«Развитие связной речи детей старшей группы»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Цветик - семицветик»
Самообразование на тему:
«Развитие связной речи детей старшей группы»
Подготовила воспитатель:
Замалова Э.Н.
Когалым, 2023г.
Цель: повысить уровень знаний по методике развития связной речи у детей средней группы.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
- работать над произношением.
План самообразования по теме:
«Развитие связной речи в старшей группе»
на 2023 – 2024 учебный год
Сентябрь
Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей средней группы»
2. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:
- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);
- дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).
Октябрь-Ноябрь
1. Проработать отобранную литературу по теме.
2.Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика ;
- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Осень»;
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;
- Загадки-складки о профессиях;
-картинки для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье».
3.Беседы:
- «Что я знаю о себе»;
- «Речевой аппарат.
4.Знакомство с пословицами и поговорками о труде:
- Земелька черная, а белый хлеб родит.
- Торопливый дважды одно дело делает.
- Без труда нет плода.
- Муравей не велик, а горы копает.
- Больше дела - меньше слов.
- Всякая работа мастера хвалит.
- Глазам страшно, а руки сделают.
- Баловством хлеба не добудешь.
5.Знакомство со считалкой:
Начинается считалка:
На дорогу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
6.Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Осень».
- «Осень в лесу».
- «По грибы».
7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:
- «Огород».
- «Мальчик и щенок».
- «Еж и яблоки».
8. Чтение, беседы, пересказ.
9.Чтение и заучивание стихотворения:
- И. Бунин «Листопад» (отрывок).
1о. Чтение и обсуждение,пересказ сказок:
- В. Сутеев «Мешок яблок».
- «Война грибов».
- «Вершки и корешки».
11. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «ветры»;
- «подуем на плечо»;
- «листики осенние»;
- «запасливые хомячки»;
- «пузыри»;
- «надуем шарик».
12.Артикуляционная гимнастика:
- «Чашечка»;
- «Бегемот»;
- «Хоботок»;
- «Иголочка»;
- «Вкусное варенье»;
- «Утиный клювик».
13.Дидактические игры:
- «Буква моего имени»;
- «Назови слова»;
- «Употребление предлогов»;
- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);
- «Придумай новое слово»;
- «Что лишнее?»;
14. Консультации для родителей.
Декабрь-Январь
1. Внедрение отработанных методик.
2. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений по теме. Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи детей старшей группы».
3. Работа с литературой.
4.Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы и сказки: «Три сына» В. Осеевой, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
-картинки для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
5.Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
6.Знакомство с считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велел.
7. Чтение и заучивание стихотворения
- И. Суриков «Зима».
- С. Есенин «Пороша».
8. Чтение и обсуждение,пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
9. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
-«запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
10. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
11.Артикуляционная гимнастика:
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
12.Дидактические игры:
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- Что означает выражение?
13.Консультации для родителей:
14.Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
15.Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
Февраль – март.
1.Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
-картинки для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
2.Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
3.Знакомство с считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например):
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Сидит девица в темнице
А коса на улице
(Морковь)
5.Чтение и беседы по рассказам:
- «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.
- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.
6.Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Зима».
- «Зимние забавы».
7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:
- «Катание на лыжах».
- «Зимние забавы».
8.Чтение и заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Поет зима – аукает».
- С. Есенин «Пороша».
- С. Есенин «Береза».
9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
- «запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
12.Артикуляционная гимнастика:
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
13.Дидактические игры:
-«Логопедическая ромашка»;
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- «Что означает выражение?
14.Театрализованная деятельность:
- Новогодний театрализованный праздник.
- Настольный театр «Зимовье зверей».
- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
15.Консультации для родителей:
- «Воспитание ответственности у детей».
- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».
16.Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Здоровый образ жизни в семье».
17.Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь.
Апрель-май.
1. Внести в группу - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;
- в дидактическое пособие «Пересказ»добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;
-картинки для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Расческа», Комарик», «Блинчики», «Лягушка».
2.Знакомство с пословицами и поговорками о весне:
- Весной трех погожих дней подряд не бывает.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Весною сутки мочит, а час сушит.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
- Матушка весна всем красна.
- Пришел марток— надевай семеро порток.
- Сколько проталинок, столько жаворонков.
- Увидел грача — весну встречай.
- Хороший год по весне видно.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
3.Знакомство с считалкой:
Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
4. Разгадывание логических загадок (например):
- Сколько горошин может войти в один стакан?
(Нисколько, т. к. горошины не ходят)
- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?
(Желток не может быть белым)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(Из пустой.)
5.Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Весна».
- «Птицы прилетели».
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:
- «Рыболовы».
- «Маша и цыплята».
- «Спасение птенцов».
7. Чтение и беседы по рассказам,пересказ:
- «Кораблик» В. Сутеев.
- «Лисята» С. Чарушин.
-«Утренние лучи» К. Ушинский.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.
Анализ и оценка своей деятельности.
Формы и методы работы с детьми и родителями:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры – инсценировки;
- досуговые игры;
- подвижные игры;
- музыкально-хороводные игры;
- наглядно – информационный метод;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собраний;
- оформление уголка «Для Вас, родители»;
- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы
перспективный план старшей группы (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...
Перспективный план формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи детей старшей группы
перспективное планирование (сколько занятий, лексика-грамматика, связная речь)...

Доклад на педсовете.Развитие связной речи детей старшей группы дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Как ведётся работа по этому вопросу в нащей группе.Какая проводится работа с детьми,с родителями,что планируем в перспективе....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.
С элементами здоровьесберегающих техник....

Проект. «Развитие связной речи детей старшей группы посредством экологического воспитания. «Времена года». МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида», г.Печора
Данный проект способствует развитию у детей связной речи, обогащению и активизации словаря. Формированию эмоционального, положительного отношения к природе, умению видеть прекрасное в разн...

Календарно-тематический план по развитию связной речи детей старшей группы на один квартал
Календарно-тематический план по развитию связной речи детей старшей группы на один квартал.Планирование работы по развитию связной речи включено обучение детей пересказу литературных произведений, рас...

Методическая разработка "Развитие связной речи детей старшей группы через сказку"
Методическая разработка по развитию связной речи детей в старшей группе детского сада....
