Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе традиционной культуры Тульского края»
материал
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский)
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основных представлениях об окружающем мире, добре и зле в нем, представлениях о семейном укладе и родной земле.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста любви к родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Тульский край благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством русских традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Главная и основная цель работы – приобщение детей к народной культуре и традициям, через изучение культурного наследия Тульского края. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительное отношение с миром людей, природы и самим собой. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Научить чувствовать красоту родной земли, что окружает ребенка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Одно из основных задач является возрождение народных промыслов. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому у ребенка нужно пробудить чувство любви к Родине, к малой Родине – Плавску, Тульскому краю. Именно пробудить, а не навязывать. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Редко кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее. Тульский край – это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе. Поэтому возникла необходимость раскрыть данную тему.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев защитников отечества, православных святых.
Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реально исторические личности, многие черты характера, поступки, и даже высказывание которых бережно охранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагогов дети узнают о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая на Куликовом поле, о Сергие Радонежском, который благословил его на эту битву. Тульская земля богата писателями, поэтами, художниками, оружейниками, мастерами Филимонова это далеко не полный перечень того, чем мы гордимся.
Наш регион имеет глубокие исторические корни и динамично развивается на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаев Плавского края и Тульской земли.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о культуре и наследии родного края и Тульской земли, а родители не уделяют должного внимания этой проблеме.
Главным направлением духовно-нравственного воспитания детей является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа и православия.
Я поняла, что чувство духовности, нравственности должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа проводилась через:
- комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
- организацию экскурсий, посещение районного краеведческого музея и детской библиотеки.
- совместную деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
- самостоятельную деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Центр развития ребенка – детский сад «Берёзка»
ОПЫТ РАБОТЫ
воспитателя Галаховой Валентины Александровны
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе традиционной культуры Тульского края»
Плавск 2014
Содержание
- Тема опыта………………………………………….…………………3
- Идея опыта…………………………………….…………………........4
ИПМ 1. Сведения об авторе………………………………………………...5
ИПМ 2. Условия формирования опыта……………...………………......…6
ИПМ 3. Теоретическая интерпретация опыта…………..……….…….…..16
ИПМ 4, 5. Технология опыта…………………………….……………..…..25
ИПМ 6. Результативность опыта……………………….…………………..38
Список литературы…………………………………….……………….…....41
Приложение
- Тема
"Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе традиционной культуры Тульского края».
2. Идея опыта:
Проживая на территории Тульского края, который знаменит оружием, белевскими кружевами, филимоновской игрушкой и многими выдающимися людьми, мы не только не посещаем музеи, памятные места, но и мало знаем о них. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.
ИПМ 1. Сведения об авторе.
Галахова Валентина Александровна
Среднее специальное
Тульское педагогическое училище № 2, 1979 год окончания.
Специальность по диплому – воспитатель детского сада.
Место работы – МБДОУ МО Плавский район «Центр развития ребёнка
- детский сад «Берёзка»
Должность – воспитатель
Педагогический стаж – 39 лет
Стаж работы в занимаемой должности – 39 лет
Стаж работы в данном учреждении – 39 лет
Квалификация – высшая
Награды:
Грамота Департамента образования Тульской области,
Грамота Министерства образования и науки РФ,
Диплом победителя конкурса профессионального мастерства
«Лучший по профессии» I первого заместителя губернатора
Г.Г. Фоминой
ИПМ 2. Условия формирования опыта.
Работа по проблеме «Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе традиционной культуры Тульского края» была разработана в системе и комплексно:
- Ознакомление с произведениями Л.Н. Толстого для детей;
- Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами и бытом прошлого Плавского края и его достопримечательностями;
- Ознакомление детей дошкольного возраста с культурным наследием Тульского края.
Этапы:
Диагностический: постановка проблемы
- Детальное изучение материала, имеющегося опыта по данной теме и изучение литературы по проблеме.
- Анализ затруднений.
Прогностический: определение целей и задач работы над темой
- Разработка системы мер, направленных на решение проблем.
- Прогнозирование результатов.
Практический: - выступление из опыта работы на педагогических советах, родительских собраниях, заседаниях творческой группы.
- Посещение семинаров, методических объединений для педагогов МБДОУ и района.
- Выступление на заседаниях при заведующем МБДОУ, проведение открытых занятий, семинаров-практикумов для педагогов.
Обобщающий: - анализ работы
- Оформление и описание хода, результатов работы по проблеме (самоанализ).
Внедренческий – использование опыта работы педагогами МБДОУ в процессе работы с детьми.
Начало работы над темой: сентябрь 2011г. Окончание работы: май 2014г.
1 этап «Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста через произведения Л.Н. Толстого для детей»
Цель работы:
- Обосновать роль различных жанров произведений Л.Н. Толстого для детей (рассказы, сказки, были, загадки и т.д.).
Задачи работы:
- Обосновать необходимость использования различных жанров произведений Л.Н. Толстого для детей в процессе развития нравственных качеств личности дошкольников.
- Определить основные психолого-педагогические условия, способствующие большей эффективности формирования нравственных качеств личности через произведения для детей Л.Н. Толстого.
- Разработать систему работы, способствующую развитию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
- Проверить эффективность проведенной работы по развитию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.
Важную роль в формировании духовно-нравственного воспитания играют произведения Л.Н. Толстого для детей. В связи с важностью данного направления были определены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре.
- Изучить особенности приобщения детей дошкольного возраста в условиях интеграции различных видов деятельности и выстроить в соответствии систему работы.
- Выявить уровень ознакомления дошкольников с русской народной культурой.
- Выстроить в соответствии систему работы по ознакомлению дошкольников с русской народной культурой.
- Определить степень эффективности данной системы приобщения дошкольников к русской народной культуре, истории и культуре родного края.
Методы исследования:
1.Изучение психолого-педагогической, этнографической и методической литературы.
2. Изучение опыта педагогической работы ДОУ;
3. Анкетирование, наблюдение.
Влияние произведений Л.Н. Толстого на детей многогранно.
Произведения Л.Н. Толстого привлекают ребенка не только яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
При слушании произведений Л.Н. Толстого для детей дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.
В основе моей работы лежит комплексная программа воспитания и обучения «Из детства – в отрочество»: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / (Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др.) – М.: Просвещение, 2007. – 303с.; и программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой; Спб.,2000
Приступая к работе по выбранной теме: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста детей через ознакомление с произведениями Л.Н. Толстого для детей» составила план работы.
На первом этапе изучила программу и методические рекомендации
- «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,
- Федеральный Закон «Об образовании».
- «Нравственное воспитание в детском саду» автор Петрова В.И., Стульник Т.Д.
- Учебно-методическое пособие «Социально – нравственное воспитание дошкольников», автор Р.С. Буре.
- Методики диагностики сформированности у детей нравственно-волевых качеств.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,1968.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: Мозаика-синтез, 2011.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
- Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2006.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2010.
- Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: Мозаика-синтез, 2009 – 2010.
- . Ушинский К.Д. Педагогические сочинения М.: «Педагогика», 1988.
- Телегин М.В. Использование диагностических оценочных методик для изучения уровня морального развития детей младшего школьного возраста//
- Раздел « Научные исследования и проекты» сайта www.mtelegin.ru
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- материалы сайтов: www.p4c.ru www.mtelegin.ru
Изучила и использовала передовой опыт педагогов работающих по этой теме. Изучив методическую, научно – популярную литературу, продумала и применяла на практике разнообразные методы и приемы в работе.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Мной был составлен план работы по духовно-нравственному воспитанию, состоящий из несколько блоков:
- "Духовно-нравственное воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста через произведения Л.Н. Толстого для детей";
- "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного края"; возраста через предметы и быт прошлого Плавского края и его достопримечательностей.
- Духовно-нравственное воспитание через ознакомление детей с культурным наследием Тульского края.
Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию в каждом блоке.
2 этап «Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами и бытом прошлого Плавского края и его достопримечательностями».
Работа была начата с оформления уголка в группе «Наша малая родина». Наряду с фотографиями города Плавска, мы представили, гармони, белевские кружева, фотографии оружия. Украшением уголка стал Тульский самовар, из которого мы с детьми много раз пили чай с тульскими пряниками. В уголке мы поместили филимоновские игрушки, куклы-обереги, изготовленные с детьми в свободное время (Приложение). Там же мы поместили фотографии известных писателей, поэтов и художников. Весь этот материал обогатил представления детей о культуре тульского края.
В уголке книги оформили выставку «Л.Н. Толстой – детям». Также в группе был оформлен уголок «Люблю тебя, моя Россия», где мы поместили герб, флаг и гимн России и нашего города Плавска.
Определённое значение для восприятия исторического прошлого имеет мини-музей «Русская изба», созданный силами педагогов учреждения. В «избе» представлены предметы русского быта, элементы внутреннего убранства. С учётом возрастных особенностей детей собран наиболее актуальный для определённого возрастного периода наглядно – демонстрационный материал. Представлены альбомы с фотографиями о ближайшем окружении ребёнка, имеется специальная серия дидактических игр. Предметно-развивающая среда создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира.
Актуальность опыта
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский)
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основных представлениях об окружающем мире, добре и зле в нем, представлениях о семейном укладе и родной земле.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста любви к родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Тульский край благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством русских традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.
Главная и основная цель работы – приобщение детей к народной культуре и традициям, через изучение культурного наследия Тульского края. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительное отношение с миром людей, природы и самим собой. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Научить чувствовать красоту родной земли, что окружает ребенка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Одно из основных задач является возрождение народных промыслов. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.
Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому у ребенка нужно пробудить чувство любви к Родине, к малой Родине – Плавску, Тульскому краю. Именно пробудить, а не навязывать. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Редко кто склонен знакомиться с прошлым родного края. Но, как известно, только зная прошлое родного края и бережно относясь к его настоящему, можно творить будущее. Тульский край – это особый культурный регион России: со своими традициями и промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем.
Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе. Поэтому возникла необходимость раскрыть данную тему.
Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. Русская культурная традиция свято хранит образы героев защитников отечества, православных святых.
Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реально исторические личности, многие черты характера, поступки, и даже высказывание которых бережно охранены народной памятью и письменной историей. Из рассказов педагогов дети узнают о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая на Куликовом поле, о Сергие Радонежском, который благословил его на эту битву. Тульская земля богата писателями, поэтами, художниками, оружейниками, мастерами Филимонова это далеко не полный перечень того, чем мы гордимся.
Наш регион имеет глубокие исторические корни и динамично развивается на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаев Плавского края и Тульской земли.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о культуре и наследии родного края и Тульской земли, а родители не уделяют должного внимания этой проблеме.
Главным направлением духовно-нравственного воспитания детей является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского народа и православия.
Я поняла, что чувство духовности, нравственности должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа проводилась через:
- комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.
- организацию экскурсий, посещение районного краеведческого музея и детской библиотеки.
- совместную деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
- самостоятельную деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
ИПМ 3. Теоретическое обоснование опыта.
Методологической и теоретической основой работы являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.С. Безрукова, В.И. Журавлев,
В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин).
На подготовительном этапе была проведена следующая работа:
1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях Плавского района посетила районный краеведческий музей г. Плавска, получила контактную информацию для общения с сотрудниками музеями. Вместе с заместителем заведующего по ВОД разработали план посещений воспитанниками музеев города, библиотеки и достопримечательностей города.
2. Подобрала и пополнила личную библиотеку материалами и книгами о родном городе Плавске. Изучила интернет-ресурсы и опыт работы коллег Тульской области и нашего района.
3. Изготовила дидактические пособия для игр по духовно-нравственному воспитанию: «Сундучок из Филимонова», «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Православные праздники».
4. Оформила уголок «Наша малая Родина» по духовно-нравственному воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, внимание, память, речевые навыки (Приложение).
Мною были разработаны следующие направления деятельности:
Первое направление. «Нравственное воспитание дошкольников через произведения Л.Н. Толстого для детей».
На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
Поэтому целью моей работы на первом этапе в нравственном воспитании детей является привитие любви к чтению, интереса к книге. Я поставила перед собой задачи:
1. Развивать и воспитывать у детей нравственные качества посредством детального изучения произведений Л.Н. Толстого. Развивать воображение и творческое мышление.
2. Развивать интерес, внимание и любознательность к художественной литературе. Уточнять и расширять словарный запас.
3. Развивать и закреплять речевую активность, диалогическую речь в театрализованной деятельности, воспитывать познавательный интерес к художественной литературе.
4. Формировать умение детей устанавливать многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев);
5. Формировать у детей представления о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе.
На первом этапе своей работы я:
– подобрала литературу для работы по нравственному воспитанию, разбила ее по темам;
– подготовила консультацию для родителей на тему: «Что читать дошкольникам», провела выставку литературы и ее обзор.
Работая с детьми, зачастую, замечаю, что первостепенная задача всех педагогов и родителей сделать ребенка грамотным, т. е. приобщить ребенка к художественной литературе. Педагоги и родители должны понимать роль книги в жизни человека, знать книги, которые будут важны ребенку, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребенком, быть искренним в выражении своих чувств. Тогда мы сами не заметим, как и когда с нами рядом вырастет содержательный и глубокий человек.
Первым, что я посчитала необходимым провести для родителей консультацию «Какие произведения Л.Н. Толстого читать детям» (Приложение). Организовала выставку книг для детей Л.Н. Толстого (Приложение). Разрабатывала папки произведений по темам, которые планировались по программе «Из детства – в отрочество».
Провела открытое занятие по ознакомлению с приемами работы по прочитанному произведению (чтение, логика событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев, оценка ситуаций детьми).
В нашей группе работала «Литературная гостиная». Был проведен досуг на тему «Литературная гостиная по произведениям Л.Н. Толстого», «Путешествие в сказочный мир дедушки Толстого» (Приложение).
Произведения Л.Н. Толстого для детей приобщают детей к сокровищнице замечательного русского языка, знакомят с бытом крестьян, с нашей природой, историческим прошлым русского народа, воспитывая у детей любовь к отечеству, родному языку и культуре. Рассказы, сказки, басни пробуждают в детях христианские чувства любви, милосердие, сострадание. В познавательных рассказах о физических свойствах предметов и явлений содержатся доступные представления о законах природы, а также советы для практического использования их в жизни. Описания явлений природы, физических свойств предметов, географических сведений излагаются Л.Н. Толстым в виде проблемного рассуждения. По замыслу Л.Н. Толстого вопросы должны задаваться, исходя из возможностей ребенка, уровня его развития и интересов. В процессе чтения того или иного рассказа ребенок приобретает первоначальный опыт мудрости, умение обобщать и делать выводы. Подбирая увлекательный и динамичный материал для чтения, у детей возникает большой интерес к познанию окружающего мира. Знакомство с произведения Л.Н. Толстого для детей позволяет самому ребенку прикоснуться к чистому светлому роднику русского слова.
С детьми эти произведения читали на занятиях и вне занятий. Л.Н. Толстой в своих произведениях стремится пробудить и поддержать в детях высокое духовное рвение и усилить их тягу к нравственному совершенству. Герои произведений помогают воспитать в детях такие качества, как доброта, внутреннее благородство, честность, милосердие. Эти произведения могут быть рекомендованы, как душеполезное чтение в кругу семьи. В нашей группе «открылась» маленькая библиотека, фонд которой составляют детские книжки разных писателей на разные темы: о природе, о жизни детей, о Родине, о людях разных профессий и т. д. Дети нашей группы имеют возможность в любой день выбрать книгу, которую желали бы прочитать (чаще проявляют желание те дети, которые уже умеют читать, а за ними уже интересуются те, кто желает их послушать). Один раз в месяц мы посещаем детскую библиотеку для проведения мероприятий по плану МБДОУ (на основе проведенной работы, дети стали интересоваться у родителей: «Какую книгу ты читаешь? Про кого, о чем?»), а также сотрудники библиотеки делают выездные экскурсии и мероприятия в нашем учреждении. Вся работа по нравственному воспитанию велась мною по ступеням роста и формированию опыта детей от простого к сложному, т. е. от простейших сказок: «Три медведя», «Липунюшка» Л.Н. Толстого, затем более сложные сказки, рассказы, басни, загадки, пословицы в которых рассматриваются конкретные ситуации, возникающие между героями его произведений. Дети настолько приобщаются к произведениям Л.Н. Толстого, что в любое свободное время просили почитать, а то и приносили книги, которые мы еще не брали в библиотеке, а в групповой библиотечке их не было. Они не только хотели, чтобы им прочитали, но и у них возникло желание прочитать самим, многие из них делились впечатлениями о прочитанных произведениях дома, рассказывая их своим друзьям. Уже в начале старшей группы, в коллективе моей группы имело место разделения детей на активного «читателя» и пассивного слушателя. Одни дети, как «губка» впитывают все знания, понятия, которые предлагают детям через чтение книг. Этих детей можно определить по уровню интеллекта в процессе общения, они, исходя из своих интересов в познании мира, уже читают сами, а другие пассивно прослушивают произведения и менее общительны, так как у них не накапливается опыт общения и их кругозор ограничен.
К нам в детский сад приезжали артисты Тульского, Воронежского, Санкт-Петербургского кукольных театров. Темы всех спектаклей, которые дети смотрели, перекликаются с темой моей работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Артисты театра талантливо вводили детей в переживание событий, которые вызывали эмоциональный отклик на происходящее с героями спектакля. Соприкасаясь с искусством (книга, театр) у детей возникает большое желание «нести искусство в народ», т. е. показать своими силами такие же спектакли для малышей по знакомым им сказкам. Ребята в беседах с актерами театров сами рассказывали, как они тоже показывали малышам сказку «Девочка и разбойники» в форме настольного театра, а сказку «Три медведя» они так же, как артисты, исполняли для малышей (Приложение).
«Детская книга – это весенний луч солнца, который заставляет пробуждаться под дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян» (Д. Н. Мамин-Сибиряк).
В результате проведенной мною работы я подвела итоги о том, как сплотился наш детский коллектив, как и насколько дружна наша «семья».
Поставив перед собой задачу по воспитанию детей-читателей, могу отметить, что из всех детей приобщенных книги выросли настоящие читатели. Из всей группы детей 70% хорошо осваивают текст самостоятельно, могут пересказать, активны в беседах по содержанию произведения и оценки поступков героев книг, а в процессе общения наш коллектив детей можно назвать только семьей, в которой все члены отличаются своей добротой души, чуткостью, желание в любое время помочь любому. В них чувствуется теплота души, любовь, непосредственность, чувство сопереживания, ответственность и за свои поступки.
На протяжении всей моей работы иногда приходилось сталкиваться с трудностями во взаимопонимании между детьми импульсивными, которые из-за дефектов речи (хотя они сами по выполнению поручений исполнительны, ответственны, но зачастую эгоистичны, избалованны в семье и не сговорчивы со сверстниками) менее усидчивы и не внимательны при прослушивании произведений.
Хочу порекомендовать, особенно начинающим педагогам, интенсивнее использовать произведения Л.Н. Толстого для детей в нравственном воспитании детей, т. к. говорят «на чужих ошибках учатся» (это события, происходящие с героями произведений и их последствия).
Второе направление знакомит дошкольников с экспонатами мини-музея «Русская изба», в котором детям представлены настоящие предметы старины: самовары, прялки, сундуки, колыбель и тому подобное. Дети могут сравнить кастрюлю и чугунок, расческу и гребень, русскую народную печь и плиту. Большинство основной части непосредственной образовательной деятельности по приобщению детей к национальной культуре проводятся в «Русской избе». Я выступаю в роли хозяйки избы и, естественным образом, привлекаю детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне, заботой о семье) (Приложение). Система работы включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Часто непосредственная образовательная деятельность с детьми в «избе» завершается чаепитием из самовара или, в соответствии с целью, угощением для детей. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами народного обихода, предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями филимоновского промысла. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Русский народный фольклор – особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер. Мужественный, сильный, суровый – по легендам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с русским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. В этой работе очень помогли дидактические игры «Сундучок из Филимонова», «Что было раньше, а что сейчас».
Третье направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры и истории родного края, его достопримечательностям. Для развития творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение экскурсий в краеведческий музей, сезонных походов в природу, праздников семьи, родной улицы, города, календарных и тематических совместных мероприятий – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.
Четвертое направление создает свободную деятельность
дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края, его достопримечательностях на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я познаю мир малой родины».
ИПМ 4, 5. Технология опыта
1. Гипотеза
Основным направлением воспитательной системы в дошкольном учреждении необходимо поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, ее достопримечательностей, культурного наследия Тульского края. Разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи культурного наследия и духовно-нравственного воспитания, можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие НОД в МБДОУ.
2. Цель педагогической деятельности:
Сопровождать детей дошкольного возраста на пути к становлению духовности и нравственности, формировать и развивать компетенции, необходимые для успешной социализации подрастающей личности.
3. Задачи педагогической деятельности:
Определены следующие задачи:
- Воспитывать у дошкольников интерес к произведениям
Л.Н. Толстого для детей, к русскому языку, приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.
- Развивать познавательный интерес к родной природе, к окружающему миру малой Родины, ее достопримечательностям и Тульскому краю.
- Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой родной край и пробуждать желание побывать в музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная поляна».
- уважительное отношение к людям, близким и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, раскрывать духовную одаренность ребенка, его личностные дарования.
- Охранять и укреплять душевное, духовное и физическое здоровье детей.
- Формировать у дошкольников интерес к народным промыслам (Филимоново) и промыслам тульских мастеров (оружие, самовар, гармонь, тульский пряник).
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;
- Формировать гражданское самосознание, любовь к Родине, русскому народу.
- Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
- Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей и их традициям.
- Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы духовности и нравственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
– привлечение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.
– корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, исследованию национальных корней и своему рода в разных поколениях.
Большое значение имеют семейные экскурсии, посещения с родителями отдельных предприятий, достопримечательностей города.
«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир и смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу – вред» (В.А. Сухомлимнский).
Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.
К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.
В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о предметах и быте прошлого, достопримечательностях города, не знакомы с наследием Тульского края.
Анкетирование родителей показало следующее: на вопрос «Считаете ли Вы, что ребенку необходимо прививать знания о культуре Тульского края?» 70 % родителей отвечают «Да»; 30% респондентов испытывают затруднения при ответе на данный вопрос. Только 20% от общего числа опрошенных родителей совершают совместные с детьми прогулки, экскурсии в музеи, выезды за город, что является основой духовно-нравственного воспитания. На вопрос «Знает ли ваш ребенок какие-нибудь достопримечательности нашего города?» только 10 % родителей ответили утвердительно, остальные родители отметили, что их дети навряд ли знают достопримечательности города (Приложение).
Ответы родителей свидетельствуют о том, что духовно-нравственное воспитание очень важно и необходимо в дошкольном возрасте, однако в семье уделяют этому недостаточно внимания.
Результаты диагностического обследования в форме опроса на тему «Что ты знаешь о нашем городе?» детей старшего дошкольного возраста показывают, что дети проявляют интерес к культуре родного края, но их знания поверхностны, бедны. Так, высокий уровень развития показали 45% детей, средний уровень – 35% детей, 20% детей – низкий уровень развития
Я посчитала необходимым разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Поэтому в своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».
Увлекательно прошли вечера досугов «Пасха» (Приложение), «День рождение детского сада», «Сергиевская ярмарка», «Филимоновская игрушка», «Семь + Я», «Праздник ДОБРОТЫ» (Приложение), на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу.
Воспитание любви к родному краю через формирование духовно-нравственных качеств.
Вид из окна, панорама родного города, детский сад, парк, стадион, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.
Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми пейзажами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина.
Дошкольники могут принимать посильное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.
Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы под девизом: «В гостях у бабушки-забавушки».
Большую помощь в работе сыграло методическое пособие
С. Лякишевой «Ясная Поляна для детей».
Задачи:
- Познакомить ребенка с усадебной и музейной культурой на примере традиций семьи и усадьбы Л.Н.Толстого;
- Сформировать целостное представление о музейно-усадебной среде;
- Развить стремление и стойкий интерес к прекрасному;
- Сформировать основы общей культуры ребенка;
- Вызвать интерес к творчеству Л.Н.Толстого;
- Поощрять творческую деятельность ребенка
- через интерьер дома Л. Н. Толстого дать представление ребенку об историческом прошлом; используя вопросно-ответный метод активизировать у ребенка навыки чтения, счета, письма;
- используя богатый предметный мир музея, подлинность обстановки реконструировать эпоху, образ жизни исторической личности;
- помочь детям освоиться в музейном пространстве;
- вызвать у детей положительный эмоциональный отклик.
Основной метод – виртуальная экскурсия.
Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации и проводила игровые красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю.
Совершили мы экскурсию в краеведческий музей, где экскурсоводы показали, что изучение малой родины продолжается в школьные годы на новом уровне. После посещения музея дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Ребенок должен узнавать герб, флаг, гимн России, герб Тульской области. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей (Приложение).
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины.
Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.
Значение устного народного творчества в формировании патриотизма.
В возрасте 3,5-4 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками.
Проводимые мною дидактические игры на материале фольклора «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое. Живой интерес вызвали у детей русские народные сказки, инсценировки и драматизации уже знакомых произведений.
Немало времени в своей работе я уделяю проведению праздников, развлечений, конкурсов. В младшей группе мною был проведен конкурс на лучшую поделку из природного материала «Осенние грёзы». С детьми средней группы вместе с музыкальным руководителем провели праздник «Доброты». Для этого мы разучивали и исполняли песни, стихи, танцы, готовили вместе с родителями костюмы. Мои воспитанники участвуют в концертах на общих собраниях, выступают на различных мероприятиях.
На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Опыт работы с детьми показывает, что народные игры детей влияют не только на физическое развитие, но и воспитывают нравственно.
В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Выбирай профессию» с использованием иллюстрационного наглядного материала и зон активности. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.
Значение декоративно-прикладного искусства в формировании духовно-нравственных чувств
Большое значение в формировании духовно-нравственных чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.
Закрепление и расширение духовно-нравственных представлений у дошкольников продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Вот и осень к нам пришла», «Филимоновские свистульки», «Белевские кружева», «Тульские самовары», выставки поделок к Рождеству и Пасхе с привлечением родителей. Вся работа в области духовно-нравственного воспитания соответствует комплексно-тематическому планированию.
Система и последовательность работы по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств, представлена следующим образом:
Семья → родная улица → город→ район→ край → страна. История, символика, обычаи, традиции, чем живёт сегодня, особенности (достопримечательности), перспективы развития.
Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному (регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом (Приложение).
Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:
Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее (планы, перспективы).
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).
Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.
Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.
Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.
Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья глаза на дорогое и родное»
Преобразование педагогического инструментария.
Благодаря использованию различных форм и методов работы по духовно-нравственному воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с произведениями Л.Н. Толстого для детей, родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о Ясной Поляне, ее достопримечательностях, об обычаях и традициях нашего города. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное…»
Работа нацелена на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения культуры Тульского края. В опыте акцент сделан на значимость русской народной культуры, ресурсов регионального плана как богатейшего материала не только для введения ребёнка в мир окружающей красоты, знакомства с делами и традициями тульского народа, экологического, этического и эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, коммуникативность, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
Благодаря применению современных интерактивных приёмов и методов опыт работы по данной теме охватывает основные направления воспитательной работы в МБДОУ в системе «воспитанник – детский сад – родители – мир малой родины».
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, приобщению к миру прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем мире.
Преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса.
– проведение открытых занятий и мероприятий по разрабатываемой проблеме с приглашением родителей и заинтересованных коллег.
– сопровождение воспитанников, начавших исследование мира малой родины
– система мероприятий в рамках комплексной программы, нацеленных на взаимодействие воспитанников и родителей, совместные конкурсы и проекты, творческие встречи, собрания.
ИПМ 6. Результативность опыта
Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.
В данном опыте представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками, их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».
В опыте проведено преобразование педагогического инструментария; разработана авторская концепция духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях (на уровне содержания – интеграция духовно-нравственного воспитания, познания окружающего мира, истории и культуры малой родины, творческого развития; на уровне видов деятельности – познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей, их родителей, общественности; создания атмосферы творчества и сопереживания; вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.
В опыте отражены принципы деятельности воспитателя, его взаимодействия с воспитанниками и родителями и приемы диагностики результативности работы с дошкольниками на разных этапах воспитания, обучения и развития.
Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.
Преимущества данного опыта, его актуальность состоит в создании особой атмосферы «сотворчества»; технологичности (воспроизводимости в иных условиях); широкие возможности для творческого применения; природосообразности (развитие познавательной активности и социальной адаптации ребенка) и его интереса к окружающему миру и самоопределению в нём с учётом традиций и социальной ситуации.
Эффективность опыта
Опыт эффективен, о чем свидетельствуют его результативность и востребованность родителями и общественностью.
Выпускники МБДОУ, занимавшиеся в системе «Духовно-нравственного воспитания на основе традиционной культуры Тульского края» отличаются от сверстников большими компетентностями в познании мира малой родины, успешнее ориентируются в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки в краеведении, отличаются познавательной активностью и успешностью в освоении новых знаний. Об этом свидетельствуют мониторинги и отзывы учителей начальных классов, чьими воспитанниками они ныне являются.
По окончании реализации опыта была проведена диагностика по сформированности духовно-нравственных качеств у детей-дошкольников. После первичной диагностики, результаты показали низкий уровень духовно-нравственного развития детей 65%. У многих детей не было развито чувство сопереживания и сочувствия, дети не всегда учитывали эмоциональное состояние близких людей, часто конфликтовали и не контролировали своё поведение, испытывали трудности при знакомстве. Целенаправленная работа, использование разнообразных методов и приёмов, активизация полученных умений и навыков в процессе разных видов детской деятельности способствовала формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников и повышению их культуры общения.
Диаграмма качества знаний воспитанников
по духовно-нравственному развитию.
Из приведённых выше результатов педагогического исследования видно, что после проведения системы работы по духовно-нравственному воспитанию общий уровень усвоения знаний за год увеличился с 33% до 85%.
Таким образом, вышеизложенная система работы по духовно-нравственному воспитанию является эффективной и может использоваться в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ.
Список литературы:
1) М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
2) О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
3) Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,
4) О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
5) Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
6) Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7) Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
презенитация...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.
Актуальность выбранной темы.Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под миров...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Отчет по самообразованию по теме "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций родного края" за 2017-18 уч. год.
Гендерное воспитание детей на основе культурных традиций, патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно нач...

"Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе русской культуры"
laquo;Опасная и роковая вещь – лишать ребёнка исторической памяти.Это означает, что его лишают…возможности брать пример с людей, живших в прошлом.Чувство истории очень важно, и его надо ...

Публикация "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с культурой родного края "
В статье рассматривается работа воспитателя с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию на основе использования разнообразных культурных средств. Обращается внимание на формирование у детей пр...
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма. Для наших детей это город Тулун. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство дошкольн...


