Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Помелова Лариса Борисовна

Цель: Познакомить детей с возникновением Международного дня защиты бельков. Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о многообразии животных, обитающих в климатических условиях крайнего Севера.

2. Оптимизировать интеллектуальную деятельность детей за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

3. Развивать навыки самоконтроля и регуляции деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и в поведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

с детьми старшей группы комбинированной направленности (ЗПР)

  Тема: «День белька»

(образовательная область социально-коммуникативное развитие, образовательный компонент «Мир природы»)

                                                                 

 

                                             

                                                                                        

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

Возраст детей, группа

5-6 лет, старшая группа комбинированной направленности (ЗПР)

Тема НОД

«День белька»

Цель

Познакомить детей с возникновением Международного дня защиты бельков.  

Задачи

1. Уточнить и расширить представления детей о многообразии животных, обитающих в климатических условиях крайнего Севера.

2. Оптимизировать интеллектуальную деятельность детей за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

3. Развивать навыки самоконтроля и регуляции деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и в поведении.

Материал

Материал к занятию: smart доска, колонки, ноутбук, презентатор, конверт с письмом от героев, презентация с картинками, 5 столов (один с нейродорожкой), разрезная картинка из 12 кусков (4 конверта по 3 кусочка), магнитная доска, стульчики по количеству детей

Предполагаемый результат

  1. Самостоятельно выбирают партнёра для решения проблемной задачи.
  2. Эффективно взаимодействуют со сверстниками в процессе решения проблемной задачи.
  3. Демонстрируют негативную оценку деятельности охотников на бельков.
  4. Поддерживают международное движение по защите животных.  

Этапы технологии «Ситуация»

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

I. Введение в игровую ситуацию

Вызвать внутреннюю потребность детей для

 включения в деятельность,

постановка детской цели.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня утром мне передали для вас письмо. Давайте его прочитаем. Письмо от Кешы и Тучки.

- Здравствуйте, ребята мы узнали, что есть Международный день защиты бельков. Но мы не знаем, кто такие бельки, где они живут и от кого их надо защищать. Пожалуйста помогите нам это узнать.

 - Ребята, а вы знаете кто такие бельки и где они живут? (вариант ответа НЕТ) Вы хотите помочь Кеше и Тучке узнать это? (вариант ответа ДА)

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. Получают сообщение от персонажа.

Интерес к познавательной деятельности

Ответы детей

II.Актуализация знаний

Актуализировать

знания

и умения детей,

тренировать

мыслительные

операции, межполушарное взаимодействие.

Закрепить

знания детей о

видах транспорта,

животных крайнего

Севера.

Активизировать словарный запас.  

Воспитатель: 

Только для этого нам придётся отправится в путешествие на дальний Север, в Арктику. В Арктике мы найдём ответы на все вопросы. А поможет нам волшебная дорожка –

Дети подходят к 1 столу с наклеенными ручками и кружками по схеме: левая-правая-кружок-левая-кружок-правая-левая-кружок-правая-левая-кружок-правая-левая-правая-три кружка.

Дети подходят к доске. На доске слайд с картинками. (машина, велосипед, снегоход, автобус).

Воспитатель: 

Посмотрите на картинки. Как назвать одним словом эти предметы? (Это транспорт). А какой это транспорт? (наземный)

 - В Арктике кругом глубокий снег. Ребята, на каком транспорте удобно тут путешествовать? (снегоход).

Воспитатель: 

Арктике живут разные животные. Давайте посмотрим какие.

На слайде появляются загадки и потом картинки.

Здесь Ледовитый океан.

Плывёт на льдине капитан.

Он в белой шубе, он лохмат

Как брат лесной, он косолап. (Белый медведь)
 

Кто втыкает бивни в лёд,

Толстый, кто по льду ползёт?

На морозе не замёрз-

Он не мёрзнет, он же… (Морж)

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день. Это… (Северный олень)

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы.

Выполняют игровые действия.

Психологические: достаточный уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления).    

Выполнение заданий

III. Затруднение в ситуации

Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения.

Воспитатель: Есть ещё один зверёк, только изображение его рассыпалось на кусочки. Я прошу вас помогите из частей его сложите. Сможете помочь? Для этого вам нужно поделиться на группы, каждой группе собрать свою часть изображения, затем перенести её на магнитную доску. Приступайте.

Дети сталкиваются с затруднением. Пробными вариантами пытаются решить поставленную перед ними проблему.

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия.

Наблюдение в процессе работы

IV.

Открытие нового знания

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, внимание, целостное восприятие,

логическое мышление

Воспитывать умение работать в команде.

Дети распределяются на 4 группы, подходят к столам, на которых лежат по 3 пронумерованных кусочка картинки.

Затем прикрепляют свои части к магнитной доске (на доске лист с пронумерованными частями)

Воспитатель

- Кто знает, как называется это животное?

- Ребята, это тюлень и его детёныш.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.

На слайде крупным планом фото белька. Послушайте.

Рассказ воспитателя

В начале весны у тюленей рождаются малыши. После рождения шкурки у малышей имеют желтовато-зеленый оттенок, но через пару дней шерстка очищается и приобретает нежный молочный цвет, почти белый. Он держится чуть более двух недель. В этот период детёныша тюленя и называют белёк. Бельки по-разному реагируют на людей. Одни малыши с любопытством ползут к человеку и обнюхивают его, а другие тявкают и пытаются спрятаться. Тюленята любят, когда их гладят. Они удовлетворенно щурятся и подставляют животик. Однако гладить бельков можно только в перчатках, потому что тепло человеческой руки при низких температурах обжигает тело малышей. Бельки очень пугливы. Если человек попробует взять его на руки, то тюлененка от страха может стошнить. 

Шубка у белька очень красивая и потому возникла мода на всякого рода аксессуары и меховые изделия из его шкурки. Охота на ластоногих длится более 100 лет.  Больше всего их гибнет именно в марте. Маленький в этот период он ещё не умеет плавать и не может спрятаться от врагов в воде, приходится прятаться в снегу. Против убийства этих трогательных животных активисты разных стран мира боролись десятилетиями и продолжают бороться.

В России удалось переломить ситуацию и в 2009 году запретили охоту на бельков. А 15 марта во всем мире отмечают международный день защиты бельков. Люди проводят акции, митинги, протесты против истребления этих животных. 

Дети узнают о жизни детёнышей тюленя, причинах охоты на них

Психологические: усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач

Психосоциальные - умение слушать и слышать, понимать и принимать учебную задачу, выполнять учебные действия.  

Наблюдение за процессом деятельности.

V. Введение новых знаний в систему знаний

Закреплять новые знания и способы их применения.

Воспитатель

Наше путешествие по Арктике подходит к концу. Вы нашли ответы на вопросы Кеши и Тучки? Кто такие бельки? От кого их нужно защищать? А мы сможем защитить этих животных? Как нам это сделать?

 (можно нарисовать рисунки, провести акцию)

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы.

Выбор вариантов деятельности из полученного ранее опыта.

Ответы детей

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

Ребята, вы молодцы, проделали огромную и полезную работу.

- Что нового, интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)

Дети собираются около воспитателя, Отвечают на вопросы воспитателя.

Самооценка

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР Путешествие в сказку «Царевна- лягушка»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,фонематической , лексической, грамматической. Полноценное владени...

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие. « Книга - лучший друг человека».

Цель: формирование у детей целостной картины мира, расширение кругозора, активизация необходимых для познавательного развития процессов, умений, способов познания....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета".

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию. Экологический досуг "Чистый город - чистая планета"...

«Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

laquo;Современные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста по социально - коммуникативному развитию в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у Лесовичка»

Образовательные технологии: информационно-коммуникативная, игровая, рефлексия, личностно-ориентированная.Цель: расширение и закрепление знаний о жизни диких животных осенью, развитие познавательной и ...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Волшебный сундучок тётушки Совуньи».

Цель:Развивать связную речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки. Задачи:развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;упражнять в умении составлять предложени...