Из опыта работы «Эффективность использования статических упражнений в развитии гибкости у детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы»
материал

Крепина Юлия Сергеевна

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в решении задач физического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Эффективность использования статических упражнений

в развитии гибкости у детей дошкольного возраста

в процессе кружковой работы»

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст - наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Важнейшим средством в решении задач физического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание психофизических качеств, к которым относится гибкость.

По определению Э.Я. Степаненковой «гибкость - это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев». Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений. Физиологическое значение гибкости заключается в том, что при достижении и удержании определенной позы, в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяет сделать мышцы более эластичными и упругими, увеличить мобильность суставов, что способствует развитию координации, ловкости, быстроты, выносливости.

Почему же именно в дошкольном возрасте так важно развивать гибкость? Развитие гибкости начинает интенсивно развиваться с шестилетнего возраста, причем это происходит почти в два раза эффективнее, чем у школьников. В старшем дошкольном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях. У детей данного возраста мышечно-связочный аппарат характеризуется большой растяжимостью. Дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц. Развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий.

Но как показывают результаты тестирования физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, полученные в 2021 г., что только 50 % детей 6-7 лет показывают положительные результаты развития гибкости. Опираясь на вышеизложенное проблема развития гибкости у детей 6-7 лет дошкольного возраста значима на современном этапе.

Проблемой развития гибкости занимаемся уже много лет. Ежегодно проводим мониторинг развития гибкости у старших дошкольников. Мониторинг обследования развития гибкости за прошедшие три года показал, что не у всех детей гибкость развивается одинаково. Есть дети 6-7 лет, у которых показатели развития гибкости были очень низкие, хотя они регулярно посещали занятия физической культуры, где динамические упражнения на гибкость включались в комплекс общеразвивающих упражнений в основные движения и подвижные игры.

Проанализировав всю работу по физическому развитию в дошкольном учреждении и методическую литературу пришли, к выводу, что в процессе физического воспитания дошкольников на развитие гибкости используются в основном динамические упражнения, которые способствуют развитию мышечной силы, но лишь косвенно влияют на гибкость и не позволяют достигать оптимального уровня воспитания этого психофизического качества.

Эти выводы определили тему опыта – определение эффективности использования статических упражнений по развитию гибкости у детей 4-7 лет.

Объект опыта: гибкость, как психофизическое качество.

Предмет опыта: процесс развития гибкости в статических упражнениях.

Цель опыта: определить эффективность использования статических упражнений в процессе развития гибкости. Была сформулирована гипотеза: развитие гибкости будет эффективнее, если использовать систему статических упражнений по развитию гибкости в процессе кружковой работы в дополнение к основным занятиям по физической культуре.

Задачи:

  • Изучить литературу по проблеме исследования особенностей развития гибкости у детей дошкольного возраста.
  • Провести констатирующее обследование гибкости дошкольников. Организовать работу по развитию гибкости с использованием статических упражнений с детьми дошкольного возраста.
  • Проанализировать работу, опираясь на итоговое обследование, сформулировать выводы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • изучение и обобщения опыта по проблеме исследования;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический эксперимент;
  • обобщение и анализ полученных результатов.

Опыт работы начался с февраля 2021 г. Исследование состояло из 3-х этапов.

1 этап – констатирующий. На первом этапе решались следующие задачи:

  • Выбор методик обследования детей на гибкость.
  • Проведение диагностики детей на развитие гибкости.
  • Анализ результатов обследования, выводы.
  • Составление перспективного плана занятий кружка.
  • Определение время занятий кружка в режиме дня.
  • Разработка структуры занятий кружка.

Обследование детей на гибкость проводилось в начале учебного года и в конце.

На основе диагностических данных был составлен перспективный план работы кружка «Фитнес для малышей». Разработана структура занятий кружка.

  • Вводная часть занятия – подготовительная. Её цель: общая разминка, разогрев мышц.
  • Основная часть – основная. Состоит из комплекса упражнений на развитие гибкости, силы и координации.
  • Заключительная часть – подвижная игра с элементами статических упражнений, релаксация.

На втором этапе, формирующем, были организованы занятия с детьми соответственно перспективному плану. При отборе упражнений учитывались принципы возрастной адекватности и оздоровительной направленности. Обучение статическим упражнениям проводилось в три этапа и включало:

  • начальное разучивание;
  • углубленное разучивание;
  • закрепление и совершенствование навыка.

Опираясь на исследования физиологов И. П. Павлова, И. М. Сеченова о деятельности двигательного анализатора и свойствах мышечно-связочного аппарата, подобрали статические упражнения для развития подвижности разных суставов с учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста. Количество статических упражнений в общем комплексе занятий на начало года составляло 2-3, к концу года 8-9 . Комплекс на развитие гибкости включал статические упражнение и динамические, так как использование только статических упражнений приводит к утомлению и снижению интереса к занятию. Включение динамических упражнений способствует длительной работоспособности детей.

Упражнения подбирались не только по анатомическому принципу, но ещё по принципу попеременного включения мышц-антагонистов: в каждом последующем упражнении напрягаются те мышцы, которые в предыдущем были расслаблены. Таким образом, происходит равномерное распределение нагрузки, что способствует развитию гибкости, формированию правильной осанки. Время удержания поз начинали с 3-х секунд, постепенно увеличивая до 10 секунд максимально. Использовали упражнения для развития гибкости разных групп мышц, например, для развития гибкости плечевого и локтевого сустава — упражнения «Лучник», «Замок», «Лебедь», «Гора», «Дерево», «Тростинка»; для развития гибкости позвоночника — упражнения «Чемодан», «Змея», «Кошка», «Индеец в дозоре», «Лодка», «Винт», «Кольцо», «Самолет», «Ёжик»; для развития тазобедренного и коленного сустава — упражнения «Дерево», «Глубокий выпад вперед», «Глубокий выпад в сторону», «Бабочка», «Шлагбаум», «Лягушка».

Дети дошкольного возраста еще не способны отделить несущественное от основного, часто фиксируют свое внимание на второстепенном, поэтому объяснения давались точные и краткие.

На этапе углубленного разучивания упражнений использовали приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основанные на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение тела.

С целью контроля и коррекции положения тела при выполнении статических упражнений на этом этапе применяли различные предметы и пособия (гантели, набивные мячи, обручи, детские стулья), а также предлагали детям выполнять некоторые упражнения в парах. При выполнении статических упражнений в парах один ребенок должен был рассказать, как выполняется упражнение, а другой — выполнить его по описанию, при этом дети побуждались к взаимному контролю и оценке.

Упражнения с партнером также способствовали развитию пассивной гибкости, что является неотъемлемой частью работы по развитию гибкости детей. Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил, создаваемых партнером, снарядом, отягощением.

На этапе закрепления и совершенствования навыка, включали статические упражнения в игры. Это содействовало совершенствованию и стабилизации навыка. Упражнения включали в такие подвижные игры как: «Волшебные ёлочки», «Фигуры», «Слушай сигнал», «Затейники», «Море волнуется», «Делай как я», «Ловкие ноги». Включение статических упражнений в подвижные игры создавало возможность относительно точной дозировки физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Для повышения интереса к выполнению статических упражнений для большинства из них было придумано словесное сопровождение, в стихотворной форме. Читая стихотворение детям, предлагали отгадать, о каком упражнении идет речь, и выполнить его. Другой формой работы было придумывание с детьми разных историй, сказок и отображение потом их в упражнениях. Внесение проблемной ситуации в двигательную деятельность, связанную с выполнением статических упражнений, позволяло детям самостоятельно осмыслить, представить упражнение, что, в свою очередь, способствует сознательному усвоению и закреплению в памяти.

Для большей заинтересованности детей, проявления самостоятельности использовали в работе с детьми фотографии, схемы, на которых изображено, как выполняется то, или иное статическое упражнение.

Для объяснения детям понятия гибкости, а также в целях создания положительного эмоционального отношения к выполнению упражнений, заинтересованности в выполнении упражнений, осознанности выполнения статических упражнений проводились беседы с детьми старшего возраста о позвоночнике, мышцах, суставах с рассматриванием иллюстраций, совместно изготовленных детьми и родителями. Организовывались встречи с выпускниками детского сада, занимающимися хореографией, прыжки в воду.

На третьем этапе провели контрольное обследование. Результаты контрольного обследования показали, что в количество детей с высоким уровнем развития гибкости увеличивается (72%). Дети с низким уровнем развития гибкости не выявлены. Анализ результатов контрольного обследования показал эффективность использования системы статических упражнений по развитию гибкости в процессе кружковой работы в дополнение к основным занятиям по физической культуре.

Таким образом, выдвинутая гипотеза об использовании статических упражнений подтвердилась. Статические упражнения, как один из эффективных и наиболее действенных методов развития гибкости детей дошкольного возраста, будут и в дальнейшем использоваться в моей работе по физическому воспитанию дошкольников.

Список использованных источников

1. Е.В. Сулим. Игровой стрейчинг / Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг.- 2-е изд.-М.:ТЦ Сфера, 112с.

2. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. Фитнес-Данс / Лечебно-профилактический танец. «Фитнес-Данс».- СПб.: Детство-Пресс, с.

3. Е.В. Сулим. Детский фитнес 3-5 лет / Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.- М.:ТЦ Сфера, #1089;.

4. Упражнения на гимнастической стенке /Дошкольное воспитание № 10 1996 г.

5. Акробатические кувырки. Дошкольное воспитание № 6 1996 г. Статья Л.В Яковлевой, Р.А. Юдиной.

6. Подтягивание на турнике. Дошкольное воспитание №11 1996 г. Статья Л.В Яковлевой, Р.А. Юдиной.

7. Акробатические упражнения. Дошкольное воспитание № 5 1996 г. Статья Л.В Яковлевой. Р.А. Юдиной.

#1053;аучно-практический журнал «Инструктор по физкультуре».

#1061;рипкова, Л. Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л. Т. Хрипкова. - М..: Просвещение,1

#1057;тепаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Издательский центр «Академия» 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать ...

Тема моего опыта работы: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

«Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят,очень любят рисовать.На бумаге,на асфальте, на стене,и в трамвае на окне….»...

Эффективность использования театрализованных игр в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Важным условием эффективного использования театрализованных игр в развитии связной речи детей играет предметно-развивающая среда, которая должна иметь некоторые специфические особенности: обеспечивать...

"Система работы с использованием нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

В презентации представлен материал для работы с дошкольниками. Вы познакомитесь с разнообразными техниками нетрадиционного рисования, которые сможете использовать и в своей работе....

Обобщение опыта работы Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Целью  работы является создание педагогических условий, для развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

Презентация опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Одним из действенных средств развития речи является сказка. Сказочно-фольклорный мир представляет собой систему, наиболее оптимальную для восприятия понимания ее ребенком – дошкольником, которая...