Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам мнемотехники
методическая разработка

Куштова Наталья Гасанхановна

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи детей

старшего дошкольного возраста

посредствам мнемотехники

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Постоянно стремлюсь к повышению своей профессиональной компетентности, изучаю и внедряю в образовательный процесс педагогические технологии, но подробней хочу остановиться на мнемотехнике, т.к. считаю ее актуальной, в проблеме решения связной речи детей с ОВЗ.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное развитие связной речи, освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации.

Цель: развивать связную речь детей старшего дошкольного возраста посредствам мнемотехники.

Задачи: развитие связной и диалогической речи. Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу. Обучение детей правильному звукопроизношению.  Знакомство с буквами.  Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.  Развитие у детей психических процессов. Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при вспоминании одного образа мозг воспроизводит все остальное.

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц.

I:\DCIM\183___09\IMG_0170.JPGI:\DCIM\183___09\IMG_0171.JPG

    мнемоквадрат                                          мнемодорожка

I:\DCIM\183___09\IMG_0172.JPG

мнемотаблица

Мнемотехника нам помогает при автоматизации поставленных звуков, ведь куда интересней вспоминать и повторять чистоговорки, пословицы и скороговорки опираясь на веселые рисунки.

I:\DCIM\183___09\IMG_0174.JPG

I:\DCIM\183___09\IMG_0165.JPG

Для составления описательных рассказов применяю мнемотаблицы, с опорой на которые дети составляют более содержательные рассказы, загадки, пересказывают прочитанные сказки, заучивают стихотварения.

I:\DCIM\183___09\IMG_0169.JPG I:\DCIM\183___09\IMG_0167.JPG

Мои дети уже сами составляют, рисуют и раскрашивают мнемотаблицы, самостоятельно подбирая образы и символы.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому на основе приёмов мнемотехники сделала настольные игры: «Волшебный круг», «Цветик-семицветик», «Волшебники», «Лото - животные», стенд «Сосчитай-ка».

Игра «Волшебный круг»

Цель: закрепление навыков изменения существительных по падежам.

Стенд «Сосчитай-ка»

Цель: закрепление навыков соглосования числительных с существительными.

D:\gopl\kujh\serh\SFH\EG\чар\Desktop\Воспитатель года\ДИ\IMG_2390.JPGD:\gopl\kujh\serh\SFH\EG\чар\Desktop\Воспитатель года\ДИ\IMG_3642.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию с использованием моделирования.

Опыт работы по развитию речи детей для воспитателей  и родителей старших дошкольников....

Статья «Развитие памяти и связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

С каждым годом количество детей с нарушенным развитием речи только увеличивается, страдают и высшие психические функции. Мнемотехника, это метод, зарекомендовавший себя уже на протяжении долгого време...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику «Страна Мнемотехники»

Методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт развития связной речи старших дошкольников  через мнемотехнику....

Описание опыта работы, тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику»

В выступлении представлен опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через мнемотехнику»....