Мастер-класс для родителей 2021-2025
консультация

Хроменкова Анна Александровна

Конспекты мастер-классов для родителей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Использование окружающей природы в формировании положительных черт характера».

Подготовила воспитатель

Хроменкова А.А.

Приветствую Вас уважаемые родители!

Предлагаю Вашему вниманию тему «Использование окружающей природы в формировании положительных черт характера ребенка».

Особая роль в эстетическом воспитании отводится природе. Волнуя и радуя, она раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет пристально всматриваться в окружающий мир, побуждает к переживанию развитию чувства красоты. Чем теснее познавательный процесс связан с эстетическими переживаниями, тем глубже его восприятие и полноценнее результаты. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллект и этическое развитие ребёнка.

     Обогащение представлений о природе, познание её законов и связей невозможно без эмоционально – положительного отношения к ней, поэтому всё общение маленького ребёнка с природой должно быть направлено на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы.

     Природа не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

     Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во- первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру, во-вторых гуманизма, добросердечности, сочувствия.

     Поведение ребёнка в природе порою противоречиво, положительно  относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут цветы и тут же бросают их, мучают-ласкают котёнка и пр.) Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может зародиться глубокое осознанное чувство любви и гуманное отношение к ней.

     Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

     Есть и ещё одна важная задача для решения которой нужно всеми силами приблизить детей к живой природе (растениям и животным) – воспитание доброты, человечности. Если ваш сын схватил котёнка за хвост и смеётся, видя мучения животного, не ухмыляйтесь его веселью. Имейте ввиду: воспитание уже началось, плохое воспитание. Ребёнок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесённые в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них в отношении живых существ. Нам надо научить ребёнка любить и уважать всё живое: цветок, птицу, щенка и лягушку, защищать их.

     Как же передать всё это детям? Прежде всего мы сами должны научиться любить животных. Видя, что ребёнок хочет потрогать котёнка, одна мама скажет: «котёнок плохой, не трогай его, оцарапает». А другая мама возьмёт котёнка на руки, погладит сама, а потом предложит и ребёнку погладить мягкую шерстку, нальёт молока кошке и скажет ласково: «Пей, киска, молочко, ещё нальём». Ребёнок внимательно следит за тем, как взрослые относятся к животным, и в дальнейшем будет поступать так же.

     «Не будешь кушать, прибежит собака и унесёт», - говорит бабушка. В результате 6-летний ребёнок нервно вздрагивает и прячется за взрослого, когда к нему приближается добродушный щенок. А бабушка машет руками: «Уберите собаку, ребёнок боится!"

     Ребёнок должен получить первоначальные знания о живых существах. Источники этих знаний – художественная литература, рисунки на которых изображены животные, телевизионные передачи, диафильмы, а самое главное – непосредственное общение с живыми существами. Хорошо если вы побеседуете с ребёнком о прочитанном. Ребёнок с вашей помощью получит представление о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. И умом и сердцем учится понимать ребёнок животных, общаясь с ними.

     Дорогие родители! Возьмите своих детей и пойдите с ними на природу, на прогулку. Сначала посетите двор, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в солнечные погожие дни обратите внимание на красивые снежинки. Поймайте одну из них, рассмотрите. Расскажите ребёнку, как они появляются. Спросите у него: «А куда девались стрекозы, которые стрекотали в траве у реки? Почему не видно божьих коровок?»

     Наблюдая отлёт птиц на юг, спросите, почему они улетают? Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше, а те которые клюют зёрна и ягоды – позже. Так ребёнок поймёт, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочери понаблюдать какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их. Во время кормления птиц удобно наблюдать з их повадками. Прибейте кормушку под окном. Привлекайте ребёнка к посильной помощи, он привыкнет заботиться о тех, кто слабее его.

     Конечно, правильное общение ребёнка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания, но привлекая детей к общению с природой, мы воспитываем такие качества, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложены в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. И тогда, можно быть спокойным за природу и молодое поколение.



Предварительный просмотр:

Экологическая викторина для родителей «Мой край – Югра»

Цели:

• Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к

народным традициям;

• Закрепить знания детей об истории края;

• Развивать творческий интерес к познанию природы;

• Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, память, речь;

• Формировать у детей стремление заботиться об окружающем мире; знать

правила взаимоотношений человека и природы на примере изучения своего

округа.

Задачи.

• Расширять представление детей о символах государства, округа.

• Закреплять знания об особенностях растительного и животного мира Югры.

• Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас.

• Формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои

действия с действиями других участников игры.

Оборудование:

Переносной экран, мультимедийный аппарат, музыкальный центр.

Материал: слайдовая презентация, фотографии достопримечательностей

округа, города, раздаточный материал, диск с песнями о Нижневартовске,

оценочное табло.

Предварительная работа: беседы, знакомство с государственными

символами, рассматривание иллюстраций, чтение художественной

литературы, заучивание поговорок и пословиц о Родине.

Правила игры:

вопросы задаются каждой команде, а затем озвучивается правильный ответ

Ход игры

I. Введение

• Организационный момент

• Психологический настрой участников

• Представление жюри, слово жюри

• Выбор названия команды

• Выбор капитана

• Вступительное слово педагога

Внимание! Внимание! Начинаем экологическую викторину

«Мой край Югра».

 

Правила: участники отвечают на вопросы, получают камушки и кто больше наберет, тот и победил. 

Ведущий

Родина… Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная

или суровая, она у человека, как мать, одна.

Уважаемые участники, предлагаю вам окунуться в природный мир нашей малой родины Ханты – Мансийского Автономного Округа Югры.

1. Как называется главный город нашего округа?

2. Как называется наш город?

Природа нашего округа красива и богата. На многие километры тянется

тайга. В тайге растут деревья, кустарники, ягоды.

Конкурс капитанов

1.Зимой и летом зелена,

В лесу живёт она,

А на ней иголки

И коротки, и колки (ель)

2.В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягода? (рябина)

3.Северная роза, вся в шипах,

Красные ягоды на ней висят (шиповник)

4.У меня длинней иголки, чем у ёлки,

Очень прямо я расту в высоту (сосна)

Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям –

хантам и манси. Эти люди издревле живут на этой земле, которую они много

веков назад назвали Югрой или Югорией.

Вопросы для команд.

1. Чем занимаются ханты и манси?

(оленеводство, рыбоводство, охота, сбор дикоросов)

2. Назовите транспортное средство хантов (олени)

3. Как у народов ханты называется место, где пасутся олени (пастбище)

4. В каких строениях живут ханты и манси? (в чумах)

6. Как называется место, где живут коренные жители? (стойбище)

7. Из какого материала хантыйские женщины шьют одежду? (оленьи шкуры)

8. Чем украшают они одежду? (бисером)

9. Как называются хантыйские сани? (нарты)

10. Как называется праздник, символизирующий приход весны? (праздник

вороны)

Третий этап

1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в

избушке снеговой (медведь)

2. Не голос – громкая труба,

Большая верхняя губа.

На нем – громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось

Раз он – сохатый, значит – …(лось)

3. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)

13. Трусоват лесной красавец. Догадались это .... (заяц)

Какую птицу называют санитаром леса? (дятел)

Какая птица выводит птенцов в декабре? (ворона)

Конкурс капитанов «Состязание “Талты юх”.»

Два игрока садятся на пол напротив друг друга и, вытянув ноги вперед,

упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По команде

игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от пола.

При этом нельзя сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не

выдерживает борьбы и расцеплял пальцы, то он считается побежденным.

Победитель состязается со следующим игроком. Состязание продолжается до

выявления победителя среди всех его участников.

Экологические загадки.

1 загадка 

Красная шапочка, беспокоясь о своей бабушке, попросила охотников убить

всех в лесу волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков?

Да изменится. В лесу разведется столько зайцев, что они съедят все

растительность.

2 загадка

Девочке, живущей рядом с лесом, надоели комары, и она уничтожила всех

комаров. Что будет с лесом? Пострадают все те, кто питается насекомыми,

птицы, лягушки. Если им будет нечего есть, то они погибнут. А если они

погибнут, то и деревья погибнут, их съедят личинки, жуки

Вед: Послушайте легенду:

Озёра и реки

Озёра без края

Ковши голубые,

Вода голубая.

Давним - давно жила Красивая девушка Анне. И не только красивая она

была внешне, но была очень добрая, честная и внимательная. И любили её

все вокруг. Проезжал, как – то по небу великий и грозный бог Торум увидал

он её и решил забрать с собой. Не хотела она покидать края родные, но

ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица

Анне, а с неба на землю капали её слёзы и наполняли реки и озёра. Вот так по

легенде образовались в Югорской земле все водоёмы.

Какие крупные реки и водоемы нашего края вы знаете? (Обь, Иртыш)

 «Живите в гармонии, живите с миром!»



Предварительный просмотр:

Сообщение Хроменкова Анна Александровна

Добрый день уважаемые родители! Представляю вашему вниманию тему моего индивидуального маршрута «Формирование представлений об экологической безопасности у детей дошкольного возраста с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ».

Цель маршрута: Формирование экологической безопасности у детей дошкольного возраста.

Перед собой поставила следующие задачи:

1. Повышать педагогическую компетентность родителей по теме «Формирование экологической безопасности у детей дошкольного возраста». 2. Повышать собственную педагогическую компетентность по теме «Формирование экологической безопасности у детей дошкольного возраста».

3. Формировать начальные представления об экологической безопасности у детей дошкольного возраста.

Я начала свою работу по маршруту с подбором и анализом литературы. Подобрала программу Натальи Рыжовой по экологическому воспитанию «Наш дом — природа». Про

Программа "Наш дом — природа" ставит своей целью с первых лет

жизни воспитывать гуманную, социально-активную личность, способную

понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней. Она

направлена на формирование целостного взгляда на окружающий мир и

место человека в нем, на развитие экологически грамотного и безопасного

поведения ребенка.

Программа "Наш дом — природа" уделяет внимание следующим

вопросам:

– понимание ценности природы;

– осознание ребенком себя как части природы;

– воспитание уважительного отношения ко всем без исключения

животным и растениям независимо от наших симпатий и антипатий;

– понимание того, что в приводе все взаимосвязано, и нарушение одной

из связей ведет за собой другие изменения;

– воспитание у детей активной жизненной позиции;

– обучение основам элементарной экологической безопасности;

– формирование первоначальных сведений о рациональном

использовании природных ресурсов в быту (электроэнергия, вода, газ);

– формирование эмоционально-положительного отношения к

окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий

человека (в том числе и ребенка);

– понимание неповторимости окружающего мира.

Работая по данной программе, важно показать, что природные

компоненты связаны между собой и зависят от среды обитания. Необходимо

сформировать у детей первичные представления о цикличности природных

явлений, о том, что в природе ничто не исчезает бесследно.

Программа не подразумевает запоминания терминов, не рассчитана на

механическое воспроизведение знаний. В игровой форме дошкольники

знакомятся с объектами живой и неживой природы, с зависимостью их друг

от друга, с существованием разных сред обитания и с приспособленностью

животных, растений к условиям той или иной среды, их ролью в природе, с

факторами, влияющими на их существование. Поможет нам в этом методы и приёмы технологии ОТСМ ТРИЗ. Рассматриваю использовать в своей работе признаки, системный оператор, морфологическую таблицу, модель мира (природный мир) и др.

В экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, т. е. интеграцию различных видов деятельности ребенка.

Методические рекомендации по программе составлены таким образом, что для организации работы не требуется больших материальных затрат.

Объектами детских наблюдений могут стать лужа, дерево во дворе, птица на кормушке, т. е. ближайшее окружение.

Одним из важнейших условий реализации экологического образования в современном ДОУ является правильно и верно организованная эколого-развивающая предметная среда, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развития, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним!

Планирую использовать программу Натальи Рыжовой в работе по своему индивидуальному маршруту. Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс.

Добрый день уважаемые родители. Хочу представить вам очередную игру по теме моего ИПМ «Да – нет - ка». Но для начала давайте вспомним, что классификацией объектов материального мира мы с детьми занимаемся с 3,5 лет через систему подготовительных упражнений, тренингов. Мною была изучена «Примерная схема классификационных признаков объектов материального мира», которая служит основанием для построения тренингов.

Мы формируем у детей понятия о том, что у всех объектов материального мира есть неограниченный набор признаков и их значений.

1 игра: «Линейная «Да – нет –ка».

Цель: Закрепление умений находить объект в линейном ряду, задавая минимальное количество вопросов, отрабатывая знание левой – правой стороны. Закрепление алгоритма линейной «Да – нет –ки».

2 игра: «Плоскостная «Да –нет –ка».

Цель: Закрепление умений находить объект на плоскости, задавая минимальное количество вопросов, отрабатывая знание левой – правой стороны, верх – низ, левый нижний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, правый верхний угол. Закрепление алгоритма плоскостной «Да – нет –ки».

3 игра: Классификационная «Да – нет –ка».

Цель: Закрепление умений находить загаданный объект задавая минимальное количество вопросов путём отсечения неактуальной в данный момент информации. Закрепление алгоритма игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...

Мастер - классы для родителей 2021-2025

Мастер - классы для родителей 2021-2025...