Образовательный проект "Хлеб всему голова"
проект (старшая группа)

Захарова Ирина Владимировна

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zaharova.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Задачи проекта:

  • Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
  • Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
  • Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
  • Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
  • Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
  • Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
  • Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
  • Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
  • Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями, составление сказки «Путешествие хлебного зёрнышка», разучивание загадок и поговорок о хлебобулочных изделиях;
  • Оформить  книгу с  детскими сказками и альбом с фотографиями приготовления хлебобулочных изделий дома с родителями.

Гипотеза проекта:

 Проведение проекта«Как хлеб на стол пришел» позволит реализовать новые формы взимодейстаия всех субъектов образовательного процесса.

Педагогические принципы:

  • Принцип культуроообразности
  • Принцип гуманистической ориентации
  • Принцип опоры на эмоционально чуственную сферу ребенка

Методы:

Наглядные (оргназация выстовок,презентаций, книжных уголков, и т.д. )

Словесные (беседы, викторины,конкурсы, литературные загадки, и т.д.)

Практические( позновательно - речевая и продутивная деятельность детей,экскурсия в библиотеку, участие детей в праздниках и досугах).

 Предполагаемый результат и прогнозирование процесса деятельности:

  • Рисование и раскрашивание «Хлебобулочные изделия»;
  • Лепка  барельефная «Хлебный колос»;
  • Лепка из соленого теста;
  • Сборный домик из картона  «Водяная мельница»;
  • Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
  • Разыгрывание сценки «Колосок», составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
  • Рассказывание детьми своих сказок на тему «Путешествие зёрнышка»;
  • Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» и чаепитие.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Технология (механизм реализации проекта):

Познавательное развитие,  речевое развитие:

-Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл». Ситуативные разговоры «Что говорит народ о хлебе», показ презентации «Пословицы и поговорки для детей в картинках»;  

-экологическая игра «Что за чем», д-и «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия), д-и «Кто что делает?», д-и «Разложи по порядку» (сюжетные картинки о выращивании хлеба), д-и «Сложи цепочку» (родственные слова); д-и для развитие мелкой моторики «Золушка», д-и «Посчитай зёрна»;

-опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), опыт «Как готовить тесто», «Проращивание пшеницы»;

-просмотр презентации «Как хлеб попал на стол»;

-чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин, С. Ремизов «Хлебный голос», Дацкевич «От зерна до урожая», Н. Осеева «Печенье», Ю. Ванаг «Хлеб, заработанный своими руками», П. Каганова «Хлеб – наше богатство».

- рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба.

Художественно - эстетическое развитие:

-Рисование и раскрашивание «Хлебобулочные изделия»;

-Лепка  барельефная «Хлебный колос»;

-Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий;

-Сборный домик из картона  «Водяная мельница»;

-Конструирование из стройматериала «Хлебозавод»;

-Подбор иллюстраций о хлебе.

Социально – личностное развитие:

-Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу;

-Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел»

-Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье);

-Организация чаепития с домашней выпечкой;

-Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Ярмарка» (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин»).

Физическое развитие:

- пальчиковые игры, физминутки, подвижные игры, игры-эстафеты.

Работа с родителями:

-Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе, составление и зарисовка сказки «Путешествие зёрнышка»;

-Вместе с детьми испечь любое хлебобулочное изделие, записать рецепт и сделать фотографии;

-Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий. Чаепитие.

                         Подведение итогов.

Вывод

В результате работы над проектом дети узнали:

  • Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
  • Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
  • Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
  • Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
  • Создали книгу со сказками детей «Путешествие зёрнышка», альбом с фотографиями на тему «Как мы пекли…»

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.

А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Хлеб - всему голова" аста

На протяжении всей совместной деятельност дети знакомятся с тем, как в старину люди относились к хлебу- перед тем, как выходить с лукошком сеять, сначала мылись в бане, одевали чистые рубашки;а сам хл...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Тема: «Хлеб- всему голова»

Программное содержание: -расширить знание детей о том как на нашем столе появился хлеб.- закреплять названия профессий людей, растящих хлеб: тракторист, шофер, комбайнер, мельник, пекарь, хлебороб.- а...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми старшей группы « Хлеб- всему голова»

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ЦОР по образовательной области «Познание» с детьми  старшей группы « Хлеб- всему голова»  Цели: знакомство с пр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети средней группы. МДОУ детского сада «Алёнушка» Р.П. Дергачи. Образовательная область: Речевое развитие. Проектная деятельность Тема: «Хлеб всему голова» Воспитатель: Еникеева В.Н.

Конспектнепосредственной образовательной деятельности.Дети средней группы.МДОУ детского сада «Алёнушка»Р.П. Дергачи.Образовательная область: Речевое развитие.Проектная деятельн...