Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
статья
консультация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- — воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
- детскому саду, улице, городу;
- — формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- — воспитание уважения к труду;
- — развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- — формирование элементарных знаний о правах человека;
- — расширение представлений о городах России;
- — знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- — развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- — формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и таким образом, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему:
- природа и мир животных (дома, в детском саду, в родном краю);
- труд людей,
- традиции,
- общественные события и т. д.
Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Формы работы:
- — Наблюдения
- — Организация экскурсий и целевых прогулок
- — Продуктивная деятельность
- — Проектная деятельность
- — Придумывание сказок, историй и их театрализация
- — Трудовая деятельность
- — Досуговая деятельность
- — Познавательно-исследовательская деятельность
- — Чтение
- — Игровая деятельность
Методы и приемы:
Формирование нравственного поведения
- Упражнения
- Поручения
- Требование
- Воспитывающие ситуации
- Положительный пример взрослого
- Формирование нравственного сознания
- Объяснения
- Внушения
- Просьба
- Этическая беседа
- Пример
Методы стимулирования
- Поощрение
- Соревнование
- Одобрение
- Награждение
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми… Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
- — четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад
- — внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей
- — диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Дети должны знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи ( бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду трудятся люди для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рабочие делают машины), везде соблюдаются традиции (Родина помнит своих героев, защитивших ее от врагов), повсюду живут люди разных национальностей, люди берегут и охраняют природу, есть общие национальные и профессиональные праздники.
Быть гражданином и патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Для ребенка-дошкольника характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Каждая тема может быть подкреплена различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, тематических альбомов, поделок, рисунков). Итоги работы по теме могут быть представлены в виде выставки или во время общих групповых праздников
Почему важно сделать в группе уголок патриотического воспитания
Личность человека формируется в первые годы, поэтому все, заложенное в ясельном и детсадовском возрасте, напрямую влияет на дальнейшую жизнь. Вот почему грамотная организация патриотического уголка в детском саду имеет такое важное значение: с его помощью ребенок осознает себя как часть большой страны, общества, культуры и истории.
Уголок патриотического воспитания создает атмосферу, в которой дети могут комфортно и безопасно изучать информацию о своей Родине, делиться впечатлениями и мыслями с друзьями, развивать новые навыки.
Также важно обновлять материалы в патриотическом уголке, добавлять информацию, проводить занятия по уже знакомым темам, чтобы дети не теряли интерес и не забывали пройденный материал. Вот так ненавязчиво в игровой форме и можно воспитать у малышей важные чувства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»
Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»
Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».
Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...
