Проект по гражданско-патриотическому воспитанию " Мы маленькие граждане большой страны"
проект (подготовительная группа)
Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 93.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Проект
по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
Мы – маленькие граждане большой страны»
Подготовили:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Якупова Галина Николаевна
Воспитатель
Михайлова Валентина Евгеньевна
Содержание.
- Пояснительная записка к проекту …………………………………. 3стр.
- Описание проекта………………………………………………… .. 5стр.
- Заключение …………………………………………………………..11 стр.
- Список использованных источников ……………………………….12стр.
- Приложение 1…………………………………………………………13 стр.
- Приложение 2…………………………………………………………13 стр.
- Приложение 3…………………………………………………………15 стр.
- Приложение 4…………………………………………………………17 стр.
- Приложение 5………………………………………………………… 21 стр.
- Приложение 6………………………………………………………….26 стр.
- Приложение 7………………………………………………………….28 стр.
- Приложение 8………………………………………………………….30 стр.
- Приложение 9………………………………………………………….33 стр.
- Приложение 10………………………………………………………...35 стр.
- Приложение 11…………………………………………………………37 стр.
Пояснительная записка.
Название проекта: "Мы – маленькие граждане большой страны"
Актуальность проекта: Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края - важная проблема в современном обществе. Родная культура должна лежать в основе личности каждого ребенка. Нельзя построить будущее без знания своих исторических корней, без опоры на опыт предшествующих поколений. Каждый гражданин, в том числе и дети, должны чувствовать связь с Родиной, ее традициями, культурой.
Ребенок не рождается нравственным или безнравственным. Маленький ребенок – это чистый лист и, что будет вписано в этот лист, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых. Каким он вырастит, какими впечатлениями обогатят его взрослые, какие нравственные качества разовьют в нем, каким воспитают - зависит только от нас, взрослых.
Проблема нравственного -патриотического воспитания детей дошкольного возраста в настоящее время стала одной из актуальных.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста имеет особое значение в становлении их личности и гражданской ответственности. Именно в этом возрасте закладываются основы любви и уважения к Родине, к её культурному и историческому наследию. Через знакомство с историей своей страны, ее героями и памятными событиями дети учатся гордиться Родиной, уважать её традиции, ценить мир и понимать вклад предшествующих поколений в достижение современного благополучия.
Реализация проекта поможет воспитать у детей чувство сопричастности к истории и гордости за Родину. В условиях современных вызовов особое значение приобретает патриотическое воспитание, которое помогает ребёнку сформировать положительную гражданскую позицию, быть ответственным, заботиться о ближних и быть благодарным защитникам Отечества.
Новизна: Проект "Мы – маленькие граждане большой страны" представляет собой уникальную инициативу, направленную на гражданско-патриотическое воспитание детей подготовительной группы детского сада. Его новизна заключается в следующих аспектах:
Интеграция патриотического воспитания в повседневную практику: Проект создает непрерывный процесс гражданско-патриотического воспитания, который пронизывает все аспекты образовательной деятельности. В отличие от традиционных подходов, мы не ограничиваемся отдельными мероприятиями, а формируем систему, включающую в себя экскурсии, творческие проекты, встречи с ветеранами.
Творческий подход к обучению: В проекте акцентируется внимание на творческом выражении детей через создание поделок, флагов и оформление уголка Победы. Это позволяет детям не только изучать историю, но и активно участвовать в процессе, что способствует лучшему усвоению материала и формированию патриотических чувств.
Семейное вовлечение: Проект активно включает родителей в процесс воспитания, что является важным нововведением. Совместные мероприятия, такие как создание уголка Победы и участие в акциях, способствуют укреплению семейных связей и формируют у детей представление о патриотизме как о семейной ценности.
Использование современных подходов: Проект включает в себя использование интерактивных методов обучения, таких как встречи с ветеранами и экскурсии, что позволяет детям лучше воспринимать информацию и глубже осознавать значимость гражданской ответственности.
Актуальность темы: В условиях современного общества важно формировать у детей чувство гордости за свою страну и ее достижения. Проект отвечает на вызовы времени, предлагая актуальные темы для обсуждения и исследования, что делает его особенно важным и значимым в условиях глобализации и стремительных изменений в обществе.
Целевая аудитория: дети 6-7 лет (подготовительная группа).
Направление проекта: Гражданско – патриотическое воспитание.
Вид проекта: Практико-ориентированный.
Социальные партнеры: Педагоги, родители (законные представители) воспитанников, ВСОШ № 1, ВЦБС.
Срок реализации: Октябрь 2024 года – Май 2025 года.
Описание проекта:
Цель проекта:
Формирование у детей основ патриотических чувств и гражданской ответственности через знакомство с историей страны, её героями и памятными местами.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с историей страны, её символикой и значимыми памятными местами.
- Воспитывать уважение к героям Отечества и традициям народа.
- Сформировать у детей осознание важности сохранения исторической памяти.
- Развить чувство гордости за свою Родину, её культурные и исторические достижения.
- Содействовать формированию гражданской ответственности через заботу о памятных местах и участие в совместных акциях.
- Вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей, укрепив семейные ценности и связи.
Формы и методы реализации проекта: Проект включает комплекс мероприятий, таких как экскурсии к памятным местам, беседы с ветеранами, посещение музеев, участие в акциях, творческие занятия и конкурсы. В работе с детьми используются игровые и познавательные методы, художественная литература, наглядные материалы и мультимедийные ресурсы.
Этапы реализации проекта
I. Целеполагание (с по )
1. Изучение интереса детей и их родителей для определения целей проекта;
2. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
II. Планирование деятельности (с по )
1. Заинтересовать идеей участия в проекте детей и родителей; обозначить проблему: что мы знаем о России, Татарстане, Высокой Горе.
2. Провести мониторинг детей с целью выявления знаний о родной стране, крае в соответствии с возрастом. (Приложение 1)
3. Изучить методическую литературу о проектной деятельности.
4. Определить конечный продукт проектной деятельности - альбомы.
5. Обсудить тематику мероприятий по выполнению проекта, распределить задания между участниками проекта.
6. Подобрать информацию по теме проекта.
III. Основной, деятельностно-ориентированный .
Блок 1 «Моя малая Родина» Программное содержание: познакомить детей с историей родного села, его символикой, достопримечательностями, способствовать формированию представлений о том, что село Высокая Гора- часть нашей Родины- России. | ||
Месяц | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
Октябрь | Мониторинг по выявлению уровня знаний детей о своем родном крае. Беседы: «Мы- высокогорцы, мы –россияне». Ознакомление с художественной литературой: Чтение стихотворений о родном крае Г.Аввакумовой «Родной район», В.Зининой «Ода о Высокой Горе», Х.Гариповой «Биектау» Художественно-речевая деятельность: Рассматривание герба и флага Высокогорского района , беседа о символике. Прослушивание гимна Высогорского района. Творческая деятельность: Выставка детского творчества «Наша улица, мой дом» Экскурсия: посещение школьного музея МБОУ «Высокогорской средней общеобразовательной школы №1 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан». | Анкетирование: «Патриотическое воспитание ребёнка» |
Ноябрь | Беседы: «Истрия становления села», «Достопримечательности Высокой Горы» Игровая деятельность: Дидактические игры «Найди герб Высокогорского района », «Заколдованные картинки» Сюжетно-ролевые игры « Музей», «Библиотека» Конструктивно-модельная деятельность « Наш детский сад» Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Высокой Горы (презентация) Развлечения, досуги: «Что мы знаем о родном селе» | Консультации: «Значение семьи в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста». |
2 Блок «Мой Татарстан» Программное содержание: Познакомить детей с историей Татарстана, его символикой, городами. Формировать представления о природе Татарстана. Познакомить с достопримечательностями республики. | ||
Декабрь | Беседы: «Мой Татарстан», « Наши знаменитые соотечественники» « Народные промыслы» Фотоэкскурсия по городу «Казань-столица Татарстана» (анализ иллюстраций с видами города). Работа с картой Татарстана Игровая деятельность: «Собери флаг Татарстана», «Путешествие по Республике Татарстан» Художественно-творческая деятельность: музыкально-литературная композиция «Стихи и песни о Татарстане» Посещение мини-музея в ДОУ Творческая деятельность: Рисование: «Татарский орнамент». Аппликация по ткани, выполненная по мотивам татарского народного орнамента. | Рекомендации для родителей: Посетить с детьми музеи «Национальный музей Республики Татарстан», «Городская панорама» Создание альбома «Наши знаменитые соотечественники» |
Январь | Беседы: « Зеленое богатство Татарстана», «Красная книга Татарстана» Квест-игра « Юные следопыты» Игровая деятельность: дидактические игры «Найди по описанию», «Раздели по группам» , «Зимующие птицы» Экологическая викторина «Знатоки природы» Художественно-творческая деятельность: Создание альбома «Животный и растительный мир Татарстана» | Консультации: «Влияние родителей на развитие патриотических чувств через любовь к природе» Экологическая акция «Покорми птиц зимой!» |
3 Блок « Россия-Родина моя» Программное содержание: формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания. Воспитывать гражданско-патриотические чувства чере изучение государственной символики России. | ||
Февраль | Тематические беседы: «Символы России», «Россия-Родина моя» Презентации : « Москва- столица нашей Родины» «Народы России» Художественно-речевая деятельность: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, «Символика Российской Федерации» Просмотр мультфильма «Мы живем в России» Выставка рисунков «С чего начинается Родина» Игровая деятельность: Подвижные игры «Золотые ворота» « Сильные, ловкие, смелые» Акция «Письмо солдату» (для солдат находящихся в госпитале ГВКГ им. Н.Н. Бурденко. «Защитники нашего времени» (с приглашением солдата, участника специальной военной операции) | Спортивное развлечение с папами « Горжусь тобой папа!» Анкетирование: «Каким образом воспитать будущего патриота?» |
Март | Беседы: «История становления России»; «Природные богатства России» Выставка детского творчества « Люблю природу русскую…» Виртуальная экскурсия «Заповедники России» Чтение художественной литературы: С. Баргузин «Страна, где мы живем»», «Волга кормилица». Заучивание стихотворения «Родина» С. Михалков. Экологическая акция « Эколята-защитники природы» (изготовление плакатов) Игра- викторина « Маленькие патриоты большой страны» | Создание детских книг о Родине под названием «Я живу в России». Консультации: «Влияние родителей на развитие патриотических чувств» |
4 Блок «Связь поколений» Программное содержание: создание условий для диалога между представителями разных поколений, формирование у воспитанников уважение к старшему поколению. | ||
Апрель | Экскурсии к памятникам и местам памяти Создание «Уголок Победы» в группе Акция «Флаг России» Выставка детских рисунков «Помним и гордимся» Конкурс чтецов «Нас связали года» Коллективное панно « Не вернувшимся с войны посвящаем» | Совместная акция « Посылка солдату» для поддержки участников СВО |
Май | Беседы: «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны»; «Дети войны», «Блокада Ленинграда». Художественно-речевая деятельность: Просмотр документальных фильмов и Великой Отечественной войне; стенд, посвященный орденам и медалям, а также материалы о Городах – Героях в мирное и военное время, «Книга Памяти» (сборник статей о жителях Высокогорского района, участвовавших в Великой Отечественной войне), просмотр видеоролика о события 22 июня 1941года и видеоролика, посвященного 9 мая 1945 года Творческая деятельность: Аппликация: «Гвоздика Победы». Итоговое занятие «Мы – патриоты» | Экскурсия и возложение цветов к вечному огню на Аллеи Славы (Высокая гора). Подведение итогов по реализации проекта (индивидуальные беседы с родителями). Создание Книги Памяти, включающей воспоминания детей и родителей о членах семей – участниках войны и их героических судьбах. |
IV Заключительный
- Участие в викторине «Татарстан – мой край родной!»
- Создание альбомов: «Города Татарстана», «Наш любимый город Казань», «Мое село – Высокая гора»
- Награждение активных участников деятельности по проекту.
V Аналитико-диагностический
- Анализ результата работы всех участников проекта, повторный мониторинг детей
- Распространение опыта проектной деятельности среди педагогов.
Проект предусматривает распределение материала по 4 блокам.
Каждый блок, подраздел решает определенные задачи.
Каждый подраздел разбит на отдельные темы. Все темы тесно взаимосвязаны и опираются на календарные модули перспективного планирования.
Механизм реализации проекта предусматривает системно-деятельностные, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий.
Для успешного достижения поставленных задач проекта планируем использовать следующие методы и приемы работы.
При работе с детьми:
- Создание проблемной ситуации;
- Совместная проектная деятельность;
- Совместная деятельность родителей и детей по созданию альбомов;
- Конкурсы рисунков;
- Конкурсы стихов;
- Беседа;
- «Уроки доброты»;
- Выставки и экспозиции;
- Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества);
- Использование ИКТ в проведении развлечений, досугов, праздников;
- Выставка детских рисунков «Помним и гордимся» «Профессии»
- При работе с родителями использовались такие формы работы как:
- Анкетирование родителей;
- Индивидуальные консультации, беседы;
- Тематическое собрание «Патриотическое воспитание детей»;
- Фотовыставки «Моя семья», «Мой город»;
- Праздники и развлечения в детском саду;
- Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (рисунки к городским и областным конкурсам);
- Совместное создание мини-музея в группе по патриотическому воспитанию;
- Оформление информационных стендов «Моя малая родина».
Ожидаемые результаты:
Ожидается, что по завершении проекта у детей сформируются начальные представления об истории своей страны и понимание важности памяти о её защитниках. Они научатся выражать чувство гордости и уважения к Родине, понимать ценность мира и свободы, доставшихся благодаря подвигам предшествующих поколений. У детей появится интерес к символике России, Татарстана, Высогорского района — флагу, гербу, гимну, и они будут уважительно относиться к этим символам, понимая их значение.
В процессе участия в экскурсиях, встреч с ветеранами и посещения памятников дети испытают гордость за свою Родину, увидят примеры мужества и доблести, которые вдохновят их на проявление гражданской ответственности и внимательного отношения к окружающим. Поддерживая порядок в памятных местах, создавая "Уголок Победы" в детском саду, дети начнут понимать важность заботы о культурном наследии, уважения к традициям и сохранения памяти.
Благодаря проекту активное участие родителей станет важным элементом воспитания, что создаст дополнительные возможности для укрепления семейных связей и совместного обсуждения тем, связанных с патриотизмом и любовью к Родине.
Заключение:
Проект "Мы – маленькие граждане большой страны" станет важным этапом в патриотическом воспитании детей подготовительной группы детского сада. Он поможет заложить в детях основы любви к Родине и уважения к её истории, подготовит детей к дальнейшему осознанному и активному участию в жизни общества. Через участие в тематических мероприятиях, посещение памятных мест, беседы с ветеранами и творческие занятия дети обретут чувство сопричастности к истории своей страны и научатся уважать её символы и традиции. Участие в акциях и создании "Уголка Победы" будет способствовать формированию у детей навыков коллективной работы, ответственности и заботы о сохранении памяти.
Проект "Мы – маленькие граждане большой страны" заложит основу для дальнейшего развития у детей гражданских качеств и чувства гордости за свою страну, что станет прочной базой для их взрослой жизни.
Список использованных источников
Книги для детей о войне и героях:
Барто А. Л. "Стихи детям о войне" — Сборник стихов для дошкольников, знакомящих детей с темой войны и подвига.
Богомолов В. О. "Про солдат" — Рассказы и сказки о военных и героях для младшего возраста.
Н. Чалмаева "Сказки и рассказы о войне для детей" — Книги с рассказами о героических поступках для младшего возраста.
Михалков С. В. "Дяди Сашины рассказы" — Истории о подвигах в легкой для детей форме.
Методические пособия:
Новикова Л.И., Иванова Н. "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников" — методическое пособие с примерами занятий и мероприятий.
Маркова Е.М. "Методы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста" — материалы для педагогов по формированию гражданской ответственности у детей.
Кузнецова Л. А. "Развитие гражданско-патриотических чувств у дошкольников" — практические рекомендации для работы с детьми на тему патриотического воспитания.
Научные и педагогические статьи:
Капустина, А. В. "Роль патриотического воспитания в дошкольном возрасте" — статьи по значению патриотизма в развитии личности ребёнка.
Синицкая Н.Ю. "Формирование гражданской позиции у дошкольников" — статья о значимости патриотического воспитания и основных методах его реализации в детском саду.
Онлайн-ресурсы и сайты:
Официальный сайт "Победа.рф" — материалы для детей и родителей о событиях войны, героических личностях, памятных местах.
Раздел "Детям о символах России" на портале Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина — рассказы о флаге, гербе и гимне страны для детей.
Приложение 1
Мониторинг по выявлению уровня знаний детей о своем городе, крае
Вопросы для беседы:
1. Как называется город (край), в котором ты живешь?
2. Как называют жителей нашего города (края)?
3. Название каких улиц нашего города ты знаешь? Знаешь ли ты в честь кого они названы?
4. Назови знаменитых людей города, края.
5. Какие интересные места, достопримечательности своего города (края) ты знаешь?
6. Как называется река, на которой стоит наш город?
7. Найди на рисунках герб нашего города (края).
8. Как ты думаешь, что означает герб нашего города (края)?
9. Назови профессии, которые нужны нашему городу, краю.
10. Что ты можешь сделать для того, чтобы твой город стал еще красивее?
Приложение 2
Анкета для родителей
#1063;то Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
∙ воспитание любви к Родине;
∙ воспитание уважения к старшему поколению;
∙ воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
∙ знание истории своей страны;
∙ другое;
∙ затрудняюсь ответить.
#1042;озможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
∙ да;
∙ нет;
∙ затрудняюсь ответить.
#1050;ак, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического
воспитания детей дошкольного возраста?
∙ прививать детям уважение к людям своей страны;
∙ познакомить с обычаями и традициями своего народа;
∙ формировать бережное отношение к природе и всему живому;
∙ расширять представления о родной земле, её столице, городах;
∙ ознакомление с историческим прошлым России;
∙ воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных
качеств ребёнка.
#1050;ак Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание
детей ?
∙ педагоги
∙ родители
∙ затрудняюсь ответить
#1050;ак Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
∙ да;
∙ нет;
∙ затрудняюсь ответить.
#1050;ак Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Приложение 3
Сценарий спортивного праздника ко Дню защитника Отечества в подготовительной группе « Наши защитники»
Цель: Формировать представления у детей о Российской армии, о защитниках нашей Родины. Способствовать психологическому сближению детей и родителей
Задачи: Расширять представления о празднике День защитника Отечества; воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине;
Приобщать семьи к здоровому образу жизни, заниматься спортом; Способствовать сближению родителей и детей;
Формировать волевые качества.
Создать положительный эмоциональный настрой в процессе совместной деятельности.
Форма организации деятельности детей: спортивный досуг.
Ход мероприятия
С флажками в руках дети и воспитатель входят в зал под марш.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дети! Мы сегодня здесь собрались, чтобы поздравить всех мужчин и наших мальчиков с Днем Защитника Отечества! Нам очень приятно видеть вас у нас в гостях..
Дети читают стихи на военную тематику, исполняют песню «Буду военным».
Ведущий: Начинаем спортивные соревнования! Команды приглашаются на построение. Ведущий представляет членов жюри. Представление команд, командиров.
Ведущий: Сегодня на празднике приготовлены эстафеты для настоящих солдат. За каждую победу будем вручать флажки. Победит та команда, которая наберет большее количество флажков. Начинаем наши соревнования.
1 эстафета. «Доставь пакет»
. 2 эстафета. «Сильные, ловкие, быстрые»
3 эстафета. «Разминируй поле»
Ведущий: В отряде самый главный – это командир. Он должен быть самым смелым и находчивым. Следующее задание капитанам.
4 эстафета. «Наш командир»
Ведущий: — В армии много родов войск, где несут службу люди разных военных специальностей. Вспомним некоторые из них.
Игра для детей «Продолжи предложение» Танком управляет… Из пушки стреляет… За штурвалом самолета сидит… Из пулемета строчит… В разведку ходит… Границу охраняет… На подводной лодке несет службу… С парашютом прыгает… На кораблях служат…
5 эстафета. «Боевая тревога»
6 эстафета. «Меткий стрелок»
7 эстафета. «Нарушители не пройдут» —Участвуют дети и родители. Музыкальная пауза. Танец мальчиков «Моряки».
8 эстафета. «Переправа»
9 эстафета. «Самолеты»
Ведущий: А сейчас мы узнаем как будущие солдаты знают пословицы о храбрости, мужестве, смелости.
Конкурс для ребят. (Ребята перечисляют пословицы).
10 эстафета. «Сигнал»
Музыкальная пауза. Дети исполняют песню «Бравые солдаты»
Ведущий: Мы продолжаем наши эстафеты, Следующая эстафета «Полоса препятствий»
11 эстафета – «Спаси товарища»!
Ведущий: — А сейчас мы узнаем, насколько хорошо ребята разбираются в военном деле. Для этого ответьте на вопрос, какие рода войск вы знаете? (Дети перечисляют рода войск).
12 Эстафета «Дальше всех»
Ведущий: Настало время подвести итоги. Слово предоставляется нашему жюри. Подводят итог, объявляется команда победитель.
Ведущий. Дорогие наши мужчины, мы еще раз поздравляем вас с праздником, с Днем защитника Отечества. Желаем вам и вашим семьям крепкого здоровья, успехов и удачи. А сейчас наши ребята вручат вам небольшие подарки, сделанные своими руками. Дети дарят подарки.
Приложение 4
Конспект экскурсии в Центральную районную библиотеку посвященной «Дню защитника Отечества» подготовительной группы
Цель:
• Образовательные: Формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы .Обогатить словарь детей военной лексикой.
• Развивающие: Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание.
• Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свою армию; вызвать желание быть похожими российских воинов.
Библиотекарь: Ребята, вы находитесь в библиотеки.
Сегодня мы поговорим о празднике, который скоро мы будем отмечать. Кто знает, что это за праздник? (Дети: 23 февраля, День Защитника Отечества).
-Кому посвящен этот праздник? (Дети: военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам …)
-Что нужно делать, чтобы стать похожими на них? (Дети: служить в армии, много тренироваться, быть смелыми, сильными, быстрыми, меткими, бесстрашными).
- Правильно.
- А теперь давайте посмотрим презентацию, которую мы вам приготовили.
(показывает презентацию)
-Дети, 23 февраля очень важный праздник для нашей страны - День Защитника Отечества. А кто такие защитники Отечества? (Предположения детей.) Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.
- Ребята, а кто из вас знает, что такое Отечество? (Слово «Отечество» происходит от слова «отец». Отечеством называют Родину.)
- Как называется наша Родина? (Россия.)
- Россия — страна, где мы с вами родились и живeм. А наши военные ее защищают.
Посмотрите, ребята, что это? (Флаг.) Флаг какой страны? (России.) Значит, это российский флаг. Какие цвета присутствуют на флаге? (Белый, синий, красный)
Библиотекарь: Ребята, давайте посмотрим на эти картинки. Кого вы здесь видите?
(Ответы детей).
- Верно, это танкисты, моряки, артиллеристы, летчики, пограничники и т.д. Вы правильно всех назвали — это различные рода войск.
Как вы думаете, зачем нужно столько много родов войск? (Предположения детей.) Если в армии есть различные рода войск — такая армия сильная: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
Лётчики защищают небо: пехотинцы – сушу; моряки – море; пограничники – границу нашей страны.
Библиотекарь: Ребята, а кто охранял русские земли в далекие-далекие времена?
Дети: Богатыри. (Рассмотреть картину «Три богатыря», вспомнить имена богатырей.)
Библиотекарь: Перед битвой каждый богатырь готовил оружие и доспехи. Знаете ли вы, как выглядели и назывались оружие и одежда богатырей.
Дети: Копье, рогатина, стрелы, булава, палица, меч, нож. Доспехи – кольчуга, щит, шлем.
Библиотекарь: Доспехи защищали воинов. Кольчуга прикрывала грудь и спину, а шею закрывала бармица – сетка из металлических колец. Щитом богатырь отражал удары меча и укрывался от стрел.
- Давайте вспомним русских богатырей. Кого вы знаете?
Дети: Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
Библиотекарь: А это самый сильный богатырь – Святогор.
- Потом нашу землю защищали войска под руководством таких великих и мудрых полководцев: Александр, Невский, царь Петр I, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Александр Суворов, Георгий Жуков.
Библиотекарь: Ребята, как вы думаете, женщины могут быть защитниками Отечества? (Конечно. Сегодня женщин можно встретить в рядах вооруженных сил. Чаще всего они работают врачами и медсестрами. Но бывают и другие военные профессии, где заняты женщины, например: радистки, диспетчеры связи, сотрудники военных научно-исследовательских лабораторий и т.д.)
- Русские воины всегда отличались смелостью, ловкостью, находчивостью и выдержкой. С давних времен люди гордились своими защитниками Отечества и придумывали о них пословицы.
- Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете об Армии, о подвигах, о славе (отвечают дети.)
- Смелый боец, в бою молодец.
- Где смелость там и победа.
- Герой - за Родину горой.
- Жить - Родине служить.
- Если Армия сильна – непобедима и страна.
- Чем крепче дружба, тем легче служба.
- Дружно за мир стоять – войне не бывать.
- Родина – мать, умей за нее постоять.
- Смелого - враг не возьмет.
- Русский боец - всем образец.
- Сражайся смело за правое дело.
- Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто в цель попадает.
Библиотекарь: Все что вы сказали, необходимо для защиты нашей Родины – России.
- Именно такие сильные, крепкие, выносливые наши защитники.
- Что делают солдаты на этой картинке?
(Занимаются в спортивном зале, поднимают штангу, подтягиваются на турнике).
- Зачем это нужно? (Чтобы быть сильными).
- А что делают солдаты здесь?
(Учатся стрелять).
- Зачем это нужно? (Чтобы быть меткими во время боя).
- А вот на этой картинке вы видите полосу препятствий.
- Что здесь делают солдаты? (Бегут по бревну, перелезают через высокую стену с окнами, стреляют, перепрыгивают через глубокую яму, проходят через огонь).
- Как вы думаете, зачем они тренируются на полосе препятствий?
(Чтобы быть выносливыми во время боя и легко преодолевать различные препятствия). - А теперь проверим, внимательно ли вы меня слушали.
Игра «Кто, где служит?»
Библиотекарь: Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск. Кто служит на танке? (Дети: танкисты). Кто служит на границе? (Дети: пограничники). Кто летает на вертолете? (Дети: вертолетчики). Кто служит в ракетных войсках? (Дети: ракетчики). Кто служит на подводных лодках? (Дети: подводники). Кто служит в военной авиации? (Дети: военные летчики). Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Дети: пехотинец).
Библиотекарь: А теперь представьте, что вам надо отправиться в военный поход. Какие вещи вы с собой возьмете? (дети смотрят слайд презентации и выбирают необходимые вещи).
- А теперь я предлагаю вам пройти за столы и сделать объемную поделку из цветной бумаги «Самолет» (дети делают поделку).
Библиотекарь: Молодцы ребята. Давайте еще раз вспомним, какой скоро будет праздник? (Дети: 23 февраля, День Защитника Отечества). Кому посвящен этот праздник? (Дети: военным: морякам, пограничникам, танкистам, летчикам …)
- Да, ребята, это праздник всех людей, которые стоят на страже нашей Родины. Это праздник настоящих мужчин — смелых и отважных, ловких и надёжных, а также праздник мальчиков, которые вырастут и станут защитниками Отечества.
Ради мирной жизни на родной земле достойно несут свою нелёгкую службу российские воины. Мы надеемся, что наши мальчики, став взрослыми, тоже пойдут служить в армию и станут настоящими защитниками Отечества.
Приложение 5
Виртуальная экскурсия по родному селу Высокая Гора с презентацией
Цель: Воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному селу. Систематизировать знания о достопримечательностях нашего села.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить название родного села
Расширить и уточнить знания о селе
Познакомить с достопримечательностями села, умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их названия.
Формировать чувства уважения к культуре и традициям
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, любознательность, наблюдательность.
Воспитательне:
Воспитывать чувство любви к своей малой Родине – селу Высокая Гора.
Воспитывать доброжелательное отношение к жителям села.
Вослитатель:Ребята, давайте поприветствуем друг друга «Здравтвуйте, Исенмесез» Хэллер ничек?»
Дети:» Здравствуйте, хорошо, спасибо! (Исенмесез, эйбет, рехмет)
Вос-ль: Как называется Республика в которой мы живем?
Дети: Татарстан.
Вос-ль: Татарстан большая Республика, в ней много городов, сел, деревень. Вот и мы с вами живем в селе, как оно называется»
Дети: Высокая Гора (Биек Тау)
Вос-ль: Наше село тоже большое и красивое. Высокая Гора какая? Биек Тау нинди? А хотите мы сходим на экскурсию по нашему селу? Я Вам предлагаю отправиться в виртуальную экскурсию по Высокой Горе. Вручаю вам пригласительные билеты, но они не простые, а с секретом, как его разгадать узнаете в ходе экскурсии.
Присаживайтесь поудобнее, мы отправляемся!
-Высокогорский районный краеведческий музей. Посмотрите у кого на билете нарисован музей?
София, расскажи что такое музей, для чего он нужен (Ответы детей)
А что мы видим на следующем слайде? У кого билет с этой картинкой? Это сквер, посвященный победе в ВОВ. 9 мая здесь проходит «Парад Победы» К памятнику возлагают цветы, в честь памяти ветеранов, которые погибли защищая нашу Родину.
Отправляемся дальше, и вот, что мы видим. Что же это? (Больница) У кого билет с этой картинкой? Данияр, расскажи, для чего нам нужна больница?
А что мы видим на следующем слайде? (Ледовый дворец) У кого фото ледового дворца? У Мирона. Слово ледовый говорит само за себя. Чем занимаются в ледовом дворце? Был ли ты там?
А рядом с ледовым дворцом у нас находится Спорткомплекс «Биек Тау» У кого фото спорткомплекса? Что можно делать в спортивном комплексе? Расскажи, пожалуйста, Амина.
Давайте немного отдохнем. Встаньте, я Вам буду называть слова на татарском языке (по татарски) А вы должны будете выполнять действия.
А дальше отправимся в парк. У кого фото парка? Аделина, расскажи пожалуйста была ли ты в парке, что там делала, какие праздники проходят в парке?
Погуляв по парку отправимся в торгово-развлекательный комплекс «Биектау» У кого это фото? Дарина, расскажи что можно делать в торгово-развлекательном комплексе. Для чего он нужен?
Еще на Высокой Горе есть мечеть и церковь. Расскажите, может кто-то знает, что это и чем там занимаются?
Кажется нам пора возвращаться в наш Детский сад. Я вам предлагаю прикрепить фото, которые у Вас в руках на наш мольберт и у нас в группе будет макет нашего любимого села. Согласны? (Приглашаю детей к мольберту)
Район мой небольшой,
Но сердцу очень милый,
Главный в жизни, дорогой
Близкий и любимый.
Может, где-то далеко
Лучше есть края,
Но дороже всех мой край-
Здесь родился я.
Приложение 6
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
ТЕМА: «ТАТАРСТАН - МОЯ РЕСПУБЛИКА»
Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.
Задачи:
Воспитать любовь к Республике, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ;
Дать детям представление, что такое Родина, родной край;
Познакомить с картой и символикой Республики Татарстан;
Рассказать о природных богатствах родного края;
Закрепить знание детей о столице Казани и о родном городе;
Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.
Ход занятия:
Круг радости
Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в замечательный «круг радости». Мы возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас Республика (дети и воспитатель берутся за руки) А теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот она какая, наша огромная Родина с безбрежными полями и озерами, великолепными селами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Молодцы!
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей.
Воспитатель: Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая окружает вас. А чтобы вам было ещё понятнее я хочу попросить Амину, чтобы она рассказала стихотворение про Родину.
Ребенок читает стихотворение о Родине:
А Гузель прочитает стихотворение замечательного поэта татарского народа Роберта Миннуллина «Приезжайте в гости»
Воспитатель: Для всех нас Родина – это наша Республика.
А как называется наша Республика?
Дети: Республика Татарстан.
Воспитатель: Скажите, дети, а кто самый главный в нашей Республике?
Дети: Наш призедент. Минниханов Рустам Нургалиевич
Воспитатель:Как вы думаете, какая у него главная задача, что он должен прежде всего делать?
Дети:Чтобы в нашей республике все народы жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома.
Воспитатель: Какой город является столицей нашей республики.
Дети: Город Казань.
Воспитатель: Давайте рассмотрим стенд, на котором изображена наша столица.
Воспитатель подводит детей к стенду с государственными символиками
Воспитатель: Дети, знаете ли вы что это?
Дети: Флаг, герб Республики Татарстан.
Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним из каких частей состоит флаг? Какие цвета мы видим на полотнище и что они означают?
Дети: Древко, полотнище.
Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая белая полоса. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.
Воспитатель: Молодцы, ребятки! А теперь давайте рассмотрим герб Татарстана.
Воспитатель:На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс защищает нашу Республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?
Дети: На пограничных столбах, которые установлены на границах России с другими странами, на важных документах, на деньгах.
Воспитатель: Молодцы, ребятки. А сейчас давайте прослушаем Гимн Республики Татарстан. Гимн мы должны слушать стоя.
Воспитатель: Наша Республика такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, леса и города?
Дети: На карте.
Воспитатель: Правильно, молодцы дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?
Дети: На бегущего коня.
Воспитатель: Ребятки, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга, желтые пятна – широкие поля, кружочки – города.
Воспитатель: Какие города Татарстана вы ещё знаете?
Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск, Нижнекамск, Заинск, Нурлат, Азнакаево.
Воспитатель: Дети, расскажите, чем же знамениты эти города?
Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «Камаз».
- В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.
- Ребята, скажите, а как наше село называется?
Дети: Высокая гора
Воспитатель: Попробуем найти на карте наше село.
Дети вместе с воспитателем ищут на карте Высокую гору.
Воспитатель: Дети, а что выращивают на полях нашего Высокогорского района?
Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, капусту, свеклу.
Молодцы, ребята. Да, Татарстан – это земледельческий край.
Воспитатель подводит детей к фотостенду села Высокая гора..
Воспитатель:Ребята, вы узнаёте эти места нашего села?
Дети называют достопримечательности села.
Воспитатель: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди каких национальностей живут вТатарстане?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.
Воспитатель подводит детей к куклам в татарских национальных костюмах.
Воспитатель: Как вы думаете, кто они по национальности? Почему так думаете?
Ответы детей.
- Давайте поздороваемся с куклами на татарском языке.
Ответы детей.
Воспитатель:Ребята, как бы вы хотели назвать эту куклу татарским именем?
Воспитатель: Наша кукла Гөлбикә приглашает вас поиграть в татарскую национальную игру “Чума үрдәк, чума каз”
Татарская национальная игра
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас вместе с куклой пригласить в художественную мастерскую. Посмотрите, пожалуйста, на костюм нашей Гөлбикә. А ещё я хочу вас познакомить с мальчиком Гомәр. Он у нас тоже в татарском национальном костюме. Скажите, из каких элементов состоит их одежды.
Дети:УГөлбикә костюм состоит из платья, фартука, калфака сапожек. У Гомәра из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки.
Воспитатель:Ребята, а как украшены их национальные костюмы?
Дети:Узором, орнаментом.
Воспитатель:Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.
Дети:Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т.д.)
Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте мы посмотрим какие ещё есть элементы татарского национального костюма. И как они называются.
Дети вместе с воспитателем рассматривают элементы костюма.
Воспитатель: Ребята, так как мы пришли в мастерскую, значит мы тоже будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарский калфак орнаментом.
Практическая работа.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня наше занятие и чем понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.
На этом наше занятие окончено, спасибо за такую активную и плодотворную работу.
Приложение 7
Мероприятие: Посещение памятника Солдату (село Высокая Гора)
Цель мероприятия:
Познакомить детей с памятником, как символом памяти и благодарности защитникам Родины. Воспитать чувство уважения к истории и к людям, отдавшим свои жизни за мир и свободу.
Задачи:
- Рассказать детям об истории создания памятника Солдату и его значении для жителей села.
- Воспитать уважительное отношение к символам памяти, воспитать в детях чувство гордости и благодарности к людям, защитившим Родину.
- Сформировать у детей базовые знания об истории войны, значении памятников в сохранении памяти.
- Объяснить важность соблюдения порядка и ухода за памятными местами.
Подготовительный этап:
Беседа в детском саду: Воспитатель проводит предварительную беседу с детьми о Великой Отечественной войне и её значении для нашей страны. Дети узнают о подвигах солдат, о том, как люди защищали свою Родину, и почему в каждом городе и селе есть памятники, увековечивающие память о них.
Чтение и обсуждение книг: В группе читаются книги или стихи о войне, чтобы создать у детей более полное представление о подвигах воинов.
Изготовление цветов: Дети совместно с воспитателем готовят бумажные цветы или небольшие венки для возложения к памятнику.
Описание мероприятия:
Экскурсия к памятнику Солдату:
Встреча у памятника: По прибытии воспитатель рассказывает детям о создании памятника, его истории и значении. Описывается, как он напоминает жителям села о подвиге солдат и важности памяти.
Минутка тишины: Дети почтут память павших минутой молчания, что поможет им глубже прочувствовать важность этого места.
Беседа у памятника:
Обсуждение символики и значимости памятника: Воспитатель рассказывает, что памятник – это не просто скульптура, а символ, напоминающий всем о людях, которые отдали свои жизни ради мира. Важно, чтобы дети поняли, что каждый памятник - это место благодарности.
Вопросы и ответы: Дети смогут задать вопросы о памятнике и услышать доступные для их возраста рассказы о том, как хранят память об ушедших героях.
Возложение цветов: Дети возлагают сделанные своими руками цветы или венки к подножию памятника. Воспитатель объяснит, что таким образом они выражают своё уважение и благодарность героям.
Коллективная фотография у памятника: На память о посещении памятного места, чтобы дети могли вспомнить этот день и осознать его значимость.
Заключительный этап:
Обсуждение впечатлений в детском саду: По возвращении в детский сад воспитатель организует круг обсуждений, где дети смогут поделиться своими впечатлениями от экскурсии. Важно, чтобы дети выразили свои эмоции, поделились тем, что их поразило или что они узнали нового.
Рисование и творчество: Дети рисуют памятник и делятся своими мыслями о том, что для них значит память о войне. Эти рисунки можно разместить в уголке "Память о героях" в группе.
Ожидаемые результаты:
- Дети усвоят, что памятник – это не просто место, а символ благодарности за мир и свободу.
- У них сформируется уважительное отношение к памятникам и местам памяти.
- Дети получат опыт посещения памятного места, научатся проявлять уважение к памяти павших, а также начнут осознавать, почему важно заботиться о таких местах.
- Рисунки и рассказы детей помогут закрепить полученные знания и усилить эмоциональную связь с темой патриотизма.
Взаимодействие с родителями:
Родителям будут предоставлены фотографии и рассказы о прошедшем мероприятии, а также предложены идеи для бесед дома о значении памяти и патриотизма.
Приложение 8
Мероприятие: Беседа с ветеранами Великой Отечественной войны
Цель мероприятия:
Познакомить детей с реальными героями и участниками Великой Отечественной войны, сформировать уважительное отношение к подвигу ветеранов и осознание важности памяти о защитниках Родины.
Задачи:
- В доступной форме рассказать детям о событиях войны и роли ветеранов.
- Познакомить детей с ветеранами, дать им возможность задать вопросы.
- Воспитать уважительное отношение к старшему поколению и чувство гордости за подвиг предков.
- Развить у детей способность внимательно слушать, задавать вопросы и выражать свои чувства словами.
Подготовительный этап:
- Подготовка детей: Провести беседу накануне, рассказав детям об истории войны, объяснив, кто такие ветераны и почему они заслуживают уважения. Прочитать вместе стихи о войне или рассказ, чтобы создать атмосферу сопричастности.
- Украшение зала: Оформить зал воздушными шарами, сделать стенд с рисунками детей на тему «Мир и Победа», подготовить бумажные цветы, которые дети вручат ветеранам.
- Подготовка вопросов для ветеранов: Попросить детей заранее подумать, о чём они хотят узнать, помочь им сформулировать простые и понятные вопросы.
Описание мероприятия:
Встреча с ветеранами:
Дети вместе с воспитателем встречают ветеранов, приветствуют их аплодисментами. Воспитатель благодарит ветеранов за посещение и коротко рассказывает детям о том, что каждый из гостей участвовал в защите нашей Родины.
Слово воспитателя:
Воспитатель рассказывает краткую историю о Великой Отечественной войне и важности подвига, совершённого ветеранами. Объясняет, почему важно помнить и уважать этот подвиг.
Рассказ ветеранов:
Ветераны делятся простыми и трогательными историями из своей жизни и фронтовых лет: рассказывают о дружбе, помощи друг другу, радости, которую приносили победы, и о том, как они мечтали о мире.
Дети сидят в кругу, слушая рассказ. Воспитатель помогает поддерживать тишину и уважительное внимание.
Вопросы от детей:
Каждый ребёнок, у которого есть вопрос, может задать его ветерану. Примерные вопросы: «Трудно ли было быть солдатом?», «Как вы помогали друг другу?», «Что вам больше всего запомнилось?». Ветераны отвечают, рассказывая в доступной детям форме.
Чтение стихов о войне и подарки:
Дети читают стихи о войне и победе, подготовленные заранее, или поют песню, например, «Катюша» или «День Победы» (сопровождение музыкального воспитателя). После выступления дети дарят ветеранам сделанные своими руками открытки и бумажные цветы в знак благодарности и уважения.
Коллективное фото и прощание:
Дети и ветераны делают коллективное фото на память, после чего благодарят ветеранов за их подвиг и за то, что они пришли к ним в гости.
Заключительный этап:
Обсуждение мероприятия в группе: После ухода ветеранов воспитатель организует обсуждение, чтобы дети могли выразить свои впечатления и задать вопросы, которые у них остались. Воспитатель подводит итог, рассказывая, как важно помнить и уважать героев.
Ожидаемые результаты:
- Дети получат представление о событиях Великой Отечественной войны и роли ветеранов в жизни страны.
- У детей сформируется уважительное отношение к старшему поколению, понимание подвига и ценности мира.
- Мероприятие укрепит чувство гордости за Родину и её защитников, заложит основы патриотических чувств и уважения к истории.
Приложение 9
Мероприятие: Создание "Уголка Победы" в детском саду
Цель мероприятия:
Формирование у детей патриотических чувств, уважения к истории своей страны и её героям через совместное создание "Уголка Победы", а также вовлечение родителей в процесс патриотического воспитания.
Задачи:
- Познакомить детей с символикой Победы и её значением.
- Развить у детей творческие способности через создание поделок и оформления уголка.
- Способствовать взаимодействию между детьми и родителями, укрепить семейные связи.
- Воспитать уважение к истории своей страны и её защитникам.
Подготовительный этап:
Обсуждение с детьми: Провести беседу о значении Дня Победы, о героях войны, о символах победы (георгиевская лента, звезда и т.д.). Показать детям фотографии, видео, книги о войне и победе.
Определение места: Выбрать в группе место для "Уголка Победы", где будет удобно разместить выставку и элементы оформления.
Приглашение родителей: Сообщить родителям о мероприятии, объяснить его цель и предложить им принять активное участие. Предложить родителям принести фотографии, книги, поделки, связанные с темой Победы.
Описание мероприятия:
Введение в мероприятие:
Воспитатель рассказывает детям о значении "Уголка Победы", о том, что это не просто место с экспонатами, а уголок памяти и уважения к героям, которые защищали нашу страну.
Совместное создание уголка:
Работа с родителями: Воспитатель делит детей и родителей на небольшие группы. Каждая группа занимается своим заданием:
Создание поделок: Дети и родители могут создать поделки, такие как георгиевская лента из бумаги, звезда Победы, цветы, рисунки на тему войны и мира.
Сбор материалов: Родители приносят фотографии, личные вещи, письма ветеранов (если есть), которые могут стать частью уголка.
Оформление уголка: Дети и родители вместе оформляют уголок, развешивают работы на стенах, размещают экспонаты и фотографии. Воспитатель помогает с размещением и оформлением.
Завершение создания уголка:
После завершения работы, все собираются вокруг нового "Уголка Победы". Дети рассказывают о своих поделках, что они значат, и делятся своими эмоциями. Родители также могут поделиться воспоминаниями о своих близких, участвовавших в войне.
Церемония открытия уголка: воспитатель проводит небольшую церемонию открытия. Дети и родители могут вместе произнести слова благодарности всем защитникам Родины. Возможно, дети могут прочитать стихи о войне и победе.
Заключительный этап:
Обсуждение и обратная связь: Воспитатель организует обсуждение, где дети могут поделиться своими впечатлениями от работы, а родители — своими чувствами от участия в этом мероприятии.
Ожидаемые результаты:
- Дети получат знания о значении Дня Победы и роли героев войны.
- У детей сформируются патриотические чувства, уважение к истории своей страны и её защитникам.
- Укрепится взаимодействие между детьми и родителями, что поможет создать крепкую семейную ценность в патриотическом воспитании.
- «Уголок Победы" станет постоянным элементом в группе, напоминая детям и взрослым о важности памяти и уважения к истории.
Приложение 10
Акция Флаг России
Рассказ о флаге России
Цель беседы:
Познакомить детей с флагом России, объяснить его символику и значение, а также развить у них уважение к национальным символам.
Подготовка к беседе:
Мультимедийные материалы: Подготовить изображения флага России, фотографии исторических событий, связанных с флагом, и книги с иллюстрациями.
Визуальные пособия: Создать плакаты с изображениями флага и его цветов, а также с примерами того, как флаг используется в различных ситуациях (парады, спортивные события, праздники).
Сбор материалов: Подготовить всё необходимое для рисования: белую, синюю и красную бумагу, краски, кисти, ножницы и клей.
Структура беседы:
Введение: Начать с приветствия и настроить детей на разговор о чем-то важном и интересном. Задать детям вопросы: «Что такое флаг?» и «Зачем он нужен?». Выслушать ответы и идеи детей.
История флага России: Рассказать о том, как и когда появился флаг России, упомянуть о его историческом значении. Можно сказать о том, что флаг был утвержден в 1696 году, и какой смысл в него вкладывали. Упомянуть, что разные цвета флага использовались на протяжении всей истории страны, и что нынешний флаг стал символом единства и независимости.
Символика цветов:
Объяснить значение каждого цвета флага:
Белый: символизирует мир, чистоту и честность.
Синий: ассоциируется с верностью, постоянством и небом.
Красный: олицетворяет смелость, любовь и кровь, пролитую за Родину.
Попросить детей поделиться своими ассоциациями с каждым цветом, это поможет им лучше запомнить информацию.
Правила обращения с флагом:
Рассказать о том, как правильно обращаться с флагом. Флаг должен быть чистым и не рваным. При поднятии флага его необходимо держать высоко и с гордостью. Не следует использовать флаг как предмет, который может быть использован в играх или для других неуместных целей. Обсудить ситуации, когда флаг поднимают: на праздниках, спортивных событиях, в день Победы.
Обсуждение значимости флага:
Задать вопросы о том, почему флаг важен для страны и ее граждан:
«Что вы чувствуете, когда видите флаг?»
«Почему важно уважать флаг?»
Выслушать мнения детей, дать возможность каждому высказаться. Это поможет развить у них понимание значимости символов и гордости за свою страну.
Творчество:
Дети получают белую бумагу и краски. Воспитатель показывает, как рисовать флаг России: три горизонтальные полосы — верхняя белая, средняя синяя и нижняя красная. Объясняет, что они могут рисовать флаг разными способами: используя кисти, пальцы или даже штампы. Когда все флаги готовы, собираются для небольшого праздника. Дети по очереди показывают свои флаги и рассказывают о них.
Заключение:
Подвести итоги беседы, обобщить важные моменты о флаге и его символике.
Используемые материалы:
- Картинки флага России.
- Книги и пособия о флаге и его значении.
- Плакаты с изображениями флага и его цветов.
Ожидаемые результаты беседы:
Дети узнают о флаге России, его значении и символике.
У них сформируется уважительное отношение к флагу и понимание его важности как национального символа.
Беседа поможет подготовить детей к творческому процессу создания собственного флага.
Приложение 11
Совместная с родителями акция "Посылка солдату" для поддержки участников СВО.
Акция "Посылка солдату" – это не просто мероприятие, а важный воспитательный процесс, в котором дети участвуют вместе с родителями.
Подготовка к мероприятию: за день до основного мероприятия.
Детали подготовки: Воспитатели рассказывают детям о цели акции – поддержке солдат на передовой, объясняют важность помощи и единства.
- Подготовка материалов. Родителям предлагается подготовить дома некоторые вещи для посылки: сухофрукты, теплые носки, книги, письма и детские рисунки.
- Задание на дом для детей и родителей:
- Нарисовать рисунок или сделать поделку для солдат.
- Написать небольшое письмо от лица ребенка с пожеланиями для солдата.
Основное мероприятие – День акции
Дата: день проведения акции
Цель мероприятия: Подготовить посылки для солдат, выразить поддержку и создать атмосферу единства в группе детей и их родителей.
Распорядок дня:
Открытие мероприятия
Описание: Торжественное открытие акции с участием воспитателей, детей и родителей.
Активность: Воспитатели рассказывают детям и родителям о значении акции, высказывают слова поддержки солдатам и благодарности всем участникам.
Тематическая беседа и мастер-класс "Что мы можем сделать для солдат"
Описание: Проводится небольшая беседа с детьми и родителями, во время которой обсуждаются традиции отправки посылок, значение поддержки для солдат на передовой.
Мастер-класс: Воспитатели и родители вместе с детьми готовят простые открытки с рисунками и пожеланиями, чтобы вложить их в посылки.
Упаковка посылок
Описание: Все участники формируют посылки из заранее собранных предметов, оформляют их и подписывают. Важно убедиться, что каждая посылка красиво упакована, включает рисунок или открытку, теплую вещь и приятные подарки.
Задача: Каждый ребенок вместе с родителями оформляет свою посылку.
Тематическая игра "Письмо солдату"
Описание: Детям предлагается игра, в ходе которой они учатся представлять себя на месте солдат, которым приходят письма. Это поможет им глубже понять важность поддержки и заботы о тех, кто защищает страну.
Заключение мероприятия
Описание: Завершается мероприятие словами благодарности участникам. Воспитатели и родители фотографируются с детьми и посылками для общего альбома группы.
Итоги и отправка посылок
Дата: На следующий день после акции.
Посылки передаются волонтерам для отправки солдатам на передовую.
Рекомендации для подготовки:
- Уточнить список вещей, которые можно отправить солдатам.
- Подготовить материалы для рисунков и открыток.
- Озаботиться упаковочными материалами (коробки, ленты, наклейки).
Эта акция не только объединит детей и родителей, но и даст возможность детям почувствовать свою сопричастность к важному делу, ощутить поддержку единомышленников и проявить заботу о тех, кто в ней нуждается. Акция "Посылка солдату" поможет детям развить в себе важные личностные и социальные качества, такие как доброта, ответственность, способность поддерживать и уважать других. Она также дает детям уверенность в своих силах и ощущение, что их вклад важен. Все это способствует воспитанию гармоничной и зрелой личности, способной к эмпатии и активному участию в жизни общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"
Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Маленькие граждане большой страны"
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на чел...

Воспитание юного петербуржца. Проект группы для детей с ОВЗ "Маленькие граждане большого города"
Внутренний мир "особого" ребенка и богат, и интересен. Как помочь социализации такого ребенка в нашем сложном, меняющемся мире? Как раскрыть творческий потенциал "особого" ребенка ...

Проект "Маленькие граждане большой страны"
В публикации представлены материалы для совместной деятельности детей, педагогов и родителей, направленные на формирование патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста...

Сведения о качестве реализации авторской программы по нравственно - патриотическому воспитанию «Маленькие граждане большой страны»
Сведения о качестве реализации авторской программы по нравственно - патриотическому воспитанию «Маленькие граждане большой страны»....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Маленькие патриоты большой страны»
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ духовно-нравственных ценностей, любви к Родине, уважения к культуре и традициям своей страны, а также развитие чувства ответственности за окружающ...
