Наставничество на тему: «Развитие социально – культурных инициатив у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность»
консультация
В условиях модернизации образования значительно возрастает роль наставника, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Роль наставничества заключается не только в профессиональном развитии сотрудников, но и в обеспечении связи поколений, передачи культурных традиций, повышении сплоченности коллектива, усилении мотивации сотрудников. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, осуществляющий процесс передачи ускорения социального и профессионального опыта.
Консультация для воспитателей «Развитие социально – культурных инициатив у детей дошкольного возраста
через продуктивную деятельность»
Подготовила воспитатель: Коваленко Т.В.
Всем известно, что основной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая. Но, помимо этого, существует и продуктивная. Что означает «продуктивная деятельность»? Это значит, что по окончанию деятельности ребенок создает какой-то готовый продукт. Организация продуктивной деятельности дошкольников - задача каждого воспитателя. Приведите примеры продуктов продуктивно-творческой деятельности (лепка фигурок и аппликаций из пластилина и глины; сборка интересной конструкции всевозможными способами; изготовление поделок из различных материалов (бумага, картон, бусинки, листва и прочие); создание макетов; создание картин красками, карандашами, мелом; изготовление аппликаций и мозаики). Для развития детей важны все виды продуктивной деятельности. Дошкольников нужно заинтересовать, чтобы получить необходимый результат. Занятия должны проводиться в игровой форме, малыш должен осознавать, что это весело, кроме того, будет по окончании работы гордиться своим продуктом. В это же время он будет постепенно усваивать необходимость слушать внимательно педагога, и делать все, что необходимо для получения результата. Во всем мире специалисты изучали продуктивную деятельность дошкольников, и пришли к выводу, что она способна развить в детях следующие качества: Хорошее творческое воображение, механизм мышления, то есть - умение логично мыслить, сравнивать, анализировать и синтезировать. Целеустремленность, усидчивость и настойчивость. Хорошие умственные способности, так как продуктивная деятельность дошкольников - это познавательная деятельность. Мелкую моторику пальчиков и мускулатуру кистей рук. Любознательность, пытливость и инициативу. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. В продуктивной деятельности развиваются способности к целеполаганию и волевому усилию, произвольной организации деятельности (принятие и реализация цели в соответствии с заданными стандартамиусловиями). Рассмотрим продуктивную деятельность как одну из культурных практик. Культурные практики – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. Рассмотрим способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в продуктивных культурных практиках. культурная практика (вид детской деятельности) проявление самостоятельности проявление инициативы взаимодействие ребенка и взрослого целевой ориентир по ФГОС ДО продуктивная Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации. Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне. Развитие дивергентного мышления (метод творческого мышления, заключающийся в поиске множества решений для одной проблемы). Формирование партнерских отношений с взрослым. Способен к волевым усилиям, может выражать свои мысли и желания Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок — формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. В творчестве как основном показателе результативности культурных практик проявляется новизна. Это могут быть оригинальный рисунок, поделка, конструкция, правила игры, свойство предмета в ходе экспериментирования. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало в жизни ребенка. В процессе создания нового проявляется его инициативность, в которой просматриваются самостоятельность в выборе материалов, правил для игры, собственное мнение и выводы. У педагога, реализующего основную общеобразовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Среди таких компетенций выделяются следующие: - организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; - создание условий для свободного выбора детьми деятельности; - вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий. Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать себя соответственно только его пониманию и теми способами, которые он считает подходящими. Авторитарный стиль педагогики, который долгое время «царствовал» в нашей стране, не позволял развивать инициативу и самостоятельность ребенка дошкольного возраста. Поменять мышление необходимо, прежде всего, педагогу. Что такое инициатива и самостоятельность? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью культурных практик? Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каком-либо действии. Инициативность характеризует себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям. Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Все культурные практики представляют собой элемент детского творчества. В процессе творческой деятельности изменяется и сам ребенок – 4 формы и способы его мышления, личностные качества, - сам ребенок становится творческой личностью. В продуктивной деятельности, например, объектами для самостоятельного экспериментирования являются, материалы: конструкторы, бумага, природный материал, игровые модули. Эти предметы обладают разными свойствами: цветом, размером, фактурой, функциональностью, структурой. Постичь все особенности предметов ребенок может именно в самостоятельной деятельности, проявив инициативу. Культурные практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания. Методы реализации продуктивно-творческой деятельности как средства развития детской инициативы и самостоятельности делятся на несколько групп в зависимости от их направленности. Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, которая способствует: • накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть - целое); • рассмотрению их в противоречиях, обусловливающих их развитие; • моделированию явлений, учитывая их особенности, количественные и качественные характеристики, закономерности развития. Методы, которые здесь используются: наглядно-практические - классификации (традиционные) и формирования ассоциаций, установления аналогии, выявления противоречий (нетрадиционные) и др. Основными формами работы с детьми являются НОД и экскурсии. Второе направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивает накопление опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволяет рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. В основном здесь традиционно используются словесные и практические методы, нетрадиционно целые ряды приемов в рамках игрового метода: прием аналогии, "оживления", изменения агрегатного состояния, увеличение-уменьшение, прием "матрешки", "наоборот", прием обращения вреда в пользу и др. Основными формами работы здесь являются подгрупповые занятия и организация самостоятельной деятельности детей. Пример организации игры. 1 шаг. В преддверии Нового года предлагается придумать новые интересные новогодние украшение и/или оформление помещения. 5 2 шаг. Двум детям предлагается выбрать, не советуясь, две картинки: из серии новогодней атрибутики и любую на выбор. ЕЛКА и ЗЕРКАЛО. 3-4 шаг. Составление возможных сочетаний с использованием схем предлогов и падежных окончаний. Обоснование – как такое сочетание возможно. Зеркальная елка – искусственная елочка из блестящей зеркальной мишуры. Елочное зеркало – настенное зеркало в форме елки. Зеркало на елке – маленькие зеркала-елочные украшения. В них будут отражаться огоньки гирлянды, другие игрушки, и елка будет выглядеть более нарядно даже с небольшим количеством украшений. Елка на зеркале – наклейки на зеркала, трафареты. Зеркало в елке – футляр для карманного зеркальца, наподобие пудренницы, в виде елочки. Елка в зеркале – поставить елку напротив большого зеркала: будет казаться, что в комнате 2 елки. Зеркало под елкой – зеркальная подставка-крепление для большой новогодней елки. Елка под зеркалом – верхушка для елки в виде крутящегося зеркально шара: отражая огоньки гирлянды и елочные игрушки, шар будет отбрасывать блики на потолок, стены, пол. Зеркало над елкой – Потолочная зеркальная наклейка, украшенная снежинками, можно объемными – создает эффект снежного неба. Елка над зеркалом – композиция, воссоздающая участок леса с ледяной гладью озера, которое изображает зеркало и возвышенным берегом, на котором находится елка. И т.д. 5 шаг. Отбор вариантов и обсуждение возможностей реализации идей. Зеркало можно заменить фольгой. Изготовление елочных игрушек из фольги. Наклеить на окна трафареты. Создать настольную композицию в виде участка леса с озером, с использованием маленькой елочки, снеговичка из ваты, фигурок зверей и Деда Мороза. Третье направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, которая способствует приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Среди традиционных методов работы – экологические опыты и экспериментирование с изобразительными материалами, среди нетрадиционных – метод фокальных объектов (это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе установления ассоциативных связей со случайными объектами), метод усовершенствования игрушки, методы развития творческого мышления и творческого конструирования. Основные формы работы – конкурсы детско-родительского творчества (традиционно), организация подгрупповой работы детей в лаборатории (нетрадиционно). Пример метода фокальных объектов: 1) Объект - кастрюля (фокальный объект). Цель - расширение ассортимента выпускаемых на предприятиях кастрюль, повышение спроса на эту продукцию. 2) Случайные объекты: дерево, лампа, кошка. 6 3) Признаки случайных объектов: Дерево - с корнями, раскидистое, колючее. Лампа - разбитая, паяльная, керосиновая, газовая, волшебная, матовая, цветная. Кошка - мяукающая, дикая, домашняя. 4) Присоединяем к кастрюле признаки дерева: высокая кастрюля, хлебная кастрюля, кастрюля с корнями, кастрюля с колючками; лампы: электрическая кастрюля, разбитая кастрюля, волшебная кастрюля, светящаяся кастрюля; кошки: нюхающая кастрюля, мяукающая кастрюля; 5) Развиваем полученные идеи: кастрюля с корнями – кастрюля с двойным дном; разбитая кастрюля – кастрюля, разбитая на секции, в которой можно одновременно готовить несколько блюд; мяукающая кастрюля - подающая сигнал об окончании варки и т.д. 6) Изготовление продукта Четвертое направление работы – реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, которая обеспечивает развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирование при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Среди традиционных методов работы выступают диалоговые методы и методы экспериментирования, среди нетрадиционных – методы проблематизации, мозгового штурма, развития творческого воображения и др. Основные формы работы – организация детских выставок (традиционно), проектной деятельности детей и взрослых (нетрадиционно). При этом существует целый ряд нетрадиционных техник создания творческого образа, в частности изобразительного. При работе с детьми младшего дошкольного возраста "нетрадиционность" применяемых техник касается в основном средств изображения (восковыми мелками, углем, кусочками поролона и т.д.), реже – способов (печатание, рваная техника изображения и т.д.). Это связано с недостаточно совершенными зрительно-двигательными, графо-моторными и изобразительными умениями и навыками воспитанников. К таким техникам относятся: живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, рисование кусочками поролона и др. В старшем дошкольном возрасте арсенал применяемых нетрадиционных техник изображения расширяется. Интересно, что при этом значительное место занимают игровые и эвристические методы и приемы работы с детьми. Нетрадиционные техники изображения используются уже не для того, чтобы наблюдать за процессом создания нового образа, но для того, чтобы внести в традиционное восприятие мира нечто свое, авторское. Приведем примеры: рисование мылом, рисование щеткой, рисование свечой, шелкография и кляксография и др. Такие картины всегда являются уникальными, авторскими и выступают одним из самых сильных стимулов к 7 формированию мотивации достижения у детей дошкольного возраста. Их можно использовать для создания звуковых картинок и книжек на занятиях по музыке, иллюстраций для альбомов на занятиях по литературному образованию детей. Они способствуют развитию творческих способностей воспитанников. Кроме того, они создают условия для перехода от игровой деятельности к моделирующим, экспериментальным видам деятельности, весьма важным для детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, продуктивная деятельность рассматривается как синтетическая, в которой проявляются разные стороны психического развития, усваиваются разнородные элементы человеческой культуры. Продуктивная деятельность способствует развитию социализации и осмыслению понятий социальной действительности благодаря широкому использованию различных изобразительных средств, для передачи эмоционально-творческого переживания действительности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ: "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Разработка проектов...

Тема: «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»
Тема: «Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность в ДОУ»...

Методическая разработка по теме" Развитие фантазии у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"
Методическая разработка...

План по самообразованию на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель:Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообрази...
План по самообразованию на тему: "Развитие элементарных математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.- составить...
Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие социально - эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Человек ежедневно испытывает десятки различных эмоций. Радость, грусть, уныние, гнев, ненависть и эйфорию. Как наш мозг генерирует столь разнообразные реакции на события. Почему мы чувст...
