Система работы по теме « Реализация ФОП в области социально – коммуникативного развития старших дошкольников»
рабочая программа (средняя группа)
Система работы по теме Реализация ФОП в области социально коммуникативного развития старших дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по теме « Реализация ФОП в области социально – коммуникативного развития старших дошкольников»
Выполнила воспитатель Жукова Галина Александровна
.
Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальным на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что в свою очередь возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
К сожалению, последние статьи, вышедшие в периодической печати, указывают на неутешительные данные: доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3% до 36,5 %. Согласно данным Госкомстата, 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, 70% имеют перинатальную патологию. Кроме этого необходимо отметить постоянный рост числа детей из социально-неблагополучных семей. Таким образом, количество детей, имеющих нарушения в физическом, психическом и, в частности, речевом развитии, имеют тенденцию к увеличению.
Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержится в фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных педагогов: А.Валлона, А.Н. Леонтьева, И. Лингарта, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и д.р. Проблема коммуникативного развития, ее содержание, структура глубоко разработаны в концепции генеза общения М.И. Лисиной и ее учениками - последователями Л.Н Гагигузовой, Т.А. Репиной, О.Е. Смирновой и др.
Ряд ученых (Л.В. Пименова, Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева и др.) в процессе научно-исследовательской деятельности доказали, что социально-коммуникативное развитие осуществляется через вхождение ребенка в мир ценностей и норм общества, с активной позиции социальных отношений, благодаря созданию организованной среды, в которой формируется поведение каждого ребенка.
Согласно ФОП социально-коммуникативное развитие детей направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, в природе.
Считаю, что эти положения необходимо знать и учитывать, определяя основное содержание работы.
Нашу группу посещают дети, как с нормой речевого развития, так и дошкольники, имеющие по заключению МПК, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития, обусловленное стертой формой дизартрии. Кроме нарушений всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, наши дети имеют ряд других проблем : трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями, значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформировано зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Для наших детей характерно нарушение общей, артикуляционной, мимической, мелкой моторики; быстрая утомляемость и повышенная истощаемость. Дети затрудняются в выборе продуктивной практики, ошибаются на протяжении всей работы. Многие отличались гиперактивностью, агрессивностью, требовали постоянного повышенного внимания.
В связи с этим, основной целью своей работы считаю: максимально приблизить социально-коммуникативное и психофизическое развитие детей к норме, что поможет им в успешном обучении в школе и дальнейшей адаптации в социуме.
ФОП ДО основной целью социально-коммуникативного развития полагает позитивную социализацию детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Работу начинаю с мониторинга, для того, чтобы выявить объем речевых навыков, сопоставляю с возрастными нормами, уровнем психического развития, определяю соотношение социально-коммуникативной активности, состояние моторной сферы. Мониторинг проводится в игровой и занимательной форме, используя приемы…
Для достижения поставленной цели и, исходя из результатов мониторинга, ставлю следующие задачи:
Задачи:
1.Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2.Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
3.Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4.Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации.
5.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста общеизвестны:
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста;
- Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей;
- Формирования основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, на природе.
- Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
Всю систему работы строю на принципах:
- Принцип от простого к сложному.
- Принцип системности и последовательности.
- Принцип доступности и наглядности.
- Принцип повторности.
- Принцип учета онтогенеза.
- Принцип учета индивидуальных особенностей.
- Принцип развития личностных качеств ребенка.
- Принцип опоры на ведущую деятельность.
Для успешного решения поставленных задач создаю специальные условия:
- Ежедневно обеспечиваю благоприятный психологический микроклимат в группе. Для меня важно установить эмоциональную связь с ребенком, поэтому вся деятельность строится на основе партнерских отношений, доверия, взаимного уважения, укрепляя у ребенка веру в собственные возможности.
- Организацию предметно-развивающую среду. В группе имеются разнообразные центры ( изодеятельности, речевой, театральный, природный, мини-музей группы, исследовательская лаборатория). Вся деятельность детей направлена на актуальное, ближайшее и перспективное развитие. С учетом его индивидуальных особенностей. Наличие лаборатории побуждает детей к активной познавательной деятельности. В речевом уголке собраны игры, картинки, фотоальбомы по всем лексическим темам. Для развития мелкой моторики имеются специальные дидактические игрушки, вкладыши, шнуровки, пальчиковый бассейн и т.д. Среда отличается мобильностью, многофункциональностью.
- Постоянно стимулирую коммуникативную деятельность детей, в том числе с использованием экспонатов музея.
- Устраняю у детей коммуникативные трудности в сотрудничестве с взрослыми и детьми.
- Мотивирую ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций при помощи вербальных и невербальных средств общения.
- Обеспечиваю баланс между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей.
- Моделирую ситуации, мотивирующие дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
- Строю работу с родителями на основе педагогики сотрудничества. Для этого использую:
- Традиционные формы работы: родительские собрания, консультации, семинары, беседы, рекомендации, родительские уголки; ежедневный контакт, когда родители забирают детей домой; посещение образовательной деятельности родителями; неформальные беседы с родителями; обсуждение достигнутых успехов, независимо от проблем.
- Нетрадиционные формы работы: дискуссии, конкурсы, совместная творческая деятельность, совместные досуги, фотовыставки, газета ДОУ «Аленка», газета группы «Говорят дети», деловые игры, совместные проекты и т.д.
- Тиражирование положительного опыта.
В тесном сотрудничестве решаем проблемы воспитания и развития детей. Считаю, это является необходимым условиями полноценного социально-коммуникативного развития дошкольников, потому что только согласованные действия педагогов детского сада и родителей дают наилучшие результаты. Наши усилия, направленные на выполнение профессиональных задач, в конечном итоге формируют единую систему, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.
Для решения этих задач использую разные формы, методы и приемы работы:
- Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольников является игра. Отсюда, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно поэтому по лексическим темам подбираю подвижные игры (цель которых координация речи и движений), дидактические игры (цель: расширять словарь детей, развивать речевое оформление суждений и связную речь) и, конечно, сюжетно-ролевую игру, которая невозможна без общения, именно она помогает найти общий язык, учит слышать товарища.
Для повышения речевой активности использую игровые приемы:
- с телефоном, с мячом, с говорящим кубиком;
- с чудесным мешочком, с игрушками;
- с микрофоном;
- с предметными и сюжетными картинками.
- В образовательной деятельности включаю игровой материал, который помогает формированию познавательной мотивации, а, следовательно, лучшему усвоению знаний. Для развития связной речи активно использую простейшие схемы и моделирование, которые дают ребенку наглядность, являются своеобразным планом высказывания ребенка.
Используя простейшие схемы, предлагаю детям игры:
- «волшебные знаки в рассказе помогут»
- «погода по радио»
- «расскажи об этом знаке»
- «диктор на телевидении»
- «какой знак лишний и почему»
- «расшифруй письмо»
- «расскажи сказку по знакам»
- «говорящие рисунки»
- «маленький учитель» и др.
- Для создания эмоционального контакта с ребенком использую «Генеалогическое древо семьи», «Портфолио ребенка». Дети показывают памятные фотографии, с удовольствием рассказывают о своей семье, увлечениях, об интересных моментах своей жизни.
Огромную роль во включении активной речи в процессы общения и социализации играют такие словесные игры как:
- «пойми меня»
- «объясни словечко» (из ответов детей выпускается групповая газета «Говорят дети»)
- «объясни пословицу»
- «узнай по описанию» и др.
Следующим шагом является придумывание с детьми творческих сказок и рассказов.
4. Использую в работе игры ТРИЗ. Играя, мы развиваем фантазию ребенка, учим мыслить, не просто сообщаем новые знания, а даем возможность самостоятельно добывать их. Важно правильно задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление на поиск ответа, побуждая потребность в познании. Используя легкие вопросы, КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Важно, чтобы ребенок не давал однозначные ответы. Затем задаем детям и поисковые вопросы ОТКУДА? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Эти вопросы требуют мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, установки смысловых ассоциаций. Эти игры тренируют мыслительные процессы ребенка, помогают осваивать разнообразные мыслительные операции.
5.Широко использую в образовательной и совместной деятельности с детьми ИКТ. Это наиболее эффективный прием от искусства и медиа-среды, поскольку зачастую сочетает картинку и слово, и у ребенка включается два органа восприятия: зрение и слух, что способствует формированию более четкой и полной картины окружающего мира. Это обогащает опыт ребенка, стимулирует познавательные интересы, рождает и закрепляет социальные чувства.
- По каждой лексической теме просматриваем с детьми презентации. Это обогащает опыт ребенка, стимулирует познавательные интересы, рождает и закрепляет социальные чувства.
- Использование советских мультфильмов в воспитательных целях. На мой взгляд, мультфильм неотъемлемое средство социализации дошкольников. Дети копируют героев, используют увиденные способы решения ситуаций, сравнивают себя с героями мультфильмов. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. Мы не только анализируем увиденный мультфильм с детьми, но и придумываем, создаем свои мультфильмы, которые становятся мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
6. Для повышения эффективности образовательной деятельности и педагогической компетенции родителей применяем проектную деятельность. Это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому содержанию образования. Был создан проект «Познавательное развитие дошкольников»; принимала активное участие в создании проектов «Все работы хороши»; «Создание в ДОУ профориетационной работы с детьми дошкольного возраста».
7. Велико значение, на мой взгляд, на социально-коммуникативное развитие дошкольников оказывает создание различных коллекций в группе детского сада. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает познавательную активность. Дети приносят предметы в группу по тематике собираемых коллекций, рассказывают о них, показывают другим детям. Происходит развитие различных видов ощущений и восприятий (зрительного, слухового, осязательного), умения сравнивать и различать предметы контрастные по величине, форме, цвету, материалу. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству. В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, развиваются познавательные и психические процессы (внимание, память, гибкость, нестандартность мышления) Развиваются перцептивно-сенсорные умения. В группе собраны коллекции:
- коллекция природного материала (семена, камни, ракушки и т.д.)
- коллекция значков
- коллекция «награды России»
- коллекция «воинские отличительные знаки» и др.
Устраиваю и эпизодические выставки, например, выставка творческих работ «Модельное агентство» или фотовыставка «Экспериментальная деятельность детей» и др. Это имеет огромное значение в закреплении знаний детей, повышении познавательной активности.
8. Внедрение музейной педагогики в воспитательно-образовательную работу так же способствует, на мой взгляд, решению социально-коммуникативных задач. Знакомясь с музейным пространством ребенок познает многообразие окружающего мира, у него развивается память, творческая фантазия, воображение, образное и логическое мышление расширяются ассоциативные связи, формируется речь, развиваются психические процессы. А главное это способствует повышению мотивации к познавательной и коммуникативной деятельности. Наиболее эффективные организуемые мной формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми в музее ДОУ «родные истоки»;
- поисково-исследовательская деятельность в мини-музее «Письма и рисунка» группы и других мини-музеев групп ДОУ;
- совместные экскурсии по микрорайону, городу для знакомства детей с архитектурой города, с историческими памятниками;
- экскурсии в музеи города Новосибирска.
Кроме того, мною разработана программа музейно-образовательной работы с детьми, имеющие речевые нарушения. Содержание и объем этой работы определяется тематическим планом с учетом лексических тем.
Использованные методы и приемы развивают у наших детей психические процессы, обогащают социальный опыт, не только дают ребенку знания, но и учат самостоятельно добывать их.
Таким образом, в результате использования в работе вышеперечисленных методов и приемов, повысился уровень знаний детей по всем разделам программы. Качественный анализ полученных данных и наблюдений за детьми, позволяют сделать следующие выводы:
- Изменился качественно и количественно словарь детей, восполнились грамматические пробелы.
- Речь детей стала более правильной, громкой, четкой, эмоциональной.
- У детей повысился уровень патриотического и духовно-нравственного воспитания.
- У дошкольников отмечается высокий уровень социальной компетенции. Дети стали более открыты, общительны со сверстниками и взрослыми.
Так, проводимая систематически специально организованная работа по социально-коммуникативному воспитанию дошкольников помогает готовить детей к школе и ко всей будущей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Мы репортеры» Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Конспект непосредственно образовательной деятельности " Мы репортеры" Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"...

Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
Программа воспитания и обучения дошкольников 5-6 лет....

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»...

«Построение предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, для реализации задач образовательной области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развити
laquo;Построение предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, для реализации задач образовательной области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие...

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Б» Тема: «Разноцветные люди» (образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»)
Технологическая картамероприятия непосредственно-образовательной деятельностис детьми старшей группы «Б»Тема: «Разноцветные люди»(образовательная область «Социально - ком...
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников через реализацию долгосрочного проекта «Неделя ребёнка»...

Из опыта работы с детьми по теме «Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»
Из опыта работы с детьми по теме «Безопасность жизнедеятельности, как одна из составляющих социально-коммуникативного развития старших дошкольников»...
