Памятка "Игры ТРИЗ-технологии дома"
учебно-методический материал
В памятке представлены варианты игр ТРИЗ-технологии, которые можно применять с ребёнком дома.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 221.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ — НАУКА О ТВОРЧЕСТВЕ « ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию». Г.С.Альтшуллер. Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот одна из эффективных педагогических технологий, цель которой— сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. Технология была создана писателемфантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. А также положение Л.С.Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Цель ТРИЗ: развитие мышления, гибкости, подвижности, системности, диалектичности; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. | ТРИЗ для дошкольников: это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности . в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. - можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). -позволяет создать ситуацию успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулируетего развитие. | -даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению. «Волшебная палочка» В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. А для этого можно придумать волшебную палочку! Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?» Возможные варианты ответов: Хочу уменьшить зиму и увеличить лето. Хочу увеличить выходные. Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза. А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?» Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом. Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик. Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной! |
«Мешочек с сокровищами» Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек. Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным. После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее). «Не да, а нет!» В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно: Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит! Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки. Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи. | «Составь загадку» Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку». Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!
Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое, мы двигаемся вперёд. Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому, почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир. Желаем творческих успехов! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лознянский детский сад Ровеньского района Белгородской областия» Наш адрес 309747 Белгородская обл, Ровеньский р-он, с. Лозная, ул. Центральная, 60. Эл.почта lozsad@yandex.ru Ссылка на сайт https://nsportal.ru/node/6781677 | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Лознянский детский сад Ровеньского района Белгородской областия» ТРИЗ — НАУКА О ТВОРЧЕСТВЕ Подготовила: Воспитатель С. И. Орехова п. Ровеньки 2025 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. ТРИЗ- технология, игры и увлекательные занятия дома.
Занятия с детьми с использованием элементов ТРИЗ-технологии. Увлекательные игры для дошкольников и их родителей....
Консультация для родителей на тему « Обучение ТРИЗ технологии детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».
Цель: Повысить образовательный уровень компетентностиродителей в вопросах речевого развития детей....

Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии».
Авторская дидактическая игра «Шапочка профессий» с использованием ТРИЗ технологии, для закрепления детьми освоения способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии&r...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Консультация для родителей « ТРИЗ - технология в саду и дома»?»
Замечательный человек, учёный, инженер, изобретатель, писатель – фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер – создал две очень интересные и весьма эффективные ...
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группеКонспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе.
Конспект по ФЭМП С использованием ТРИЗ технологии в старшей группе....

Консультация для родителей "Играем с детьми дома. ТРИЗ –технологии" (сам.обр)
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого....





