Консультация для педагогов "Устное народное творчество в воспитании детей"
консультация (средняя группа)

Белоброва Любовь Николаевна

Материал разработки поможет педагогам организовать воспитательную работу с детьми, используя малые жанры фольклора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_pedagogv_ustnoe_tvorch-vo_i_vospitanie.docx614.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  №148»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

https://bel.cultreg.ru/uploads/1e2adf179120f72d578421160ec9411d.png

Воспитатель:

Белоброва Л.Н.

Высшая квалификационная категория

г. Оренбург- 2025 г.

Консультация для воспитателей «Устное народное творчество в воспитании детей»
 Устное народное творчество играет величайшую роль в развитии личности ребёнка. Но, прежде всего, говоря о ценности устного народного творчества в воспитании дошкольников, необходимо отметить его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное словесное искусство очень близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт благоприятную обстановку для детей.
Занимаясь художественно – творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех игры, хороводы. И всё это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят страх, тревожность, угнетённое состояние. Появляется спокойствие, чувство защищённости, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.

 Через различные виды устного народного творчества у детей расширяются представления об окружающем мире, развивается и обогащается (эпитетами, сравнениями, оборотами и т.д.) речь, развивается память, логическое и творческое мышление и другие процессы умственной деятельности. Кроме того, словесное искусство народа оказывает влияние на нравственно – эстетическое воспитание дошкольников, знакомит их с нормами морали, правилами поведения и т. д.
Но может быть в наш век научно – технического прогресса, компьютеризации эта проблема уже устарела? Оказывается, стала ещё острее и актуальнее в наше время. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в наши дни, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. В. Н. Сорока – Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребёнка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его. Устное народное творчество и другие виды народного искусства должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о предоставлении возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлении подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
На основе всего вышеизложенного я и стала работать над проблемой «Устное народное творчество в воспитании дошкольников».
Работать я начала в старшей группе и начала со знакомства с потешками, песенками, прибаутками. Знакомство начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав детям возможность рассмотреть, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов. Постепенно дети стали использовать их в своих играх. Я стала подбирать потешки с более сложным смыслом, ставила перед детьми задачу не только запоминать , эмоционально прочитывать её, но и самим обыгрывать. Дети очень заинтересовались. Так появился наш маленький театр.
Много времени я уделяла сказкам, которые старалась не читать, а рассказывать детям. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Часто я надевала костюм сказочности бабушки Матрёны и приходила в группу. Дети встречали меня радостно и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. Бабушка не спеша начинала с присказки, а затем уже рассказывала сказку. Вопросы по содержанию сказки задавать я не спешила, а наблюдала за тем, как дети делились впечатлениями друг с другом.
 Когда разгорался спор или создавалось неверное понимание смысла сказки, помогала детям. Чтобы узнать, как дети запомнили сказку и поняли её, я подбирала соответствующие игрушки или иллюстрации и вносила в группу. Обращалась к детям: «Ребята, из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начиналась беседа. Дети вспоминали события сказки, её героев, выявлялось отношение детей к ним. Далее я интересовалась, не хотят ли они нарисовать рисунки к сказке или сделать поделки? Ребята с большим интересом и желанием начинали творить, перекладывая свои впечатления на бумагу.

 Затем проводили игры – драматизации отдельных эпизодов по желанию детей. А впоследствии инсценировали целые сказки. Этот этап оказался самым кропотливым, длительным, сложным, но и самым интересным. Приходилось работать над дикцией, мимикой, движениями. Но когда всё получалось, восторгам не было предела. Ребята видели результаты не только своего труда, но и труда общего, коллективного. И были очень довольны. Порой бывало нелегко выбрать кого – то на роль. Всем хотелось участвовать в спектакле. Но и этот вопрос мы решали вместе с ребятами. Пробовали на роль всех желающих, а потом все вместе обсуждали, кто подходит на эту роль, кто нет и почему. Выбирали того маленького актёра, который наиболее выразителен был в этой роли, остальные были декораторами, помощниками, изготовителями пригласительных билетов. Работы хватало всем. И довольны были все.
 Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы можно использовать в различных ситуациях. Когда кто – то из детей торопился, я говорила: «Поспешишь – людей насмешишь». Дети собираются на прогулку, одевающемуся медленно ребёнку напоминала: «Семеро одного не ждут». И дети всё понимали, не надо было долго объяснять. Пословицы и поговорки помогали ребятам лучше понять различные явления или события. Например, весной наблюдая красоту окружающей природы, я отмечала: «Весна красна цветами». И детям становился понятен смысл этой поговорки. Мы изучали пословицы и поговорки о труде, учении, о Родине, о дружбе и многом другом. Вместе в группе мы объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. Очень приятно было слышать, когда дети говорили своему другу, не очень аккуратно выполнившему свою работу: «Готово, да бестолково». Или кто – то не убрал игрушки, а дети замечали: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Они применяли их и в других ситуациях. И мне было приятно, потому что я видела хоть и маленький, но результат своей работы. Чтобы легче было мне работать и интереснее, я собирала не только известные пословицы, поговорки, сказки, песенки, прибаутки, но и совсем старые, забытые из старых книг, от бабушек, оформляя их в альбомы. Таким образом, я оформила альбомы: «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Песенки и прибаутки», «Потешки и колыбельные». Это бесценный материал.
 Загадки – это гимнастика для ума. Поэтому загадкам я уделяла особое внимание. Учить отгадывать загадки я начала по методу Е. И. Тихеевой, когда на стол выставлялись игрушки и про них загадывались загадки. Дети легко могли отгадать такую загадку, ведь загадываемый предмет был перед глазами. Обращала внимание детей на меткую, образную характеристику игрушки. Постепенно, когда у детей накопился определённый запас знаний, дети справлялись с загадками и без наглядности, с помощью умственной деятельности. Загадки я использовала и на занятиях, и на прогулке, и при чтении художественной литературы. Вместе с детьми мы устраивали конкурсы, викторины. С нетерпением дети ждали вечеров, когда к ним приходила бабушка – Загадушка. В такие вечера дети не просто отгадывали загадки, но и мастерили отгадки.

 Постепенно в ходе моей работы я стала замечать, что дети моей группы стали увлечёнными, у них появился интерес, общее дело. И к моему удивлению и большой радости они сблизились, сдружились, старались помочь друг другу. Я была очень рада. Это был результат большой кропотливой работы.
  Родители с удовольствием принимают участие в работе о теме фольклора.. Для родителей желательно регулярно выставлять консультации по теме: «Загадка – гимнастика для ума», «Что за прелесть эти сказки» и др. И постепенно родители поняли меня, заинтересовались, стали помогать.

Конечно же, я не всё, что задумано, смогла реализовать. Но работа ещё не закончена. Я решила её продолжить, начав уже с младшей группы. Ведь с первыми произведениями устного народного творчества дети знакомятся с колыбели. Сейчас я знакомлю малышей с потешками, песенками, колыбельными. Дети участвуют в народных праздниках: «Масленица», «Жаворонки». Детям они очень нравятся. Чтобы достичь успеха, я стараюсь максимально  использовать фольклор  в собственной речи. Надеюсь, что  я смогу привить детям любовь к устному народному творчеству, которое играет огромную роль в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Народное творчество в воспитании детей"

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор....

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Консультация для родителей. «Значение русского народного творчества в воспитании детей»

Консультация для родителей, которая отвечает на вопрос нужно ли детей знакомить с родной культурой, а именно русской народной культурой и как это сделать в разных возрастах в условиях детского сада....

Консультация для родителей: «Народное творчество в воспитании детей»

Консультация для родителей: «Народное творчество в воспитании детей»...

Консультация "Народное творчество в воспитании детей"

Консультация для родителей из опыта работы воспитателя...

Консультация для родителей "Роль устного народного творчества в воспитании детей"

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские...