Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русский самовар и чаепитие на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕТСКИЙ САД № 36
664058, г. Иркутск, м-н Первомайский, 20 тел./факс 36-38-30 e-mail:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Образовательное учреждение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 36.
Воспитатель: Ивойловская Анна Сергеевна.
Образовательная область: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Возраст детей: старшая группа (5-6 лет).
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси».
Время реализации занятия – 25 минут.
Цель: создать условия для знакомства детей с русским самоваром, его внешним видом, назначением.
Задачи:
Образовательные: познакомить с русским самоваром, историей его возникновения, с традициями чаепития на Руси.
Развивающие: развивать коммуникативные умения, связную речь; развивать умение участвовать в беседе, внимательно слушать и отвечать на вопросы; способствовать развитию эстетического вкуса у детей; развивать мелкую моторику; самостоятельность, инициативу.
Воспитательные: воспитывать интерес к историческому наследию русского народа, традициям, культуре. Воспитывать положительные нравственные качества: доброту, щедрость, гостеприимство.
Предварительная работа:
- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре;
- отгадывание загадок о самоваре;
- разучивание физкультминутки «Самовар»;
- знакомство с росписями декоративно – прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, дымково);
- рассматривание предметов народного быта.
Планируемые результаты занятия: знакомство с самоваром, традициями русского народа.
Оборудование: интерактивная панель с презентацией «Русский самовар и чаепитие на Руси».
Демонстрационный материал: русский сарафан и кокошник, самовар, принадлежности для розжига самовара, кружевная скатерть, салфетка, сушки, баранки, медовые пряники, сахар рафинад, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами, сундучок.
Раздаточный материал: массажные мячики, стаканчики с водой, трубочки, шаблоны самовара, акварельные краски, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки.
№ п/п | Этапы занятия и временная реализация | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. | Организационно-мотивационный этап. 2 мин. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия и предстоящей деятельности. | Звучит отрывок произведения Д. Тухманова, Ю. Энтина - "Русский самовар". Стоит стол, накрытый для чаепития (самовар накрыт салфеткой, чайник для заварки, чашки с блюдцами, сушки, баранки, сахар кусковой). Воспитатель, одетый в русский сарафан, встречает детей. - Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь поудобнее. Гость на порог — хозяину радость. Будьте как дома! Сюрпризный момент: - Ребята, сегодня я для вас приготовила много нового и интересного. И впереди вас ждут открытия и сюрприз. В нашей группе спряталась одна старинная интересная вещь. Я загадку загадаю, а вы, отгадайте, что же это такое. Он пыхтит как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепениться - Пригласит чайку напиться. (Самовар.) - Да, вот он «Самовар-батюшка» (убирает салфетку, дети рассматривают самовар). | Слушают и отвечают на вопросы воспитателя, отгадывают загадку. |
2. | Этап изучения нового материала. 7 мин. Развитие зрительного восприятия и памяти. Активизация мыслительных процессов. | (Слайд 1) Ребята, предлагаю вам сегодня вернуться в прошлое и поближе познакомиться со старинным самоваром и традициями чаепития. Согласны? (Слайд 2) Первый самовар появился в городе Тула. И теперь этот город по праву называется столицей самоваров. Посмотрите, какие интересные памятники есть в этом городе. (Слайд 3) Два брата, Иван и Назар Лисицыны, смастерили первый самовар. 240 лет назад Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. (Слайд 4) Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а еще через 40 лет – аж 28! Каждый мастер стремился сделать свой самовар краше других. Я вам сейчас буду показывать вам разные самовары. Давайте обсудим, на что они похожи. (Слайд 5) Самовары в форме шара. (Слайд 6) Самовары в форме яйца. (Слайд 7) Самовары в форме вазы. (Слайд 8) Самовары разных форм. (Слайд 9) Самовары на высоких ножках. (Слайд 10) Самовар «петух». (Самовар 11) «Бочонок». (Слайд 12) Большие самовары использовались в чайных. Они были большими, у них был не один, а целых три крана. Средние по размеру «служили» в домах. (Слайд 13) Маленькие самовары использовались в армии. В них кипятили воду для умывания, заваривания чая, а также чтобы согреться в холодное время года. В качестве материалов для изготовления самоваров использовали серебро, медь и даже фарфор. Дидактическая игра «Какой?» - Скажите, если самовар сделан из серебра, он какой? (Серебряный самовар) Самовар из меди? Самовар из железа? А если самовар из фарфора? - А сейчас мы пользуемся самоваром? А в чем мы кипятим воду для чая? (Нет. В чайнике.) (Слайд 14) В наших современных домах мы можем встретить самовар, но он выглядит совсем по-другому. - Ребята, современные самовары, чайники работают от чего? (От электричества.) - А как же кипятили самовар на Руси, ведь электричество тогда ещё не придумали? (С помощью огня.) Дидактическая игра «Собери самовар». - Давайте и мы приготовим самовар. - Как думаете, что для этого потребуется? - Что сделаем сначала? (Для начала нальем в него воду и закроем крышку.) - Посмотрите, у меня на столе лежат предметы. Выберите те, которыми можно растопить самовар. (Дети выбирают ветки, щепки, сосновые шишки, уголь). - В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки (короткие обрубки дерева), сухие веточки деревьев или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев, поджигали их лучиной (тонкой длинной щепкой от сухого полена). Затем надевали на трубу сапог, чтобы снабжать её воздухом. Щепки горели, и вода вокруг трубы быстро закипала и долго не остывала. Ребята, кидайте в трубу ветки и шишки. Такой самовар называется жаровой или угольный. - Скажите, пожалуйста, можно ли нам сейчас зажечь огонь в самоваре? (Нет, нельзя, потому что из трубы будет выходить дым, группа им наполнится и нам тяжело будет дышать.) (Слайд 15) Правильно, ребята. Такие самовары кипятили только на улице. И мы с вами этого делать в группе не будем, но я предлагаю вам выполнить дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика «Вскипятим самовар» (На столе стоят стаканчики с водой и одноразовые трубочки). - Возьмите стаканчики с водой, опустите в них трубочки. Сделайте глубокий вдох носом и подуйте в трубочку, не раздувая щек. - Молодцы! Ребята, если самовар закипел, как будет называться вода? А трогать руками его можно? Почему? -Молодцы! Хорошо мы потрудились. Пришло время немного отдохнуть.
| Просматривают презентацию. Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Участвуют в игровой деятельности. |
3. | Динамическая пауза «Самовар». 2 мин. Снять напряжение. | Пыхтит на кухне самовар, (Идут по кругу в правую сторону, взявшись за руки). Чух-чух, пых-пых. А над ним вьется пар, (Идут по кругу в обратном направлении). Чух-чух, пых-пых. К самовару подойдем, (Идут маленькими шагами к центру круга). Себе чаю мы нальем. Вместе сядем все за стол, (Отходят назад, образуя широкий круг). Выпьем чаю с пирогом. (Хлопают в ладоши). | Участвуют в игровой деятельности. |
4. | Продуктивная деятельность. 9 мин. | - Ребята, а теперь пришло время потрудиться. Приглашаю вас мастерскую по изготовлению самовара. Тульские мастера прислали заготовки самоваров и просили их украсить. «Массаж ладоней» - Но прежде, чем начнём, давайте руки разомнём. Возьмите из контейнера по одному массажному мячику и пройдите за стол. Сделаем массаж ладоней с помощью мячиков. Зажмите мячик в правой ладони, затем переложите в левую ладонь. Крепко мячики сжимаем, Наши мышцы напрягаем, 2 раза Чтобы пальцы никогда Не боялись бы труда. - Размяли руки, теперь дело быстрее пойдёт. Кладите мячики в контейнер. (Воспитатель обходит детей с контейнером) Хватит, дети, забавляться, Пора за дело приниматься. Самовары разбирайте. Составляй любой узор, Чтобы радовал он взор. (Слайд 16) Украшая свои самовары вы можете использовать элементы росписи дымковских, филимоновских, гжельских, хохломских мастеров, а можете придумать свой узор. По окончании работы не забудьте вытереть руки влажными салфетками. Дети выбирают самовары и расписывают их. - Давайте посмотрим на ваши самоварчики. Они получились очень красивые! Молодцы! - Чей самовар вам понравился больше всего? | Выбирают самовары и расписывают их, включая освоенные ранее знания, умения навыки в самостоятельную деятельность. |
5. | Этап изучения нового материала. 2 мин. | (Слайд 17) Самовар – символ уюта, тепла семейного очага. Самовар покупали на всю жизнь, порой он переходил от родителей к детям. Его берегли, за ним ухаживали. Стоили самовары довольно дорого – ведь их делали мастера высокой квалификации. Вокруг него собиралась вся семья. За чашкой чая велись беседы, взрослые рассказывали сказки детям. Именно у самовара сложились пословицы, поговорки. Например, про чаепитие. Как вы понимаете следующую поговорку: «Самовар закипел – отвлекайся от дел». (Если самовар кипит, надо бросать все дела и садиться пить чай.) - С чем обычно пили чай в России? (С баранками, с сушками, с пряниками, с вареньем, мёдом.) | Просматривают презентацию, отвечают на вопросы. |
6. | Заключительный этап. 2 мин. Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки. | - Ребята, с каким символом России, мы сегодня познакомились? - Что вам понравилось на занятии? - Что запомнилось больше всего? - А что не понравилось? - Вы довольны своей работой? - С какими трудностями встретились? | Оценивают свои достижения, делятся мнениями о проделанной работе. |
7. | Рефлексия. 1 мин. | - Молодцы. Вы все отлично справились. Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу, чтобы у всех было хорошее, весёлое настроение. Сюрпризный момент — Вот теперь можно и чаю попить. Ребята, а к чаю у меня есть для вас сюрприз. Давайте посмотрим, что есть в моём сундучке. Угощайтесь пряничками. | Дети позитивно настроены. Достают пряники из сундучка. |
Итого 25 мин. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)
Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по теме: «По страницам книги. В чём загадка»
НОД с применением информационно-коммуникативной технологии на развитие певческих умений и навыков детей в процессе обучения пению...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативной технологии по теме: «По страницам книги. В чём загадка»
Форма проведения мероприятия: интегрированное музыкальное занятие с применением икт.Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»; «Социально – к...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по математическому и сенсорному развитию
Цель: Выявить уровень знаний дошкольников в области математическое и сенсорное развитие. Задачи: Закрепить знания последовательности дней недели; умение различать геометрические фигуры, количественный...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию
Цель: Познакомить детей с возникновением Международного дня защиты бельков. Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о многообразии животных, обитающих в климатических условиях крайнего Сев...

Технологическая карта Непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну «Сотрудничество»
Цель: Дать понятие о том, что такое сотрудничество и учить детей взаимодействовать в деятельности и общении, создать условия для повышения самооценки через индивидуальный успех....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Богатыри-защитники Русской земли». Образовательная область: Речевое развитие ( раздел «Художественная литература»)
Цель НОД: Формирование представлений о героическом прошлом русского народа путем изучения народного творчества- былины.Задачи НОД:Обучающие:- Уточнить знания детей о героическом прошлом русского народ...