Статья "Растим детей здоровыми"
статья (средняя группа)

Татьяна Маркова 2017

 Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как сохранить и  укрепить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rastim_detey_zdorovymi.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Растим детей здоровыми и успешными

Здоровье это не только отсутствие болезней, это работоспособность, эмоциональный тонус, творческий потенциал. То, что создает фундамент будущего благополучия личности.

«Забота о здоровье детей – это важнейший труд и воспитателя и родителей. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.» В. А. Сухомлинский

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как сохранить и укрепить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог; сотрудничает с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребенка при поддержке ДОУ состоит в конструировании природо- и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья, активном участии в создании культурных традиций семьи и детского сада

Основные компоненты здорового образа жизни:

  • Рациональный режим дня.
  • Правильное питание.
  • Рациональная двигательная активность.
  • Закаливание организма.

Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает все большую озабоченность в обществе и государстве. За последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди детей поступающих в школу.

Движение физиологическая потребность растущего организма, и природа проявила великую мудрость, сделав почти всех детей непоседами, стремящихся постоянно бегать, прыгать, лазать.

За нас теперь очень многое делают машины. Мы охотно пользуемся лифтами, городским транспортом, любим отдыхать у телевизора и т.д. Не секрет, что дети и в детском саду, и дома большую часть времени проводят в статичном положении ( у компьютера, за столам, играя в тихие игры на полу). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, координации движений, ловкости, выносливости, гибкости, т.е. усугубляет неблагоприятное влияние гиподинамии. Гиподинамия , вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный голод», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

К актуальным проблемам детского здоровья относятся: гиподинамия, детские стрессы, тревожность, агрессия и пр. движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.

Гиподинамия – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.

В последнее десятилетие все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной обстановки окружающей среды. Двигательная может помочь ребенку снять напряжение, дать ему положительные эмоции, следовательно улучшить психологическое состояние.

При организации процесса повышения двигательной активности детей дошкольного возраста важно:

  • Учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества, развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне; направлять их энергию, крепнущие физические на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся двигательных навыков, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и пр.
  • Разумно использовать все компоненты здорового образа жизни (режим дня, правильное питание и т.д)
  • Уделять особое внимание двигательной активности в течение дня. И это не удивительно, ведь чем больше двигается малыш. Тем лучше он развивается не только в физическом, но и в умственном планах.
  • Помнить, что двигательная активность особенно мала у детей зимой, тогда как именно в эту пору она так востребована! Ведь существует взаимосвязь между количеством движений и защитными силами организма. Чем меньше ребенок двигается, тем слабее он становится. Следовательно, тем сложнее детскому организму противостоять вирусным атакам. И вот ребенок опять болеет большую часть зимы… чтобы избежать этого, нужно как можно больше бывать с ребенком на воздухе.
  • Планировать совместный отдых с детьми с целью компенсации недостатка движения таким образом, чтобы его по праву можно было назвать активным. В таком случае есть надежда, что дети вырастут сильными , умными и гармонично развитыми во всех отношениях людьми.
  • Компетентно подходить к выбору и использованию здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании, направленных на решение приоритетной задачи совместного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение достаточного уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры.

К сожалению, в рамках одной статьи не возможно рассмотреть все условия, пути и способы повышения двигательной активности детей дошкольного возраста. Однако, мы, педагоги и родители, в чьих руках самое важное – развитие ребенка – должны помнить, что удовлетворение потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального, ибо достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличения работоспособности, повышения производительности в различных видах деятельности.

Здоровье – это счастье! Будьте здоровы!

Литература:

  1. Алферова В. П. Как вырастить здорового ребенка Л., Медицина, 1991
  2. Амонашвили Ш. А., Педагогика здоровья Алексин А. Г. М. Педагогика, 1990.
  3. Змановский Ф. Ю. Воспитание детей здоровыми -М, Просвещение 1995.
  4. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников.//, Дошкольное воспитание №11, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "Здоровый педагог- здоровые дети- здоровое поколение"

Проект долгосрочный, рассчитан на учебный год (с марта по май) и направлен на педагогов ДОУ.   В ходе проекта педагоги уточнят нормативно-правовые документы по проблеме сохранен...

Конспект занятия по обучению детей здоровому образу жизни с использованием здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну здоровья»

формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника...

Педагогический проект МДОУ "Детский сад "Ладушки" п. Пангоды" "Здоровые дети - здоровая нация, здоровая нация - сила государства"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»...

Открытый просмотр НОД: Охрана жизни и здоровья детей «Здоровые дети – здоровая страна»

Формирование элементарных знаний и навыков здорового образа жизни; дать детям представление о микроорганизмах....

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Здоровые дети – здоровая страна».

Социально-значимый проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста "Здоровые дети- здоровая страна"....

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....