Формы и методы работы по организации ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ.
консультация

Неверовская Татьяна Валентиновна

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranyaya_proforientatsiya.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методические     рекомендации

по применению современных образовательных технологий, форм и методов работы по организации ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ.

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников

       

         На сегодняшний день ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в дошкольном возрасте через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или

работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

       Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.        

       Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

         Задача педагога   готовить детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Важно,  чтобы  дети:

 - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

 - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

 - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

 - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

        Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду.        

         Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях , активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения

         Внедряя различные формы работы с воспитанниками,  используются дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и технологии, что позволяет педагогам ДОУ значительно повышать эффективность занятий и результативность обучения и развития дошкольников.

Технологии реализации ранней профориентации старших дошкольников

           Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.       Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

• опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

• лэпбук- систематизация материала по конкретной теме с целью закрепления полученных знаний в самостоятельной деятельности.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

5.Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования. Использование ИКТ  предполагает моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать: видео-эккурсии, презентации, ролики о профессиях.

        Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для воспитателей и родителей. Но разнообразие технологий  при реализации ранней профориентации ребенка дошкольного возраста, даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.

        Одним из перспективных методов ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является метод создания лэпбука, так как позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Изготовление лэпбука помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Каждый ребёнок имеет возможность проявить себя, почувствовать себя нужным, значимым, учит быть уверенным в своих силах. Насыщенная, чѐтко спланированная совместная деятельность детей и взрослых эффективно отражается на качестве самостоятельной деятельности детей.

         Самостоятельная деятельность детей в процессе ознакомления с профессиями взрослых имеет следующие формы организации:

– игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);

– продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);

– выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);

– экспериментирование.

         Игры, связанные с профессией. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий.

         Важную роль в работе по профориентации играют дидактические игры. Они способствуют усвоению, закреплению у воспитанника знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и углубляет знания о Родине, людей разных профессий и национальностей. Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

        Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, необходимо использовать такие игры:  

-   с предметами - подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых;

 - настольно-печатные игры.

       Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

 1) подбор картинок по парам .

 2) подбор картинок по общему признаку  Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определѐнной трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.                

      Словесные игры    помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий. Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, которая отличает её от других видов игр и упражнений.

- словесные игры.

     Каждая игра обязательно должна содержать обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определённые игровые действия, которые являются обязательным компонентом дидактической игры. При выполнении игровых действий необходимо соблюдать определённые правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и самим воспитательно-образовательным процессам. Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить представления детей о людях разных профессий.

        Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, - только на ощупь, – дети  должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

        Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов представленной   профессии. К профориентационным играм, которые можно предложить   старшим дошкольникам, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

       В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению.

      Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для дошкольников по профориентации, так как  дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей.

       Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии. Профориентация  дошкольников - это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, а  игры по профориентации – это первые шаги  к тому, что, возможно, когда-нибудь станет смыслом жизни.

        Беседа с приглашенными представителями профессий (мастер-класс). Важно помнить, что специалистов необходимо готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Как правило, в первую очередь, это могут быть  родители, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать. Рекомендуется следующий алгоритм проведения встречи со специалистами:

заранее договориться с родителями о визите, о цели посещения, сроках;

определиться с экскурсоводом (это может быть сам родитель дошкольника или другой человек, способный выполнить эту работу, с учетом возраста детей);

экскурсовод рассказывает о работе предприятия в целом и о деятельности отдельно взятого работника – родителя.

       Результатом подобного мероприятия могут стать не только новые знания о профессиях, яркие впечатления от  экскурсии, интересные фотографии, но и гордость конкретного ребёнка за родителей, профессии которых являются значимыми для современного общества.

     Оформление уголка профессий в пространстве  группы. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, раскраски так или иначе связанные с профессией. В процессе проведения занятия к этому уголку необходимо обращаться, чтобы он не был оформлен для «галочки».

         Организация экскурсий на предприятия и организации города. Речь идет не только о крупных предприятиях и организациях. О наблюдении за деятельностью специалиста на рабочем месте можно договориться с руководителем ближайшего от  ДОУ  малого предприятия и т.д. В проведении экскурсии главное – сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, а не смотреть «вообще  организацию». Для целей профориентации важно показать существенные характеристики профессии. Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных и традиционных технологиях, заглянуть в мир «живого» производства. Такая  экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Для того, чтобы оценить, насколько  дети  усвоили основные элементы профессии, можно попросить  их  нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу.

         Работа с родителями. В каком возрасте ребенок может решить, кем он хочет стать? Как понять, к каким видам деятельности ребенок имеет наибольшие способности, внутреннюю склонность? В зависимости от особенностей характера, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к  определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п. Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам.

Методика «Кем быть?» 

Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора. Ребятам предлагается:

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. При обработке материалов воспитатель или психолог могут осуществить: классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ), сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают), влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?). Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

Б – предложить закончить  предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» .

В – предложить закончить  предложение: «Когда я вырасту, я стану…» .

Г – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на ……….?»,

Игровая методика «Угадай-ка».

         Детям предлагается обыграть (показать) нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни. При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа  профессии.

Алгоритм ознакомления с профессией.

Название профессии.

Как и где можно получить данную профессию (учебное заведение).

Место работы представителя профессии.

Личностные качества представителя профессии.

Оборудование  для осуществления трудовой деятельности.

Трудовые действия представителя профессии (чем занимается).

Форменная одежда представителя профессии.

Результат труда представителя профессии(продукты деятельности).

Польза труда для общества представителя профессии.

        Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Грамотно построенная система профориентационной работы на начальном этапе обучения способствует формированию в сознании  старших  дошкольников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Современные подходы к профессиональной ориентации старших дошкольников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у ребёнка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, педагогу необходимо владеть разнообразными методами и приемами, позволяющими эффективно выстраивать профориентационную работу со старшими дошкольниками. Настоящие методические рекомендации делают первый шаг к активизации процесса познания  дошкольниками мира профессий и труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО

Ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс/...

«Создание условий для организации ранней профориентации дошкольников, направленных на позитивную установку и уважительное отношение к разным видам профессий»

Ранняя профориентация является решающим фактором социализации ребенка. Она включается в формирование системных знаний о профессиях, трудовой деятельности людей. Ранняя профориентация дошкольников осущ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ

Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно- деятельностного подхода. ...

Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...

Семинар для воспитателей в форме круглого стола «Основные подходы и технологии по организации ранней профориентации дошкольников в ДОУ»

Ранняя профориентация дошкольников – это важное и необходимое направление деятельности в ДОУ. Оказать ребенку помощь сделать правильный выбор - непростая задача для педагогов и родителей. Создан...

Организация ранней профориентации дошкольников с использованием активных форм совместной деятельности взрослых и детей

Актуальность: Ранняя профориентация в дошкольном возрасте формирует у детей первичные представления о профессиях, развивает интерес к труду через игровые и практические формы.Методы: Использование инт...