Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Народное наследие»
план-конспект занятия (старшая группа)

Вагина Софья Алексеевна

Цель: расширение представлений детей о народных промыслах.

Задачи:

  • познакомить детей с историей народной игрушки;

  • познакомить с разнообразием русских народных игрушек;

  • учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов;

  • Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 

дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для детей старшего дошкольного возраста

«Народное наследие»

Подготовила студентка 421 группы

Вагина Софья

Цель: расширение представлений детей о народных промыслах.

Задачи:

  • познакомить детей с историей народной игрушки;
  • познакомить с разнообразием русских народных игрушек;
  • учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов;
  • Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 
  • дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки. 

Материалы: тематическая презентация, наглядные материалы в виде иллюстраций и игрушек.

Словарная работа: мастера-умельцы, ремесло, прообраз, словоохотливые.

Ход беседы:

В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о русских народных игрушках.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из соломы, ткани, дерева, глины.

В: Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и изготавливались во многих местах России.

В: Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек).  Да, это карта нашей Родины. 


Велика Россия наша 
И талантлив наш народ. 
О русских мастерах-умельцах 
На весь мир молва идет.


Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.

В: Сегодня, мы свами отправимся к нескольким мастерам и познакомимся с их творчеством!

В: Был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будь-то, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу пшеничную варил, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют …
(хохломой)

В: Хохлома - старинный русский народный промысел, родившейся в округе Нижнего Новгорода.

В: Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону.

В: Давайте посмотрим, ребята, какие узоры и рисунки украшают такие изделия!

(Воспитатель с детьми рассматривают хохломские изделия)

В: Скоро сказка сказывается ...
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду.

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная звонкая …
(гжель)

В: Название этого народного промысла связано с селом Гжель, находящимся в Московской области. Славился этот городок своими запасами глины, из которой получалась замечательная посуда и многое другое. Постепенно, мастера-умельцы начали украшать свои творения и получилась вот такая необычайной красоты роспись.

В: Существует мнение о том, что по началу этот народный промысел называли «жгель», а затем для удобства произношения перешли на слово «гжель». Само же название села означало «жечь».

(Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров)

Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.

В: Много игрушек придумали народные мастера для детей. Делали из разного материала. Особенно любили мастерить фигурки животных и птиц

(рассматривание игрушек).

В: Разные бывают на свете игрушки: из соломы, глины, дерева, ткани. А эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадайте про кого я говорю.

Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не петрушка,
Красавица-девица,
Каждая сестрица,
Для меньшей темница.
(матрешка)

В: А вы знаете, что прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии. Но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Да игрушка-то, какая радостная. Не даром говорят: «Каков мастер, такова и работа». А мастера живут в селе Семеново.

Возле Вятки самой Дымково поселок,
Окаймлен лесами уголок веселый,
Там живут знатные мастер и мастерицы,
А село знаменито, а знаете чем?

(Дети отвечают).

Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
А игрушки необычные волшебные, расписные.

(Рассматривание дымковских игрушек)

В: Что одинаковое в этих игрушках? (узоры)

В: Вот земля наша - земля мастеров, людей, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной и красками. Ведь человек может превратить дерево и глину в жилье, в полезные вещи, игрушку. Передается мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам. Учат они своему ремеслу не только пользы ради, но и для красоты.

(Вопросы детям)

- Что особенно было интересным для вас?

- О чем вы расскажете родителям дома?

- Какая роспись вам больше всего понравилась? Почему?

- Где зародилась хохлома?

- Как зовут художника, который увидел прообраз матрешки?

- Где этот художник увидел его?

Игра: «Найди игрушки»

На каждую парту выдаются карточки:

Дети должны собрать и назвать вид росписи:

– элементы дымковской росписи,

– элементы росписи гжель,

– элементы росписи хохлома.

(Дети описывают, по каких характерным признакам они отгадали)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психопрофилактическая беседа для детей старшего дошкольного возраста"Мое. Твое. Чужое"

Психопрофилактическая беседа с детьми подготовительной группы. Социальные нормы и правила....

Цикл бесед для детей старшего дошкольного возраста по правилам поведения на проезжей части улицы

уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов, убедить в необходимости соблюдать их....

Познавательные беседы для детей старшего дошкольного возраста

Цикл познавательных бесед для старших дошкольников разработан в рамках проекта, одной из задач которого - это формирование коммуникативно-познавательных способностей дошкольников. При составлении бесе...

Проектная деятельность в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Мое наследие"

Проектная деятельность в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Мое наследие"Цель: приобщение детей дошкольного возраста к национальной культу...

Паспорт творческо-познавательного проекта для детей старшего дошкольного возраста «Народные праздники, народные традиции»

Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фолькл...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста Тема: Детям о празднике «День Отца»

Цель: познакомить детей с историей возникновения праздника «День отца»; привлечь внимание детей к важнейшей роли мужчины в обществе....

Беседа для детей младшего дошкольного возраста: «Народный праздник «Берещенье»

Беседа для детей младшего дошкольного возраста: «Народный праздник «Берещенье»Цель :Обогащать словарный запас детей.Развивать творческие способности, эстетический вкус.Прививать эмоц...