Система работы по теме « Реализация ФОП в области социально – коммуникативного развития старших дошкольников»
рабочая программа (средняя группа)

Жукова Галина Александровна

Система работы по теме Реализация ФОП в области социально коммуникативного развития старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_teme.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по теме  « Реализация ФОП в области социально – коммуникативного развития старших дошкольников»

                                                                          Выполнила воспитатель Жукова Галина Александровна

                                   .

    Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальным на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что в свою очередь возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств  у детей.

    К сожалению, последние статьи, вышедшие в периодической печати, указывают на неутешительные данные: доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3% до 36,5 %.  Согласно данным Госкомстата, 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, 70% имеют перинатальную патологию. Кроме этого необходимо отметить постоянный рост числа детей из социально-неблагополучных семей. Таким образом, количество детей, имеющих нарушения в физическом, психическом и, в частности, речевом развитии, имеют тенденцию к увеличению.

     Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержится в фундаментальных исследованиях  отечественных и зарубежных педагогов: А.Валлона, А.Н.  Леонтьева, И. Лингарта,   Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и д.р. Проблема коммуникативного развития, ее содержание, структура глубоко разработаны в концепции генеза общения М.И. Лисиной и ее учениками - последователями Л.Н Гагигузовой, Т.А. Репиной, О.Е. Смирновой и др.
     Ряд ученых (Л.В. Пименова, Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева и др.)  в процессе научно-исследовательской деятельности доказали, что социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции социальных отношений, благодаря созданию организованной среды, в которой формируется поведение каждого ребенка.

Согласно ФОП социально-коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и  взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

     Считаю, что эти положения необходимо знать и учитывать,  определяя основное содержание работы.

Нашу группу посещают дети, как с нормой речевого развития, так и дошкольники, имеющие по заключению МПК, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития, обусловленное стертой формой дизартрии. Кроме нарушений всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, наши дети имеют ряд других проблем : трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями, значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформировано зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Для наших детей характерно нарушение общей,  артикуляционной,  мимической,  мелкой моторики; быстрая утомляемость и повышенная истощаемость. Дети затрудняются в выборе продуктивной практики, ошибаются на протяжении всей работы. Многие отличались гиперактивностью, агрессивностью, требовали постоянного повышенного внимания.

В связи с этим, основной целью своей работы считаю: максимально приблизить  социально-коммуникативное и психофизическое развитие детей к норме, что поможет им в успешном  обучении в школе и дальнейшей адаптации в социуме.

ФОП ДО основной целью социально-коммуникативного развития полагает позитивную социализацию детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Работу начинаю с мониторинга, для того, чтобы выявить объем речевых навыков, сопоставляю с возрастными нормами, уровнем психического развития, определяю соотношение социально-коммуникативной активности, состояние моторной сферы. Мониторинг проводится в игровой и занимательной форме, используя приемы…

Для достижения поставленной цели и, исходя из результатов мониторинга, ставлю следующие задачи:

Задачи:

1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2.Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.

3.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

4.Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.

5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста общеизвестны:

  • Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
  • Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;
  • Формирования основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, на природе.
  • Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Всю систему работы строю на принципах:

  1. Принцип от простого к сложному.
  2. Принцип  системности и последовательности.
  3. Принцип доступности и наглядности.
  4. Принцип повторности.
  5. Принцип  учета онтогенеза.
  6. Принцип учета индивидуальных особенностей.
  7. Принцип развития личностных качеств ребенка.
  8. Принцип опоры на ведущую деятельность.

Для успешного решения поставленных задач создаю специальные условия:

  1.  Ежедневно обеспечиваю благоприятный психологический  микроклимат в группе. Для меня важно установить эмоциональную связь с ребенком, поэтому вся деятельность строится на основе партнерских отношений, доверия, взаимного уважения, укрепляя у ребенка веру в собственные возможности.
  2.  Организацию предметно-развивающую  среду. В группе имеются разнообразные центры ( изодеятельности, речевой, театральный, природный, мини-музей группы, исследовательская лаборатория). Вся деятельность детей направлена на актуальное, ближайшее и перспективное развитие. С учетом его индивидуальных особенностей. Наличие лаборатории побуждает детей к активной познавательной деятельности. В речевом уголке собраны игры, картинки, фотоальбомы по всем лексическим темам.  Для развития мелкой моторики имеются специальные дидактические игрушки, вкладыши, шнуровки, пальчиковый бассейн и т.д. Среда отличается мобильностью, многофункциональностью.
  3. Постоянно стимулирую коммуникативную деятельность детей, в том числе  с использованием экспонатов музея.
  4. Устраняю у детей коммуникативные  трудности в сотрудничестве  с взрослыми и детьми.
  5. Мотивирую  ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций при помощи вербальных и невербальных средств общения.
  6. Обеспечиваю баланс между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей.
  7. Моделирую ситуации, мотивирующие дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
  8. Строю работу с родителями на основе педагогики сотрудничества. Для этого использую:
  • Традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, семинары, беседы,  рекомендации, родительские уголки;  ежедневный контакт, когда родители забирают детей домой; посещение образовательной деятельности родителями; неформальные беседы с родителями;  обсуждение достигнутых успехов, независимо от проблем.
  • Нетрадиционные формы работы: дискуссии, конкурсы, совместная творческая деятельность, совместные досуги, фотовыставки, газета ДОУ «Аленка», газета группы «Говорят дети», деловые игры, совместные проекты и т.д.
  • Тиражирование положительного опыта.

В тесном сотрудничестве решаем проблемы воспитания и развития детей. Считаю,  это является необходимым условиями полноценного социально-коммуникативного развития дошкольников, потому что только согласованные действия педагогов детского сада и родителей дают наилучшие результаты. Наши усилия, направленные на выполнение профессиональных задач, в конечном итоге формируют единую систему, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Для решения этих задач использую  разные формы, методы и приемы работы:

  1. Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольников является игра. Отсюда, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и  совершенствование речевой активности ребенка.  Именно поэтому по лексическим темам подбираю подвижные игры (цель которых координация речи и движений), дидактические игры (цель: расширять словарь детей, развивать речевое оформление суждений и связную речь) и, конечно, сюжетно-ролевую игру, которая невозможна без общения, именно она помогает найти общий язык, учит слышать товарища.

Для повышения речевой активности использую игровые приемы:  

  • с телефоном, с мячом, с говорящим кубиком;
  • с чудесным мешочком, с игрушками;
  • с микрофоном;
  • с предметными и сюжетными картинками.
  1. В образовательной деятельности включаю игровой материал, который помогает формированию познавательной мотивации, а, следовательно, лучшему усвоению знаний. Для развития связной речи активно использую простейшие схемы и моделирование, которые дают ребенку наглядность, являются своеобразным планом высказывания ребенка.

Используя простейшие схемы, предлагаю детям игры:

  • «волшебные знаки в рассказе помогут»
  • «погода по радио»
  • «расскажи об этом знаке»
  • «диктор на телевидении»
  • «какой знак лишний и почему»
  • «расшифруй письмо»
  • «расскажи сказку по знакам»
  • «говорящие рисунки»
  • «маленький учитель» и др.
  1. Для создания эмоционального контакта с ребенком использую «Генеалогическое древо семьи», «Портфолио ребенка». Дети показывают памятные фотографии, с удовольствием рассказывают о своей семье, увлечениях, об интересных моментах своей жизни.

Огромную роль во включении активной речи в процессы общения и социализации играют такие словесные игры как:

  • «пойми меня»
  • «объясни словечко» (из ответов детей выпускается групповая газета «Говорят дети»)
  • «объясни пословицу»
  • «узнай по описанию» и др.

Следующим шагом является придумывание с детьми творческих сказок и рассказов.

    4. Использую в работе  игры ТРИЗ. Играя, мы развиваем фантазию ребенка, учим мыслить, не просто сообщаем новые знания, а даем возможность самостоятельно добывать их. Важно правильно задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление на поиск ответа, побуждая потребность в познании. Используя легкие вопросы,  КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Важно, чтобы ребенок не давал однозначные ответы. Затем  задаем детям и поисковые вопросы ОТКУДА? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Эти вопросы требуют мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установки смысловых ассоциаций.  Эти игры тренируют мыслительные процессы ребенка, помогают осваивать разнообразные мыслительные операции.

5.Широко использую в образовательной и совместной деятельности с детьми ИКТ.   Это  наиболее эффективный прием от искусства  и медиа-среды, поскольку зачастую  сочетает картинку и слово,  и у ребенка включается два органа восприятия: зрение и слух, что способствует формированию более четкой и полной картины окружающего мира. Это обогащает опыт ребенка, стимулирует познавательные интересы, рождает и закрепляет социальные чувства.

  • По каждой лексической теме просматриваем с детьми презентации. Это обогащает опыт ребенка, стимулирует познавательные интересы, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Использование советских мультфильмов в воспитательных целях. На мой взгляд, мультфильм неотъемлемое средство социализации дошкольников. Дети копируют героев, используют увиденные способы решения ситуаций, сравнивают себя с героями мультфильмов. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Через мультфильмы  ребенок  усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. Мы не только анализируем увиденный мультфильм с детьми, но и придумываем, создаем свои мультфильмы, которые становятся мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.

6. Для повышения эффективности образовательной деятельности и педагогической компетенции родителей  применяем проектную деятельность. Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому содержанию образования. Был создан проект «Познавательное развитие дошкольников»; принимала активное участие в создании проектов «Все работы хороши»; «Создание в ДОУ профориетационной   работы с детьми дошкольного возраста».

7. Велико значение, на мой взгляд, на социально-коммуникативное развитие дошкольников оказывает  создание различных коллекций в группе детского сада. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную активность. Дети приносят предметы в группу по тематике собираемых коллекций, рассказывают о них, показывают другим детям. Происходит развитие различных видов ощущений и восприятий (зрительного, слухового, осязательного), умения сравнивать и различать предметы контрастные по величине, форме, цвету, материалу.  Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, развиваются познавательные и психические процессы (внимание, память, гибкость, нестандартность мышления) Развиваются перцептивно-сенсорные умения. В группе собраны коллекции:

  • коллекция природного материала (семена, камни, ракушки и т.д.)
  • коллекция значков
  • коллекция «награды России»
  • коллекция «воинские отличительные знаки» и др.

Устраиваю и эпизодические выставки, например, выставка творческих работ «Модельное агентство»  или фотовыставка «Экспериментальная деятельность детей» и др. Это имеет огромное значение в закреплении знаний детей, повышении познавательной активности.

8. Внедрение музейной педагогики в воспитательно-образовательную  работу так же способствует, на  мой взгляд, решению социально-коммуникативных задач. Знакомясь с музейным пространством ребенок познает многообразие окружающего мира, у него развивается память, творческая фантазия, воображение, образное и логическое мышление расширяются ассоциативные связи, формируется речь, развиваются психические процессы. А главное это способствует повышению мотивации к познавательной и коммуникативной деятельности. Наиболее эффективные организуемые мной формы работы:

  • совместная деятельность педагога с детьми в музее ДОУ «родные истоки»;
  • поисково-исследовательская деятельность в мини-музее «Письма и рисунка» группы и других мини-музеев групп ДОУ;
  • совместные экскурсии по микрорайону, городу для знакомства детей с архитектурой города, с историческими памятниками;
  • экскурсии в музеи города Новосибирска.

Кроме того, мною разработана программа музейно-образовательной работы с детьми, имеющие речевые нарушения. Содержание и объем этой работы определяется тематическим планом с учетом лексических тем.

Использованные методы и приемы развивают у наших детей психические процессы, обогащают социальный опыт, не только дают ребенку знания, но и учат самостоятельно добывать их.

 Таким образом, в результате использования в работе вышеперечисленных методов и приемов, повысился уровень знаний детей по всем разделам программы.  Качественный анализ полученных  данных и наблюдений за детьми, позволяют сделать следующие выводы:

  1. Изменился качественно и количественно словарь детей, восполнились грамматические пробелы.
  2. Речь детей стала более правильной, громкой, четкой, эмоциональной.
  3. У детей повысился уровень патриотического и духовно-нравственного воспитания.
  4. У дошкольников отмечается высокий уровень социальной компетенции. Дети стали более открыты, общительны со сверстниками и взрослыми.

Так, проводимая систематически специально организованная работа по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников помогает готовить детей к школе и ко всей будущей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Мы репортеры» Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Мы репортеры"   Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»...

«Построение предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, для реализации задач образовательной области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развити

laquo;Построение предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, для реализации задач образовательной области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Б» Тема: «Разноцветные люди» (образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»)

Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей группы «Б»Тема: «Разноцветные люди»(образовательная область «Социально - ком...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»...

Из опыта работы с детьми по теме «Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»

Из опыта работы с детьми по теме «Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»...