Статья "Роль артикуляционной гимнастики в жизни дошкольника"
статья
Статья "Роль артикуляционной гимнастики в жизни дошкольника"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.42 КБ | |
| 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль артикуляционной гимнастики в жизни дошкольника.
Понятие артикуляционная гимнастика.
Правильная и грамотная речь, условие, необходимое для развития детей. Чем красочнее и богаче у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем быстрее и правильнее осуществляются его психическое развитие.
С самого рождения ребенок проделывает множество разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая движения звуками. Эти движения и являются первым этапом в развитии речи у ребенка. Они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и правильность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений, улучшающих силу и подвижность мышц речевого аппарата. К ним относятся: губы, язык, мягкое нёбо, челюсти.
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы, развивает подвижность и точность движений, улучшает четкость речи. Такие упражнения формируют правильные артикуляционные уклады (определенное положение органов речи при произношении того или иного звука). Без них звук не сформируется так, как нужно.
Логопед и дефектолог используют в своей работе гимнастику для коррекции дефектов звукопроизношения. Комплекс упражнений можно применять на групповых занятиях как общий метод для всех детей. Но эффективнее индивидуальная работа с упражнениями, которые подобраны под проблемы конкретного ребенка.
Если не выполнять упражнения для четкой речи, ребенку будет сложно не только говорить, но и читать, писать. Также возможны социальные проблемы. Из - за неправильной речи над ребенком будут смеяться, ему будет трудно общаться.
Цели артикуляционной гимнастики:
- Коррекция дефектов произношения: исправляет замену, пропуск и искажение звука
- Улучшение четкости и ясности речи: улучшает произношение звуков, а это делает речь понятнее и выразительнее.
- Развитие мышц артикуляционного аппарата: развитие и укрепление мышц языка, губ, нёба, делает произношение более точным.
- Развитие слухового восприятия: помогает лучше различать звуки, что способствует развитию их слуха.
- Подготовка к дальнейшему обучению: помогает детям развивать навык произношения звуков, необходимый для правильного чтения.
- Повышение уверенности в себе: четкая речь помогает чувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми.
Виды артикуляционной гимнастики для школьников:
Статические упражнения: ребенок учится удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд. Примеры упражнений: «Окошко», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок».
Динамические упражнения: ритмичное повторение движений по 6-8 раз вырабатывает подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Примеры упражнений: «Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «чистим зубки».
Также к видам артикуляционной гимнастики относят:
Упражнения для языка, направленные на улучшения гибкости, силы и координации движений языка, включающие в себя повторение звуков и звукосочетаний, работу с буквосочетаниями и артикуляцию слогов.
Упражнения для губ помогают укрепить мышцы губ и улучшить контроль над их движениями, включающие разнообразные движения губами, сжатие и растяжение, а также упражнения на произношение определенных звуков с акцентом на правильное положение губ.
Упражнения для челюстей. Направлены на улучшение подвижности и силы челюстей. Включают вращение, открывание и закрывание рта, а также упражнения на растяжение и сжатие мышц челюстей.
Упражнения для нёба. Помогают укрепить и улучшить контроль над этой частью речевого аппарата. Включают упражнения на дыхание через нос, работу с звуками, требующими поднятого нёба, а также массажные движения для расслабления мышц нёба.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, показывая картинки, символы, стихотворные тексты, игровые атрибуты, игрушки.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома;
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут, не стоит предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых к более сложным, проводить эмоционально в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье для повторения и закрепления, если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новое упражнение, лучше отрабатывать старое, а для его закрепления придумать новые игровые приёмы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так в этом положении у ребёнка прямая спина, тело расслаблено, руки и ноги в спокойном положении.
7. Ребенку должно быть хорошо видно лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находится перед настенным зеркалом, так же ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом (ручным), тогда взрослый должен находиться напротив лицом к ребёнку.
8.Начинать гимнастику лучше с упражнения для губ.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
-научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
-увеличить амплитуду движений;
-уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
В чем польза занятий артикуляционной гимнастикой.
Речь не является врождённой, а формируется постепенно по мере взросления ребёнка, а правильно сформированная речь основной показатель готовности ребёнка к обучению в школе.
Ребёнок выполняющий артикуляционную гимнастику:
-готов к первому классу;
-активно познаёт мир;
-разговаривает выразительно;
- имеет богатый словарный запас;
- охотно общается как с ровесниками, так и со взрослыми;
- рано осваивает навыки чтения и письма;
Занятие артикуляционной гимнастикой способствуют:
-развитию мелкой моторики;
- улучшают кровоснабжение органов артикуляции;
- подвижность артикуляции;
- укрепление системы мышц;
- уменьшают напряжённость органов речи;
-способствуют прекращению заикания;
Все артикуляционные органы связаны с мозговой деятельностью ребёнка, поэтому эта гимнастика способствует не только правильному развитию речи, но и психических факторов: мышление, память, изображение и восприятие.
Предварительный просмотр:
Роль артикуляционной гимнастики в жизни дошкольника.
Понятие артикуляционная гимнастика.
Правильная и грамотная речь, условие, необходимое для развития детей. Чем красочнее и богаче у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем быстрее и правильнее осуществляются его психическое развитие.
С самого рождения ребенок проделывает множество разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая движения звуками. Эти движения и являются первым этапом в развитии речи у ребенка. Они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и правильность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений, улучшающих силу и подвижность мышц речевого аппарата. К ним относятся: губы, язык, мягкое нёбо, челюсти.
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы, развивает подвижность и точность движений, улучшает четкость речи. Такие упражнения формируют правильные артикуляционные уклады (определенное положение органов речи при произношении того или иного звука). Без них звук не сформируется так, как нужно.
Логопед и дефектолог используют в своей работе гимнастику для коррекции дефектов звукопроизношения. Комплекс упражнений можно применять на групповых занятиях как общий метод для всех детей. Но эффективнее индивидуальная работа с упражнениями, которые подобраны под проблемы конкретного ребенка.
Если не выполнять упражнения для четкой речи, ребенку будет сложно не только говорить, но и читать, писать. Также возможны социальные проблемы. Из - за неправильной речи над ребенком будут смеяться, ему будет трудно общаться.
Цели артикуляционной гимнастики:
- Коррекция дефектов произношения: исправляет замену, пропуск и искажение звука
- Улучшение четкости и ясности речи: улучшает произношение звуков, а это делает речь понятнее и выразительнее.
- Развитие мышц артикуляционного аппарата: развитие и укрепление мышц языка, губ, нёба, делает произношение более точным.
- Развитие слухового восприятия: помогает лучше различать звуки, что способствует развитию их слуха.
- Подготовка к дальнейшему обучению: помогает детям развивать навык произношения звуков, необходимый для правильного чтения.
- Повышение уверенности в себе: четкая речь помогает чувствовать себя увереннее в общении со сверстниками и взрослыми.
Виды артикуляционной гимнастики для школьников:
Статические упражнения: ребенок учится удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд. Примеры упражнений: «Окошко», «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок».
Динамические упражнения: ритмичное повторение движений по 6-8 раз вырабатывает подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Примеры упражнений: «Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «чистим зубки».
Также к видам артикуляционной гимнастики относят:
Упражнения для языка, направленные на улучшения гибкости, силы и координации движений языка, включающие в себя повторение звуков и звукосочетаний, работу с буквосочетаниями и артикуляцию слогов.
Упражнения для губ помогают укрепить мышцы губ и улучшить контроль над их движениями, включающие разнообразные движения губами, сжатие и растяжение, а также упражнения на произношение определенных звуков с акцентом на правильное положение губ.
Упражнения для челюстей. Направлены на улучшение подвижности и силы челюстей. Включают вращение, открывание и закрывание рта, а также упражнения на растяжение и сжатие мышц челюстей.
Упражнения для нёба. Помогают укрепить и улучшить контроль над этой частью речевого аппарата. Включают упражнения на дыхание через нос, работу с звуками, требующими поднятого нёба, а также массажные движения для расслабления мышц нёба.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, показывая картинки, символы, стихотворные тексты, игровые атрибуты, игрушки.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
- с родителями дома;
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут, не стоит предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых к более сложным, проводить эмоционально в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трёх упражнений новым может быть только одно, второе и третье для повторения и закрепления, если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новое упражнение, лучше отрабатывать старое, а для его закрепления придумать новые игровые приёмы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так в этом положении у ребёнка прямая спина, тело расслаблено, руки и ноги в спокойном положении.
7. Ребенку должно быть хорошо видно лицо взрослого, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находится перед настенным зеркалом, так же ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом (ручным), тогда взрослый должен находиться напротив лицом к ребёнку.
8.Начинать гимнастику лучше с упражнения для губ.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
-научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
-увеличить амплитуду движений;
-уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
В чем польза занятий артикуляционной гимнастикой.
Речь не является врождённой, а формируется постепенно по мере взросления ребёнка, а правильно сформированная речь основной показатель готовности ребёнка к обучению в школе.
Ребёнок выполняющий артикуляционную гимнастику:
-готов к первому классу;
-активно познаёт мир;
-разговаривает выразительно;
- имеет богатый словарный запас;
- охотно общается как с ровесниками, так и со взрослыми;
- рано осваивает навыки чтения и письма;
Занятие артикуляционной гимнастикой способствуют:
-развитию мелкой моторики;
- улучшают кровоснабжение органов артикуляции;
- подвижность артикуляции;
- укрепление системы мышц;
- уменьшают напряжённость органов речи;
-способствуют прекращению заикания;
Все артикуляционные органы связаны с мозговой деятельностью ребёнка, поэтому эта гимнастика способствует не только правильному развитию речи, но и психических факторов: мышление, память, изображение и восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование здорового образа жизни дошкольников» "Здоровье - это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскол
Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....
Буклет «Здоровый образ жизни дошкольника – основа вашей жизни»
quot;Здоровье - это драгоценность ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без нег...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста....

"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".
laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...
