это за настой?
Удивительный такой.
Дети, я хочу познакомить вас с историей возникновения чая, и каким образом он оказался в нашей стране.
История чая берет начало более 5000лет назад в Древнем Китае. Согласно легенде, император Шэнь - Нун был мудрым и просвещенным правителем. Один из дальновидных указов императора требовал, чтобы вся питьевая вода предварительно кипятилась, чтобы от нее нельзя было заразиться. И вот однажды, летним днем, во время посещения отделенного региона государства Шэнь - Нун и его свита остановилась на отдых.
В соответствии с указом, слуги стали кипятить воду для питья. Сухие листья с ближайшего кустарника упали в кипящую воду, отчего вода стала коричневой.
Будучи любознательным император заинтересовался получены результатом и выпил немного получившейся жидкости. Шэнь - Нун нашел напиток освежающим и приятным.
Так и появился чай, согласно легенде. В России чай появился уже позже в 17веке.
Воспитатель: «Ребята, с какими сортами чая вы знакомы?»
Дети: «Мы знаем, черный, зеленый, красный чай. А также фруктовые чаи».
Воспитатель: «А знаете, почему чай называется зеленый, черный, красный?»
Дети: «Потому, что у этих чаев разный цвет».
Воспитатель: «Я хочу рассказать вам за счет чего получается разный цвет чая. Чайные листья, прежде, чем попасть в наши чашки проходят разную обработку. После обработки листья сушат при разных температурах от 90 до 150 градусов. Черный чай получается при сушке 90 градусов, а зеленый при 105 градусов».
Воспитатель: «Дети! А как вы думаете, чай это полезный напиток?»
Дети: «Да, это полезный для здоровья напиток».
Воспитатель: «А вы пробовали когда - нибудь чай из трав?»
Дети: «Когда у нас что-то болит мама заваривает чай из разных трав. Например: мята, ромашка, малина, зверобой, шалфей. А еще нам в садике дают травы для питья и полоскания горла».
Воспитатель: «Как много мы узнали сегодня об этом чудесном напитке - чае! А теперь я хочу предложить вам заварить разные сорта чая, увидеть и почувствовать, чем они отличаются».
Демонстрация приготовления чая.
Воспитатель: «Мы увидели как по цвету различается чай, а сейчас давайте попробуем наш чай на вкус».
Дети пьют чай.
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения «Чайная церемония» с детьми старшей группы совместно с детьми подготовительной группы
Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа
Задачи:
- продолжать знакомить детей с историей чая и традициями русского чаепития и гостеприимства;
- расширять знания детей о традициях и обычаях наших предков;
- учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, русскую культуру;
- развивать познавательную активность;
- воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям;
- формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками
Оборудование: старинный самовар, обвешанный баранками, современные самовары, заварные чайники, посуда для чая, розетки с вареньем, сладости, различные сорта чая, костюмы для детей (китайский, японский, русский, узбекский), проектор, книжная выставка – “Вместо лекарств – чай”; репродукции картин о чаепитиях в России: Бакшеев В.Н. “Житейская проза”, Волосков А.Я. “За чайным столом”, Кустодиев Б.М. “Купчиха за чаем”; презентация «Матрешки» с музыкальным сопровождением
Предварительная работа: беседы о традициях чаепития в семье воспитанников; заучивание стихотворений, песен, подготовка костюмов; оформление выставки «Вместо лекарств – чай», подбор посуды и угощений для чаепития; дидактическая игра «Угадай по вкусу»; продуктивная деятельность: рисование «Самоварные узоры»; рассматривание иллюстраций из серии «Тульские самовары»; чтение К. Чуковский «Муха цокотуха».
Группа украшена большими раскрашенными картонными самоварами; выставка «Вместо лекарств – чай».
Ход развлечения
Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни “Чай, чай, русский чай…”.
Воспитатель: Вы любите пить чай? Что к чаю можно поставить на стол?
Приглашаю вас на «чайные» посиделки. Согласны? В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. С давних времен чаепитие на Руси было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки! Обычно чаепитие устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы. Традиции чаепития, и чайные церемонии каждый народ хранит и поддерживает уже не одно столетие.
1 ребенок: Мы расскажем о важном событии,
Вы, наверно, не знали о нем:
Есть такой ритуал чаепития!
Что хватаем стаканы и пьем?
2 ребенок: Нет, стаканы хватать не положено,
Чайный есть для друзей этикет,
Научится не так уж сложно,
Вот придумали званый банкет!
3 ребенок: И у многих народов в традиции
Чаем щедро гостей угощать.
За морями, лесами, границами,
Будем щедро друзей навещать.
4 ребенок: Мировая культура прославила
Древний способ общаться – пить чай,
И везде ритуалы и правила,
Вместе с нами, дружок, изучай.
Воспитатель: Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов разные. Ребята, а что вы знаете о чае?
5 ребенок: Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он так же необходим и ничем не заменим, как хлеб.
6 ребенок: Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
7 ребенок: Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Воспитатель: А вот откуда появился чай мы сейчас и узнаем от наших гостей (дети подготовительной группы)
Входит девочка – китаянка: Здравствуйте, я из Китая. Чай – это китайское слово. Чай ценился очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. У нас любят зеленый чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или чашке с крышкой.
Входит девочка – японка: Здравствуйте, ребята. Привет вам из страны Восходящего солнца. У нас очень любят чай. Чай пьют в саду, в специальном чайном домике. Он украшен цветами и красивыми национальными предметами. Еще на Востоке принято сначала омывать руки, а потом только класть чай в чайник, наливать воду. Во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.
Входит девочка – узбечка: Ребята, я живу в Узбекистане. У нас очень жарко. Мы любим пить зеленый чай, потому что он хорошо утоляет жажду. Пьют у нас чай из пиалы с фруктами, сухофруктами, сладостями. У нас не принято разбавлять остывший чай кипятком. Предпочтение отдается свежезаваренному чаю. Заваривает его хозяин. Чем почетнее гость, тем меньше чая в пиале. Говорят: «Налить с уважением». Можно проявить заботу о госте, постоянно подливая ему чай. В Узбекистане есть специальное кафе – чайхана. К кому бы вы ни пришли в гости, вас всегда напоят ароматным чаем. Отказываться невежливо – можно обидеть хозяев дома.
Воспитатель: Действительно, ребята, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Начиная с 8 века, чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать.
Воспитатель: а как же чай попал в Россию? Нам расскажет Саша.
Саша: Русский царь М.Ф. Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю. Хан в ответ подарил царю дары, а также – 200 пакетов с надписью «Бахча». Русские послы, возвратившись в Москву, с опаской передали царю пакеты с сушеными листьями. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил отвар и подтвердил, что ему стало легче. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных. В России первое время были и противники чая. А кое-кто приписывал чаю вредные свойства. Ну а для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим. А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.
Песня «Раз привез мне барин чаю» (видео просмотр)
Воспитатель: Чтобы не случалось таких курьезных случаев, секретами заварки с нами поделится Ульяна
Ульяна (Рассказывает и показывает).
В народе считается, что чай от 49 болезней помогает! Вот он, какой полезный! Чай заварить - непростое искусство! Сейчас я вам расскажу, как правильно заваривать чай. Заваривать чай следует свежей кипяченой водой. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она белеет, т.е. закипит белым ключом. Если заваривать чай вторично кипяченой водой, он будет невкусен. Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают на 2/3 и плотно закрывают. Черный чай настаивают 3 – 5 минут, зеленый – 5 – 8, зачем чайник доливают кипятком. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно. Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настоя. Чай готов. Приятного аппетита.
Воспитатель: Привыкли и на Руси к чаю! И умели его вкусно заваривать. Для этого использовали душистые, целебные травы.
Игра «Определи по запаху, что добавлено в чай».
игра «Определи на вкус, что добавлено в чай».
(Предлагается чай с лимоном, молоком, вареньем и т.д Дети с завязанными глазами должны определить на вкус, что добавлено в чай.)
Входят девочка и мальчик в русских костюмах. Он на вышитом полотенце держит хлеб-соль, она на подносе чашку с ароматным чаем.
Вместе: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим.
мальчик: Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
девочка: Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с сушками,
Со сладкими ватрушками,
С бубликами вкусными,
С пирогами русскими!
Милости просим на чашечку чая!
Рады мы всех пригласить,
Чаем вволю напоить!
Воспитатель: На Руси любили пить чай из самовара. Он был самым главным на столе и собирал вокруг себя всю семью, создавая атмосферу уюта и спокойствия. Еще его называли генералом. В наши дни самовар считается таким же традиционным сувениром, как матрешка, балалайка, расписная хохломская посуда.
Воспитатель: Вот так по-русски с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей на Руси.
Хорошо чайку попить,
О пользе чая говорить.
А теперь пора сыграть
Свою радость показать!
Музыкальная игра «Снежок» (у кого останется снежок, исполняет под народную музыку танцевальные народные движения, другие дети повторяют)
Посмотрите на эту выставку предметов, определите те предметы, которые можно использовать для чайной церемонии (на столе разные предметы), объясните, почему.
Вам было интересно? Много нового вы узнали о чайной церемонии, что еще хотели бы узнать о чае и самоварном чаепитии?
Воспитатель: Чай с вареньем и с лимоном,
С кренделями и с поклоном.
И внакладку, и вприкуску,
Пейте чай, друзья, по-русски!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День Ромашки» (день рождения сада и День семьи, любви и верности)
8 июля детский сад «Ромашка» отметил свой первый День рождения. Праздник совпал с Днем с емьи, любви и верности. Для гостей и родителей дети подготовили концертную програм...

15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день начали отмечать в России в память о замечательном писателе Е. Носове, в день его рождения.
Многие из нас, взрослых, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в лесу ребёнка ожидае...

Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"
Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...

"Осенняя ярмарка", "День матери", "Новый год", "День Победы", "Выпускной", "8 марта, "23 февраля"", "День космонавтики"
Мгновенный ответЦель праздников— порадовать, повеселить детей, обогатить запоминающимися впечатлениями, в интересной, увлекательной форме дать сведения о живой и неживой природе...

Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему: "Неделя искусств: 1-ый – день поэзии; 2-ой – день литературы; 3-ий – день живописи; 4-ый – день музыки; 5-ый – день театра".
Календарно-тематическое планирование в средней группе...
День народного зимнего праздника "Ефремов день" (день домового)
На Ефремов день задабривали домового — хозяина избы.Ведь Домовой — это Родовой дух-хранитель.Для того чтобы домовой понял, что его любят, люди создают обереги в виде кукол-домовят....

11 января во всем мире отмечается самый вежливый день в году "Международный день СПАСИБО." Слово "спасибо" является волшебным, которое подобно солнышку согревает нас даже в самый дождливый и хмурый день.
С самого раннего возраста необходимо знакомить детей с правилами этикета, в которые входят употребление вежливых слов.С целью напоминания о важной роли благодарности и вежливости в нашей жизни, в МДОУ...
